ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья по окружающему миру (4 класс) на тему
Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Уроки окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова у многих четвероклассников являются самыми интересными. Этот интерес вызван не только красочно оформленными страницами учебника, но и содержанием материала, который рассказывает о роли человека в природе, его положительном и отрицательном воздействии на неё.
Такой раздел учебника как «Родной край - часть большой страны» не может оставить равнодушным ни учителя, ни ученика. Тема краеведения затрагивает самые тонкие душевные струны. Родную улицу или переулок, памятные места отдыха - всё это человек вспоминает с особым трепетом. Наш земляк В.М. Песков в книге «Речка моего детства» писал: «Возраст нас тянет в родные места, туда, где прожито детство. Эти годы в человеческой жизни самые памятные. Не случайно сказано: все мы родом из детства».
При изучении данной темы обратилась к проектно-исследовательской деятельности. Исследовательский проект - деятельность учащихся, направленная на решение творческой исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого проекта. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта ограничили 2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка, тем самым дать им возможность сблизиться со своими детьми.
Исследовательская деятельность учащихся тесно связана с поисковой работой. Поэтому предлагаю следующие этапы выполнения работы:
- Вспомнить всё, что известно по данной теме.
- Сделать выводы из того, что мне уже известно.
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме (запись важной информации).
- Опросить родных и соседей по данной теме.
- Просмотреть телематериалы.
- Использовать Интернет (записать то новое, что узнал с помощью компьютера).
Работа над темой «Родной край - часть большой страны» начинается с того, что все ученики делятся на группы. В каждой группе по 5 человек. Каждый ребенок старается войти в ту группу, которая будет заниматься сбором информации, которая для него интересна и пока не известна.
- группа - собирает информацию о древнем Воронеже, исторических местах, связанных с пребыванием Петра Великого и строительством кораблей Российского флота. (Памятники Петру Великому и кораблестроению. Оформление стенгазеты.);
- группа - собирает и анализирует информацию о родном городе в годы Великой Отечественной войне. Изучает карту боёв за Воронеж, готовит «ленту памяти» героям войны. (Выставка рисунков);
- группа - готовит материал о Воронеже в мирное (послевоенное) время. Строительство фабрик и заводов, которые превратили город в крупный промышленный центр. Выпускаемая продукция (доклады, фотографии);
- грунта - готовит и представляет культурную жизнь города. Имена писателей, поэтов, журналистов, которые прославили наш город в разные годы (фотографии памятников, слайды);
5 группа - ведёт сбор материалов и пишет сочинения на тему: «Название моей улицы».
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки.
Так, много интересного узнали ребята на уроках литературного чтения (автобиографические данные Воронежских поэтов, писателей, журналистов). На уроках русского языка и трудового обучения шла подготовительная работа к написанию и оформлению сочинений «Название моей улицы.
Работая в группах, ученики делились полученной информацией с товарищами из других групп, тем самым повышая свой интеллектуальный уровень.
На итоговом уроке каждая группа демонстрирует результаты своей работы: доклады, стенгазеты, сочинения, рисунки, составленные карты и оформленные фотоальбомы. Каждому ребёнку в этот момент интересно мнение и оценка товарищей и учителя.
Поисковая и исследовательская работа захватывает ребят. Уже при изучении нового материала они сами подходят к учителю и предлагают план работы в группах. Родной край богат и загадочен. Чтобы приоткрыть его завесу, можно предложить изучение материала по направлениям в группах.
1 группа - Поверхность нашего края (овраги, балки, холмы, равнины);
2 группа - Водоёмы нашего края (большие, средние и малые реки; болота и пруды);
3 группа - Земля - кормилица. Наши подземные богатства (воронежский чернозём - эталон плодородия);
4 группа - Жизнь леса и луга (животный и растительный мир леса и луга);
5 группа - Растениеводство и животноводство в нашем крае (зерновые и технические культуры; разведение крупного рогатого скота и птицеводства).
Материалы для работы дети могут черпать из книг, газет, интернета и своего небольшого жизненного опыта. Итог работы в группах:
1 группа - карта Воронежской области с указанием районов и районных центров;
- группа - описанные больших, средних и малых рек области, их изображение на карте Воронежской области (доклады);
- группа - практическая работа с почвой, образцы полезных ископаемых области (коллекция полезных ископаемых);
- группа - фотографии животных и растений (оформление «Красной книги» Воронежской области);
- группа - рисунки с изображением зерновых культур, домашних животных и птицы.
Самим детям подготовиться к защите проектов очень тяжело,
здесь нужна помощь учителя и родителей.
Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит учеников.
Поисковая деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, ведь дети в лучшем случаи читают только учебники. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир? Для изучения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Он должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Расскрывается смысл проектной деятельности...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
Специфика организации проектной деятельности на уроках "Окружающего мира"
В данной работе раскрыты особенности проектной деятельности на уроках "Окружающего мира" в начальной школе, описаны этапы проектной деятельности младших школьников, а также обобщены материалы по орган...
Из опыта работы "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья из опыта работы...