Урок окружающего мира "Грибы - особое царство природы" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок на тему « Грибы – особое царство природы» - урок изучения нового материала. Его цель – ознакомление учащихся с грибами как самостоятельным царством живых организмов. В ходе урока ученики получают начальные сведения о биологии как науке, учатся классифицировать живую природу, используя таблицы и схемы. Для большей заинтересованности учащихся в ходе урока проводится работа над кроссвордом «Угадай гриб по описанию»,используются загадки и частушки по изучаемой теме, зачитываются доклады о грибах, их сборе. Урок направлен на воспитание бережного отношения учащихся к объектам природы. В целях лучшего усвоения нового материала в ходе урока используется мультимедийное оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby-osoboe_carstvo_prirody.zip | 519.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРИБЫ – ОСОБОЕ ЦАРСТВО ПРИРОДЫ
Программа: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
Автор разработки: Загорулько Инна Владимировна, учитель начальных классов
ЦЕЛЬ: АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ГРИБАХ; ДАТЬ НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИБАХ КАК ОСОБОМ ВИДЕ; ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТАМ ПРИРОДЫ.
Оборудование: учебник, энциклопедия для детей «Биология», доклады учащихся, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и целей урока.
-Как называется наука, которая изучает живую природу? ( Биология.)
- На какие царства ученые – биологи делят живую природу?
(Ответы детей.)
На доске появляется таблица.
Грибы
Растения
Животные
Бактерии
Живая природа
Люди
- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.
- Знакомство с новым материалом.
- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?
Вопросы по мере их поступления записываются на доске:
Что такое грибы?
Какие бывают грибы?
Где, как и когда растут грибы?
Все ли грибы можно собирать?
Какую опасность представляют грибы?
Можно ли употреблять в пищу грибы, и в каком виде?
- Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы. Начнем знакомство с определения грибов. Какие у вас мнения имеются по поводу того, к какому миру принадлежат грибы?
Выслушиваются предположения учащихся.
- Долгое время грибы считали растениями. Но это не так.
- Работа с учебником.
Прочитайте текст в учебнике на странице 57 и найдите доказательства.
На доске определение из энциклопедии для детей «Биология».
Грибы – самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений.
- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражало их способность появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.
- Какая часть гриба часто упоминается в сказках? ( Шляпка)
Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.
На доске появляется схема «Строение гриба».
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? ( Одна его часть находится под землей, другая – над землей.)
- Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)
- Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.
- Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые.
- Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? ( Она состоит из нитей, похожих на паутину.)
- Какое бы вы дали ей название? Выслушиваются ответы детей.
- А на самом деле подземная часть гриба называется грибница.
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по–вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
( Грибница важнее, чем плодовое тело.)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?
( Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.)
- Многие грибы растут под конкретными деревьями. Отсюда их и названия.
Какие это грибы? ( Подберезовик – под березами, подосиновик – под осинами, маслята – под хвойными деревьями.)
- Почему так происходит? (Выслушиваются предположения детей)
- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
- А вот в каких условиях произрастают грибы послушайте доклад.
Ученик. Для произрастания грибов нужны богатая перегноем рыхлая почва, влага, умеренное тепло и прикрытие то палящих лучей солнца. Лучше всего грибы произрастают при температуре +16 - +250. В течение лета и осени грибы растут неравномерно. Наиболее интенсивно они появляются в июне – июле и в сентябре – октябре. Лучшее время для сбора грибов – утро: они в это время наиболее сочные, свежие, крепкие и душистые. Больше всего грибов в смешанном лесу с березами, осинами, где много перегноя и влаги. Для каждого гриба в лесу – свое место.
- Знакомство с разнообразием грибов.
- Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. ( Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
- Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? (Шляпки)
- Поэтому он не относится к шляпочным грибам.
- А как бы вы его назвали? ( Плесневый гриб)
- Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
Отгадайте загадку: «Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и в квасу». Подсказка. Что заставляет тесто «убегать». (Грибы – дрожжи.)
- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука.
На доске таблица.
Грибы
Дрожжевые
Шляпочные
Плесневые
1 | |||||||||||
2 | 3 | ||||||||||
4 | |||||||||||
5 | 6 | ||||||||||
- Достаточно ли наших знаний, чтобы бежать в лес за грибами? (Нет)
- А что еще необходимо знать? (Все ли грибы можно собирать)
- Вот мы и посмотрим, знаете ли вы грибы.
Кроссворд. «Угадай гриб по описанию»
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1.У этого гриба шляпка ничем не примечательна, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2.У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3.Этот гриб имеет ярко – апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4.Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.
Ответы:
По горизонтали: 5.Подберезовик.
По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.
- Какие грибы оказались в нашем кроссворде. ( Съедобные)
- У многих съедобных грибов есть опасные двойники.
Доклады.
1 Ученик. У самого ценного гриба белого – есть опасные двойники. Желтый и сатанинский – называются эти грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.
Не опытный сборщик может набрать ложных опят вместо настоящих. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато желтая, на ножке – пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.
2 Ученик. Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов – бледную поганку. В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно – зеленый, желто – зеленый, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо.
К ядовитым грибам относится мухомор.
- Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравится грибами? (Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен.)
- Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали о грибах? ( Дети отвечают)
- Послушайте грибные частушки.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно:
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.
- Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
- Возраст мой – всего два дня.
А в лукошке-то у нас
Все, что нужно в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор –
Сморит, улыбается,
Хочет всем понравиться.
Нас не зря зовут «лисички»-
Мы лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны –
Мы на них любители.
Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок.
А теперь – хватай лукошки,
За грибами все в лесок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Урок окружающего мира "В царстве грибов"
Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся правилам работы в парах и группах...
Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс
Данный урок разрабртан с учетом ФГОС, с использованием проектной технологии...
Урок окружающего мира "Луг - царство цветов и насекомых" 3 класс УМК Перспектива
Технологическая карта урока с презентацией. Окружающий мир. УМК Перспектива. "Луг - царство цветов и насекомых"...
Урок окружающего мира "В царстве грибов"
На этом уроке дети познакомятся с новым царством, научатся отличать съедобные грибы от несъедобных. Составят правила сбора грибов....
Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс
Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс...
Презентация урока окружающего мира в 3 "Ж" классе на тему : "В царстве грибов".
Презентация урока окружающего мира на тему "В царстве грибов"Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов.Задачи: научиться объяснять строение грибов, их значен...