Программа воспитания, развития и социализации учащихся начальной школы« Мир, в котором мы живем» (1-4)
методическая разработка по теме

Содержание программы « Мир, в котором мы живем» соответствует возрастным особенностям  ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание  в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vr_.docx286.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27»

_______________________________________________________________________
*663330, Красноярский край, г. Норильск, р.Талнах,  ул. Кравца, дом 8А, а/я  906.
тел.(приемная): (3919) 373-742, тел./факс: (3919)  373-742  E-mail:  moy27@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 27»

________________ К.А. Алехина

«_____»____________2013 г.

Программа

воспитания, развития и социализации

                   учащихся начальной школы

« Мир, в котором мы живем»

                                     

 (1-4 класс)

                                                                                                                       

                                                                                                                         

                                                                                             

        Автор программы :  Н.Г.Рязанова,

                                                       учитель начальных классов.

Норильск, 2013

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3-6

  • Нормативно-правовая основа
  • Основная идея
  • Цель программы
  •  Способы достижения целей
  • Направления программы
  • Принципы построения воспитательной системы.

2.Содержание программы………………………………………………………7-14

3.Работа с родителями…………………………………………………………15-17

4. Циклограмма школьных мероприятий…………………………………….18-20
        5.Показатели эффективности реализации программы …………………………21
        6.Диагностическое сопровождение процесса реализации программ………21-22

7. Приложения…………………………………………………………………..23-26

1.Пояснительная записка.

              Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания, развития и социализации обучающихся « Мир, в котором мы живем»  на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция УМК « Начальная школа 21 века» , Программа воспитания МБОУ «СОШ №27» «Я – гражданин России».

        Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Норильского промышленного района, запросов семей,  и других участников образовательного процесса.

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой  во взаимодействии  с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Роль учителя начальных классов в становлении личности велика. Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для  ребенка станут  наиболее важными. Главная задача учителя начальных классов, как воспитателя, помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни, опираясь на принципы гуманистического воспитания и личностно- ориентированного подхода в воспитательном процессе. Отсюда и задачи: формирование ценностных ориентаций, отвечающим интересам человека и общества, повышение культурного уровня каждого ученика; развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

 В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина. В связи с этим основной  идеей программы воспитания, развития и социализации становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся  и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мир, в котором мы живем» считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования, обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

          Воспитание в начальных классах  должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Цель программы:

Создание условий для разностороннего  развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

 Задачи:

- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью ;  

-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности, создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-развивать познавательную активность.

Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности.

Направления программы:

  1. Спорт и здоровье
  2. Эстетическое
  3. Социальное партнерство
  4. Гражданско-патриотическое
  5. Интеллектуальное
  6. Экологическое
  7. Проектная деятельность

             Работа по данным направлениям реализуется через организацию внеклассных мероприятий, бесед, диспутов, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, акций, творческих проектов. Творческие дела  и мероприятия планируются, готовятся и проводятся совместно с родителями, учителем, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, становятся активными участниками всех мероприятий, а не посторонними наблюдателями.

             Содержание программы « Мир, в котором мы живем» соответствует возрастным особенностям  ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание  в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

 Это предполагает:

-совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;

-совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;

-самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;

-гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

-творчество в процессе обучения (на уроках);

-творчество после уроков: творческие объединения, кружки, КТД и др;

-возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы;
-участие в конкурсах различного уровня.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

-проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);

-проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

-проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности, разработка и реализация разновозрастных социальных проектов.


                 2.Содержание программы.

1классс

2 класс

3 класс

4 класс

Формы

работы

Направление «Спорт и здоровье»

Задачи: создать условия для формирования:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического          (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

«Добрая дорога детства» – конкурс по ПДД

«Дорожные приключения» - соревнования по ПДД

Викторина по ПДД «Знатоки дорожных правил»

КВН по ПДД

Конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, викторины, выставки рисунков, мини-проектов,
оформление классного уголка,  турниры,
классные часы, беседы.

  • «Зимние веселые старты»
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • День здоровья
  • «Семейные веселые старты»

«Супер-папа»

«Супер-мама»

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Военно-спортивная игра «Зарничка»

  • викторины «Чистота-залог здоровья» (уход за телом, волосами, гигиена одежды и обуви»,  «Лекарственные растения», «Съедобное – несъедобное» и другие
  • выставки рисунков «Я хочу быть здоровым»,
  • интеллектуальный марафон «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,
  • праздник «В гостях у Айболита»,
  • праздник «Бал витаминов»,
  • праздник «Королевство Зубной Щетки»,
  • агитбригада «Делу - время, потехе – час».

Планируемые результаты:

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

Направление «Эстетическое  »

Задачи: создать условия для формирования:

- представления о душевной и физической красоте человека;

- умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

- стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

  • изучение вариативных дисциплин,
  • беседа,
  • экскурсия,
  • конкурс,
  • фестиваль,
  • ярмарка,
  • выставка,
  • разучивание стихотворений,
  • знакомство с картинами,
  • участие в просмотре учебных фильмов

У выпускника начальной школы должно быть сформированы

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

накоплен

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Направление «Социальное партнерство»

Задачи: создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- различения хороших и плохих поступков; знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- почтительного отношения к родителям;

- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

«Этика: азбука добра»
«Моя родословная»

«Мир человека»

 

«Мир вокруг нас»

 «Юный турист: изучаю родной край»

Изучение курсов по направлению.

Конкурсы, выставки,   ролевые игры, беседы,социальные проекты, акции добрых дел, деловые и ролевые игры.

«В школу с улыбкой»

«Учусь понимать себя» «Умелые ручки»

«Учусь понимать других»

«Умелые ручки»

«Учусь общаться»

«Умелые ручки»

Изготовление поздравительных открыток, сувениров, участие в школьных акциях, уборка кабинетов, уход за цветами. праздники труда, ярмарки,  город мастеров, экскурсии на предприятия города.

Заседание семейного клуба «27 историй 27-ой»

Планируемые результаты:

У выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

накоплен

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 «Направление «Гражданско-патриотическое»

Задачи: создать условия для формирования:

- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

- любви к школе, своему городу, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

«Моя малая Родина»

« Россия- Родина моя»

Я - гражданин России (знакомство с гимном , флагом, гербом страны)

Конституция - основной закон нашего государства.

Изучение курсов по направлению.

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; Музейные уроки, оформление газет, альбомов и др.

Конкурсы, состязания, клубные часы и др.

КВН для мальчиков «Защитники Родины»

Военно-спортивная игра «Мы- парни бравые!»

Конкурс рисунков

Конкурс рисунков

Конкурс плакатов

Фотографии моей Родины

Школьный музей Боевой Славы, краеведческая музейная комната, музей истории освоения НПР, картинная галерея, выставки, выходы в КДЦ (программы, фильмы).

Экскурсии, путешествия

Операции: «Зеленый росток», операция «Преклонение»
Проект«Рядом»
Акции: «Поздравь ветерана», «Ветеран живет рядом»,«Осенняя неделя добра», «Весенняя неделя добра», «Салют, Победа!»,.

Акции, операции, проекты

1.День памяти жертв политических репрессий -октябрь
2.«Любовью Матери согреты»-ноябрь
3. «Славься сынами своими, Отечество!»-февраль
4. «Чтобы помнили…»-май

5.Фестиваль солдатской песни- февраль

Школьные мероприятия, КТД

Планируемые результаты

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.

Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

Направление «Интеллектуальное»

Задачи: создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Пропедевтическая работа, коллективные проекты

Коллективные проекты, мини-исследования

Исследовательские проекты(индивидуальные, групповые)

Исследовательские проекты(индивидуальные, групповые)

Концерты, конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация, интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, праздники, предметные недели

Классные часы-практикумы, мероприятия

 «Школа докторов природы»

«Почемучки»

«Школа докторов природы»

«Я –исследователь» 

«Школа докторов природы»

«Я –исследователь»

«Школа докторов природы»

«Я –исследователь»

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

накоплен

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Направление «Экологическое»

Задачи: создать условия для формирования:

- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- бережного отношения к растениям и животным.

«Зеленая планета»

«Я хочу дружить с природой»

Экологический марафон «Сохраним природу»

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседа,

просмотр учебных фильмов;

прогулка,

туристический поход,

путешествие,

экологическая акция,

коллективный природоохранный проект,

творческий проект

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

накоплен

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Картинная галерея, выставки технического и прикладного творчества( ДДТ, СЮТ),концерты ЦВР,  драматический театр, КДЦ им. Высоцкого(игровые программы, культурно-развлекательные программы)

Экскурсии, мероприятия вне школы

Проектная деятельность

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, туристско-краеведческие экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок, библиотек, картинной галереи

ТВОРЧЕСТВО - проект предполагает проведение конкурсов, сюжетно-ролевых игр, фестивалей, праздников , театральные постановки.

ПРИРОДА и МЫ - проект предполагает реализацию программы по развитию интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе через классные часы, экологические десанты, викторины, игры, КТД.

МИЛОСЕРДИЕ-«Рядом» - проект предполагает реализацию программы через участие в акциях «Поздравь ветерана», «Ветеран живет рядом», «Дорогой добрых дел».

БРИГАНТИНА – игра-путешествие, предполагает развитие социальной активности, приобретение навыков коммуникативной и  регулятивной деятельности младших школьников.

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки


                                             

3.Работа с родителями.

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

-полное взаимопонимание и   согласованность действий;

-постоянный контакт с родителями;

-опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Формы работы с родителями.

Групповые формы работы с родителями:

-организационные

-тематические

-итоговые 

-родительский клуб

Индивидуальные формы работы с родителями:

-беседы с родителями

-консультации (групповые и тематические)

-посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров школы успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

-различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

-совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);

-семейные праздники и традиции, конкурсы.

Содержание и формы работы классного руководителя
по просвещению родителей

Направления

Формы организации деятельности

Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей)

родительские собрания;

тематические расширенные педагогические советы; родительский лекторий;

 вечера вопросов и ответов в семейном клубе «27 историй 27-ой»

 педагогические практикумы; тренинги для родителей;

 выпуск информационных материалов, страничка на школьном сайте в Интернете moy27.ucoz.ru, информационные стенды в школе;

публичный доклад директора школы по итогам работы за год.

Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей

совместные мероприятия, праздники, акции.

Расширение партнерских взаимоотношений с родителями

 Управляющий совет школы;

 общешкольный родительский комитет;

 родительские комитеты классных коллективов учащихся;

 совместных школьные акции в микрорайоне школы и разработка проектов.

                                                                         

Циклограмма работы с семьёй обучающихся младших классов на учебный год

Сроки проведения

Наименование мероприятия

Участники

Сентябрь

Родительское собрание . Встреча администрации школы с РК младших классов. Анализ работы школы за прошедший учебный год и планы на будущее.

Семейный клуб «27 историй 27-ой»

Родители и дети

Администрация, РК классов, члены УС школы.

Октябрь

Родительский лекторий.

Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников «Есть проблема - есть решение».

Классные руководители, психолог, родители

Администрация школы, психолог, мед. работник, соц. педагог, учителя

Ноябрь

Родительское собрание

Конференция родителей начальной школы. Обмен опытом воспитания детей в семье.

День матери - праздничная программа.

Классный руководитель, родители, психолог,  специалисты центра «Выбор»

Декабрь

Родительский лекторий

Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование нового года родителями и детьми.

Семейный клуб «27 историй 27-ой»

Родители, учителя, психолог, логопед.

Дети и родители. Учителя школы

Январь

Заседание УС школы. Отчеты РК о проделанной работе за 1 полугодие.

Семейный клуб «27 историй 27-ой»

Члены УС, администрация школы, учителя.

Психолог, логопед, социальный педагог

Февраль

Конкурс «Папа, мама, я - счастливая семья»

Родительское собрание

Учителя, родители, дети

Март

Родительский лекторий.

Радость творим вместе. Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса.

Учителя, родители, дети

Апрель

Родительское собрание.

Круглый стол совместно с администрацией школы на тему «Поговорим? Поговорим!»

Администрация школы, классные руководители, родители

Май

Итоговая отчетная конференция РК школы.

Встреча поколений в честь праздника Победы.

Семейный клуб «27 историй 27-ой»

Администрация школы, классные руководитель, родители

Гости (ветераны, участники локальных войн), родители, дети

4.Школьные мероприятия и праздники

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики, День здоровья, операция «Зелёный росток»

Октябрь

День пожилого человека, КТД «Учитель, перед именем твоим…», конкурсы чтецов; Весёлые старты.

Ноябрь

День народного единства; День Матери, Мисс Первоклассница, Джентльмен -  Первоклассник

Декабрь

Школа карнавальная

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Февраль

День защитника Отечества, игра «Зарничка».  

Март

Праздник мам; Праздник книги «Весёлая уточка»;»Все работы хороши- выбирай на вкус».

Апрель

Прощание с Азбукой, интеллектуальный марафон, День детства и смеха.

Май

Акция «Поздравь ветерана», «Ветеран живет рядом», «До свидания, школа; Здравствуй лето!»

Наши жизненные принципы

1.Делай добро!

2.Люби и прощай людей.

3.Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

4.Бойся обидеть человека

5.Найди свою цель в жизни.

6.Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.

7.Познай себя  и мир.

8.Лучше отдай свое, чем возьмёшь чужое.

9.Не теряй веры в себя.

10.Умей дарить радость людям.

   

Циклограмма

мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом образе жизни,

развитие у учащихся чувства ответственности за   собственную безопасность

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Азбука дорожного движения.

Дорога в школу и домой

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Учить выбирать наиболее безопасный путь в  школу и домой

Что такое режим дня?

Познакомить уч-ся с понятием «режим дня»

Формировать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

октябрь

Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?

Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные -  опасные.

Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.

Огонь - наш друг и враг!

Познакомить уч-ся с правилами поведения  при пожаре дома, в школе.

Формировать умения обращаться с огнеопасными приборами

ноябрь

Какие опасности подстерегают        нас на улицах и дорогах?  

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Провести анализ  типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах

Гигиена и ее значение

Рассказать уч-ся о значении гигиены.

Формировать культуру сохранении я здоровья

декабрь

Светофор

Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».

Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.

Что такое вредные привычки?

Формировать у уч-ся  потребность вести здоровый образ жизни.

Дать уч-ся понятие о вредных и полезных привычках.

январь

Правила поведения на   обочине, тротуаре, пешеходной    дорожке

Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».

Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.

февраль

Что такое проезжая часть  дороги?

Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги».

Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.

Соревнования, посвященные      

Дню защитника Отечества

Формирование  у уч-ся интереса к занятиям спортом.

Приобщение уч-ся к соблюдению здорового  образа жизни

март

Пешеходный переход

Повторить знания о проезжей части  и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине.

Сформировать представление о пешеходном переходе

апрель

Что означают дорожные знаки?                  

Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге

Правила поведения при ЧС                                        

Познакомить уч-ся с понятием «чрезвычайная ситуация»

Формировать у уч-ся умение вести себя в чрезвычайных ситуациях

май

Я –   пешеход (экскурсия)

Показать уч-ся опасные места вокруг школы.

Научить      первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них

Циклограмма

мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданско-правового поведения

Цель данных мероприятий: создание  условий для воспитания личности, любящей свою         Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, для формирования опыта гражданско-правового поведения

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Я - школьник

Познакомить уч-ся с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями школьников

октябрь    

Моя малая Родина –                      г.Норильск

Познакомить уч-ся с историей города,

 историческими памятниками.

ноябрь        

4 Ноября – праздник  Народного единства

Познакомить уч-ся с традициями Дня народного единства

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

декабрь      

Конституция – основной закон  нашей страны

Дать представление уч-ся о Конституции России как об основном законе нашей страны

Февраль    

23 Февраля - День Защитника  Отечества

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся со славными страницами российской истории, русской армии

      май        

9 Мая - День Победы

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся с  историей возникновения Дня Победы.

5.Показатели эффективности реализации программы:

  • Проявление индивидуальности классного коллектива.
  • Развитие классного и школьного самоуправления.
  • Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
  • Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
  • Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной  внеучебной деятельности.
  • Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
  • Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
  • Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
  • Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
  • Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
  • Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
  • Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными учреждениями города.
  • Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой школы

6.Диагностическое сопровождение процесса реализации программы

Для определения эффективности  выбранной системы воспитания учащихся целесообразно использовать различные диагностические методики.

Критерии

Показатели

Методики

1

Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Активность уч-ся.

Методика

С.М. Петровой

« Пословицы» (анкетирование)

2

Развитость личности

Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях

Методика самооценки из сборника И.В. Лавровской «Изучение личности»

Обладание способностью к рефлексии

(Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся

Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).

Методика диагностики умственного развития и способности к учебной деятельности

3

Формирование личностных качеств

Определение изменений, происшедших  в личности школьника в течение года.

Методика « Репка»

4

Изучение уровня удовлетворенности школьной жизнью

Определение степени удовлетворенности школьной жизнью.

Методика А,А, Андреева.

5

 Оценка  родителями  роли образовательного учреждения  и педагога в воспитательном процессе.

Получить количественную информацию

Комплексная методика для родителей разработана А,А.Андреевым

6

Наличие и  сформированность коллектива учащихся

По классификации А.Н. Лутошкина),

                                     Список литературы.

1. Божович Л.И. « Личность и ее формирование в детском возрасте»

2. Дереклеева Н. И. « Справочник классного руководителя»

3. Журнал « Воспитательная  работа в школе»

4. Журнал « Классный руководитель»

5. Журнал « Справочник классного руководителя»

6. М.П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»

7. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии»

8. Е.Н. Степанов « Педагогу о воспитательной  системе школы и класса»

9. Т.Ф. Ушева Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск,  2007

10. http://standart.edu.ru/

Приложение 1

        Перечень воспитательных форм и мероприятий

Формы

Мероприятия

Беседы, классные часы

«Здравствуй, школа»,

 «Правила поведения в школе»,

 «Что такое доброта?»,

 «Государственные символы России»,

цикл бесед «Трудиться - всегда пригодится»,

«Твое здоровье»,

«Все мы - дружная семья».

 «Как появилась религия»,

«Что такое - Конституция?»

, Цикл бесед «Учись учиться»,

 «Береги здоровье смолоду»

«Что значит - быть учеником?» ,

 «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»,

 «Краски природы»,

«Любимое время года»,

«Моя семья»;

«Моя малая Родина»,

«Народные приметы»,

«Мой домашний любимец»

 «Все мы разные, но все мы равные» ,

 «Здорово, когда на свете есть друзья...»,

 «Хочу и надо- трудный выбор»,

«Профессии моих родителей»,

«Люблю, тебя, мой край родной»,

 «Моя родословная»,

«Я и мое имя»,

 «Моя  любимая книга».

 «Я и другие люди»,

«Что значит, быть нужным людям»,  

«Мир человеческих чувств »,

 «Для чего нужна  религия»,

 «Путешествие в храм»,

 «Россия - Родина моя!»,

 «Государственное устройство России»,

«Мир профессий»,

«А гражданином быть обязан» ,

«Память сердца...»,

 «Из истории семейной летописи»,

«Край любимый, край родной»,

  цикл мероприятий «По страницам истории Отечества»,

«Мой  любимый  литературный герой»,

«Труд и воспитание характера»,

«Что значит быть полезным людям?». 

«Дружба начинается с улыбки»,

« Умей делать добрые поступки»,

«Чем сердиться лучше помириться»,

 « Сопереживание товарищам в радости и в горе»,

«Правила, обязательные для всех»,

«Честен  тот, кто работает на совесть»,

« Культура поведения в общественных местах»,

« Что значит «хороший человек»,

« Хорошо выглядеть и быть хорошим – одно и то же?»,

« Умей отстоять своё мнение, если уверен в его справедливости»,

 « Умей сказать «Нет!»

«Что такое моё «Я». Знаю ли я себя?», « Какой я и все остальные»,

«Я и окружающий мир»,

«Качества личности, которые помогают воздержаться от вредных  привычек»,

 «Вежливые слова. Как мы обращаемся друг другу»,

 « Давайте пообщаемся»,

« Что такое самовоспитание?»,

 « Общение со сверстниками»,

«Права и обязанности школьника»,

 « Право – это то, что можешь использовать, чтобы стать лучше»,

 « Правила, обязательные для всех»,

«Профессии нужные нашему городу»,

 « Профессии моих родителей»,

«Все мы разные, и тем не менее у нас много общего»,

« Чем мы отличаемся друг от  друга?»,

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»,

 « Дедушкины медали»,

 « Откуда мы родом?»

Участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

Школьные  праздники и социально значимые мероприятия:

 «Горизонты успеха»,

 «Новогодняя сказка»,

 Осенняя неделя добра, Весенняя неделя добра, Подари ребенку праздник

Фестиваль патриотической песни, Зарничка

«Прощание с Азбукой», «Прощай, начальная школа»

 конкурсы рисунков «Осторожно, дети!», «Когда огонь бывает добрым, когда огонь бывает злым!», «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»);

конкурс чтецов «В стране единой», «Салют, Победа!»

Сюжетно-ролевые игры

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки, «Вместе весело шагать», «Мои друзья», Дни именинников, День детства и смеха

Учебно-исследовательские

конференции

«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет», «Мы здоровье бережем»

Проектная деятельность

«Правила безопасности», «Краеведческий музей».

«Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тематика родительских собраний. Автор Н.И.Дереклеева

1 класс

Традиции и обычаи школы, в которой учится ваш ребенок

Права и обязанности младших школьников

Как определить одаренность ребенка

Эстетическое развитие ребенка: проблемы и перспективы

Особенности учебной деятельности первоклассников

Учебник первоклассника. Как помочь ребенку в трудной учебной ситуации?

Положительные традиции и обычаи семейного воспитании.

Первоклассник и игра

Недетские увлечения маленьких детей

Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции первоклассников

Праздники в жизни ребенка

Как научить ребенка быть настоящим другом

Детские страхи и пути их преодоления

Если ребенок не уверен в себе

О единстве родителей в воспитании детей

Если ребенком трудно управлять

Как развить способности ребенка?

Азбучные истины воспитания

2 класс

Особенности учебной деятельности учащихся – второклассников

Родителям на заметку. Критерии оценивания учащихся во втором классе

Особенности темперамента учащихся и их влияние на результативность учебной деятельности младших школьников

Особенности мыслительной деятельности младших школьников

«Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников

Трудовые традиции в воспитании детей в семье

Как сформировать у ребенка интерес к чтению?

Первые ростки эмпатии в детском коллективе. Анализ учительских наблюдений

О речевой культуре учащихся

Как воспитать у ребенка ответственность за свои поступки

Уверенные и неуверенные дети. Аналих проблемы

В чем состоит «трудность» трудного ребенка?

О воспитании мужественности и женственности

Поведение ребенка – зеркальное отображение взаимоотношений родителей.

Детская фантазия и ее значение в развитии учебных умений и личностных качеств ребенка

Как уберечь ребенка от хронического вранья?

Роль семьи в формировании волевых качеств ребенка.

3 класс

Нравственные законы семьи – зеркало поведения ребенка

О взаимоотношениях поколений в семье

О честности и чести. Анализ ситуаций повседневной жизни

Праздники страны – праздники семьи?

Как научит ребенка самостоятельно справляться с выполнением домашних заданий?

О единой линии воспитания детей в семье.

Речевая культура школьника. От чего она зависит?

Как воспитать в ребенке послушание

Роль совместного досуга детей и родителей в воспитании коммуникативной культуры школьника

Внешняя культура школьника – продолжение внутренней культуры семьи.

Информационная культура семьи. В чем она заключается?

Кем быть? Каким быть?

Одаренный ребенок. Какой он?

О школьных перегрузках.

4 класс

О родительском авторитете. Чтобы не было поздно.

Мониторинг учебных достижений младших школьников: проблемы и перспективы.

Как развить творческие способности ребенка?

Как научиться объективно оценивать успехи и неудачи своего ребенка

О дополнительном образовании младших школьников

Как подготовить ребенка к успешному учению в пятом классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"

Основной идеей программы воспитания и социализации         становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу» (экологическое воспитание)

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу»(экологическое воспитание)...

Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы

Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...