Конспект урока "Вода и её свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Никонова Гюзель Агсамутдиновна

Тема: Вода и её свойства.

Цель: 1. Познакомить со значением воды в жизни человека,

           животных, её свойствами.

           2. Развивать познавательный интерес, логическое мышление,

            умение обобщать, делать выводы.

           3. Вести природоохранную, краеведческую работу.

Ход урока.

  1. 5 минут чтения

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Охраняйте все вокруг живое,

Убивайте лишь зверей в себе!

 

- Прочитайте с чувством : радости, призыва, тревоги.

- С каким чувством нужно читать это стихотворение.

- По-настоящему научиться любить природу можно только изучив её.

- А вот насколько хорошо знаете природоведение вы, мы увидим, повторяя изученный материал.

 

  1. Повторение изученного.

 

  1. Фронтальная работа

  Нашу милую планету                                                        5 минут чтения

 Пожалейте люди

 Мир – как бедный одуванчик:

 Дунешь – и не будет.

 И тогда вся жизнь исчезнет

 В черном океане.

 Мир – как тоненькая ветка

 Сломишь – и не станет.

 

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

  1. Прочитай слово:

Горизонт

 

- Что называют горизонтом?

- Что такое линия горизонта?

 

Восток                                     Запад

 

- Что означают эти слова?

- Какие еще стороны горизонта знаете?

- Какую сторону горизонта можно найти в солнечный день по тени? (север)

- Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)

- Какие приемы ориентирования знаете? (по карте, по плану, по солнцу, по компасу, по местным признакам)

- Что такое план, карта?

 

План – чертеж, на котором все предметы местности изображены в уменьшенном виде. (для этого применен масштаб)

 

Карта – сильно уменьшенный чертеж местности, на который наносят большие территории – области, республики, страны; расстояния уменьшены в миллионы раз.

  1. Формы поверхности

 

       Равнины                       Гористая

 

 

 


Плоские    Холмистые Ущелья Долины

 

 

 


         Овраги

 

Д.в. Назови части горы

 (вершина, склон, подошва).

 

  1. Раздели на группы слова:

Нефть (1), гранит (3), каменный уголь (3), известняк (3), газ (2), железная руда (3)

( ) – по состоянию

По применению:

- в строительстве: гранит, известняк;

- топливо: газ, нефть, каменный уголь;

- в быту: нефть, железная руда.

 

Д.в. Определи по описанию полезное ископаемое

 

Маслянистая жидкость светло-коричневого, бывает желтого, черного цвета, легче воды, пахуча, горюча (нефть)

 

Крупные месторождения:

Самотлорское

Суторминское

Нижневартовское

Сургутское

 

  1. Расскажи о полезных ископаемых по плану:

- Назови свойства

- Где применяется

- Месторождения

 

3.Объяснение нового материала.

А. Определение темы урока

     «Игра на внимание»

Океан

Река

Море                                      Что объединяет эти слова?

Озеро                                     (водоемы)

Болото

Родник

 

Цель: На уроке узнаем о свойствах воды, ее значении в жизни людей, животных.

Б. Практическая работа

- по данной памятке (которой указан план), сформулировать свойства воды, с помощью предметов, находящихся на парте, и ваших наблюдений доказать их.

 

Памятка

Приспособления

  1. Форма (не имеет формы)
  2. Цвет (можно ли назвать воду голубой)
  3. Запах (духи, цветы, пироги, а вода?)
  4. Вкус (соль – соленая, сахар – сладкий, а вода?)
  5. Прозрачность
  6. Текучесть
  7. Способна ли вода растворять вещества? Соль, сахар не исчезли, а растворились, вода стала сладкой/соленой)

6 чайных ложек, банка, 12 полосок цветной бумаги по 2 на группу)

 

Я опустила размельченный мел в стакан с водой. Чем вода в нем отличается от воды в стаканах с растворенной солью и сахаром?

Вода стала мутной, а мел осел на дно. Почему не видно соли и сахара? (они растворились) Следовательно, вода имеет свойства растворять некоторые вещества.

Можно ли очистить эту воду, чтобы она стала чистой?

Как называется очистка воды? (фильтрование)

Сделанная из промокательной бумаги воронка – фильтр. (хорошим фильтром является и песок)

В каком состоянии находится вода в стакане?

Может ли она находится в другом состоянии?

ВЫВОД: Чтение вывода на стр.69

         Не умыться, не напиться без воды,

         Листику не распуститься без воды.

         Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

 

Сформулируйте свойства воды по плану

Д/З

-проведи наблюдения,

-дополнительный материал.

 

         Океан седой гремит набатно

         Он таит обиду в глубине,

         Черные раскачивая пятна

         На крутой, разгневанной волне.

         Стали люди сильными, как боги,

         И судьба Земли у них в руках,

         Но темнеют страшные ожоги

         У земного шара на боках.

         Мы давно освоили планету,

         Широко шагает новый век,

         На Земле уж белых пятен нету,

         Черные сотрешь ли, человек!

 

         Так как тема нашего разговора – вода, не могу не сказать вам об интересном факте:

         Недавно пошло экстренное заседание охраны прав природы, на котором присутствовали животные. Послушайте же какой вопрос волновал их. (видеозапись)

 

Сова. Открываю экстренное заседание комитета охраны прав природы.

         Уважаемые действительные члены и члены – корреспонденты!

На сегодняшнем заседании я хочу вынести на повестку дня первоочередную проблему, над которой нам предстоит работать – это состояние наших водоемов. Кто как не мы, знаем, насколько необходима вода в нашей жизни. Наши корреспонденты побывали на разных водоемах, они расскажут о том, что видели.

Итак, этот репортаж со сторожилом моря нам любезно предоставляет экологический журнал «Свирель».

 

Репортер. Однажды, прогуливаясь по берегу моря я встретил одного старичка, который поведал мне интересную историю о нефтяной рыбке.

 

         Жили-были старик со старухой у самого синего моря.

                   Однажды забросил дед невод в море, пришел к нему невод не с тиною морскою, а с ржавыми банками, битыми бутылками, пластиковыми пакетами и прочим мусором. Забросил он невод ещё раз – выловил старый башмак. В третий раз закинул он невод, пришел невод с рыбкой, не простою рыбкой, а известное дело, золотою. Молвила рыбка голосом человечьим: «Не отпускай меня, старче, в море, лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу за это тебе службу. Не хочу я сделаться рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою».

 

                   Вот до чего довели рыб. Так скоро разбегутся по аквариумам, т.к. превращаются водные просторы в свалку. Случается и такое: поплыл танкер-нефтевоз, а грязную воду – в море. От этой отравы гибнут рыбы, птицы. Придумали люди собирать весь мусор танкером – мусоросборщиком, да, поможет ли?

 

                   Может эти люди значения воды не знают?

                   А вы, ребята, знаете значения воды?

 

  1. Люди стремятся селиться там, где прежде всего была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как защита от нападения неприятеля, как удобный путь для сообщения и торговли с соседями. Вода – среда обитания многих тысяч видов водных растений и животных. Известный художник Леонардо да Винчи назвал ее соком жизни на Земле.

 

  1. В настоящее время у нас на одного жителя крупного города приходится около 700 литров воды, в то время как на одного жителя Лондона – 250 литров, на одного парижанина – 450 литров в сутки. И вся это вода питьевого качества.

По справочным данным в день человек затрачивает на:

- мытье рук (не закрывая крана) – 6-8 литров воды,

- чистка зубов (не закрывая крана) – 6-8 литров воды,

- душ (за один раз) – 15-20 литров воды,

- принятие ванны – 150 литров воды.

Если учитывать влажную уборку, цифры будут ещё больше.

 

  1. Вода составляет большую часть массы тела любого организма. У взрослого человека на 70 кг массы тела приходится 50 кг воды (т.е. 70% влаги). Потеря всего 12% влаги достаточна для того, чтобы погибнуть.

 

Верблюд может потерять без вреда 30% воды, а дождевой червь – до 40%, и, хотя жизнь в таком состоянии замирает, его можно возродить.

 

(Видеозапись).


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

Конспект занятия по окружающему миру.

1 класс

Тема:   С чего начинается Родина?

        Родина, род, народ, природа,

       Родня – родственные слова.

Разработала: Никонова Г.А.,

учитель начальных классов

г.Тюмень, 2015г.

Цели:               1.Познакомить детей с новым учебным предметом.

                              С понятиями Родина, род, народ, родня.

                          2.Развивать речь, кругозор, логическое мышление

3. Воспитывать любовь к родине, чувство национальной     гордости, любовь к родному краю.

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных и                         растений, портрет Ю.Яковлева, макет человека, карта Тюменской        области, динамические схемы.

ПЛАН

  1. Вводная беседа учителя о новом предмете. Беседа о природе.
  2. Основная часть.
  1. Знакомство с целями и задачами,  основными понятиями.
  2. Построение динамической схемы, взаимосвязь в природе.
  1. Вывод.

Ход занятия

Звучит песня «Все это называется природа».

  1. Вводная беседа о природе.

Отгадайте загадки.

А. Хвост пушистый,                        Не мышь, не птица

        Мех золотистый,                        В лесу резвится.

        В лесу живет,                        На деревьях живет

        В деревне кур крадет.                 И орешки грызет.

        (лиса)                                (белка)

(вывешиваются предметные картинки)

- Как назвать одним словом их?

- Животные.

(вывешивается понятие – животные)

Б. Стоит Антошка                         Любопытный

На одной ножке                        Красный нос

Его ищут, а он                        По макушку

Не откликается.                        В землю врос.

(гриб)                                (морковь)

(вывешиваются предметные картинки)

- Как назвать одним словом?

- Растения.

(вывешивается понятие – растения)

В. На горе горой, а в избе водой.

                                        (снег)

 Один льет, другой пьет, третий растет.

                                        (дождь, земля, трава)

  Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится

                                        (ветер)

  Росу выпивает, тучи разгоняет, снег поедает, что это?

                                        (Солнце)

Я бегу струей из крана,

Бью ключом из земли,

Я качаю в океане

Великаны – корабли.

                (вода)

Голубое покрывало над нами проплывало.

                                (небо, облака)

Животные и растения, вода, Солнце, ветер, небо, земля и человек.

- Как все это назвать одним словом?

- Природа.

- В природе все взаимосвязано и все дружат друг с другом. Животные с растениями, растения с животными, человек с животными и растениями, растения и животные с человеком. Все они не могут жить без Солнца, ветра, воздуха и воды.

Сегодня я начну вам рассказывать о доброй фее. Эта фея совершенно необыкновенная. У других фей есть дворцы, в которых они живут, и только время от времени, вылетают оттуда делать свои добрые дела. А эта фея, которую зовут необычным именем – экология, трудится все время. Все время она делает добрые дела. Никакого дворца у нее нет. Она живет повсюду и со всеми сразу: и в траве, и в поле, и в воздухе, и с медведями в лесу, и с белками, и с рыбками, и с пшеницей, и с рыбами, и с лягушками, и с водрослями, и с китами в море, и с дельфинами, и с нами – людьми.

Никто без нее не может обойтись. Она успевает всем помочь. Она отлично знает, кто что ест, кому что нужно, чтобы жить. Знает, кому с кем надо встретиться, кому можно, а кому нельзя встречаться ни в коем случае. Кто, как, от кого и от чего зависит – все это она знает, про всех на Земле. И про маленьких букашек и про огромных гиппопотамов, про комнатные цветы и про болотные травы. Про ландыши и кактус, про пшеницу, и про, про, про…. Дальше, я думаю, вы сможете продолжить сами.

Все это фея природы – Экология.

(выходит фея в цветах, в окружении животных и птиц)

  1. Знакомство с целями и задачами. С основными понятиями Родина, род, народ, родня.

1.Сегодня фея познакомит вас с новым предметом – окружающий мир  и с новыми для вас понятиями.

Послушайте стихотворение:

- О чем в нем говорится?

Родина.

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)

- В стихотворении говорится о Родине.

- Что такое Родина?

«В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это все маленькая Родина, а из множества таких меленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.» Так определил, что такое Родина знаменитый писатель, писавший о природе, о Родине, о родном крае – Юрий Яковлев.

2.Близкий друг Экологии – это человек. Фея предлагает поселить нашего доброго человека в прекрасном уголке природы

Построим уголок природы, необходимый для жизни человека.

- Где он будет жить? У речки, в лесу, в поле, в болоте?

- Что необходимо для жизни?

- Солнце, воздух, вода.

- Без воды, воздуха, солнечного света человек не может жить.

- Еще что необходимо для жизни?

- Растения и животные.

- Без леса скучно, ветрами обдуваемо.

        Нужно посадить деревья, цветы, травы для красоты. Грибы и ягоды для питания.

        Жизнь скучна без животных. Поселим животных. Как хорошо, когда слышен шелест листьев. Разноголосое пение птиц, шум ручья.

3.- Сейчас создадим жилище для человека. Где он будет жить? В шалаше, собачьей конуре, гнезде, доме, скворечнике?

- Да, селим его в дом

(Изображен дом, селим в него человека)

- Кто с ним в теремочке живет? Кто с ним в невысоком живет?

- Мама, папа, дед, баба, тетя, дядя, брат, сестра и т.д.

- Как их назвать одним словом?

- Семья, родня или родственники.

- Раньше на Руси все (родственники), родные жили в одном доме. Семья становилась все больше и больше. Им стало тесно. Что делать? Надо строить новые избы. Построили одну избу, поселили туда деда с бабой, в другую дядю с тетей и т.д. Получилось деревня. В деревне жили одни родственники или родня, или один род.

        Слово деревня образовалось от слова «Дерево», точнее – древо (говорят: древо родственников). Фамилию родственники носили Ивановы. Потому и деревню назвали – Ивановка. Затем люди стали переезжать из одной деревни в другую, и получилось один род, да другой род (род на род) – получился народ.

4.Жура-Жура-Журавль.

  Облетел он сто земель

  Облетел, обходил, крылья, ноги потрудил.

  Мы спросили журавля,

  Где же лучшая земля?

  Отвечал он пролетая,

  Лучше нет родного края.

- Наш родной край – Тюменская область. Тюменская область очень большая (показ на карте)

- В каком городе мы живем?

- В Тюмени (показ на карте)

- Город большой. Где, конкретно, мы живем. У каждого человека есть свой адрес.

- Улица, дом, квартира.

- Да, каждый живет на своей улице, в своем доме, в своей квартире.

- Все это наша Родина.

5.Инсценировка сказки «Теремок».

- Можно ли назвать их семьей? Родней?

  1. ВЫВОД.

Все должны жить дружно и в доме, и в природе.

Песня «Дружат дети на планете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Свойства воды"

Конспект урока по окружающему мира на тему Вода.Её свойства....

План-конспект урока "Состав и свойства воздуха"

Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов, прилагаются гиперссылки на использованные ресурсы....

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...

конспект урока по технологии"Свойства материалов. Каждому изделию свой материал".

Представлен конспект урока по технологии по теме "Свойства материалов. Каждому изделию свой материал" для учащихся второго класса. На данном уроке дети работают в группе, индивидуально. Применяется...