Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)

Работа в группах

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сова»). Составление цепочки взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_luga.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Подготовила: учитель начальных классов

Алексеева Е.Н.

Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
  • Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролю человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование:

Учебник «Мир вокруг нас» автор А. Плешаков 4 класс

Гербарий растений «Луга», «Леса»,

Компьютер – для показа слайдов, презентация «Луг»,

Ватман для проверки домашнего задания,

Рисунки животных леса и луга,

конверты с заданиями для 1 и 2 команды ( проверка д/з)

Справочники, энциклопедии лекарственных растений

Картина «Луг».

Магнитофон. «Музыка леса. Голоса птиц.

Карточки со словами: «Деревья», «Кустарники», «Травянистые растения»,

«Мхи и лишайники», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»

Ответы графического диктанта.

В. Бианки «Сова» (аудиозапись)

Перед началом урока детей нужно разделить на 3 команды «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».

1. Орг. момент. - Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин

- Что это за дом? (Лес)…

Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)

Задание № 1 для команды «Ботаники» распределите карточки на чистом листе ватмана по этажам.

Название карточек: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники.

Задание №2

1 команда получает гербарий

Задача: разложите растения по ярусам, а на ватмане запишите их названия.

Запишите пищевую цепочку, сложившую в лесу.

2 команда «Зоологи» получает рисунки животных

Задача: разложите животных по ярусам, а названия запишите на ватмане.

Запишите пищевую цепочку, сложившую в лесу.

3 команда «Экологи» слушает внимательно и выполняет графический диктант.

Запишите знак +, если утверждение верно, и - , если утверждение неверно.

- Самый верхний ярус леса образован деревьями.

- Средний ярус – это мхи и лишайники.

- В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб- гусеница-птица – микробы.

- На дереве обитают кроты, землеройки.

- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

- Бурый медведь – хищник.

- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

- Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

Проверьте свои ответы и поставьте оценку в свой проверочный лист.

( проверь ответы:+, - - - + - - - - + если верно, то оценка «5» – МОЛОДЕЦ!)

Пока дети проверяют графический диктант, учитель проверяет задание у 1 и 2 команд.

3. Изучение нового материала

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? Дети формируют тему, цели и задачи урока.

-Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное – природное сообщество»

- Предположите, кто или что будет входить в природное сообщество луга (ответы детей).

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка, лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка, колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,  грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок, у тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых, разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу?  Как вы думаете, кто из наших ученых будет исследовать тему «Растения луга» (задание для Ботаников – заполнение таблицы-карты)

- Что будут исследовать Зоологи? (тему животных луга, заполняют таблицу-карту).

- Какими вопросами займется команда Экологов? (проблемой защиты и охраны луга, а также взаимодействия с человеком, заполняют таблицу-карту и буклет «Поведение на лугу»)

Физминутка

«Кузнечики» поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, сели травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

- Работа в группах (включается аудиозапись).

 - Выступления творческих групп.

 - Продолжите мое предложение (проблема) «Если исчезнут луга, то …… .»

- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сова»). Составление цепочки взаимодействия.

4. Закрепление пройденного

  • Какие растения луга вы запомнили?
  • Какие живые существа встречаются на лугу?
  • Почему луг называют природным сообществом?
  • Какое влияние человек оказывает на луг?
  • Как нужно охранять луг?

5. Домашнее задание:

Стр. 129-135 — пересказ. Задание 3, 4, 5.

6. Подведение итогов.

- За что я хочу похвалить (высказывания учащихся и учителя)

*себя,

          * одноклассников,

                                * учителя.

- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».

Методическая разаботка знакомит с особой  структурой уроков  изучения природных сообществ, содержащих природоведческий  и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема:  Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...

Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Задачи урока: Обучающая:   познакомить учащихся с разнообразием живых  организмов луга, с ролью человека; показать  разнообразие животных  и растений лугов и  св...

Жизнь луга. Луг - природное сообщество

Разнообразие живых организмов луга...

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Конспект урока по предмету:Окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга»(учебник: А.А.Плешаков Мир вокруг нас 4 кл., М., Просвещение, 2017)...

«Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий. Луга украшают родной к...