Специфика организации проектной деятельности на уроках "Окружающего мира"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной работе раскрыты особенности проектной деятельности на уроках "Окружающего мира" в начальной школе, описаны этапы проектной деятельности младших школьников, а также обобщены материалы по организации проектной деятельности в начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра естественно-научного образования
Курсовая работа
по теме «Специфика организации проектной деятельности
в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир»
Слушателя курсов повышения квалификации
по образовательной программе «Методика обучения
предметам естественнонаучного цикла с позиции ФГОС»
Швайковой Светланы Николаевны,
учителя ГБОУ СОШ № 326
Невского района Санкт-Петербурга
Руководитель:
старший преподаватель
кафедры ЕНО, к.п.н.
Малярчук О.В.
Санкт-Петербург
2017
Содержание
- Введение ________________________________________________ 3
- Основная часть __________________________________________ 4
2.1.Теоретическая часть _____________________________________ 4
2.1.1. Проект и проектная деятельность __________________ 4
2.1.2.Организация проектной деятельности в начальной школе ________________________________________________ 8
2.1.2.1.Особенности проектной деятельности в начальной школе ________________________________________________ 8
2.1.2.2.Условия организации проектной деятельности
в начальной школе ___________________________________ 10
2.1.2.3.Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками ______________________________ 11
2.2. Практическая часть ____________________________________ 13
2.2.1.Подготовительная работа над проектом ____________ 13
2.2.2.Темы проектов для младших школьников __________ 16
2.2.3.Технологическая карта урока – проекта ____________ 23
3.Заключение ______________________________________________ 27
4.Список __________________________________________________ 28
5.Приложение _____________________________________________ 30
1.Введение
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения.
Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения; недостаточный уровень самостоятельности обучающихся в образовательной деятельности; невысокий уровень организованности, выраженый в неумении следовать инструкции, внимательно слушать и выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием; невысокий уровень развития основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация); дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности; отсутствие умений переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Стандарты второго поколения ставят задачу развивать личность ребенка через формирование универсальных учебных действий, одна из функций которых обеспечить учащихся возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную деятельность.
Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.
Цель работы – изучить особенности проектной деятельности младших школьников, систематизировать и обобщить педагогический опыт по организации проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.
Исходя из темы и цели исследования, можно сформулировать следующие задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- описать особенности проектной деятельности в начальной школе.
- рассмотреть этапы проектной деятельности младших школьников.
- выявить наиболее приемлемую форму организации учебных проектов в начальной школе;
- обобщить материалы по организации проектной деятельности младших школьников.
Объект – проектная деятельность младших школьников.
Предмет – методика организации учебных проектов младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования – развитие навыков самостоятельной работы младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках будет организована проектная деятельность.
2.Основная часть
2.1.Теоретическая часть
2.1.1. Проект и проектная деятельность
В словарях приводятся следующие значения слова проект: 1) технические документы — чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин,приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого либо документа и т.п.; 3) план, замысел.
Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведенных значений. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия[4].
В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение.
Однако при выполнении какого-либо проекта осуществляется набор определённых действий, из которых и складывается деятельность. Такая деятельность носит название «проектная». Существует много определений термина «проектная деятельность». В основном они характеризуют её с двух сторон: «Проектная деятельность – это практическая деятельность, направленная на удовлетворение новых потребностей людей» и «Проектная деятельность – это процесс разработки проекта, то есть комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта».
В проектной деятельности у детей развиваются важнейшие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Таким образом, метод проектов как педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы.
Классификация проектов
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо знать, что проекты могут быть разными.
В зависимости от вида деятельности проекты могут быть:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр. [5].
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.
Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада).
По предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа проекта:
- монопроекты - проводятся в рамках одного предмета;
- межпредметные - то либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта [10].
По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:
- краткосрочные проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков;
- среднесрочные проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;
- долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, как познавательные, так и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания, дифференцировать процесс обучения либо практического, требующего привлечения знаний учащихся из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. [16].
Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.
2.1.2.Организация проектной деятельности в начальной школе
2.1.2.1.Особенности проектной деятельности в начальной школе
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.
Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся.
Однако, с точки зрения А.Б. Воронцова, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. [14], поэтому это надо учитывать при организации проектной деятельности на начальной ступени образования.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает взаимодействия учителя и учащегося. Наглядно это можно увидеть в таблице 1 «Действия ученика и учителя в проектной деятельности».
Таблица 1
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности. | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания. | Рекомендует источник получения информации. |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы. |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результата. |
Активен | Создаёт условия для активности школьника. |
Субъект обучения | Партнер ученика. |
Несет ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.
Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск, учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося [1].
Анализ проектной деятельности в начальной школе показывает, что
- проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внутри учебного процесса;
- важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником;
- в процессе осуществления проекта учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослым, так и со сверстником;
- решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, это «открытия для себя»;
- конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений;
- проектная деятельность младших школьников служит для формирования разных сторон развития личности ребёнка; влияет на формирование положительного отношения к учению.
2.1.2.2.Условия организации проектной деятельности
в начальной школе
Е. С. Полат предлагает основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
- весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.
- на заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда помнить, что успех и желание рождается от успеха;
- целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения. Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации[12].
2.1.2.3.Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Основные этапы проектной деятельности:
1. Погружение в проект. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Так как в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии , то от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме [1].
2 Организационный этап. При формировании рабочей группы важно, чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер, способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы, и не подавлялась инициатива любого члена группы.[4].
3. Осуществление деятельности. В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций.
При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой [11].
4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. В основе этого этапа:
- анализ разнообразной информации;
- формулирование выводов.
Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию.
5. Презентация (защита) проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.). На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.
5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.
Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.
Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме.
2.2. Практическая часть
2.2.1.Подготовительная работа над проектом
Как показывает практика наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него потребительского подхода к своему природному окружению. Считаю актуальным внедрение проектной методики в курс «Окружающего мира» (УМК «Школа России», автор А. А.Плешаков).
Прежде чем начать работу над проектами, необходимо провести подготовительную работу. Для этого учащимся предлагают ряд заданий, которые помогут им овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска - проектные задачи. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон):
а) задание «Посмотри на мир чужими глазами». Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;
б) задание «Тема одна – сюжетов много». Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, темы «Осень», «Город», «Лес». Можно нарисовать осенний лес, улетающих птиц, работа на полях; школьников, идущих в школу и т. д.);
2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать), используя слова - может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное:
а) задание «Давайте вместе подумаем». Почему у белого медведя нос чёрный? Гипотезы (предложенные детьми): чтобы быть заметным и его боялись окружающие, чтобы медвежата его видели;
б) упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон;
в) задания типа «Найди возможную причину события»: машина резко затормозила, молоко прокисло.
3. Развитие умений задавать вопросы:
а) задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?);
б) задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет»;
в) игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
4. Подбор литературы по заданной теме.
а) рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
- об использовании человеком науки и техники;
- об истории человечества;
- об исследователях и учёных;
б) ориентировка в словаре, справочной литературе:
- возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ________________________________________;
- какое слово стоит в словаре В. Даля после слова «мастерица» ___________________;
в) ориентировка в тексте, ключевые слова.
Ответы на вопросы к тексту:
- найди статью «Растения луга». Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить _________________________________________;
- найди статью «Вода и её свойства». В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
- в разделе «Растения и животные водоёма» найди статью «Необычное? Нет, обычное»: о чём рассказывает эта статья? Определи тему.
Данные задания можно адаптировать для любого класса начальной школы, и они послужат прекрасной подготовкой к введению проектной деятельности.
2.2.2.Темы проектов для младших школьников
Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Проектную деятельность в начальной школе можно разбить на несколько этапов.
1 класс
Первоклассники находятся на первом этапе, который является пропедевтикой проектной деятельности. На этом этапе учащиеся выполняют творческие задания. На первый взгляд проекты первоклассников могут показаться простыми, но для учащихся они представляют определенную нагрузку, их выполнение связано с воспитанием внимания, организацией и контролем за выполнением проекта.
В силу психологических особенностей первоклассников, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей. Поэтому для родителей необходимо провести специальное родительское собрание, на котором рассказать: что такое проект; каковы этапы выполнения проекта; какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта. Перед каждым проектом для родителей необходимо разработать памятки и организовывать консультации.
Обратим внимание на тематику проектов.
№ п/п | Раздел программы | Тема проекта |
«Что и кто?» | «Моя малая родина» | |
«Моя семья» | ||
«Где и когда?» | «Мой класс и моя школа» | |
«Почему и зачем?» | «Мои домашние питомцы» | |
«Экология» |
Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты:
- осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине;
- осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи;
- осознание своей новой социальной роли — ученик, развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование личной ответственности за своих питомцев.
Формы представления выполненного проекта - фотоальбом, газета.
2 класс
Для 2 класса выбраны следующие темы проектов:
№ п/п | Раздел программы | Тема проекта |
«Где мы живём?» | «Родной город» | |
«Природа» | «Красная книга, или Возьмём под защиту» | |
«Жизнь города и села» | «Профессии» | |
«Родословная» | ||
«Путешествия» | «Города России» «Страны Мира» |
Легко заметить, что содержание проектов очень разнообразно, от родного края до разных стран мира. Однако выбор их тематики не случаен. Опираясь на такую тематику, можно при реализации проектов формировать следующие личностные результаты:
- осознание себя гражданином России через формирование интереса и уважительного отношения к родному городу, другим городам России;
- формирование личной ответственности за свои поступки на основе составления собственной Красной книги;
- развитие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с профессиями родных и близких;
- осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи через составление родословной;
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий через знакомство со странами мира.
Работу над проектами распределяется между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как минимум, одного проекта. При этом следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности. Следует также иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом.
Презентация проектов во 2 классе предусмотрена в конце каждого полугодия.
Формы представления выполненного проекта разнообразные: фоторассказ в виде книги, стенда, стенгазеты; создание собственной Красной книги; рассказы о профессиях родителей, других родственников, знакомых, собранные в «Большую книгу профессий»; родословное древо.
Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностьюит самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной.
3 класс
№ п/п | Раздел программы | Тема проекта |
«Как устроен мир» | «Богатства, отданные людям» | |
«Эта удивительная природа» | «Разнообразие природы родного края» | |
«Мы и наше здоровье» | «Здоровое питание» | |
«Наша безопасность» | «Кто нас защищает» | |
«Мы и наше здоровье» | «Школа кулинаров» | |
«Наша безопасность» | «Кто нас защищает» | |
«Чему учит экономика» | «Экономика родного края» «Семейный бюджет» | |
«Путешествие по городам и странам» | «Музей путешествий» |
Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов:
- осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и
- её защитникам, к своей малой родине;
- развитию этические чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям;
- развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии, создания «Музея путешествий».
Работу над проектами организуется так же, как и 2 классе.
Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ - портрет, рассказ-биография, посвящённые одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий».
В 3 классе эти способы оформления больше соориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса».
4 класс
В 4 классе заложен новый уровень выполнения младшими школьниками учебных проектов, когда на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретённый ранее опыт.
Темы работ даны единым блоком. Из предложенного списка школьники самостоятельно выбирают тему (или темы) проекта, который будут выполнять. В дальнейшем каждый ученик опирается на памятку «Как работать над проектом» (см. приложение).
№ п/п | Тема проекта |
1 полугодие | |
«Путешествуем без опасности» | |
«Всемирное наследие в России» | |
«Красная книга Росии» | |
«Заповедники и национальные парки» | |
«Всемирное наследие за рубежом» | |
«Международная Красная книга | |
«Национальные парки мира» | |
«Как защищают природу» | |
«Экологическая обстановка в нашем городе» | |
«Красная книга нашего края» | |
«Охрана природы в нащем крае» | |
«Мой атлас-определитель» | |
«Мои зеленые страницы» | |
«Чему меня научили уроки экологической этики» | |
2 полугодие | |
«Путешествие по городам мира» | |
«Имя на глобусе» | |
«Открытие берестяных грамот» | |
«Правители Древней Руси» | |
«В дворянской усадьбе (XVIII или XIX век)» | |
«В крестьянской избе (XVIII или XIX век)» | |
«День горожанина: начало XX века» | |
«Новые имена советской эпохи» | |
«Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки» | |
«Календарь праздников моей семьи» | |
«Наш город в годы Великой Отечественной войны» | |
«Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов» | |
«Инженерно-технические сооружения родного края» |
Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов:
- осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и её защитникам, к своей малой родине;
- развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края;
- развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной войны, подвигами наших ветеранов;
- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Работу над проектами организуется таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как минимум, одного проекта. Познакомить детей с темами проектов необходимо заранее, в начале каждого полугодия, чтобы у школьников было достаточно времени для осознанного выбора. Тогда же (в начале первого полугодия) следует обсудить и общий план выполнения проекта (памятка «Как работать над проектом»). Вернуться к нему можно и в начале второго полугодия при знакомстве с темами проектов второй части учебника.
Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Возросшая степень самостоятельности детей не означает полного отказа от участия взрослых в выполнении проекта, так как в 4 классе темы проектов стали сложнее.
Презентация проектов в 4 классе в конце каждого полугодия.
Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны и зависят от выбранной темы. Это может быть рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, памятка, альбом, фотовыставка, стенгазета, карта с обозначением заповедников, национальных парков, объектов Всемирного наследия, схема-маршрут путешествия, «Красная книга (родного края, России, мира)», календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и т. д.
2.2.3.Технологическая карта урока - проекта
Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком.
Главная цель урока-проекта – помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.
Технологическая карта урока. Предмет «Окружающий мир», класс 1. Тема «Моя малая родина».
Тип урока: изучение нового (урок-проект)
Перед данным уроком необходимо организовать экскурсию по городу, вместе с детьми сделать фотографии достопримечательностей
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||
Личностные | Матепредметные | Предметные | |||||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Ученик научится | Ученик получит возможность научится | |||||||||
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентироваться в своей системе знаний. Осуществлять анализ объектов. Уметь отвечать на вопросы, применяя ранее полученные знания. Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Составлять ответы на вопросы. | Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Правильно называть родную страну, город. Узнавать достопримечательности родного города. Составлять устный рассказ о малой родине | Составлять проект на тему. | ||||||||
Цели урока | |||||||||||||
для учителя | для ученика | ||||||||||||
Познакомить с новым видом работы — проектом; расширять знания о своем родном городе. | Познакомиться с новым видом работы, расширить свои знания о своём родном городе, подготовить фоторассказ. | ||||||||||||
Содержание | Основные понятия | Ресурсы | Технологии и приемы | Организация пространства | |||||||||
Родной край — частица России. Родной город: название, основные достопримечательности | Малая родина | А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч. - А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1 - фотографии города, его достопримечательностей | технология – метод проектов приемы: работа с текстом, информацией; экскурсия; самостоятельная деятельность; выполнение проекта | Фронтальная работа, групповая работа | |||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся | Планируемые результаты (УУД) | |||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) - создание условий для возникновения мотивации к учебной деятельности | Организует начало урока Организует проговаривание правил работы на уроке Организует уточнение типа урока | Проговаривают правила работы на уроке, объясняют для чего нужно ихвыполнять. Определяют тип урока | Правила поведения на уроке Фотографии города | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения на уроке и следовать им. (К) УУД | |||||||||
2.Формулирование темы урока, постановка цели(5мин) -сформулировать цель и тему урока | Организует повторение изученного, формулирование темы и цели урока. | Отвечают на вопросы учителя; с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока | Викторина – повторение изученного | Отвечать на вопросы, применяя ранее полученные знания. Проводить сравнение по заданным критериям. (П) УУД Оформлять свои мысли в устной форме. (К) УУД Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Р) УУД | |||||||||
3.Изучение нового(5 мин) - узнать главные достопримечательности своего города | Организует обсуждение истории возникновения города, его достопримечтельностей. Организует работу по учебнику Организует работу по формированию умений делать выводы. | Отвечают на вопросы, рассматривают фотографии в учебнике, читают подписи к фотографиям | Работа с учебником | Знать и уметь рассказать о самых интересных местах города (предметные) Оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. (К)УУД Ориентироваться в своей системе знаний. (П)УУД | |||||||||
4.Закрепление нового(5 мин) - организовать работу над проектом | Организует работу над проектом. Оказывает помощь в делении на группы. | Делятся на группы. Выбирают тему или предлагают свою. Распределяют обязанности в группе. | Предлагаются темы проектов | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(К) УУД Находить ответы на вопросы в учебнике, составлять ответы на вопросы. (П)УУД | |||||||||
5.Физкультминутка ( 1 мин) | Проводят физминутку | ||||||||||||
VI. Работа над проектом(12мин). - создать фоторассказ о родном городе | Организует, помогает, направляет, даёт советы. Организует проверку работать с информацией, | Самостоятельно выполняют задание, работают в группах. Оформляют проект в рабочей тетради с. 8-9, готовятся к защите | Самостоятельная работа | Уметь выполнять проект, работать с информацией.(предметные) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Р)УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы и записывать их в тетрадь.(П)УУД Способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.(Л)УУД Вносить необходимые коррективы в свои действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р)УУД | |||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 5мин). - провести рефлексию и самооценку учащихся | Организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя Защищают проект | Система вопросов для защиты проекта | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (К)УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Р)УУД |
3. Заключение
Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.
Проведя теоретический анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, достаточно сложным для овладения младшими школьниками, поэтому учителю необходимо адаптировать такой вид деятельности под возрастные особенности младших школьников.
Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости – коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.
В результате работы были рассмотрены особенности проектной деятельности младших школьников; обобщен педагогический опыт по внедрению проектной деятельности; выявлена наиболее приемлемая форма организации учебных проектов в начальной школе - урок-проект.
Планирую продолжить работу по внедрению проектной деятельности на уроках окружающего мира. Надеюсь, что если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Таким образом, эта педагогическая технология может быть эффективно использована уже в начальной школе.
4. Список использованной литературы
- Гаврилин А. М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007.
- Гилева Е. А., Егоров Ю. С., Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа.- 2001. -№ 2
- Землянская Е. Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа.- 2005. - № 9
- Конышева Н. М., Проектная деятельность школьников // Начальная школа. - 2006. - № 1
- Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С. И., Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование, № 2, 2005.
- Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. - № 4.
- Матяш Н. В., Симоненко В. Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3
- Основные аспекты проектной деятельности в образовании. Справочные материалы / сост. С. Г. Толкачёва. – Гомель: УО «ГГОИПК», 2007.
- Пахомова Н. Ю., Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. – М.: МИОО, 2005.
- Пахомова Н. Ю., Учебные проекты: методология поиска // Учитель, № 1, 2000.
- Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. – Инфра-М., 2000.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.:Просвещение,2009.
- Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1
- Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, № 5, 2004. 5
Приложение
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Правила работы над проектом в группе
1. Выберите лидера группы.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
7. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проект
8. Все члены команды должны получить радость от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектную работу
Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.
– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
– эврика.
ПАМЯТКА. КАК РАБОТАТЬ НАД ПРОЕКТОМ
- Выбрать тему проекта, опредлить его цель
- Решить, ка будет организована работа: индивидуально, в парах, группах, всем классом, самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.
- Подготовиться к работе:
- наметить план действий и сроки;
- выбрать способы работы (поиск информации в литературе, Интернете, семейном архиве, наблюдения, опыты, измерения, интервью, фотосъемка, видео съемка и т.д.)
- определить источники информации;
- решить, как будет оформлен результат работы (книга, альбом, стенд, стенгазета, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и др.);
распределить обязанности.
- Выполнить работу.
- Подготовить и провести презентацию. Оценить результаты своей деятельности.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
- Почему избрана эта тема.
- Какую цель преследовали.
- Какие ставились задачи.
- Какие гипотезы проверялись.
- Какие использовались методы и средства.
- Каким был план.
- Какие результаты получены.
- Какие выводы сделаны по итогам.
БЛАНК ОПРОСА ДЛЯ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ
(можно трансформировать в различные игровые формы)
Палитра. Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа
Я самостоятельно умею
Я умею при помощи
Я не умею, но хотел бы научиться
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
2 – выше среднего
1 – средний
0 – ниже среднего.
Матрица оценивания проектов
Фамилия, имя учащегося
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информаци
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальност
5.Умение формулировать цель, задачи
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее
13.Умение оценивать достоверность полученной информации
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство
ИТОГО:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных резул...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»...
Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе
Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе...