Урок окружающего мира "Грибы - особое царство природы" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Загорулько Инна Владимировна

 

Урок на тему « Грибы – особое царство природы» - урок изучения нового материала. Его цель – ознакомление учащихся с грибами как самостоятельным царством живых организмов. В ходе урока ученики получают начальные сведения о биологии как науке, учатся классифицировать живую природу, используя таблицы и схемы. Для большей заинтересованности учащихся в ходе урока проводится работа над кроссвордом «Угадай гриб по описанию»,используются загадки и частушки по изучаемой теме, зачитываются доклады о грибах, их сборе. Урок направлен на воспитание бережного отношения учащихся к объектам природы. В целях лучшего усвоения нового материала в ходе урока используется мультимедийное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon griby-osoboe_carstvo_prirody.zip519.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГРИБЫ – ОСОБОЕ ЦАРСТВО ПРИРОДЫ

Программа: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Автор разработки: Загорулько Инна Владимировна, учитель начальных классов

ЦЕЛЬ: АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ГРИБАХ; ДАТЬ НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИБАХ КАК ОСОБОМ ВИДЕ; ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТАМ ПРИРОДЫ.

Оборудование: учебник, энциклопедия для детей «Биология», доклады учащихся, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.

-Как называется наука, которая изучает живую природу? ( Биология.)

- На какие царства ученые – биологи делят живую природу?

(Ответы детей.)

На доске появляется таблица.

Грибы

Растения

Животные

Бактерии

Живая природа

Люди

 

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.  (Грибы)

- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.

  1. Знакомство с новым материалом.

- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?

Вопросы по мере их поступления записываются на доске:

Что такое грибы?

Какие бывают грибы?

Где, как и когда растут грибы?

Все ли грибы можно собирать?

Какую опасность представляют грибы?

Можно ли употреблять в пищу грибы, и в каком виде?

- Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы. Начнем знакомство с определения грибов. Какие у вас мнения имеются по поводу того, к какому миру принадлежат грибы?

Выслушиваются предположения учащихся.

- Долгое время грибы считали растениями. Но это не так.

  1. Работа с учебником.

Прочитайте текст в учебнике на странице 57 и найдите доказательства.

На доске определение из энциклопедии для детей «Биология».

Грибы – самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений.

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражало их способность появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты  - мясо, колбасу, яйца, рыбу.

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

- Какая часть гриба часто упоминается в сказках? ( Шляпка)

Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.

На доске появляется схема «Строение гриба».

- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? ( Одна его часть находится под землей, другая – над землей.)

- Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)

- Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

- Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые.

- Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? ( Она состоит из нитей, похожих на паутину.)

- Какое бы вы дали ей название? Выслушиваются ответы детей.

- А на самом деле подземная часть гриба называется грибница.

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по–вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба?  Почему?

( Грибница важнее, чем плодовое тело.)

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?

( Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.)

- Многие  грибы растут под конкретными деревьями. Отсюда их и названия.

Какие это грибы? ( Подберезовик – под березами, подосиновик – под осинами, маслята – под хвойными деревьями.)

- Почему так происходит? (Выслушиваются предположения детей)

- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

- А вот в каких условиях произрастают грибы послушайте доклад.

Ученик. Для произрастания грибов нужны богатая перегноем рыхлая почва, влага, умеренное тепло и прикрытие то палящих лучей солнца. Лучше всего грибы произрастают при температуре +16 - +250. В течение лета и осени грибы растут неравномерно. Наиболее интенсивно они появляются в июне – июле и в сентябре – октябре. Лучшее время для сбора грибов – утро: они в это время наиболее сочные, свежие, крепкие и душистые. Больше всего грибов в смешанном лесу с березами, осинами, где много перегноя и влаги. Для каждого гриба в лесу – свое место.

  1. Знакомство с разнообразием грибов.

- Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. ( Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.)

- Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? (Шляпки)

- Поэтому он не относится к шляпочным грибам.

- А как бы вы его назвали? ( Плесневый гриб)

- Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?

Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.

Отгадайте загадку: «Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и в квасу». Подсказка. Что заставляет тесто «убегать». (Грибы – дрожжи.)

- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука.

На доске таблица.

Грибы

Дрожжевые

Шляпочные

Плесневые

1

2

3

4

5

6

- Достаточно ли наших знаний, чтобы бежать в лес за грибами? (Нет)

- А что еще необходимо знать? (Все ли грибы можно собирать)

- Вот мы и посмотрим, знаете ли вы грибы.

Кроссворд. «Угадай гриб по описанию»

 По горизонтали:        

5. Этот гриб растет в роще, среди берез.

По вертикали:

1.У этого гриба шляпка ничем не примечательна, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.

2.У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.

3.Этот гриб имеет ярко – апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.

4.Царь грибов. Еще его называют боровиком.

6. Этот гриб растет у пней.

Ответы:

По горизонтали: 5.Подберезовик.

По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.

- Какие грибы оказались в нашем кроссворде. ( Съедобные)

- У многих съедобных грибов есть опасные двойники.

Доклады.

1 Ученик. У самого ценного гриба белого – есть опасные двойники. Желтый и сатанинский – называются эти грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.

Не опытный сборщик может набрать ложных опят вместо настоящих. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато желтая, на ножке – пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.

2 Ученик. Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов – бледную поганку. В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно – зеленый, желто – зеленый, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо.

К ядовитым грибам относится мухомор.

- Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравится грибами? (Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен.)

  1. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали о грибах? ( Дети отвечают)

- Послушайте грибные частушки.

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно:

Про грибы споем частушки

Очень замечательно.

- Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

- Возраст мой – всего два дня.

А в лукошке-то у нас

 Все, что нужно в суп грибной:

И опята, и маслята,

Есть и рыжик золотой.

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Нам не надо ни одной,

Обойдем их стороной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор –

Сморит, улыбается,

Хочет всем понравиться.

Нас не зря зовут «лисички»-

Мы лукавые сестрички:

Старой желтою листвой

Мы укрылись с головой.

Есть грибы съедобные,

Есть и ядовитые.

Нам съедобные нужны –

Мы на них любители.

Мы частушки вам пропели,

Просвещали вас часок.

А теперь – хватай лукошки,

За грибами все в лесок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся  правилам работы в парах и группах...

Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс

Данный урок разрабртан с учетом ФГОС, с использованием проектной технологии...

Урок окружающего мира "Луг - царство цветов и насекомых" 3 класс УМК Перспектива

Технологическая карта урока с презентацией. Окружающий мир. УМК Перспектива. "Луг - царство цветов и насекомых"...

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

На этом уроке дети познакомятся с новым царством, научатся отличать съедобные грибы от несъедобных. Составят правила сбора грибов....

Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс

Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс...

Презентация урока окружающего мира в 3 "Ж" классе на тему : "В царстве грибов".

Презентация урока окружающего мира на тему "В царстве грибов"Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов.Задачи: научиться объяснять строение грибов, их значен...