ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

Волченко Ирина Ивановна

Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Уроки окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова у многих четвероклассников являются самыми интересными. Этот интерес вызван не только красочно оформленными страницами учебника, но и содержанием материала, который рассказывает о роли человека в природе, его положительном и отрицательном воздействии на неё.

Такой раздел учебника как «Родной край - часть большой страны» не может оставить равнодушным ни учителя, ни ученика. Тема краеведения затрагивает самые тонкие душевные струны. Родную улицу или переулок, памятные места отдыха - всё это человек вспоминает с особым трепетом. Наш земляк В.М. Песков в книге «Речка моего детства» писал: «Возраст нас тянет в родные места, туда, где прожито детство. Эти годы в человеческой жизни самые памятные. Не случайно сказано: все мы родом из детства».

При изучении данной темы обратилась к проектно-исследовательской деятельности. Исследовательский проект - деятельность учащихся, направленная на решение творческой исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого проекта. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта ограничили 2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка, тем самым дать им возможность сблизиться со своими детьми.

Исследовательская деятельность учащихся тесно связана с поисковой работой. Поэтому предлагаю следующие этапы выполнения работы:

  1. Вспомнить всё, что известно по данной теме.
  2. Сделать выводы из того, что мне уже известно.
  3. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме (запись важной информации).
  4. Опросить родных и соседей по данной теме.
  5. Просмотреть телематериалы.
  6. Использовать Интернет (записать то новое, что узнал с помощью компьютера).

Работа над темой «Родной край - часть большой страны» начинается с того, что все ученики делятся на группы. В каждой группе по 5 человек. Каждый ребенок старается войти в ту группу, которая будет заниматься сбором информации, которая для него интересна и пока не известна.

  1. группа - собирает информацию о древнем Воронеже, исторических местах, связанных с пребыванием Петра Великого и строительством кораблей Российского флота. (Памятники Петру Великому и кораблестроению. Оформление стенгазеты.);
  2. группа - собирает и анализирует информацию о родном городе в годы Великой Отечественной войне. Изучает карту боёв за Воронеж, готовит «ленту памяти» героям войны. (Выставка рисунков);
  3. группа - готовит материал о Воронеже в мирное (послевоенное) время. Строительство фабрик и заводов, которые превратили город в крупный промышленный центр. Выпускаемая продукция (доклады, фотографии);
  4. грунта - готовит и представляет культурную жизнь города. Имена писателей, поэтов, журналистов, которые прославили наш город в разные годы (фотографии памятников, слайды);

5        группа - ведёт сбор материалов и пишет сочинения на тему: «Название моей улицы».

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки.

Так, много интересного узнали ребята на уроках литературного чтения (автобиографические данные Воронежских поэтов, писателей, журналистов). На уроках русского языка и трудового обучения шла подготовительная работа к написанию и оформлению сочинений «Название моей улицы.

Работая в группах, ученики делились полученной информацией с товарищами из других групп, тем самым повышая свой интеллектуальный уровень.

На итоговом уроке каждая группа демонстрирует результаты своей работы: доклады, стенгазеты, сочинения, рисунки, составленные карты и оформленные фотоальбомы. Каждому ребёнку в этот момент интересно мнение и оценка товарищей и учителя.

Поисковая и исследовательская работа захватывает ребят. Уже при изучении нового материала они сами подходят к учителю и предлагают план работы в группах. Родной край богат и загадочен. Чтобы приоткрыть его завесу, можно предложить изучение материала по направлениям в группах.

1        группа - Поверхность нашего края (овраги, балки, холмы, равнины);

2        группа - Водоёмы нашего края (большие, средние и малые реки; болота и пруды);

3        группа - Земля - кормилица. Наши подземные богатства (воронежский чернозём - эталон плодородия);

4        группа - Жизнь леса и луга (животный и растительный мир леса и луга);

5        группа - Растениеводство и животноводство в нашем крае (зерновые и технические культуры; разведение крупного рогатого скота и птицеводства).

Материалы для работы дети могут черпать из книг, газет, интернета и своего небольшого жизненного опыта. Итог работы в группах:

1        группа - карта Воронежской области с указанием районов и районных центров;

  1. группа - описанные больших, средних и малых рек области, их изображение на карте Воронежской области (доклады);
  2. группа - практическая работа с почвой, образцы полезных ископаемых области (коллекция полезных ископаемых);
  1. группа - фотографии животных и растений (оформление «Красной книги» Воронежской области);
  2. группа - рисунки с изображением зерновых культур, домашних животных и птицы.

Самим детям подготовиться к защите проектов очень тяжело,

здесь нужна помощь учителя и родителей.

Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит учеников.

Поисковая деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, ведь дети в лучшем случаи читают только учебники. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир? Для изучения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Он должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расскрывается смысл проектной деятельности...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Специфика организации проектной деятельности на уроках "Окружающего мира"

В данной работе раскрыты особенности проектной деятельности на уроках "Окружающего мира" в начальной школе, описаны этапы проектной деятельности младших школьников, а также обобщены материалы по орган...