Жизнь луга. Луг - природное сообщество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 р.п. Новоспасское
Панфилова Галина Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское
Урок по окружающему миру
по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" 4 класс
Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
- Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролю человека.
- Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Формируемые УУД :
Познавательные – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
Коммуникативные – задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
2. Проверка домашнего задания.
- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь
Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин (Слайд №2)
- Что это за дом? (Лес)…(Слайд № 3)
- Сколько в нём этажей?
- Графический диктант. Я читаю утверждение, а вы если согласны ставите плюс,
если не согласны - минус.
1. В этом сочетании не будет происходить круговорот веществ: дуб–гусеница –птица –микробы( - )
2. На дереве обитают кроты и землеройки ( - )
3. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные ( + )
4. Жуки- короеды приносят вред лесному сообществу ( - )
5. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу ( - )
6. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания ( + )
7. Бурый медведь хищник ( - )
8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу ( - )
-, -, +, -, -, +, -,-.
- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества ? (Важно то, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие)
У вас на столах лежит тест выполните его и сделайте взаимопроверку.
3. Изучение нового материала
Введение в тему.
- Послушайте внимательно стихотворение:
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? - Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»…(Слайд № 4) - Какие цели поставим перед собой?(Слайд № 5)
- Что изображено на слайде?(слайд №6)
- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)
- Значит что такое луг?(Слайд 7)
Луг – безлесные площади, занятые травянистыми растениями.
- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?
Растения луга
- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковые шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
- Какие растения растут на лугу?
- Что объединяет все эти растения? (Это травы, растут на открытой местности, любят свет и тепло, большинство растений- цветы.)
- Предлагаю подробнее познакомиться с растениями луга.
Кормовые растения.
- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка… (Слайд № 8) Они являются ценными кормовыми растениями.
Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.
- Кто из животных больше всего любит клевер?
- Про клевер расскажет.. (Слайд № 9)
Клевер луговой (красный) живёт два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить. Клевер ползучий (белый) не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растёт белый клевер, всегда много пчёл. Клевер ползучий - растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Клевер ползучий лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растёт клевер ползучий, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растёт клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.
- Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным… (Слайд № 10) -Узнали? Об одуванчике расскажет…
Одуванчик
Расцветают одуванчики ещё в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Жёлтая головка одуванчика — это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок - парашютик. На таких пуховичках - парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку.
Ядовитые растения
-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? -На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий…(Слайд № 11) -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.
На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.(Слайд №12)
-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название?
(В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики - ещё задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)
-Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными…(Слайд № 13)
- Растёт лекарство под ногами
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь их у нас так много!
- Что за растение? Подорожник
- Попробуйте назвать следующее растение
Ромашка - царица разнотравья. И о ней нам расскажет…
Ромашка – это однолетнее растение семейства астровых. У него очень много названий — поповник, белюшка, нивяник. Невысокие растения с белыми продолговатыми лепестками и желтой серединкой всегда ассоциируются у меня с летом. Стебель чаще всего один, покрытый узкими длинными листьями. Ромашка бывает таких видов, как аптечная, римская, персидская, ну и обыкновенная. Мы встречаем их чаще всего на лугах и полях.
Еще есть так называемая «безъязычковая» ромашка, цветки ее мелкие, без белых лепестков, и встретить ее можно, также, где угодно.
Это растение очень часто используется в лечебных целях, а также для улучшения сна и укрепления волос, на ее основе делают крема и другие косметические средства.
Ромашки являются символом России. Нашей широкой души, легкого нрава, бездонного голубого неба и белых, усыпанных любимыми цветами полей:
Маленькое солнце на моей ладошке, —
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Погляди на зверобой
Он на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
- А вот ещё некоторые растения, растущие на лугу (Слайд 14,15)
Животные луга
- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга. - Где может обитать животное
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).
- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).
- С помощью рисунка на стр. 184-185 учебника познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
- Каких животных вы узнали на рисунке? Ответы детей
- Давайте подробнее знакомиться с животными луга.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук)
-На лугу обитают несколько видов жуков: (Слайд № 16)
- Следующая «жительница» луга:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)… (Слайд № 17)
-На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.
И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся.
Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище. Вот на такие норки и набрёл голодный мышонок Пик из сказки В. Бианки. Отрывок из сказки прочитает…
Мышонок Пик (В. Бианки, отрывок)
Из-под земли ударил ему в нос сладкий запах. Пик ковырнул носом землю, потом ещё и ещё, пока не вырыл ямку. На дне ямки показались крупные ячейки серого воска. В одних лежали шмелиные личинки, другие были полны душистым жёлтым медом. Мышонок жадно стал лизать сладкое лакомство. Вылизал весь мёд, принялся за личинок и живо справился с ними. Он находил всё новые и новые ячейки с личинками и мёдом. Пик так увлёкся, что не заметил, как вернулись шмели. Пришлось спасаться бегством. Густая шёрстка защищала его от страшных шмелиных жал...
- Один маленький мышонок причинил столько хлопот шмелиному народцу.
А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок...).
- Кто может помочь такому лугу? (Разные хищники...)
- Составьте цепь питания (растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)
- Следующие обитатели луга…..
Разными крыльями
Машут красавицы.
То поднимаются -
То опускаются.
Носиком водят
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке? (Бабочки)…(Слайд № 18)
-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений
-Но вот гусеницы… (Слайд № 19) многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.
-Ребята, мне кажется, что от гусениц один только вред! Я прошу вас согласиться со мной! (Ответы детей.)
-Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам? (Птиц).
-И не только птиц! Я прочитаю «Страшный рассказ», а вы определите о ком речь.
Если присесть в высокую траву, то услышишь как они переговариваются.
А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах. Кто это?...(Слайд № 20)
-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать) -Составьте цепь питания (растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка)
- Дальше заселяем луг:
Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдет.
- Кто это? (Божья коровка)…(Слайд № 21)
- А как же она может жить на лугу, ведь она такая заметная? Что бы ответить на этот вопрос, прочитаем по ролям маленькую сценку.
«На лугу».
А: Как-то раз собралась на лугу небольшая компания поболтать о разных разностях: кузнечик, бабочка-крапивница, да божья коровка. Каждый рассказывал, как от врагов спасается.
Бабочка:
-Мне стоит только сложить крылья, и не отличишь от сухого листка, а другие мои знакомые бабочки, чтобы стать незаметными, наоборот, расправляют крылья. Сядут на яркий цветок, и не поймешь, где цветок, где бабочка. Так и спасаемся - окраска помогает.
Кузнечик:
-Я тоже так! Кто в защитный цвет окрашен, враг тому не так уж страшен. Прижмусь к зеленому стеблю - и не разглядишь меня!
-Кузнечик: Одной тебе природа ничего не дала. Ничем не защитила.
-Бабочка: Заметная, красная, да еще с точками. Да как же ты до сих пор жива?
Божья коровка:
-Не боюсь я птиц, пусть они меня опасаются. Есть у нас такая едкая, жгучая жидкость, которая выделяется на сгибах ножек при опасности. Это ядовитое молочко отпугивает моих врагов. Поэтому нас никто не трогает. А чтобы птицы нас не перепутали с другими насекомыми, мы их своей окраской предупреждаем: "Смотрите, мы ярко-красные, для всех опасные!"
А: Тут в воздухе какая-то птица промелькнула.
Кузнечик и бабочка спрятались, а на божью коровку никто и внимания не обратил.
- Как вы думаете, почему?
-Кто может угрожать птицам луга и мелким животным? (Хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; другие хищники, попавшие на луг...). На лугах живут ребята ещё и насекомые санитары.(Слайд №22)
Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.
Он, как рыба в воде,
Разгребает в земле.
Сам он чёрный, слепой,
Но добытчик какой!
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.
Кто же это? (Крот)…(Слайд № 23)
- В одной сказке медведь решил оказывать медвежьи услуги. Он уговаривал зверей меняться своими квартирами. Кроту досталось беличье дупло. Попытался крот добраться до своего нового жилища, да ничего у него не вышло. Пришлось вернуться в старую квартиру.
- Почему у крота ничего не вышло? (Он не приспособлен к жизни на деревьях).
- Как крот приспособился к жизни в земле? (у него передние лапы сильные, с длинными крепкими когтями и вывернутыми ладонями наружу, приспособленными для прорывания ходов в земле)
- Следующий житель луга -
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мыши)… (Слайд №23)
Птицы
- Живут ли на лугу птицы?
- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников...).
- Где устраивают гнёзда птицы луга?
- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг - дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?
- Среди травы можно встретить луговую курочку - перепелку… (Слайд № 24)
- Название другой птички – коростель. Трясогузка
Ещё один обитатель луга – чекан луговой
-Составьте цепь питания (растение - слизни - коростель - другой хищник)
-На лугу можно встретить жаб…
-В луговой почве много червей…
-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.
- Как поэтому можно назвать луг? ( экосистемой.) (Слайд №25)
- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)
- Мы пришли к выводу, что луг - это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет и никто и ничто не может уничтожить луг.
Я прочитаю стихотворение, а вы выскажите своё мнение по поводу того, действительно ли никто и ничто не может уничтожить луг…
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нами понято
Было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой”.
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
-Может ли кто - нибудь уничтожить луг? (Человек.)
-А какое значение луг имеет для человека? (Слайд №26)
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу)
- А кто бы мог сам поработать с учебником и выделить из текста эти правила? Правила поведения на лугу…(Слайд №27)
- не рвать много цветов
-не уничтожать гусениц и насекомых
- не поджигать траву
4. Закрепление пройденного (Слайд 28)
- Какие растения луга вы запомнили?
- Какие живые существа встречаются на лугу?
- Почему луг называют природным сообществом?
- Какое влияние человек оказывает на луг?
- Как нужно охранять луг?
5. Домашнее задание: Слад №28
Стр. 171-177 — пересказ. Рабочая тетрадьс.78 №2 с.79 № 3, 4,с.81 № 7.
6. Подведение итогов.
- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.
7. Выставление отметок
-А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».
Методическая разаботка знакомит с особой структурой уроков изучения природных сообществ, содержащих природоведческий и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...
Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Задачи урока: Обучающая: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека; показать разнообразие животных и растений лугов и св...
Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)
Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)Работа в группахКак по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сов...
Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
Конспект урока по предмету:Окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга»(учебник: А.А.Плешаков Мир вокруг нас 4 кл., М., Просвещение, 2017)...
«Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий. Луга украшают родной к...