урок окружающего мира по теме "Четыре царства живой природы" 3 класс УМС "Планета знаний"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока оружающего мира 3 класс УМС "Планета знаний" по теме "Четыре царства живой природы" с применением системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель (ФИО) Струганова Алевтина Владимировна
Предмет окружающий мир Класс 3
Тема урока Четыре царства живой природы
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Струганова А.В.
Предметная область: окружающий мир
Класс: 3 класс
Автор УМК: Окружающий мир 3 класс УМС «Планета знаний», автор Г.Г.Ивченкова
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Тема урока: Четыре царства живой природы
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи
в природе.
Средства (оборудование):
1) учебник по окружающему миру (УМС «Планета знаний»Г.Г.Ивченкова);
2) карточки с заданиями;
3) слайдовая презентация
4) листы самооценки.
Основные понятия - «Царства», «бактерии», «ботаника», «биология», «зоология», «микроскоп»
Межпредметные связи - литературное чтение
Организация пространства - работа с классом фронтальная, в малых группах, индивидуальная
Технологии, используемые на уроке: компьютерные (информационные), игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, кейс – технология.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Орг. момент Цель: самоопределение к деятельности. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
II этап. Актуализация к учебной деятельности Цели и задачи, которые хочет достичь учитель: выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми. Методы: слайдовая презентация, загадки для мотивации, наводящие вопросы | Наш урок предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» Организует беседу, выявляющую знания детей по теме. - Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать. - Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.
Учитель читает загадку, Слайд №1 « Природа» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы , воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг …(природа) - А что такое природа? - Какая бывает природа? - А живем мы с вами на планете? Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное. - А вы, хотите побывать в этих царствах? - Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие? - Какой будет тогда тема нашего урока? Слайд 2 Тема урока « Царства живой природы» На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы» Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. ( коммун.УУД) Вступают в диалог с учителем. Аргументируют свои ответы: Дети смотрят на слайд Дети: Природа. Природа – это все, что нас окружает. Живая и неживая. Земля. Выдвигают предположения о теме урока. Да Узнать эти царства
|
III этап. Изучение нового материала
Цель: открытие нового знания, организация учебной деятельности. Учебная цель перед обучающимися: познакомиться с царствами природы, уметь выделять его обитателей, понимать их роль и значение. Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: исследовать царства живой природы, выделить основные понятия. Задачи: Умение аргументировать свои ответы; развивать коммуникативные компетенции, творческое воображение и внимание; устанавливать связь между представителями этих царств; самостоятельно находить ответ на заданные вопросы, строить диалог; формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога; уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,. формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Методы стимулирования: похвала, одобрение. Формы и методы изложения нового материала: беседа, сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала; самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала; работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов; Физминутка Работа по учебнику Цель: найти ответы на вопросы с помощью прочитанного текста. Основные формы и методы организации фронтальной, индивидуальной и групповой деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа в группах по составлению правил поведения в природе, Методы стимулирования: похвала, одобрение. IV этап. Закрепление изученного материала Учебная цель перед обучающимися:проверить усвоение темы Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону
| Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. А помогут вам ваши знания. Слайд 3 Загадка Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом- Чудеса увидишь в нем! Слад 4 «Лес» - Какие растения леса вы знаете? - На какие группы они делятся? - Какую пользу они приносят? - Какое название дадим этому царству? ( Растения) Дополняем таблицу на доске царства «Растения» Слайд № 5 Отличие растений от животных Для кого в природе лес служит домом ? - На какие группы делятся животные? - В чем их отличие? (по месту обитания) - По способу питания? - Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные) Слайд. № 6 « Животные» Дополняем таблицу на доске «Животные» В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу? Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много. - А вы собирали грибы? - Какие грибы есть в нашей местности? Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему? - Как вы, думаете, в какое царство мы их определим? Слайды № 7-8 - 9 «Грибы» Дополняем таблицу на доске царства «Грибы»
- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство. ( Чтение отрывка стихотворения « Мойдодыр») Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. -Кто написал эту сказку и как она называется? -Почему все отвернулись и убежали от главного героя? -Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Слайд № «Бактерии» Сообщения детей ( 2 ученика)
-Какое же название дадим этому царству? (Бактерии) Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии» - Сколько же царств, у нас получилось? Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок. Их изучением занимаются различные науки Слайд № Царства природы -Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу - Что означают стрелки между царствами? Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества) Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания. -Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа? Прочитайте последний абзац текста на с. 78 - Представители, какого царства готовы отвечать?
Вывод: чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. - Чем различаются условия жизни в этих средах? Работа в группах: 1. Какие правила охраны нужны для этого царства ? Слайд № Игра «Четвертый лишний»
Слайд № Проверка
2. Олень (растительноядный) 3. Леопард (дикое животное) 4. Муравей (насекомое) Кит (водная среда обитания) | (Регул и личн. УУД) Читают про себя загадку Отгадка. Лес Дуб, береза, рябина, цветы Деревья, кустарники, травы. Дают кислород, защищают от солнца Растения Лес - это дом для ….. ( животных) |
Дикие и домашние Дикие живут в лесу, домашние рядом с человеком Хищные и растительноядные Животные Цветы, ягоды, грибы.
Маслята, шампиньоны, грузди,опята Нет Съедобные и несъедобные. Ответы детей
Грибы ( К. Чуковский, « Мойдодыр») Сообщения детей о бактериях
Ученица Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Бактерии В природе существуют 4 царства.
Выполняют упражнения по команде учителя Связь между собой Читают текст в учебнике про себя наземно- воздушную ( птицы) водную (рыбы), почвенную (черви), Болезнетворные бактерии в других живых существах. Условия жизни в разных средах разные, поэтому представители каждого царства приспосабливаются к ним. Дети составляют правила охраны Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. ( познават. И регул. УУД ) | ||
V этап Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы Цель- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом VI этап Задание на дом. Цель самостоятельной работы обучающихся: подготовить сообщение о любом царстве по выбору. Цель, которую хочет достичь учитель: формировать умение подбирать интересный и познавательный материал, развивать творческие способности обучающихся. | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. - Какие задачи на урок мы ставили? - Все ли мы исследовали в этих Царствах? Дискуссия. А как вы думаете, какое царство главное? - Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. 6. Рефлексия. Игра «Определи царство». Сейчас предлагаю вам немного поиграть. Возьмите в кейсе набор цветных карточек. Я называю живое существо – вы показываете карточку, соответствующего царства. Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше. Это и будет вашим творческим домашним заданием. Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. - Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках. Предлагает закончить предложения: Урок помог мне………. Для меня было сложным……… Мне понравилось…………… Творческое Подготовить сообщение о понравившимся царстве Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Узнать, какие царства природы есть Нет Ответы детей Дети показывают карточки соответствующего цвета. Дети выходят доске и определяют цветочек в понравившееся царство. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. ( регулятивные ууд Карточки для записи предложений Урок помог мне………. Для меня было сложным……… Мне понравилось…………… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Грибы - особое царство природы" 3 класс
Урок на тему « Грибы – особое царство природы» - урок изучения нового материала. Его цель – ознакомление учащихся с грибами как самостоятельным царством живых организмов. В ходе урока ученики по...
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Путешествие в царство живой природы» Классный руководитель: Смыкова В.И ...
Урок окружающего мира по теме «Царство бактерий».( 2 класс)
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (УМК "Начальная школа XXI века")...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Конспект урока окружающего мира: "Как люди познают мир", 2 класс "Планета знаний"
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как люди познают мир», 2 класс "Планета знаний"...