«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов (экологическое воспитание).»
проект по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся
начальных классов (экологическое воспитание).»
Автор работы: Бирюлина Галина Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №72» г. Ульяновска.
Ульяновск 2014
Содержание.
- Введение.
- Образовательная область.
- Актуальность темы.
- Предполагаемые результаты.
- Теоретическое обоснование проекта.
- Методика обследования.
- Направление работы, этапы, планирование.
- Описание работы.
- Диагностика.
- Отчет по проекту.
- Результат
- Список литературы.
- Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач младшего школьного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе их взаимосвязь с человеком, нашей цивилизацией.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им.
Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в экологическом воспитании является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Результат - «Организация исследовательской и проектной деятельности», который включает в себя цикл краткосрочных проектов для детей младшего школьного звена.
Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов:
В ходе исследовательской деятельности и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы. Эта деятельность в полном смысле является совместным творчеством педагога и учащегося. В такой деятельности – продукт исследования обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. В ходе работы школьнику предстоит освоить и выполнить ряд определенных операций:
В ходе исследовательской деятельности также формируются навыки работы учащихся в группах, развитие чувств товарищества, сопереживания, ответственности за порученное дело.
Как же внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного творческого мышления?
Я постараюсь ответить на эти и ряд других вопросов в своем педагогическом проекте «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов».
Объект исследования
Процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования
Условия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.
Гипотеза:
если в начальной школе создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, то это будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников и успешной самореализации детей.
Основной результат эффективной реализации проекта:
достижение высокого образовательного результата,
раскрытие творческих способностей учащихся,
формирование экологической культуры младших школьников.
Цели:
совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе;
создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности;
систематизация и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
Задачи:
обобщить опыт исследовательской и проектной деятельности по формированию экологической культуры в начальной школе;
создать условия для творческой самореализации детей, приобщить их к исследовательской деятельности;
скорректировать деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников, выявить положительные моменты и недостатки;
отобрать наиболее яркие и развивающие приёмы работы в ходе проекта;
спрогнозировать возможные варианты дальнейшей работы.
Методы исследования:
изучение литературы по исследовательской и проектной деятельности младших школьников, изучение нормативных, методических документов;
изучение и обобщение передового педагогического опыта;
опросы (анкетирование);
педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Значимость проекта.
В сфере модернизации начального образования ставится задача получить на выходе выпускника начальной школы со знаниями, умениями и навыками основ самостоятельной и творческой деятельности. Наиболее продуктивный вариант добиться такого результата - использование в обучении и воспитании младшего школьника исследовательских и проектных технологий.
В ходе данного проекта школьник должен «пропустить» через себя экологические ценности, информацию об окружающем мире, отражающие единство человека и природы, которые станут мотивационной основой его поступков. При этом взаимодействие ребенка с природной средой удовлетворяет его познавательные потребности, способствует интеллектуальному развитию.
Ожидаемые результаты.
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающей среде, формирование здорового образа жизни.
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини – сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, и др.
Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
Развитие речи и обогащение словаря.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Критерии эффективности педагогического проекта:
Можно считать педагогический проект эффективным, в том случае, если по его завершении учащиеся смогут:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;
распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом;
подбирать необходимые материалы, инструменты и приборы.
Режим работы: урочное и внеурочное время
Реализация проекта:
1. Подборка иллюстративного и научного материала .
2. Составление рабочей программы ,диагностических заданий.
3. Практическая деятельность.
4. Диагностика.
5. Результаты.
6 .Выводы.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2011 – май 2015 гг.
Этапы проекта | Сроки | Задачи этапа | Ожидаемый результат |
1. Подготовительный | 2011-2012 | 1. Организационные: Разработать план по подготовке и реализации проекта. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм и периодичности отчётов |
2. Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта | ||
3. Содержательные: Изучить учебно-методическую документацию, освещающую вопросы формирования творческой деятельности учащихся, работу с одарёнными детьми. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. | Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. | ||
4.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. Система мониторинга проекта. | ||
2. Практический | 2012-2014 | 1. Осуществить апробацию проекта | Реализация целей и задач проекта |
2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта | Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта | ||
3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта | Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании | ||
4. Построить образовательный процесс на основе предлагаемого проекта | Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта | ||
3. Контрольно-оценочный | 2014-2015 | Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе. Участие в мероприятиях школьного и районного, областного уровней. Подготовить план работы на 4 летний период | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта. |
Организация исследовательской и проектной деятельности.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.(Е.С. Попов)
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
*развитие познавательных умений и навыков учащихся
*умение ориентироваться в информационном пространстве
*умение самостоятельно конструировать свои знания
*умение интегрировать знания из различных областей наук
*умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
*наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
*самостоятельную деятельность ученика
*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
-исследовательские проекты
-творческие
-приключенческо-игровые
-информационные
-практико ориентированные проекты.
Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом
*устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы
*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.
Цели, задачи применения исследовательской деятельности.
Цели применения на занятиях исследовательской и проектной деятельности:
*познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,
*вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
*учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,
*учить применять свои знания в новых условиях,
*формировать универсальные учебные действия,
*воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,
*учить ориентироваться в мире информации.
Задачи:
*активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы,
*развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования.
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Духовно-нравственная направленность), подпрограмма – курс «Проектная и исследовательская деятельность» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Программа помогает решать задачу формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию. Помогает научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Используемые пособия соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).
Количество часов – 34 (1раз в неделю) во внеурочной деятельности.
Одним из основных методов обучения школьников является проектный метод обучения. Внедрение его в учебный процесс является очень важным для начальной школы, так как при этом более полно реализуются задачи развития учащихся:
- приёмов умственной деятельности младших школьников;
- изменения мотивационной структуры личности;
- формирование умений учебной деятельности, трудолюбия.
Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, формированию активной деятельности, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов.
Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
- организационных (регулятивных);
- интеллектуальных (познавательных),
- оценочных (личностных),
- коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.
Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение
Особенностью данного спецкурса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве спецкурс обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
№ п/п |
ТЕМА | ЦЕЛИ |
1 КЛАСС | ||
1. | Мы школьники теперь. | Знакомство с режимом дня, Правилами школьной жизни. |
2. | В гости к осени. Экскурсия. | Знакомство с осенними изменениями в природе. |
3,4. | Какие бывают растения. | Знакомство с видами растений, правилами поведения в природе. |
5,6. | Какие бывают животные. | Знакомство с животными, их образом жизни. |
7. | Едят ли ежики яблоки. | Узнать, как живут ежи, чем питаются; почему нельзя брать ежиков домой. |
8. | Праздник «Золотая осень». | Узнать о дарах природы. Инсценировка. |
9. | Разговор о птицах. | Научиться узнавать птиц по внешнему виду. |
10. | Конкурс «Отгадай загадку, скажи скороговорку». | Учиться узнавать птиц по описанию, аргументировать свой ответ. |
11. | «Птичья столовая». | Узнать, чем кормят птиц зимой, зачем это нужно делать. |
12. | Зима в наш край пришла. Экскурсия. | Разведка зимних примет. |
13. | Тайны снега. | Выяснить, насколько чистый белый снег. Очистка талой воды. |
14. | Откуда вода в кране? | Узнать, откуда и как приходит к нам в дом вода. |
15. | Как рождается ручей, река? | Узнать о происхождении водоемов. |
16. | Жила-была река. | Чтение и обсуждение экологической сказки М.Пластова. |
17. | Игра-викторина. | Учиться применять свои знания. |
18. | Зачем елке иголки? | Узнать о хвойных деревьях, почему у них вместо листьев хвоя? |
19. | Какую пользу приносят растения. | Выяснить, могли бы мы жить, если бы не было растений. |
20. | Как хлеб на поле вырастили? (от зерна до каравая). | Узнать, откуда берется хлеб на столе, почему его нужно беречь. |
21. | Друзья цветов - насекомые. | Выяснить, для чего растениям нужны насекомые. |
22. | Кто в муравейнике живет? | Узнать, как живут муравьи, почему их называют санитарами леса. |
23. | Стихи, песни о природе. Конкурс. | Уметь находить произведения на заданную тему, заучивать их, читать выразительно. |
24. | Подснежники. | Изучить информацию о подснежниках, почему их становится все меньше. |
25. | Презентация проекта «Охраняемые животные Ульяновской области». | Уметь быть убедительными, четко излагать этапы работы над проектом, делать выводы. |
26. | Весна, весна на улице! | Наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе. |
27,28. | Про березу и березовый сок. | Изучить информацию о березе как дереве и как символе России; создать буклет «Береза как лекарственное растение». |
29. | Экологический театр «Первая травка». | Инсценирование пьесы В.Викторова и Ф.Олина. |
30. | Тайны лесной тропинки. Экскурсия. | Наблюдение за растениями, птицами, насекомыми, соблюдение правил поведения в лесу. |
2 КЛАСС | ||
1. | Что такое экология. | Закрепление знаний о том, что изучает экология, оценка своих поступков и поступков других людей. |
2. | Осенние листочки. Экскурсия. | Выяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям осенью и зимой. |
3,4. | Куда, как и когда? | Собрать информацию о перелетных птицах: как они путешествуют, куда улетают. |
5,6. | Дикорастущие и культурные растения. | Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, учиться различать их. |
7,8. | «Спасем нашу Волгу» (проект) | Собрать информацию о проблемах реки, что можно сделать для ее оздоровления. |
9. | Экология начинается с улыбки. | Учиться работать в группах, быть настоящим другом, избегать конфликтов. |
10,11. | Дикие и домашние животные. | Изучить особенности диких и домашних животных: сходство, различие. |
12,13. | Зимняя жизнь зверей. | Собрать информацию о том, кто как зимует в лесу. |
14,15. | «Добрая зима» (проект) | Изготовление кормушек, заготовка корма, организация работы птичьей столовой. |
16. | Мир глазами эколога. | Узнать об экологии как науке о взаимодействии живых систем разных уровней с окружающей средой. |
17. | Природа в опасности. Красная книга. | Узнать, как человек влияет на природу, с какой целью создана Красная книга. |
18,19. | Охрана животных | Выяснить, почему исчезают животные, что можно сделать, чтобы этого не происходило. |
20,21. | Охрана растений. | Найти информацию о редких растениях. Подготовить сообщения. |
22,23. | Про кошек и собак. | Узнать о некоторых видах кошек и собак, о правилах безопасного поведения с домашними животными. |
24. | В гости к весне. Экскурсия. | Наблюдение весенних примет. |
25. | Прозрачный невидимка. | Узнать о свойствах воздуха, о том, что без чистого воздуха невозможна жизнь на Земле. |
26. | Скворцы прилетели! | Найти информацию о скворцах, о пользе, которую приносят эти птицы, защищая растения от опасных вредителей. |
27. | Будь природе другом. | Составление правил поведения в лесу, создание запрещающих знаков. |
28. | Конкурс «Знаешь ли ты книги и песни о природе?» | Уметь работать в группах, сопереживать, использовать полученные знания. |
30. | «Прогноз погоды». | Собрать народные приметы. |
31. | Лесные опасности. | Узнать, какие опасности могут подстерегать человека в лесу, как нужно себя вести, чтобы избежать этого. |
32,33. | Посади цветок. | Узнать о правилах посадки, ухода за цветами на школьной клумбе. |
34. | Здравствуй, солнечное лето! Конкурс рисунков. | |
3 КЛАСС | ||
1. | «Выйду за околицу поправить здоровьице». | Сообщения о лекарственных растениях, собранных летом. (гербарии) |
2,3. | «Лекарственные растения в нашей жизни». (старт долгосрочного проекта) | Узнать как можно больше о лекарственных растениях, их использовании в лечебных и косметических целях, правилах сбора. |
4. | Мы – друзья природы. | Учиться бережному, доброму отношению к природе друг к другу. |
5. | Народные изречения и приметы. | Учиться запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков, понимать их смысл. |
6. | Почемучкина поляна. Экскурсия. | Уметь придумывать вопросы, задания об увиденном в лесу. |
7. | Легенды о цветах. | Узнать из книги С Красикова легенды о васильке, маке, розе, ромашке. |
8. | «Вкусно, полезно, красиво». | Знакомство с понятием «экологически чистые продукты». Организация конкурса рекламы полезных продуктов. |
9,10. | «Чтобы книжки дольше жили». ( проект бережливых) | Выяснить, что можно сделать, чтобы книжки служили дольше, оказание практической помощи в ремонте книг в школьной библиотеке. |
11. | Животные в истории моей семьи. | Узнать родословную своей семьи, животных, которые были друзьями предков. |
12. | Домашние питомцы. | Организовать фотогалерею домашних животных, подготовить сообщения об уходе за домашними любимцами. |
13. | История Симбирска. | Узнать историю возникновения родного города. |
14. | Мой город. | Найти информацию о достопримечательностях города. |
15. | Экологическая безопасность. | Выяснить, что нужно делать, чтобы жизнь была безопасной. |
16. | «Цвети, Земля». | Организовать выставку рисунков «Какой я представляю свою планету». |
17. | Птицы – наши добрые соседи. | Работа птичьей столовой. |
18. | Как зимуют насекомые? | Узнать о зимней жизни насекомых. |
19. | Зимняя жизнь зверей. | Сообщения о том, как зимуют дикие животные. |
20. | 300 шишек на обед. Лисья охота. | Узнать о зимней жизни белки, о лисьей охоте на мышей- мышковании. |
21. | Кого на свете больше всех. | Узнать о самых многочисленных представителях насекомых – жуках. |
22. | Жук на дороге. | Узнать, чем полезны жуки, о том, что нужно к ним относиться бережно. |
23. | Глазастые охотники. | Узнать о развитии, жизни стрекоз, их пользе для природы. |
24. | Беззащитные красавицы. | Выяснить, почему убивают златоглазок, почему нельзя это делать. |
25. | Трава у дома. | Узнать о лекарственных растениях: одуванчике, тысячелистнике, лопухе, крапиве, полыни. |
26. | Экологический театр «Зеленая аптека». | |
27. | Экскурсия в аптеку. | Узнать об экономической целесообразности использования лекарственных растений. |
28. | Необыкновенная жизнь обыкновенной божьей коровки. | Узнать о жуках, которым поклонялись наши предки, славяне , о пользе божьих коровок, необходимости бережного отношения к ним. |
30. | Белые колокольчики. | Узнать о ландышах, о необходимости позаботиться об их численности. |
31. | Экологическая почта «Не проходите мимо». | Учиться быть наблюдательными, замечать все, что мешает природе, сообщать об этом. |
32, 33. | Подготовка клумбы к посеву цветов. Высадка растений. | Вспомнить правила посадки и ухода за цветами. |
34. | Экскурсия в лес. | Уметь видеть красоту природы. |
4 КЛАСС. | ||
1. | Экологическая безопасность. | Узнать, как можно изготовить бытовой фильтр. Очистка воды. |
2. | Наш край. | Формирование представления о родном крае, умения работать с картой. |
3. | Я – житель Ульяновской области. | Узнать о знаменитых людях родного края, культурном наследии. |
4. | Памятники природы, заказники Ульяновской области. | Найти информацию о памятниках природы: Наяновский солончак, Николаевская гора, Юловский пруд и др. |
5. | Экскурсия в Ундоры. | Посещение Ундоровского памятника природы, музея. |
6. | Рекорды Ульяновской области. | Узнать о рекордах земляков в хозяйственной деятельности, строительстве, спорте. |
7. | Вода в природе. | Выяснить все о воде, причинах ее загрязнения. |
8. | Реки Ульяновской области. | Найти информацию о больших и малых реках края. |
9. | «Капелька» (проект бережливых). | Поиск ответов на вопрос, где мы теряем воду, почему ее нужно беречь. |
10. | Мой город в будущем. | Создание фантастических проектов. |
11. | Какие бывают дожди. | Узнать о видах дождей, об опасности кислотных дождей. |
12,13. | Возвращенный лес. (проект) | Выяснить, сколько лет растут деревья, сколько весит бумага, которую ученики используют за год, узнать, сколько деревьев срубили для этого. |
14. | Энергосбережение. | Создание мотивации для сбережения энергии, интереса к научным исследованиям и практическому применению знаний. |
15. | Охраняемые растения Ульяновской области. | Найти информацию, подготовить сообщение. |
16. | Охраняемые животные Ульяновской области. | Найти информацию, подготовить сообщение. |
17. | «Король грызунов». Бобры возвращаются. | Найти информацию о бобрах, о пользе, которую они приносят, об охранных мероприятиях, благодаря которым бобры выжили и расселяются по стране. |
18. | Муравьи, которые все помнят. | Узнать о распределении обязанностей в муравейнике, о «профессия» муравьев. |
19. | Голубянка в муравейнике. Опасная жизнь адмирала. | Узнать, почему голубянки дружат с муравьями, о великих путешественниках – адмиралах. |
20. | Похожие, но разные. | Узнать о лягушках и жабах, которые являются хранителями равновесия в природе. |
22. | Сколько ног у гусеницы? | Узнать о личинках бабочек- гусеницах. |
23. | Поющие в голубом небе. | Найти информацию о жаворонках, мастер- класс по изготовлению жаворонков из соленого теста. |
24. | Не обижайте крылатых зверьков. | Знакомство с легендами о летучих мышах, с тем, что говорит о них наука, о пользе мышей. |
2526. | Природные стихии и человек. | Узнать о природных стихиях; чтение сказок о природных стихиях и ветрах М.Байкова «Ожерелье времени». |
27. | Интеллектуальный марафон. | Уметь применять свои знания. |
28. | День цветов. | Узнать о цветах, подготовить сообщения. |
29. | Язык цветов. | Узнать, как можно понимать язык цветов. |
30. | «Очаровательный сорняк». (проект) | Выяснить, какие растения попадают в число выпалываемых сорняков, где можно их использовать, чтобы не выбрасывать. |
31. | Минеральное царство. | Знакомство со сказками Ф.Кривина, П.Бажова. Выяснить, о каких минералах говорится в этих сказках. Где используются минералы. |
32. | Тест «Прояви себя». | Уметь применять свои знания. |
33. | Экскурсия в парк. | Уметь наблюдать. |
34. | Обобщение изученного. | Примение полученных знаний. |
ДИАГНОСТИКА 2 КЛАСС
1.Какая вода нужна людям? 1). Прозрачная. 2). Бесцветная 3). Чистая | 2. Как ты можешь помочь в охране лесов? 1). Бороться с гусеницами. 2). Беречь книги. 3). Не ходить в лес. 4). Брать домой детенышей животных. |
3. Многие растения ……………… , они применяются в медицине. 1). Красивые 2). Лекарственные 3). Пахучие | 4. Какие действия людей не приводят к загрязнению водоемов? 1).Катание на моторной лодке 2). Купание, игра на пляже 3). Мытье машин и мотоциклов в водоеме. 4). Катание на весельной лодке 5). Выбрасывание мусора в водоем 6). Стирка, полоскание белья. |
5. Что нельзя делать в природе? 1). В лесу ходить по тропинкам 2). Собирать лекарственные растения там, где их много 3). Не гулять в лесу с домашними животными 4). Выкапывать редкие растения и высаживать их на клумбы | 6. Что не является причиной исчезновения растений? 1). Хозяйственная деятельность человека 2) Ухудшение экологической обстановки 3). Из них собирают букеты 4). Поедание дикими животными. |
7. Какие средства предназначены для ухода за кожей? 1). Мыло. 2). Детский крем. 3). Зубная щетка. 4). Лосьон. | 8. Как люди могут помочь в охране растений? 1). Собирать красивые букеты, ставить их в вазы 2). Выкапывать их с корнем и пересаживать в клумбы. 3). Выращивать их в ботанических садах и в заповедниках. 4). Уничтожать травоядных животных. |
9. Для чего люди пьют витамины? 1). Чтобы быть энергичными. 2) Чтобы обновлять клетки организма. 3). Чтобы укрепить здоровье. 4). Чтобы утолить голод. | 10. Что относится к правилам здорового образа жизни? 1). Покупка лекарств. 2). Спортивные игры. 3). Компьютерные игры. 4). Поход в музей. |
11. Какая сказка учит здоровому образу жизни? 10. «Бармалей». 2). «Мойдодыр». 3). «Тараканище». 4). «Краденое солнце». | 12. Какое место на улице предназначено для детей? 1). Стройплощадка. 2). Пустырь. 3). Спортплощадка. 4). Транформаторная будка. |
13. Что делать, если увидел чужую собаку? | 14.Какое растение внесено в Красную книгу? |
1). Остановиться. 2). Напугать ее. 3). Громко кричать. 4). Ударить ее палкой. | 1). Ятрышник. 2). Ромашка. 3). Подорожник. 4). Клевер. |
ДИАГНОСТИКА 3 КЛАСС | |
1.Какой газ из воздуха мы поглощаем? 1). Углекислый газ. 2). Кислород 3). Азот. | 2. Как перевести название «Гринпис»? 1). «Зеленый двор». 2). «Зеленый мир». 3). «Зеленый дом». |
3.Для очистки воздуха необходимо сажать деревья 1). В поле 2). По берегам рек. 3). Вдоль автодорог. 4). По краям оврагов. | 4. Какие растения леса занесены в Красную книгу? 1). Ландыш. 2). Медуница. 3). Женьшень. 4). Венерин башмачок. 5). Черника. |
5. Какое утверждение говорит о значении водоемов в природе? 1). Водоемы – источник воды для растений, животных. 2). Водоемы – водные дороги для судов. 3). Водоемы радуют людей своей красотой. 4). Водоемы - источник воды для заводов и фабрик. | 6. Как можно очистить загрязненную воду? 1). Нагреть. 2). Профильтровать. 3). Охладить. 4). Заморозить. |
7. Как можно экономить воду? 1). Тратить меньше воды при приготовлении пищи. 2). Закрывать кран, когда чистишь зубы. 3). Не мыть руки, если считаешь, что они достаточно чистые. 4). Отключить душ, когда намыливаешь мочалку. | 8. Как ты можешь помочь в охране воздуха? 1). Жечь костры. 2). Меньше дышать. 3). Сажать растения. 4). Не открывать окна. |
9. Какие действия людей не оказывают отрицательное воздействие на мир животных? 1). Вырубка лесов. 2). Загрязнение водоемов. 3). Неумеренная охота. 4). Исследовательская работа. | 10. Какое растение является лекарственным? 1). Волчье лыко. 2). Ветреница. 3). Пижма. 4. Купальница. |
11. Какого звена круговорота жизни не существует? 1). Потребители. 2). Вредители. 3). Производители. 4). Разрушители. | 12. Чем занимается экология? 1). Изучает живые организмы. 2). Подсказывает, как вести хозяйство, чтобы не навредить природе. 3). Обеспечивает потребности населения. 4). Борется с экономикой. |
13). Какую роль играют в лесу грибы? 1). Отгоняют вредных насекомых. 2). Способствуют образованию перегноя. 3). Несъедобные грибы убивают микробы. 4). Съедобные грибы выделяют кислород. | 14. Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений? 1). Вытаптывание. 2). Сбор букетов. 3). Работа в заповедниках и ботанических садах. 4). Выращивание комнатных растений. |
15. Какая привычка относится к вредным? 1). Выполнение режима дня. 2). Здоровое питание. 3). Употребление наркотиков. 4). Закаливание. | |
ДИАГНОСТИКА 4 КЛАСС | |
1. Что изучает экология? 1). Дом человека. 2). Живую природу. 3). Связи между организмами и окружающей их средой. 4). Окружающий мир. | 2. Какое свойство воздуха указано неверно? 1). Прозрачен. 2). Голубого цвета. 3). Не имеет запаха. 4). Бесцветен. |
3. Как нужно охранять воздух от загрязнения? 1). Остановить все заводы и фабрики. 2). Прекратить заготовку древесины. 3). Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. 4). Запретить пользоваться автотранспортом. | 4. В какое время 7ода охота и рыбная ловля запрещены? 1). Весной. 2). Осенью. 3). Зимой. 4). Летом. |
5. К экологическим проблемам относится. 1). Борьба с терроризмом. 2). Спасение тропических лесов. 3). Проблема переработки мусора. | 6. 4 октября отмечается. 1). Всемирный день воды. 2). Международный день птиц. 3). Международный день защиты животных. |
7. Куда занесены редкие животные? 1). В Список Всемирного наследия. 2). В Красную книгу. 3). В Международную Красную книгу. | 8. Отметь то, что требуется для борьбы с оврагами. 1). Вырубка лесов. 2). Установка поперек оврага плетней из ивовых прутьев, кольев. 3). Распашка земли вдоль склонов. 4). Посадка деревьев и кустарников по краям оврага. |
9. Какие утверждения верны? 1). Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик. 2). Водитель, который моет в реке машину, не наносит вреда природе. 3). Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья. 4). Пресной воды на Земле мало, ее нужно экономить. | 10. Почему из-за вырубки хвойных лесов исчезли белки? 1). Они боятся людей. 2). Изменяется окружающая их среда. 3). Изменяется климат. 4). Их истребляют хищники. |
11. В основании экологической пирамиды находятся. 1). Насекомые. 2). Хищники. 3). Растительноядные. 4). Растения. | 12. Чем полезны бактерии? 1). Помогают переваривать пищу. 2). Их добавляют в тесто. 3). Очищают воздух. 4). Делают из молока йогурт. |
13. Что такое экологическая катастрофа? 1). Нанесение тяжкого вреда природе. 2). Автомобильная авария на скользкой дороге. 3). Плохая погода в течение долгого времени. 4). Кораблекрушение. | 13. Почему почву трудно восстанавливать? 1). Ее разрушают животные. 2). Она медленно образуется. 3). Камни долго разрушаются. 4). Растения впитывают много минеральных веществ. |
14. Как ты можешь содействовать охране природы? 1). Следить за тем, чтобы из крана напрасно не бежала вода. 2). Строить очистные сооружения на заводах. 3). Использовать в быту морскую воду. 4). Не купаться в реках и озерах. | 15. Природа находится под строгой охраной в 1). Зоопарке. 2). Заповеднике 3). Национальном парке. 4). Лесу. |
Рекомендации по оцениванию результатов. Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. 80-100% от максимальной суммы баллов – высокий уровень; 60-80% - средний уровень; 40-60 – ниже среднего. 0 – 40% - низкий. |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 2-х КЛАССОВ.
- Назови объект живой природы: ГОРЫ, ЧЕЛОВЕК, ЛУНА.
- Какую форму имеет планета Земля?
- Найди лишнее слово: ЗИМА, ВЕСНА, АВГУСТ, ОСЕНЬ.
- Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих- двумя чертами.
СКВОРЕЦ, ЖУРАВЛЬ, СИНИЦА,СОЛОВЕЙ, ВОРОБЕЙ, КУКУШКА, ВОРОНА, ЛАСТОЧКА
5. Назови прибор для определения температуры воздуха за окном.
6. Какое дерево можно увидеть зеленым в зимнем лесу?
1. ЛИПУ 2. ДУБ 3. ЛИСТВЕННИЦУ 4. ЕЛЬ
7. Кого из лесных жителей не увидишь в зимнем лесу?
1. КАБАНА 2. БЕЛКУ 3. ЕЖА 4. ЗАЙЦА
8. Какой самый важный газ воздуха, используемый при дыхании?
9. Назови прибор, служащий для определения сторон горизонта.
10. Какой внутренний орган называют «мотором» всего организма
1. ЛЕГКИЕ 2. СЕРДЦЕ 3. МОЗГ
11. Какое животное относится к насекомым?
1. ПАУК 2. СНЕГИРЬ 3. ЧЕРВЬ
12. Кого называют глазастым охотником?
1. ВАРАН 2. СТРЕКОЗА 3. ЛЯГУШКА 4. ВОЛК
13. Назови столицу России.
14. Какие реки России ты знаешь?
15. Расшифруй названия животных: ДЕВЬДЕМ, СОЛЬ, ВАЙРУЕМ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для учащихся 3-х классов
ЗАДАНИЯ.
- Определи форму линии горизонта.
- Назови главное свойство каменного угля.
- Какую часть Земного шара занимает суша?
- Какой язык в России является государственным?
- Что используется на заводах и фабриках для очистки воды?
- Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
- В каком состоянии вода находится в природе?
- При какой температуре вода начинает переходить из жидкого состояния в твердое?
- Трудом человека построены города. Город-это часть природы или изделие?
- Назови природное сообщество, растения и животные которого могут жить в воде.
- Какое основное занятие характерно для жителей тундры?
- Какие типы лесов встречаются в зоне лесов?
- СМЕШАННЫЕ, 2. ЛИСТВЕННЫЕ, 3. ХВОЙНЫЕ
- Почему в Арктике нет растительности?
- Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
- КРАХМАЛ, 2. ВОДУ, 3. СОЛЬ.
15.Какие океаны ты знаешь? Какой из них самый теплый?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для учащихся 4-х классов
ЗАДАНИЯ,
- Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…. ( 7, 9, 11 )?
- НА каком материке расположена наша страна?
- Назови государственные символы государства.
- В каком документе прописаны основные законы нашей страны?
- В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
- Первым человеком, вступившем на лунную поверхность был…
- ЮРИЙ ГАГАРИН, 2. НИЛ АРМСТРОНГ, 3. АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ
- Кто открыл Америку?
- ФЕРНАН МАГЕЛЛАН, 2. ХРИСТОФОР КОЛУМБ,
- МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ
- Какой океан самый большой?
- Сколько материков ты знаешь? Назови их.
- Что такое экология?
- Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
- Это техническое изобретение ХХ века:
1. ПАРОВОЗ, 2. АВТОМОБИЛЬ, 3. КОМПЬЮТЕР
13. Какие сельскохозяйственные профессии ты знаешь?
14. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
1.АРХЕОЛОГИ, 2. ГЕОЛОГИ, 3. СТРОИТЕЛИ
15.Сколько дней и ночей в годы во войны длилась блокада Ленинграда
1. 400, 2. 900, 3. 1200
Результаты исследования индивидуальных особенностей
школьников.
Проведённый анализ ответов, в начале эксперимента показал следующие данные: из 28 моих первоклассников (в начале учебного года) 7 % - учащиеся с высоким уровнем, 41 % - со средним, 52 % - с низким.
Результаты повторного проведения серии диагностических методик после формирующего этапа работы (в конце 2 полугодия второго класса) выявили некоторые изменения, произошедшие в уровне сформированности у младших школьников моего класса экологического отношения к природе. Увеличилось количество учащихся с высоким уровнем 15%, со средним уровнем – 54%, 40% - с низким.
Улучшилось качество знаний учащихся по окружающему миру, а самое главное – изменилось отношение к окружающей природе. Наш девиз: Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги ее! Мои ученики стали активнее участвовать во внеурочных природоохранительных мероприятиях. Участвуя в общем деле, мои воспитанники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем. кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.
C 2011 года 10 учащихся класса являются членами НЦЛ (научного центра любознаек), активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в рамках работы научного общества. Принимают участие в ежегодной (март) школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Члены группы НЦЛ – участники 3-4 Всероссийских экологических фестивалей «Чистота родного края» (дипломы 1 степени).
Апрель 2013 года -1 место в 4 Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» («Талант с колыбели») за проект « Животные Красной книги Ульяновской области». Сентябрь-октябрь 2013 года 2 место во Всероссийском конкурсе «Талантоха» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты» за проект «Спасем нашу Волгу». Ноябрь 2013 года Неделин Михаил занял 3 место во Всероссийском интернет-тесте «Как животные готовятся к зиме» в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций по формированию экологической культуры дошкольников и младших школьников. Пшеничнова Екатерина, Визиренко Ксения – призеры Всероссийской олимпиады «Светофорик» (05.12.2013). В настоящее время дети готовят презентацию проекта «Выйду за околицу поправить здоровьице» (лекарственные растения Ульяновской области).
Проект еще не закончен, но полученные результаты уже подтвердили предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе.
Вывод:
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов
Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей...
Организация исследовательской деятельности в начальных классах
Проведение учебных исследований с младшими школьниками - дело кропотливое и трудоёмкое, требующее специально отведённого для этого времени. Поэтому такую работу целесообразно рассматривать как о...
Организация исследовательской работы в начальных классах
В статье "Организация исследовательской работы в начальных классах" я делюсь своим опытом по данной теме. Исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь...
Организация исследовательской работы учащихся начальных классов
В начальной школе исследовательская деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Сначала выбирается тема. Потом определяется цель и задачи исследования. По...