Методическая разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка по теме "Глобус - модель Земли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Глобус - модель Земли»
Цель урока.
- Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Задачи урока.
- Способствовать формированию понятий: «глобус-модель», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы».
- Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.
- Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.
- Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе.
- Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, глобусы, таблицы, раздаточный материал;
Ход урока
I. Организационный этап. Слайд 1
Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Начинается урок,
И пойдет он всем нам впрок,
Постарайся все понять,
Учись тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
II. Проверка домашнего задания.
1. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
2. Что такое Земля - звезда или планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы)
3. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник Земли, она вращается вокруг Земли)
4. Как называют лунные горы? (кратеры)
5. Что такое Солнце? (Солнце – звезда, ближайшая к Земле)
6. Как называются все планеты и звезды? (небесные тела)
7. Какие планеты являются «соседями» Земли? (Венера и Марс)
III. Этап текущей рефлексии. Определение темы и целей урока.
- отгадайте загадку
Он Земли изображение
И не любит искажения. (Глобус)
- тема нашего урока «Глобус» Слайд 2
III. Этап планирования работы по теме урока. Слайд 3
- на уроке мы найдем ответы на вопросы
1. Что такое глобус?
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?
5.О чем может рассказать глобус?
Итак, наш первый вопрос исследования: «Что такое глобус?»
IV. Работа по теме урока.
1. Как люди в древности представляли себе Землю
Долгое время люди верили, что Земля – это огромная лепешка. Слайд 4
У нее, как у всякой лепешки, есть края. А держится эта лепешка на трех огромных китах, которые плавают в океане. А над ней - небо, как потолок, только круглый. Днем потолок голубой, а ночью черный. И в нем загораются звезды. Они хотели дойти до края земли и посмотреть, что там, дальше. А потом взобраться на небо. Но как они далеко ни ездили, а край земли так и не увидели.
И вот однажды люди отправились путешествовать на корабле. Плыли всё в одну сторону, почти 3 года, а домой вернулись с другой стороны. Вот тогда и поняли люди, что Земля – это огромный шар.
2. Формирование понятий «модель», «глобус».
- Что такое глобус? Давайте поразмышляем.
- Как назвать предметы? Слайд 5
- На что похожа игрушка: самолет? … дом? … машинка?
- Сравните модель с настоящим предметом Слайд 6
- Чем они похожи на настоящие предметы? (формой)
- Чем они отличаются от настоящих предметов? (размером)
- Как вы понимаете значение слова «модель»? (Модель – это уменьшенное
изображение предмета).
- Как называется этот предмет? (показ глобуса) (Глобус)
- Давайте выясним, что такое глобус? Слайд 7
Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Глобус – это модель Земли. Слайд 7
Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.
- Можно ли воздушный шарик (показать) и мяч (показать) назвать глобусом?
- Почему?
3. Какие глобусы самые древние? Слайд 8
Посмотрите на слайд. Это древний глобус. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.
Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Слайд 8 по щелчку Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии..
4. Какие бывают глобусы?
* Глобусы – “моряки”.
Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях немало повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.
Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.
Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.
Есть глобусы, на которых изображены все страны мира.
Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.
Есть лунный глобус Слайд 9 и глобус Марса. Слайд 9 Есть даже глобус звездного неба. Вот он. Слайд 9 На нем изображены созвездия, Млечный путь.
Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них — глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т — находится в Санкт-Петербурге в музее М. В. Ломоносова. Он был изготовлен известным европейским географом А.Олеарием (1599-1671) и мастером А.Бушем в 1650-1664 гг. для герцога Фридриха III.
Он был создан как глобус — планетарий. Слайд 10 Он был расписан снаружи — изображение земного глобуса, изнутри — звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки. Внутрь шара вела четырехугольная дверь
В Нью-Йоркском Корона парке находится необычная достопримечательность: Слайд 11
Глобо де Эриксон (Globo de Ericsson) – самая большая модель солнечной системы, расположенный в Стокгольме слайд 12
Eartha (так называется глобус) ровно в миллион раз меньше оригинала, и каждый дюйм его поверхности соответствует 26 километрам реальной Земли. Глобус с высокой достоверностью отражает земной рельеф, расположение крупнейших транспортных магистралей и населённых пунктов.
Есть и такие необычные глобусы Слайд 13
В Бостонской библиотеке Мерри Бейкер Эдди есть гигантский шар Маппариум, выполненный из стекла. Внутренние стенки шара представляют собой гигантскую политическую карту мира со сверкающую цветной подсветкой и огоньками городов. Глобус изнутри. Слайд 14
5. Как устроен глобус? Слайд 15
- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.
Экватор – «главный пояс Земли». Слайд 15 по щелчку Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.
- Зачем нужен экватор?
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
Еще есть Северный полюс и Южный полюс. Слайд 15 по щелчку
На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. Слайд 15 по щелчку
- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. Слайд 15 по щелчку
- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».
Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля.
Слайд 16 Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.
- Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи.)
6. Физминутка:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
VII. Этап промежуточных результатов и выводов.
«О чем может рассказать глобус?»
- Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы.
( на слайде 17 - О чем может рассказать глобус?)
Формирование понятий «океан», «материк».
- Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Слайд 17 по щелчку
- Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета»
- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)
- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)
- Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду.
Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд). Слайд 18
- Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря
и океаны.
- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют
материками. Слайд 18 по щелчку На глобусе материки раскрашены в зелёный и
коричневый цвета.
V. Этап промежуточных результатов и выводов.
Работа в группах.
- Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу
Землю.
(Самостоятельная работа в группах.)
Задание для первой группы.
Найдите на глобусе материки, назовите их.
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________
- проверка слайд 19 по щелчку
Задание для второй группы.
1) Определите самый большой и самый маленький материки.
- Самый большой материк - Евразия
- Самый маленький материк - Австралия
2) Как называется материк, на котором мы живем? Евразия
Задание для третьей группы.
1). Найдите на глобусе океаны и назовите их.
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
- проверка Слайд 19 по щелчку (Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый,
Тихий, Индийский, Атлантический.)
Задание для четвертой группы.
1) Определите самый большой и самый маленький океаны.
Самый большой океан - Тихий
Самый маленький океан - Северный Ледовитый
VIII. Этап обобщение информации.
- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашей работы. И мне никак не обойтись
без вашей помощи.
- Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен»
- Как вы понимаете это сочетание «белые пятна»?
(Дети читают из словаря:
1. Белыми пятнами на карте, земле и т. п. называют территории, о которых люди
либо ничего не знают, либо знают очень мало, потому что там никто не бывал.
2. Белым пятном в какой-либо области деятельности, знания и т. п. называют
информацию, которая неизвестна или является тайной для большинства людей.)
3. Игра « Гонка за лидером» начинается! Слайд 20 - 21
Модель Земли - _______________ .
Это слово в переводе с латинского означает_____.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________.
На земном шаре _____ океана и _______ материков..
«Главный пояс Земли» - ___________________.
На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
(чтение предложений в быстром темпе, дети подбирают подходящие по смыслу
слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ,
ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ)
IX. Итог урока.
1. Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли… (экватор)
3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор,
полюсы)
- Отгадайте загадки:
Ты держишь целый мир в руках - моря и океаны,
Тайгу, вершины гор в снегах, все города и страны.
Ты держишь мир в руках, как мяч, но только он учебный.
А вот теперь скажи, трюкач, что за предмет волшебный? (Глобус)
Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (Ось)
На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (Полюса)
X. Рефлексия . Оценка работы на уроке .
- За что вы можете похвалить себя?
- Что не понравилось, осталось непонятным?
- О чем захотелось узнать поподробнее?
XI. Домашнее задание по выбору.
- выучить названия материков и океанов, научиться их писать,
- уметь показывать на глобусе материки и океаны.
- выполнить задания в рабочей тетради стр.4 - 5
- подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...