Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)
Работа в группах
Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сова»). Составление цепочки взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_luga.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)
Подготовила: учитель начальных классов
Алексеева Е.Н.
Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
- Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролю человека.
- Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» автор А. Плешаков 4 класс
Гербарий растений «Луга», «Леса»,
Компьютер – для показа слайдов, презентация «Луг»,
Ватман для проверки домашнего задания,
Рисунки животных леса и луга,
конверты с заданиями для 1 и 2 команды ( проверка д/з)
Справочники, энциклопедии лекарственных растений
Картина «Луг».
Магнитофон. «Музыка леса. Голоса птиц.
Карточки со словами: «Деревья», «Кустарники», «Травянистые растения»,
«Мхи и лишайники», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»
Ответы графического диктанта.
В. Бианки «Сова» (аудиозапись)
Перед началом урока детей нужно разделить на 3 команды «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».
1. Орг. момент. - Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
2. Проверка домашнего задания.
- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь
Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин
- Что это за дом? (Лес)…
Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)
Задание № 1 для команды «Ботаники» распределите карточки на чистом листе ватмана по этажам.
Название карточек: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники.
Задание №2
1 команда получает гербарий
Задача: разложите растения по ярусам, а на ватмане запишите их названия.
Запишите пищевую цепочку, сложившую в лесу.
2 команда «Зоологи» получает рисунки животных
Задача: разложите животных по ярусам, а названия запишите на ватмане.
Запишите пищевую цепочку, сложившую в лесу.
3 команда «Экологи» слушает внимательно и выполняет графический диктант.
Запишите знак +, если утверждение верно, и - , если утверждение неверно.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- Средний ярус – это мхи и лишайники.
- В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб- гусеница-птица – микробы.
- На дереве обитают кроты, землеройки.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.
- Бурый медведь – хищник.
- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
- Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
Проверьте свои ответы и поставьте оценку в свой проверочный лист.
( проверь ответы:+, - - - + - - - - + если верно, то оценка «5» – МОЛОДЕЦ!)
Пока дети проверяют графический диктант, учитель проверяет задание у 1 и 2 команд.
3. Изучение нового материала
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? Дети формируют тему, цели и задачи урока.
-Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное – природное сообщество»
- Предположите, кто или что будет входить в природное сообщество луга (ответы детей).
- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.
На лугу растёт ромашка, лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка, колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок, у тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых, разноцветных и душистых!
- Какие растения растут на лугу? Как вы думаете, кто из наших ученых будет исследовать тему «Растения луга» (задание для Ботаников – заполнение таблицы-карты)
- Что будут исследовать Зоологи? (тему животных луга, заполняют таблицу-карту).
- Какими вопросами займется команда Экологов? (проблемой защиты и охраны луга, а также взаимодействия с человеком, заполняют таблицу-карту и буклет «Поведение на лугу»)
Физминутка
«Кузнечики» поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, сели травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко.
- Работа в группах (включается аудиозапись).
- Выступления творческих групп.
- Продолжите мое предложение (проблема) «Если исчезнут луга, то …… .»
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сова»). Составление цепочки взаимодействия.
4. Закрепление пройденного
- Какие растения луга вы запомнили?
- Какие живые существа встречаются на лугу?
- Почему луг называют природным сообществом?
- Какое влияние человек оказывает на луг?
- Как нужно охранять луг?
5. Домашнее задание:
Стр. 129-135 — пересказ. Задание 3, 4, 5.
6. Подведение итогов.
- За что я хочу похвалить (высказывания учащихся и учителя)
*себя,
* одноклассников,
* учителя.
- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».
Методическая разаботка знакомит с особой структурой уроков изучения природных сообществ, содержащих природоведческий и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...
Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Задачи урока: Обучающая: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека; показать разнообразие животных и растений лугов и св...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Человек и природные сообщества. Значение лесов" 3 класс (Перспективная начальная школа)
Конспект урока по окружающему миру...
Жизнь луга. Луг - природное сообщество
Разнообразие живых организмов луга...
Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
Конспект урока по предмету:Окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга»(учебник: А.А.Плешаков Мир вокруг нас 4 кл., М., Просвещение, 2017)...
«Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий. Луга украшают родной к...