Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
статья на тему

Сметова Ольга Валентиновна

Организация проектной деятельности

на уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx32.95 КБ
Файл vystuplenie.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

1 сл. Визитная карточка:

Сметова Ольга Валентиновна.                                          Щелчок.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №79                     Щелчок.

Сормовского района                                                           Щелчок.

Педагогический стаж 9лет.                                                Щелчок.

Стаж работы учителем начальных классов 8 лет.      Щелчок.

Образование высшее.                                                       Щелчок.

Категория первая.                                                                Щелчок.

Ученых степеней, почетных званий не имею.             Щелчок.

Мой девиз

Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самой

2 сл. Тема презентации

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как  условие  формирование положительной  мотивации учащихся.

3 слайд.  Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Для  меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся. Таким опытом работы я делилась на педагогических совета, заседаниях ШМО, участвуя в работе интернет-порталов.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной  мотивации учащихся, самостоятельное  овладение знаниями, творческий подход  в обучении.  Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности  подвигла меня к использованию проектного метода обучения ,как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему  теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

4 слайд - «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема – что ожидает наших учеников в будущем? Пожалуй, никогда не стояла так остро проблема взаимоотношения человека и природы, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. На мой взгляд, именно проектная деятельность даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

5 слайд - «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Начиная работать по организации проектной деятельности,  мною были проанализированы некоторые литературные источники, которые помогли разобраться в сущности метода проектов и сделать следующий вывод: «Проектная деятельность- это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности,  в процессе работы над проектом  дети приобретают социальную практику за пределами школы,  адаптируются к современным условиям жизни».

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Очень важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В младшем школьном возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных младшим школьникам знаний.

Как показывает практика и исследования многих ученых,  развитие памяти, мышления и внимания осуществляется при условии наличия у учащихся интереса к обучению. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В курсе «Окружающий мир» УМК «Гармония» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. Учитывая всё выше сказанное, ещё раз подтверждаю важность внедрение метода проекта в свою практику.

6 слайд - «Цель и задачи педагогической деятельности»

Организуя свою проектную деятельность, я ставлю следующую цель:

создать условия для развития положительной  мотивации учащихся , самостоятельной деятельности и самореализации каждого ученика ,через использование метода проектов.

 Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

•        Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по вопросу;

•        Изучить теоретические основы новой технологии;

•        Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

•        Исследовать результативность применения метода проектов;

•        Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

•        Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.

7 слайд - «Ведущая педагогическая идея»

Ведущей педагогической идеей моей деятельности является «Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках окружающего мира, через проектную  деятельность, предусматривающую решение одной или целого  ряда  проблем, показ практического применения полученных  знаний».

8 сл.- «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. При этом структура деятельности учителя и ученика, существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:

•        Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•        Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•        Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной  проектной деятельности);

•        Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

•        Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументированно отклонять точки зрения других).

В работе над проектом выделяю 5 этапов.

№ п/п

 Название этапа работы над проектом.

1.

Поисковый.

- Моделирование желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

-определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2.

Аналитический.

- Постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана работы над проектом;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации.

3.

Практический.

- Выполнение плана работ;

- текущий контроль.

4.

Презентационный.

- Предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка материалов;

- презентация продукта.

5.

Контрольный.

- Анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также  приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт (альбом, газета, гербарий, книжка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, КВН, фотоальбом, экскурсия) .

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

11 слайд - «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Заинтересовавшись методом проектов, я решила попробовать применить его уже в 1-ом классе. Этот метод предполагает самостоятельность детей, но в 1-ом классе она ограничена. Поэтому отбирать информацию детям помогала я и родители. Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Как мы выбирали тему для проекта? На уроках окружающего мира детей заинтересовала тема «Разнообразие и красота животных » (1класс), ребят заинтересовал вопрос о том, какие домашние питомцы живут у них в квартирах.  И мы решили провести исследование (создать проект ) «Мои домашние питомцы», в ходе которого дети рассказывали о своих питомцах своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как  за ними ухаживать, как воспитывать. И в конце исследования (проекта) сделали вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

 Изучая на уроках тему «Разнообразие грибов» (1 класс), мы столкнулись с новой  задачей: «Откуда грибы имеют свои названия?» И решили поразмышлять над этим вопросом, сочинив сказки о любом понравившемся грибе. А затем объединили все сказки в общий сборник.

Представление такого проекта вызвало большой интерес у детей. Дети с удовольствием слушали  сказки и старались определить, кого описывает представляющий ученик.

Большинство проектов в первом и начале второго классах были подготовлены индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер, поэтому начиная с 2 полугодия  второго класса мы решили попробовать поработать в группах. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. В работе по формированию групп  я использую различные варианты: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Для того чтобы эта работа была плодотворной,  в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).

Первым нашим групповым проектом был проект « Город – будущего» (тема « Наша Родина – Россия». Ребята были разделены на следующие группы: художники, архитекторы, экологи   и литераторы. Итогом проекта был урок, посвящённый данной теме « Город будущего» , где дети представили свои работы в виде сочинений, докладов, макетов и рисунков.

Работая в 4 классе, мы уже успели сделать 2 проекта: «Что изображают на глобусе и карте» и «Земля –планета Солнечной системы», продуктом  последнего проекта стала игра ««Помоги жителям разных планет отправиться домой» (План-конспект проекта подготовлен в отдельном файле).

Сейчас мы работаем над циклом проектов по теме «Экосистемы России», продуктом которых станет демонстрационный материал по заданной теме . Мы разделились на группы (по интересам): зоологи, биологи, экологи, животноводы, почвоведы, метеорологи, геологи, художники и поэты. Каждая группа имеет своё задание к уроку по тематике группы. Например, зоологи - о животном мире экосистемы, ботаники - о растительном, экологи – об экологической ситуации в экосистеме и т.д. Поэты готовят стихотворения (либо подбирают, либо сочиняют), а художники подготовили таблицу «Экосистемы России», в которую мы вносим новые сведения, а они делают иллюстрации, которая в итоге и будет продуктом проекта, но ещё м ы планируем сделать очередную книгу .

12 - 13 слайды - «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

Работа с новым методом показала следующие результаты.

         В первом классе обучалось 28 человек. С ними проводилась вводная психолого–педагогическая экспресс-диагностика. состоящая из 4 методик:

1.        « Диагностика познавательной активности  ( Методика «Таинственное письмо»). (Авторы Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.)

  2. « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» (Наблюдение за учащимися). (Авторская модификация).

 

3.« Изучение уровня школьной мотивации». ( Анкетирование)  (Автор Азарова Т.)

4.Диагностика уровня любознательности. (Методика Юркевич В.С.)

Входная диагностика была проведена в начале  изучения курса окружающий мир . Результаты диагностики были следующими:

Познавательная активность- низкий уровень превышал высокий и составлял почти 30 %

Коммуникативные умения  были сформированы у трети класса на низком уровне

Школьная мотивация, как и уровень любознательности  у 10 % ребят были низкими

Результаты диагностики помогли спланировать  работу и по   организации   проектной деятельности. И уже в четвёртом классе была проведена   повторная диагностика. Она показала рост всех  характеристик на 10-15 %. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов

Последние работы показали, что если в начале проектной деятельности (1-2 класс) дети готовились с помощью родителей, и в основном это были просто работы, выполненные в программе Word, то сейчас ребята делают и доклады и презентации в программе PowerPoint, действуя самостоятельно.

14 слайд - «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Работая в творческой группе городской инновационной площадке «Создание педагогической системы здоровьеформирующих технологий в ОУ» я пришла к выводу, что  проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Ведь цель  здоровьесберегающих технологий- формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определённым багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.

В ноябре месяце я была участником всероссийского мастер-класса по теме « Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, как основное требование ФГОС», где поднимался  ряд вопросов по проблеме использования метода проектов в школе, и был сделан следующий вывод:

«Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда на уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса и тем самым - положительной мотивации обучения.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79

Аттестационная работа.

Доклад на тему:

«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как  условие  формирование положительной  мотивации учащихся.»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №79

Сормовского района

Сметова Ольга Валентиновна.

Педагогический стаж 9 лет.

Стаж работы учителем

начальных классов 8 лет.

Образование высшее.

Категория первая.

г. Нижний Новгород

2014г.



Предварительный просмотр:

1 сл. Визитная карточка:

Сметова Ольга Валентиновна.                                          Щелчок.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №79                     Щелчок.

Сормовского района                                                           Щелчок.

Педагогический стаж 9лет.                                                Щелчок.

Стаж работы учителем начальных классов 8 лет.      Щелчок.

Образование высшее.                                                       Щелчок.

Категория первая.                                                                Щелчок.

Ученых степеней, почетных званий не имею.             Щелчок.

Мой девиз

Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самой

2 сл. Тема презентации

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как  условие  формирование положительной  мотивации учащихся.

3 слайд.  Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Для  меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся. Таким опытом работы я делилась на педагогических совета, заседаниях ШМО, участвуя в работе интернет-порталов.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной  мотивации учащихся, самостоятельное  овладение знаниями, творческий подход  в обучении.  Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности  подвигла меня к использованию проектного метода обучения ,как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему  теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

4 слайд - «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Нас, педагогов, не может не волновать, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема – что ожидает наших учеников в будущем? Пожалуй, никогда не стояла так остро проблема взаимоотношения человека и природы, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. На мой взгляд, именно проектная деятельность даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

5 слайд - «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Начиная работать по организации проектной деятельности,  мною были проанализированы некоторые литературные источники, которые помогли разобраться в сущности метода проектов и сделать следующий вывод: «Проектная деятельность- это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности,  в процессе работы над проектом  дети приобретают социальную практику за пределами школы,  адаптируются к современным условиям жизни».

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Очень важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В младшем школьном возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных младшим школьникам знаний.

Как показывает практика и исследования многих ученых,  развитие памяти, мышления и внимания осуществляется при условии наличия у учащихся интереса к обучению. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В курсе «Окружающий мир» УМК «Гармония» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. Учитывая всё выше сказанное, ещё раз подтверждаю важность внедрение метода проекта в свою практику.

6 слайд - «Цель и задачи педагогической деятельности»

Организуя свою проектную деятельность, я ставлю следующую цель:

создать условия для развития положительной  мотивации учащихся , самостоятельной деятельности и самореализации каждого ученика ,через использование метода проектов.

 Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

•        Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по вопросу;

•        Изучить теоретические основы новой технологии;

•        Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

•        Исследовать результативность применения метода проектов;

•        Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

•        Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, познавательной мотивации, психических процессов и повышение самооценки в результате использования проектной деятельности на уроках.

7 слайд - «Ведущая педагогическая идея»

Ведущей педагогической идеей моей деятельности является «Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках окружающего мира, через проектную  деятельность, предусматривающую решение одной или целого  ряда  проблем, показ практического применения полученных  знаний».

8 сл.- «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. При этом структура деятельности учителя и ученика, существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:

•        Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•        Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•        Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной  проектной деятельности);

•        Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

•        Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументированно отклонять точки зрения других).

В работе над проектом выделяю 5 этапов.

№ п/п

 Название этапа работы над проектом.

1.

Поисковый.

- Моделирование желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

-определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2.

Аналитический.

- Постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана работы над проектом;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации.

3.

Практический.

- Выполнение плана работ;

- текущий контроль.

4.

Презентационный.

- Предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка материалов;

- презентация продукта.

5.

Контрольный.

- Анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также  приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт (альбом, газета, гербарий, книжка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, КВН, фотоальбом, экскурсия) .

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

11 слайд - «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Заинтересовавшись методом проектов, я решила попробовать применить его уже в 1-ом классе. Этот метод предполагает самостоятельность детей, но в 1-ом классе она ограничена. Поэтому отбирать информацию детям помогала я и родители. Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Как мы выбирали тему для проекта? На уроках окружающего мира детей заинтересовала тема «Разнообразие и красота животных » (1класс), ребят заинтересовал вопрос о том, какие домашние питомцы живут у них в квартирах.  И мы решили провести исследование (создать проект ) «Мои домашние питомцы», в ходе которого дети рассказывали о своих питомцах своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как  за ними ухаживать, как воспитывать. И в конце исследования (проекта) сделали вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

 Изучая на уроках тему «Разнообразие грибов» (1 класс), мы столкнулись с новой  задачей: «Откуда грибы имеют свои названия?» И решили поразмышлять над этим вопросом, сочинив сказки о любом понравившемся грибе. А затем объединили все сказки в общий сборник.

Представление такого проекта вызвало большой интерес у детей. Дети с удовольствием слушали  сказки и старались определить, кого описывает представляющий ученик.

Большинство проектов в первом и начале второго классах были подготовлены индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер, поэтому начиная с 2 полугодия  второго класса мы решили попробовать поработать в группах. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. В работе по формированию групп  я использую различные варианты: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Для того чтобы эта работа была плодотворной,  в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).

Первым нашим групповым проектом был проект « Город – будущего» (тема « Наша Родина – Россия». Ребята были разделены на следующие группы: художники, архитекторы, экологи   и литераторы. Итогом проекта был урок, посвящённый данной теме « Город будущего» , где дети представили свои работы в виде сочинений, докладов, макетов и рисунков.

Работая в 4 классе, мы уже успели сделать 2 проекта: «Что изображают на глобусе и карте» и «Земля –планета Солнечной системы», продуктом  последнего проекта стала игра ««Помоги жителям разных планет отправиться домой» (План-конспект проекта подготовлен в отдельном файле).

Сейчас мы работаем над циклом проектов по теме «Экосистемы России», продуктом которых станет демонстрационный материал по заданной теме . Мы разделились на группы (по интересам): зоологи, биологи, экологи, животноводы, почвоведы, метеорологи, геологи, художники и поэты. Каждая группа имеет своё задание к уроку по тематике группы. Например, зоологи - о животном мире экосистемы, ботаники - о растительном, экологи – об экологической ситуации в экосистеме и т.д. Поэты готовят стихотворения (либо подбирают, либо сочиняют), а художники подготовили таблицу «Экосистемы России», в которую мы вносим новые сведения, а они делают иллюстрации, которая в итоге и будет продуктом проекта, но ещё м ы планируем сделать очередную книгу .

12 - 13 слайды - «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

Работа с новым методом показала следующие результаты.

         В первом классе обучалось 28 человек. С ними проводилась вводная психолого–педагогическая экспресс-диагностика. состоящая из 4 методик:

1.        « Диагностика познавательной активности  ( Методика «Таинственное письмо»). (Авторы Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.)

  2. « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» (Наблюдение за учащимися). (Авторская модификация).

 

3.« Изучение уровня школьной мотивации». ( Анкетирование)  (Автор Азарова Т.)

4.Диагностика уровня любознательности. (Методика Юркевич В.С.)

Входная диагностика была проведена в начале  изучения курса окружающий мир . Результаты диагностики были следующими:

Познавательная активность- низкий уровень превышал высокий и составлял почти 30 %

Коммуникативные умения  были сформированы у трети класса на низком уровне

Школьная мотивация, как и уровень любознательности  у 10 % ребят были низкими

Результаты диагностики помогли спланировать  работу и по   организации   проектной деятельности. И уже в четвёртом классе была проведена   повторная диагностика. Она показала рост всех  характеристик на 10-15 %. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов

Последние работы показали, что если в начале проектной деятельности (1-2 класс) дети готовились с помощью родителей, и в основном это были просто работы, выполненные в программе Word, то сейчас ребята делают и доклады и презентации в программе PowerPoint, действуя самостоятельно.

14 слайд - «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Работая в творческой группе городской инновационной площадке «Создание педагогической системы здоровьеформирующих технологий в ОУ» я пришла к выводу, что  проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Ведь цель  здоровьесберегающих технологий- формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определённым багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.

В ноябре месяце я была участником всероссийского мастер-класса по теме « Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, как основное требование ФГОС», где поднимался  ряд вопросов по проблеме использования метода проектов в школе, и был сделан следующий вывод:

«Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда на уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса и тем самым - положительной мотивации обучения.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79

Аттестационная работа.

Доклад на тему:

«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе, как  условие  формирование положительной  мотивации учащихся.»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №79

Сормовского района

Сметова Ольга Валентиновна.

Педагогический стаж 9 лет.

Стаж работы учителем

начальных классов 8 лет.

Образование высшее.

Категория первая.

г. Нижний Новгород

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....

Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

В статье "Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе" рассматривается метод проектов как условие развития социального аспекта личности за счёт включени...