Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу» (экологическое воспитание)
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа
внеурочной деятельности
для учащихся начальных классов
«Мир, в котором я живу»
(экологическое воспитание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Программа
внеурочной деятельности
для учащихся начальных классов
«Мир, в котором я живу»
(экологическое воспитание)
Утверждена методическим советом МОУ (протокол №3 от 25 января 2017 г.)
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Микаилова Ирина Евгеньевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №3 г.Надыма»
Надым
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мир, в котором я живу» имеет экологическую направленность. Срок реализации программы – 1 год.
Современная школа создаёт условия для социализации обучающихся, становления их как личности, формирует жизненную позицию и мировоззрение школьников. Экологическое образование является важным условием гармоничного развития обучающихся, формирует созидательное сознание и мышление человека, способного жить в гармонии с собой, природой и окружающем миром. Данная программа направлена на формирование экологического мышления младших школьников как способности ощущать и осознавать целостность и системность окружающего мира, что особенно актуально в системе современного образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «… ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий». Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», определил составной часть структуры основной образовательной программы программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Реализация программы экологического воспитания «Мир, в котором я живу» осуществляется на междисциплинарной основе. Это обуславливается не только объективным единством природы и человека, но и тем, что эколого-мировоззренческие идеи лучше усваиваются в ракурсах разных учебных областей и предметов. Интеграция естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических и правовых аспектов экологического образования позволяет объединить в сознании младших школьников знания, умения, способы познания и деятельности, воспринимать ими окружающий мир в его целостности, осознавать место человека, характер его деятельности в социоприродной среде. При организации образовательного процесса по данной программе соблюдается принцип природосообразности, который способствует формированию личности ребёнка в единстве и согласии с природой, заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.
В программы определены следующие направления:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни;
- познание окружающего мира посредством проведения экспериментов, опытов, проявлением чувств и познавательного интереса;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.
Содержание программы «Мир, в котором я живу» строится на основе следующих аспектов. Научно-познавательный аспект способствует развитию интереса младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира. Ценностный аспект содержания помогает ученикам раскрыть значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Нормативный аспект эффективно формирует основы экологической культуры: поведение каждого среди людей и в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Аспект практической направленности имеет большое значение, так как является конечным результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В практической деятельности закладываются отношения детей с окружающим миром.
Содержание программы «Мир, в котором я живу» включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах; различные разделы экологии и охраны природы на интегративной основе; формирует научное мировоззрение.
Значительное место в программе отведено на изучение краеведческого материала, что предполагает исследовательскую и проектную деятельность школьников. Краеведческий подход вносит в процесс обучения конкретность, личный социальный опыт, причастность к реальным экологическим проблемам родного края, города, школы, семьи. Содержание материала несет практическую направленность, позволяет связать процесс обучения с жизнью, помогает увязать экологические знания, полученные на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации.
Программа призвана выполнять следующие цели и задачи.
Цель: формирование экологического системного мышления младших школьников как основы созидающего поведения человека в природе и обществе. Задачи:
- сформировать:
- представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- знания о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду;
- умения безопасного поведения в окружающей среде;
- воспитать познавательный интерес, бережное отношение к природе, родному краю;
- способствовать обогащению эмоционально-ценностной сферы обучающихся за счёт общения с природой;
- развить навыки опытно-экспериментальной деятельности, первоначальные умения проектной и исследовательской деятельности;
- научить работать с информацией и получать её из разных источников: от людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, Интернета; преобразовывать её, анализировать, находить главное, систематизировать.
В программу включены экологические акции международного и отечественного значения – День леса, День отказа от курения, День птиц, День Земли и другие. Эти праздники представлены с точки зрения их экологической целостности, что позволяет придать программе системообразующую направленность, а чередование воспитательных мероприятий в течение учебного года задает «экологический» ритм жизнедеятельности всего классного коллектива.
Программа «Мир, в котором я живу» разработана с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста. Образовательный процесс строится в соответствии с современной дидактической концепцией, в основе которой лежит системно-деятельностный подход к образовательному процессу. Педагог планирует так процесс образования, что в нём разумно сочетаются педагогическое управление с инициативой и самостоятельностью обучающихся. Программа «Мир, в котором я живу» - практико-ориентированная, предусматривает проведение более 50% занятий за рамками классно-урочной системы. Повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, экологического системного мышления способствует проведение разнообразных типов занятий, применение нетрадиционных форм: занятия-исследования, занятия-энциклопедии, занятия-инсценировки, занятия-диалоги, занятия-конкурсы, занятия-игры, занятия-викторины, КВНы, брейн-ринги, ролевые игры, виртуальные путешествия и другие. Положительные результаты даёт активное использование таких форм и методов обучения, развития экологической активности, как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии в музеи, в природу, знакомство с объектами окружающего мира в природе, проведение опытов, дидактические ролевые игры, работа с информацией. С целью обучения детей распознаванию объектов природы по характерным признакам, определению правил экологически грамотного поведения во время экскурсий в природу активно используется система экологических игр. Благодаря использованию на занятиях разнообразных дидактических ресурсов кабинета, оснащённого интерактивной доской, проектным оборудованием; ресурсов лаборатории развивающего обучения в начальной школе, оснащённой мобильным классом, системой датчиков, метеостанцией и другим оборудованием, повышается эффективность процесса обучения, растёт активность обучающихся. Использование компьютерных технологий повышает плотность занятий, формирует универсальные учебные действия, делает процесс обучения и воспитания творческим, интересным. Занятия по программе «Мир, в котором я живу» предполагают различные способы организации деятельности обучающихся: индивидуальные, парные, групповые. При организации образовательного процесса предпочтение отдаётся таким современным педагогическим технологиям как: информационно-коммуникационные, игровая, проектная технологии; проблемное, развивающее обучение. При этом широко используются здововьесберегающие подходы в обучении и воспитании. Программа курса предусматривает теоретическую, практическую части, самостоятельные работы школьников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате обучающиеся получают необходимые знания и умения, которые расширяют и углубляют экологическое сознание, воспитывают гуманное, экологически целесообразное отношение к природе и экологически грамотную деятельность.
Предметные результаты освоения программы:
- осознать целостность окружающего мира;
- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоить доступные способы изучения природы и общества;
- развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение навыками работы с различными источниками информации, переработки информации, её структурирования, анализа;
- овладение понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные результаты освоения программы:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- ощущение сопричастности к природе, культуре, истории своего края.
Формы подведения итогов реализации программы «Мир, в котором я живу» разнообразные: выставки творческих работ, конкурсы проектов, участие в учебно-исследовательских конференциях, портфолио.
Программа «Мир, в котором я живу» предназначена для обучающихся начальной школы в качестве программы внеурочной деятельности или дополнительного образования, рассчитана на 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Экология наука о том, как жить в мире с природой.
Что такое «экология»? Зачем ее надо изучать? Катастрофы, возникающие под влиянием хозяйственной деятельности человека. Мусор, который мы оставляем. Проблема свалок, утилизации мусора.
Практическая работа – составление памятки по утилизации бытовых отходов; Проект «Поделка из бросового материала».
II. Родной Ямал – заветный край России.
Учимся изучать и разгадывать секреты природы родного края. Постоянно наблюдаем и изучаем. Природа – наш друг; источник нашего познания, отдыха и наслаждения. Учимся оформлять свои наблюдения: коллективные проекты, рисунки, лепка из пластилина, аппликация. Выставка творческих работ «Природа – наш Дом». При создании аппликаций используем засушенные листья, цветы, веточки, семена, собранные во время экскурсий в природу.
Участие юных экологов в природоохранных делах: очистке территории от мусора, озеленение школьного двора, акция «Покормим птиц зимой». Основные правила поведения в природе «После нас – чище, чем до нас».
Дары природы ближайшего окружения. Правила сбора березового сока, лекарственных трав, грибов, ягод.
Практическая работа – экскурсии, учебные прогулки, экологический субботник, оформление своих наблюдений в книгу «Земля – мой край родной»; эко-акция «Птичья столовая», проведение опытов, мини-исследований.
III. Земля заботу любит.
Это удивительное вещество – вода! Значение воды в природе и жизни человека. Загрязнение вод. Способы очистки воды от загрязнения. Загрязнение воздуха и реальная хозяйственная деятельность человека. Естественные и антропогенные источники загрязнения воздуха. Основные пути охраны воздуха. Роль почвы в природе. Образование почвы. Эрозия почв: естественная и ускоренная (антропогенная), её причины. Основные источники загрязнения почв. Меры и пути охраны почв. Влияние загрязнённого воздуха, воды, почв на организм человека. Сохранение природы края: ландшафтов лесов, лугов, полей.
Практическая работа – составление схем «Источники загрязнения вод», «Источники загрязнения воздуха», изготовление фильтра для очистки воды в бытовых условиях, практические работы: очистка питьевой воды, определение температуры, влажности воздуха в учебном кабинете, в квартире; экскурсии на водоёмы.
IV .Соседи по планете.
Приспособленность растений к условиям внешней среды. Изменения растений в связи со сменой времен года.
Взаимосвязь животных со средой обитания. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные.
Животные родного края.
Человек – часть природы. Роль растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используют как продукт питания. Растения родного края.
Лес – многоэтажный дом, где нет «полезных» и «вредных». Почему разрушается этот дом? И можно ли его сохранить? Обитатели леса. Сезонные изменения в лесу. Роль леса в жизни человека. Правила поведения в лесу.
«Красная книга» лесных растений и животных края.
Практическая работа – проект «Его величество Лес» (о лекарственных растениях, о ядовитых и несъедобных растениях и грибах, растения и животные лесов родного края), (страница «Растения и животные из «Красной книги» края»). Экскурсия в парк, лес по изучению среды обитания растений и животных. Фенологические наблюдения с использованием метеостанции, оформление материалов наблюдений.
V. Не навредишь природе – не навредишь своему здоровью.
Юные экологи узнают о природе в труде и отдыхе, при наблюдении за явлениями природы во время экскурсий, при чтении книг.
Формирование элементарных норм и правил природопользования (обращение с дикими животными, птицами, побочного природопользования: сбор дикорастущих растений – сбор листьев для занятий, гербария).
Участие юных экологов в охране растений и животных. Выполнение норм и правил поведения в природе: сбор дикорастущих растений и грибов, обращение с огнем, с дикими животными в период насиживания детенышей, с насекомыми (муравьями), земноводными (лягушками).
Подземная кладовая Земли и ее охрана. Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.
Правильно ли мы делаем – осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки – причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы – это охрана здоровья!
Тише – птицы на гнезде: правила отдыха на природе.
Нормы «захоронения» бытовых отходов.
Практическая работа – проект «Красная книга» родного края (редко встречающиеся растения); составление правил экологического поведения в природе, изготовление запрещающих и разрешающих знаков поведения в природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела Тема занятия | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
I. Экология наука о том, как жить в мире с природой. Судьба природы – наша судьба. Природа в опасности. Охрана природы. Экологические факторы. Какой мусор мы оставляем. | 4 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 |
II. Родной Ямал – заветный край России. Край, в котором я живу. Экскурсия в музей истории и археологии. Экскурсия в Дом природы. Ягодные растения тундры. Осенняя экскурсия в парк, лес. Зимняя экскурсия в парк, лес. Весенняя экскурсия в парк, лес. | 7 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 |
III. Земля заботу любит. Вода вокруг нас. Почему воду надо беречь. Охрана водоёмов. Водоёмы нашего края. Экскурсия на озеро Янтарное. Международный день воды. Прозрачный невидимка. Почва, дающая жизнь. | 6 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 |
IV. Соседи по планете. Лёгкие нашей планеты. Растения – земли украшения. Животные леса. Грибное лукошко. Российский день леса. Берегите лес! День цветов. Всемирный день птиц. Зелёная аптека. | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
V. Не навредишь природе – не навредишь своему здоровью. Охраняемые территории: заповедники, заказники, памятники природы. «Красная книга» - сигнал бедствия. Международный день отказа от курения. Международный день Земли. Экологическая безопасность. Охранять природу – значит охранять Родину. | 6 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 1 |
Резервные уроки | 2 |
Итого: 34 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Разработки образовательных занятий.
- Разработки экскурсий.
- Подборка дидактических экологических игр.
- Банк заданий для обучающихся.
- Видиофильмы: Сухопутные гиганты, Хищные птицы, Ящеры, змеи, динозавры, Белые медведи, серые волки, Мелкие хищники, Охотники звериного царства, Пустыни и тропики.
- Аудиозаписи: Энциклопедия животных Кирилла и Мифодия, Мир животных (энциклопедия в загадках).
- Электронные пособия: Энциклопедия животных Кирилла и Мифодия, Мир животных, Мир природы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Вид образовательных ресурсов | Ресурсное обеспечение | Имеющееся ресурсное обеспечение |
Средства ИКТ | Компьютер – на рабочем месте учителя. Монитор жидкокристаллический | 8 |
Колонки | 5 | |
Мультимедийный проектор. | 2 | |
Интерактивная доска SMAPT | 3 | |
Принтер. | 5 | |
Сканер/принтер/копир | 5 | |
Веб-камера | 5 | |
Цифровой фотоаппарат | 1 | |
Документкамера | 1 | |
Мобильный компьютерный класс Iclab | 25+1 | |
Компьютерный планшетник | 1 | |
Интерактивная система голосования TRIUMPH | 1 | |
Наушники | 5 | |
Учебно-практическое и лабораторное оборудование | Модели изучаемых объектов (в том числе, муляжи фруктов, овощей и грибов и т.п.) | по 1 шт. |
Гербарии и коллекции. (Гербарий для нач. школы. Гербарий культурных растений. Гербарий лекарственных растений. Гербарий деревьев и кустарников. Гербарий дикорастущих растений. Коллекция «Раковины моллюсков». Семейство бабочек. Отряд Бабочки. Коллекция голосемянных растений. Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников. Гербарий «Основные группы растений». Коллекция «Шерсть» для нач. школы. Коллекция «Лен». Коллекция «Хлопок». Коллекция «Шелк». Гербарий « Растительные сообщества». Фенологические наблюдения) | по 1 шт. | |
Приборы для проведения исследований, опытов, лабораторных работ | ||
- микроскоп цифровой | 12 шт. | |
- микроскоп цифровой (для учителя) | 1 шт. | |
- набор юного астронома (80 опытов) | 1 шт. | |
- набор юного физика (100 опытов) | 1 шт. | |
- набор юного химика (118 опытов) | 1 шт. | |
- набор - лаборатория «Весовые измерения» | 1 шт. | |
- набор – лаборатория «Фильтрация воды» | 1 шт. | |
- набор – лаборатория «Звук и тон» | 1 шт. | |
- набор лаборатория «Наблюдения за погодой» | 1 шт. | |
- датчик расстояния | 1 шт. | |
- датчик силы | 1 шт. | |
- датчик магнитного поля | 1 шт. | |
- датчик света | 1 шт. | |
- датчик температуры | 1 шт. | |
- лупа ручная | 13 шт. | |
- коробка для изучения насекомых с лупой | 25 шт. | |
- компасы | 13 шт. | |
Комплект динамических раздаточных пособий Окружающий мир (растения и животные) | 15 шт. | |
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы. Окружающий мир | 24 шт. | |
Фенологический календарь (времена года по месяцам) | 1 шт. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: «Просвещение», 2011.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: «Просвещение», 2010.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. М.: «Просвещение», 2010.
- Грешневиков А.Н. Экологический букварь. М.: «ЭКОС – информ», 2009.
- Экология. Энциклопедия для детей. М., Аванта, 2011.
- Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа. Екатеринбург, 1997.
- Полякова Т.Ю. Занимательная география Ямала. ООО «Миралл», 2008.
- Географический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. М.: «ДИК», 1999.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2009.
- Школьный экологический календарь, под ред. Дежниковой Н.С. М.: «Просвещение», 2010.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития», 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Воронеж. «Учитель», 2011.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль. «Академия развития», 2005.
- Занимательное природоведение. Омега, 2010.
- С любовью к природе. Дидактические материалы по природоведению для младших школьников, под ред. Зверева Н.Д. «Педагогика», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Сценарий театрализованного представления для учащихся начальных классов "Сохраним леса и травы зелеными, а зверей - живыми!"
В последние годы в России пылают многочисленные пожары. Природные пожары редко происходят по естественным причинам. Большинство их во...
Программа воспитания, развития и социализации учащихся начальной школы« Мир, в котором мы живем» (1-4)
Содержание программы « Мир, в котором мы живем» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, пор...
«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов (экологическое воспитание).»
Педагогический проект....
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций
Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...
Проектная работа учащейся 4 класса "Район, в котором я живу"
Представлена исследовательская работа по изучению происхожения микрорайона, где живут ребята...