Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
статья на тему
Организация проектной деятельности
на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 32.95 КБ |
vystuplenie.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
1 сл. Визитная карточка:
Сметова Ольга Валентиновна. Щелчок.
учитель начальных классов МБОУ СОШ №79 Щелчок.
Сормовского района Щелчок.
Педагогический стаж 9лет. Щелчок.
Стаж работы учителем начальных классов 8 лет. Щелчок.
Образование высшее. Щелчок.
Категория первая. Щелчок.
Ученых степеней, почетных званий не имею. Щелчок.
Мой девиз
Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самой
2 сл. Тема презентации
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как условие формирование положительной мотивации учащихся.
3 слайд. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся. Таким опытом работы я делилась на педагогических совета, заседаниях ШМО, участвуя в работе интернет-порталов.
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения ,как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
4 слайд - «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема – что ожидает наших учеников в будущем? Пожалуй, никогда не стояла так остро проблема взаимоотношения человека и природы, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. На мой взгляд, именно проектная деятельность даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
5 слайд - «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Начиная работать по организации проектной деятельности, мною были проанализированы некоторые литературные источники, которые помогли разобраться в сущности метода проектов и сделать следующий вывод: «Проектная деятельность- это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни».
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Очень важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В младшем школьном возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных младшим школьникам знаний.
Как показывает практика и исследования многих ученых, развитие памяти, мышления и внимания осуществляется при условии наличия у учащихся интереса к обучению. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В курсе «Окружающий мир» УМК «Гармония» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. Учитывая всё выше сказанное, ещё раз подтверждаю важность внедрение метода проекта в свою практику.
6 слайд - «Цель и задачи педагогической деятельности»
Организуя свою проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для развития положительной мотивации учащихся , самостоятельной деятельности и самореализации каждого ученика ,через использование метода проектов.
Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по вопросу;
• Изучить теоретические основы новой технологии;
• Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
• Исследовать результативность применения метода проектов;
• Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
• Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.
7 слайд - «Ведущая педагогическая идея»
Ведущей педагогической идеей моей деятельности является «Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках окружающего мира, через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показ практического применения полученных знаний».
8 сл.- «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. При этом структура деятельности учителя и ученика, существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности. | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания. | Рекомендует источник получения информации. |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы. |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результата. |
Активен | Создаёт условия для активности школьника. |
Субъект обучения | Партнер ученика. |
Несет ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
• Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
В работе над проектом выделяю 5 этапов.
№ п/п | Название этапа работы над проектом. |
1. | Поисковый. - Моделирование желаемой ситуации; - анализ имеющейся информации; -определение и анализ проблемы; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации. |
2. | Аналитический. - Постановка цели проекта; - определение задач проекта; - определение способа разрешения проблемы; - составление плана работы над проектом; - анализ ресурсов; - планирование продукта; - анализ имеющейся информации; - сбор и изучение информации. |
3. | Практический. - Выполнение плана работ; - текущий контроль. |
4. | Презентационный. - Предварительная оценка продукта; - планирование презентации и подготовка материалов; - презентация продукта. |
5. | Контрольный. - Анализ результатов выполнения проекта; - оценка продукта; - оценка продвижения. |
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт (альбом, газета, гербарий, книжка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, КВН, фотоальбом, экскурсия) .
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
11 слайд - «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
Заинтересовавшись методом проектов, я решила попробовать применить его уже в 1-ом классе. Этот метод предполагает самостоятельность детей, но в 1-ом классе она ограничена. Поэтому отбирать информацию детям помогала я и родители. Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Как мы выбирали тему для проекта? На уроках окружающего мира детей заинтересовала тема «Разнообразие и красота животных » (1класс), ребят заинтересовал вопрос о том, какие домашние питомцы живут у них в квартирах. И мы решили провести исследование (создать проект ) «Мои домашние питомцы», в ходе которого дети рассказывали о своих питомцах своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как за ними ухаживать, как воспитывать. И в конце исследования (проекта) сделали вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.
Изучая на уроках тему «Разнообразие грибов» (1 класс), мы столкнулись с новой задачей: «Откуда грибы имеют свои названия?» И решили поразмышлять над этим вопросом, сочинив сказки о любом понравившемся грибе. А затем объединили все сказки в общий сборник.
Представление такого проекта вызвало большой интерес у детей. Дети с удовольствием слушали сказки и старались определить, кого описывает представляющий ученик.
Большинство проектов в первом и начале второго классах были подготовлены индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер, поэтому начиная с 2 полугодия второго класса мы решили попробовать поработать в группах. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. В работе по формированию групп я использую различные варианты: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).
Первым нашим групповым проектом был проект « Город – будущего» (тема « Наша Родина – Россия». Ребята были разделены на следующие группы: художники, архитекторы, экологи и литераторы. Итогом проекта был урок, посвящённый данной теме « Город будущего» , где дети представили свои работы в виде сочинений, докладов, макетов и рисунков.
Работая в 4 классе, мы уже успели сделать 2 проекта: «Что изображают на глобусе и карте» и «Земля –планета Солнечной системы», продуктом последнего проекта стала игра ««Помоги жителям разных планет отправиться домой» (План-конспект проекта подготовлен в отдельном файле).
Сейчас мы работаем над циклом проектов по теме «Экосистемы России», продуктом которых станет демонстрационный материал по заданной теме . Мы разделились на группы (по интересам): зоологи, биологи, экологи, животноводы, почвоведы, метеорологи, геологи, художники и поэты. Каждая группа имеет своё задание к уроку по тематике группы. Например, зоологи - о животном мире экосистемы, ботаники - о растительном, экологи – об экологической ситуации в экосистеме и т.д. Поэты готовят стихотворения (либо подбирают, либо сочиняют), а художники подготовили таблицу «Экосистемы России», в которую мы вносим новые сведения, а они делают иллюстрации, которая в итоге и будет продуктом проекта, но ещё м ы планируем сделать очередную книгу .
12 - 13 слайды - «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
Работа с новым методом показала следующие результаты.
В первом классе обучалось 28 человек. С ними проводилась вводная психолого–педагогическая экспресс-диагностика. состоящая из 4 методик:
1. « Диагностика познавательной активности ( Методика «Таинственное письмо»). (Авторы Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.)
2. « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» (Наблюдение за учащимися). (Авторская модификация).
3.« Изучение уровня школьной мотивации». ( Анкетирование) (Автор Азарова Т.)
4.Диагностика уровня любознательности. (Методика Юркевич В.С.)
Входная диагностика была проведена в начале изучения курса окружающий мир . Результаты диагностики были следующими:
Познавательная активность- низкий уровень превышал высокий и составлял почти 30 %
Коммуникативные умения были сформированы у трети класса на низком уровне
Школьная мотивация, как и уровень любознательности у 10 % ребят были низкими
Результаты диагностики помогли спланировать работу и по организации проектной деятельности. И уже в четвёртом классе была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 10-15 %. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов
Последние работы показали, что если в начале проектной деятельности (1-2 класс) дети готовились с помощью родителей, и в основном это были просто работы, выполненные в программе Word, то сейчас ребята делают и доклады и презентации в программе PowerPoint, действуя самостоятельно.
14 слайд - «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Работая в творческой группе городской инновационной площадке «Создание педагогической системы здоровьеформирующих технологий в ОУ» я пришла к выводу, что проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Ведь цель здоровьесберегающих технологий- формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определённым багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.
В ноябре месяце я была участником всероссийского мастер-класса по теме « Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, как основное требование ФГОС», где поднимался ряд вопросов по проблеме использования метода проектов в школе, и был сделан следующий вывод:
«Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда на уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса и тем самым - положительной мотивации обучения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79
Аттестационная работа.
«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как условие формирование положительной мотивации учащихся.»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №79
Сормовского района
Сметова Ольга Валентиновна.
Педагогический стаж 9 лет.
Стаж работы учителем
начальных классов 8 лет.
Образование высшее.
Категория первая.
г. Нижний Новгород
2014г.
Предварительный просмотр:
1 сл. Визитная карточка:
Сметова Ольга Валентиновна. Щелчок.
учитель начальных классов МБОУ СОШ №79 Щелчок.
Сормовского района Щелчок.
Педагогический стаж 9лет. Щелчок.
Стаж работы учителем начальных классов 8 лет. Щелчок.
Образование высшее. Щелчок.
Категория первая. Щелчок.
Ученых степеней, почетных званий не имею. Щелчок.
Мой девиз
Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самой
2 сл. Тема презентации
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как условие формирование положительной мотивации учащихся.
3 слайд. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся. Таким опытом работы я делилась на педагогических совета, заседаниях ШМО, участвуя в работе интернет-порталов.
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения ,как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
4 слайд - «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема – что ожидает наших учеников в будущем? Пожалуй, никогда не стояла так остро проблема взаимоотношения человека и природы, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. На мой взгляд, именно проектная деятельность даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
5 слайд - «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Начиная работать по организации проектной деятельности, мною были проанализированы некоторые литературные источники, которые помогли разобраться в сущности метода проектов и сделать следующий вывод: «Проектная деятельность- это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни».
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Очень важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В младшем школьном возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных младшим школьникам знаний.
Как показывает практика и исследования многих ученых, развитие памяти, мышления и внимания осуществляется при условии наличия у учащихся интереса к обучению. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В курсе «Окружающий мир» УМК «Гармония» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. Учитывая всё выше сказанное, ещё раз подтверждаю важность внедрение метода проекта в свою практику.
6 слайд - «Цель и задачи педагогической деятельности»
Организуя свою проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для развития положительной мотивации учащихся , самостоятельной деятельности и самореализации каждого ученика ,через использование метода проектов.
Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по вопросу;
• Изучить теоретические основы новой технологии;
• Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
• Исследовать результативность применения метода проектов;
• Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
• Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.
7 слайд - «Ведущая педагогическая идея»
Ведущей педагогической идеей моей деятельности является «Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках окружающего мира, через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показ практического применения полученных знаний».
8 сл.- «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. При этом структура деятельности учителя и ученика, существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности. | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания. | Рекомендует источник получения информации. |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы. |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результата. |
Активен | Создаёт условия для активности школьника. |
Субъект обучения | Партнер ученика. |
Несет ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
• Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
В работе над проектом выделяю 5 этапов.
№ п/п | Название этапа работы над проектом. |
1. | Поисковый. - Моделирование желаемой ситуации; - анализ имеющейся информации; -определение и анализ проблемы; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации. |
2. | Аналитический. - Постановка цели проекта; - определение задач проекта; - определение способа разрешения проблемы; - составление плана работы над проектом; - анализ ресурсов; - планирование продукта; - анализ имеющейся информации; - сбор и изучение информации. |
3. | Практический. - Выполнение плана работ; - текущий контроль. |
4. | Презентационный. - Предварительная оценка продукта; - планирование презентации и подготовка материалов; - презентация продукта. |
5. | Контрольный. - Анализ результатов выполнения проекта; - оценка продукта; - оценка продвижения. |
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт (альбом, газета, гербарий, книжка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, КВН, фотоальбом, экскурсия) .
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
11 слайд - «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
Заинтересовавшись методом проектов, я решила попробовать применить его уже в 1-ом классе. Этот метод предполагает самостоятельность детей, но в 1-ом классе она ограничена. Поэтому отбирать информацию детям помогала я и родители. Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Как мы выбирали тему для проекта? На уроках окружающего мира детей заинтересовала тема «Разнообразие и красота животных » (1класс), ребят заинтересовал вопрос о том, какие домашние питомцы живут у них в квартирах. И мы решили провести исследование (создать проект ) «Мои домашние питомцы», в ходе которого дети рассказывали о своих питомцах своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как за ними ухаживать, как воспитывать. И в конце исследования (проекта) сделали вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.
Изучая на уроках тему «Разнообразие грибов» (1 класс), мы столкнулись с новой задачей: «Откуда грибы имеют свои названия?» И решили поразмышлять над этим вопросом, сочинив сказки о любом понравившемся грибе. А затем объединили все сказки в общий сборник.
Представление такого проекта вызвало большой интерес у детей. Дети с удовольствием слушали сказки и старались определить, кого описывает представляющий ученик.
Большинство проектов в первом и начале второго классах были подготовлены индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер, поэтому начиная с 2 полугодия второго класса мы решили попробовать поработать в группах. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. В работе по формированию групп я использую различные варианты: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).
Первым нашим групповым проектом был проект « Город – будущего» (тема « Наша Родина – Россия». Ребята были разделены на следующие группы: художники, архитекторы, экологи и литераторы. Итогом проекта был урок, посвящённый данной теме « Город будущего» , где дети представили свои работы в виде сочинений, докладов, макетов и рисунков.
Работая в 4 классе, мы уже успели сделать 2 проекта: «Что изображают на глобусе и карте» и «Земля –планета Солнечной системы», продуктом последнего проекта стала игра ««Помоги жителям разных планет отправиться домой» (План-конспект проекта подготовлен в отдельном файле).
Сейчас мы работаем над циклом проектов по теме «Экосистемы России», продуктом которых станет демонстрационный материал по заданной теме . Мы разделились на группы (по интересам): зоологи, биологи, экологи, животноводы, почвоведы, метеорологи, геологи, художники и поэты. Каждая группа имеет своё задание к уроку по тематике группы. Например, зоологи - о животном мире экосистемы, ботаники - о растительном, экологи – об экологической ситуации в экосистеме и т.д. Поэты готовят стихотворения (либо подбирают, либо сочиняют), а художники подготовили таблицу «Экосистемы России», в которую мы вносим новые сведения, а они делают иллюстрации, которая в итоге и будет продуктом проекта, но ещё м ы планируем сделать очередную книгу .
12 - 13 слайды - «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
Работа с новым методом показала следующие результаты.
В первом классе обучалось 28 человек. С ними проводилась вводная психолого–педагогическая экспресс-диагностика. состоящая из 4 методик:
1. « Диагностика познавательной активности ( Методика «Таинственное письмо»). (Авторы Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.)
2. « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» (Наблюдение за учащимися). (Авторская модификация).
3.« Изучение уровня школьной мотивации». ( Анкетирование) (Автор Азарова Т.)
4.Диагностика уровня любознательности. (Методика Юркевич В.С.)
Входная диагностика была проведена в начале изучения курса окружающий мир . Результаты диагностики были следующими:
Познавательная активность- низкий уровень превышал высокий и составлял почти 30 %
Коммуникативные умения были сформированы у трети класса на низком уровне
Школьная мотивация, как и уровень любознательности у 10 % ребят были низкими
Результаты диагностики помогли спланировать работу и по организации проектной деятельности. И уже в четвёртом классе была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 10-15 %. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов
Последние работы показали, что если в начале проектной деятельности (1-2 класс) дети готовились с помощью родителей, и в основном это были просто работы, выполненные в программе Word, то сейчас ребята делают и доклады и презентации в программе PowerPoint, действуя самостоятельно.
14 слайд - «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Работая в творческой группе городской инновационной площадке «Создание педагогической системы здоровьеформирующих технологий в ОУ» я пришла к выводу, что проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Ведь цель здоровьесберегающих технологий- формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определённым багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.
В ноябре месяце я была участником всероссийского мастер-класса по теме « Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, как основное требование ФГОС», где поднимался ряд вопросов по проблеме использования метода проектов в школе, и был сделан следующий вывод:
«Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда на уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса и тем самым - положительной мотивации обучения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79
Аттестационная работа.
«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как условие формирование положительной мотивации учащихся.»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №79
Сормовского района
Сметова Ольга Валентиновна.
Педагогический стаж 9 лет.
Стаж работы учителем
начальных классов 8 лет.
Образование высшее.
Категория первая.
г. Нижний Новгород
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе
При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...
Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методические рекомендации при организации сотрудичества на уроках...
Из опыта работы "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья из опыта работы...
Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
В статье "Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе" рассматривается метод проектов как условие развития социального аспекта личности за счёт включени...