Жизнь луга. Луг - природное сообщество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Панфилова Галина Юрьевна

Разнообразие живых организмов луга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 р.п. Новоспасское

Панфилова Галина Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское

Урок по окружающему миру

по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" 4 класс

Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
  • Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролю человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Формируемые УУД :

Познавательные – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Коммуникативные – задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете. 

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… 
И. Никитин (Слайд №2)

- Что это за дом? (Лес)…(Слайд № 3)

- Сколько в нём этажей?

- Графический диктант. Я читаю утверждение, а вы если согласны ставите плюс,
если не согласны - минус. 

1. В этом сочетании не будет происходить круговорот веществ: дуб–гусеница –птица –микробы( - )

2. На дереве обитают кроты и землеройки     ( - )

3. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные    ( + )

4. Жуки- короеды приносят вред лесному сообществу    ( - )

5. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу   ( - )

6. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания  ( + )

7. Бурый медведь хищник    ( - )

8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу   ( - )

-, -, +, -, -, +, -,-.

- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества ? (Важно то, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие)

У вас на столах лежит тест выполните его и сделайте взаимопроверку.

3. Изучение нового материала

Введение в тему.

- Послушайте внимательно стихотворение:

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад, 
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? - Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»…(Слайд № 4) - Какие цели поставим перед собой?(Слайд № 5)

- Что изображено на слайде?(слайд №6)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)

- Значит что такое луг?(Слайд 7)

Луг – безлесные  площади, занятые травянистыми растениями.

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах? 

Растения луга

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковые  шапки,
Подорожник, васильки, 
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу?

- Что объединяет все эти растения? (Это травы, растут на открытой местности, любят свет и тепло, большинство растений- цветы.)

- Предлагаю подробнее познакомиться с растениями луга. 

Кормовые растения.

Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка… (Слайд № 8) Они являются ценными кормовыми растениями.

Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.

- Кто из животных больше всего любит клевер?

- Про клевер расскажет.. (Слайд № 9) 

Клевер луговой (красный) живёт два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить. Клевер ползучий (белый) не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растёт белый клевер, всегда много пчёл. Клевер ползучий - растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена.  Клевер ползучий лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растёт  клевер ползучий, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растёт клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.

- Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным… (Слайд № 10) -Узнали? Об одуванчике расскажет…

Одуванчик

   Расцветают одуванчики ещё в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Жёлтая головка одуванчика — это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок - парашютик. На таких пуховичках - парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку.

Ядовитые растения

-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? -На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий…(Слайд № 11) -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.

На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.(Слайд №12)

-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название?

(В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики - ещё задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)

-Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными…(Слайд № 13)

- Растёт лекарство под ногами 
Прошу вас, убедитесь сами. 
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь их у нас так много!

- Что за растение? Подорожник

- Попробуйте назвать следующее растение

Ромашка - царица разнотравья. И о ней нам расскажет…

Ромашка – это однолетнее растение семейства астровых. У него очень много названий — поповник, белюшка, нивяник. Невысокие растения с белыми продолговатыми лепестками и желтой серединкой всегда ассоциируются у меня с летом. Стебель чаще всего один, покрытый узкими длинными листьями. Ромашка бывает таких видов, как аптечная, римская, персидская, ну и обыкновенная. Мы встречаем их чаще всего на лугах и полях.

Еще есть так называемая «безъязычковая» ромашка, цветки ее мелкие, без белых лепестков, и встретить ее можно, также, где угодно.

Это растение очень часто используется в лечебных целях, а также для улучшения сна и укрепления волос, на ее основе делают крема и другие косметические средства.

Ромашки являются символом России. Нашей широкой души, легкого нрава, бездонного голубого неба и белых, усыпанных любимыми цветами полей:

Маленькое солнце на моей ладошке, —
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.

Погляди на зверобой 
Он на лугу повсюду. 
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.

- А вот ещё некоторые растения, растущие на лугу (Слайд 14,15)

Животные луга

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга. - Где может обитать животное

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).

- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).

- С помощью рисунка на стр. 184-185 учебника познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

- Каких животных вы узнали на рисунке? Ответы детей

- Давайте подробнее знакомиться с животными луга.

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит - воет,
Сядет - землю роет. 
(Жук)

-На лугу обитают несколько видов жуков: (Слайд № 16)

- Следующая «жительница» луга:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)…
(Слайд № 17)

-На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.

И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся.

Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище. Вот на такие норки и набрёл голодный мышонок Пик из сказки В. Бианки. Отрывок из сказки прочитает

Мышонок Пик (В. Бианки, отрывок)

   Из-под земли ударил ему в нос сладкий запах. Пик ковырнул носом землю, потом ещё и ещё, пока не вырыл ямку. На дне ямки показались крупные ячейки серого воска. В одних лежали шмелиные личинки, другие были полны душистым жёлтым медом. Мышонок жадно стал лизать сладкое лакомство. Вылизал весь мёд, принялся за личинок и живо справился с ними. Он находил всё новые и новые ячейки с личинками и мёдом. Пик так увлёкся, что не заметил, как вернулись шмели. Пришлось спасаться бегством. Густая шёрстка защищала его от страшных шмелиных жал...

- Один маленький мышонок причинил столько хлопот шмелиному народцу.

А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок...).

- Кто может помочь такому лугу? (Разные хищники...)

- Составьте цепь питания (растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)

- Следующие обитатели луга…..

Разными крыльями
Машут красавицы.
То поднимаются -
То опускаются.
Носиком водят
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке? (Бабочки)…
(Слайд № 18)

-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений

-Но вот гусеницы… (Слайд № 19) многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.

-Ребята, мне кажется, что от гусениц один только вред! Я прошу вас согласиться со мной! (Ответы детей.)

-Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам? (Птиц).

-И не только птиц! Я прочитаю «Страшный рассказ», а вы определите о ком речь.

Если присесть в высокую траву, то услышишь как они переговариваются.

А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах. Кто это?...(Слайд № 20)

-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать) -Составьте цепь питания (растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка)

- Дальше заселяем луг:

Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдет.

- Кто это? (Божья коровка)…(Слайд № 21)

- А как же она может жить на лугу, ведь она такая заметная? Что бы ответить на этот вопрос, прочитаем по ролям маленькую сценку. 

«На лугу».

А: Как-то раз собралась на лугу небольшая компания поболтать о разных разностях: кузнечик, бабочка-крапивница, да божья коровка. Каждый рассказывал, как от врагов спасается.

Бабочка:

-Мне стоит только сложить крылья, и не отличишь от сухого листка, а другие мои знакомые бабочки, чтобы стать незаметными, наоборот, расправляют крылья. Сядут на яркий цветок, и не поймешь, где цветок, где бабочка. Так и спасаемся - окраска помогает.

Кузнечик:

-Я тоже так! Кто в защитный цвет окрашен, враг тому не так уж страшен. Прижмусь к зеленому стеблю - и не разглядишь меня!

-Кузнечик: Одной тебе природа ничего не дала. Ничем не защитила.

-Бабочка: Заметная, красная, да еще с точками. Да как же ты до сих пор жива?

Божья коровка:

-Не боюсь я птиц, пусть они меня опасаются. Есть у нас такая едкая, жгучая жидкость, которая выделяется на сгибах ножек при опасности. Это ядовитое молочко отпугивает моих врагов. Поэтому нас никто не трогает. А чтобы птицы нас не перепутали с другими насекомыми, мы их своей окраской предупреждаем: "Смотрите, мы ярко-красные, для всех опасные!"

А: Тут в воздухе какая-то птица промелькнула.

Кузнечик и бабочка спрятались, а на божью коровку никто и внимания не обратил.

- Как вы думаете, почему?

-Кто может угрожать птицам луга и мелким животным? (Хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; другие хищники, попавшие на луг...). На лугах живут ребята ещё и насекомые санитары.(Слайд №22)

Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.

Он, как рыба в воде,
Разгребает в земле.
Сам он чёрный, слепой,
Но добытчик какой!
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.

Кто же это? (Крот)…(Слайд № 23)

- В одной сказке медведь решил оказывать медвежьи услуги. Он уговаривал зверей меняться своими квартирами. Кроту досталось беличье дупло. Попытался крот добраться до своего нового жилища, да ничего у него не вышло. Пришлось вернуться в старую квартиру.

- Почему у крота ничего не вышло? (Он не приспособлен к жизни на деревьях).

- Как крот приспособился к жизни в земле? (у него передние лапы сильные, с длинными крепкими когтями и вывернутыми ладонями наружу, приспособленными для прорывания ходов в земле)

- Следующий житель луга -

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. 
(Мыши)… (Слайд №23)

Птицы

- Живут ли на лугу птицы?

- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников...).

- Где устраивают гнёзда птицы луга?

- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг - дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?

- Среди травы можно встретить луговую курочку - перепелку… (Слайд № 24)

- Название другой птички – коростель. Трясогузка

Ещё один обитатель луга – чекан луговой

-Составьте цепь питания (растение - слизни - коростель - другой хищник)

-На лугу можно встретить жаб… 

-В луговой почве много червей… 

-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.

- Как поэтому можно назвать луг? ( экосистемой.) (Слайд №25)

- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)

- Мы пришли к выводу, что луг - это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет и никто и ничто не может уничтожить луг.

Я прочитаю стихотворение, а вы выскажите своё мнение по поводу того, действительно ли никто и ничто не может уничтожить луг

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.    

 -Может ли кто - нибудь уничтожить луг? (Человек.)

-А какое значение луг имеет для человека? (Слайд №26)

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу)

- А кто бы мог сам поработать с учебником и выделить из текста эти правила? Правила поведения на лугу…(Слайд №27)

- не рвать много цветов

-не уничтожать гусениц и насекомых

- не поджигать траву

4. Закрепление пройденного (Слайд 28)

  • Какие растения луга вы запомнили?
  • Какие живые существа встречаются на лугу?
  • Почему луг называют природным сообществом?
  • Какое влияние человек оказывает на луг?
  • Как нужно охранять луг?

5. Домашнее задание: Слад №28

Стр. 171-177 — пересказ. Рабочая тетрадьс.78 №2 с.79 № 3, 4,с.81 № 7.

6. Подведение итогов.

- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

7. Выставление отметок

-А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

Человек! Ты царь природы! 
О тебе веду я речь. 
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться, 
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».

Методическая разаботка знакомит с особой  структурой уроков  изучения природных сообществ, содержащих природоведческий  и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема:  Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...

Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Задачи урока: Обучающая:   познакомить учащихся с разнообразием живых  организмов луга, с ролью человека; показать  разнообразие животных  и растений лугов и  св...

Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)Работа в группахКак по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сов...

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Конспект урока по предмету:Окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга»(учебник: А.А.Плешаков Мир вокруг нас 4 кл., М., Просвещение, 2017)...

«Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий. Луга украшают родной к...