ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья по окружающему миру (4 класс) на тему
Проектная деятельность в четвертом калассе в разделе учебника «Родной край - часть большой страны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Уроки окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова у многих четвероклассников являются самыми интересными. Этот интерес вызван не только красочно оформленными страницами учебника, но и содержанием материала, который рассказывает о роли человека в природе, его положительном и отрицательном воздействии на неё.
Такой раздел учебника как «Родной край - часть большой страны» не может оставить равнодушным ни учителя, ни ученика. Тема краеведения затрагивает самые тонкие душевные струны. Родную улицу или переулок, памятные места отдыха - всё это человек вспоминает с особым трепетом. Наш земляк В.М. Песков в книге «Речка моего детства» писал: «Возраст нас тянет в родные места, туда, где прожито детство. Эти годы в человеческой жизни самые памятные. Не случайно сказано: все мы родом из детства».
При изучении данной темы обратилась к проектно-исследовательской деятельности. Исследовательский проект - деятельность учащихся, направленная на решение творческой исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого проекта. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта ограничили 2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка, тем самым дать им возможность сблизиться со своими детьми.
Исследовательская деятельность учащихся тесно связана с поисковой работой. Поэтому предлагаю следующие этапы выполнения работы:
- Вспомнить всё, что известно по данной теме.
- Сделать выводы из того, что мне уже известно.
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме (запись важной информации).
- Опросить родных и соседей по данной теме.
- Просмотреть телематериалы.
- Использовать Интернет (записать то новое, что узнал с помощью компьютера).
Работа над темой «Родной край - часть большой страны» начинается с того, что все ученики делятся на группы. В каждой группе по 5 человек. Каждый ребенок старается войти в ту группу, которая будет заниматься сбором информации, которая для него интересна и пока не известна.
- группа - собирает информацию о древнем Воронеже, исторических местах, связанных с пребыванием Петра Великого и строительством кораблей Российского флота. (Памятники Петру Великому и кораблестроению. Оформление стенгазеты.);
- группа - собирает и анализирует информацию о родном городе в годы Великой Отечественной войне. Изучает карту боёв за Воронеж, готовит «ленту памяти» героям войны. (Выставка рисунков);
- группа - готовит материал о Воронеже в мирное (послевоенное) время. Строительство фабрик и заводов, которые превратили город в крупный промышленный центр. Выпускаемая продукция (доклады, фотографии);
- грунта - готовит и представляет культурную жизнь города. Имена писателей, поэтов, журналистов, которые прославили наш город в разные годы (фотографии памятников, слайды);
5 группа - ведёт сбор материалов и пишет сочинения на тему: «Название моей улицы».
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки.
Так, много интересного узнали ребята на уроках литературного чтения (автобиографические данные Воронежских поэтов, писателей, журналистов). На уроках русского языка и трудового обучения шла подготовительная работа к написанию и оформлению сочинений «Название моей улицы.
Работая в группах, ученики делились полученной информацией с товарищами из других групп, тем самым повышая свой интеллектуальный уровень.
На итоговом уроке каждая группа демонстрирует результаты своей работы: доклады, стенгазеты, сочинения, рисунки, составленные карты и оформленные фотоальбомы. Каждому ребёнку в этот момент интересно мнение и оценка товарищей и учителя.
Поисковая и исследовательская работа захватывает ребят. Уже при изучении нового материала они сами подходят к учителю и предлагают план работы в группах. Родной край богат и загадочен. Чтобы приоткрыть его завесу, можно предложить изучение материала по направлениям в группах.
1 группа - Поверхность нашего края (овраги, балки, холмы, равнины);
2 группа - Водоёмы нашего края (большие, средние и малые реки; болота и пруды);
3 группа - Земля - кормилица. Наши подземные богатства (воронежский чернозём - эталон плодородия);
4 группа - Жизнь леса и луга (животный и растительный мир леса и луга);
5 группа - Растениеводство и животноводство в нашем крае (зерновые и технические культуры; разведение крупного рогатого скота и птицеводства).
Материалы для работы дети могут черпать из книг, газет, интернета и своего небольшого жизненного опыта. Итог работы в группах:
1 группа - карта Воронежской области с указанием районов и районных центров;
- группа - описанные больших, средних и малых рек области, их изображение на карте Воронежской области (доклады);
- группа - практическая работа с почвой, образцы полезных ископаемых области (коллекция полезных ископаемых);
- группа - фотографии животных и растений (оформление «Красной книги» Воронежской области);
- группа - рисунки с изображением зерновых культур, домашних животных и птицы.
Самим детям подготовиться к защите проектов очень тяжело,
здесь нужна помощь учителя и родителей.
Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит учеников.
Поисковая деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, ведь дети в лучшем случаи читают только учебники. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир? Для изучения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Он должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42716.jpg)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-534246-1416500260.jpg)
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-159231-1360481143.jpg)
Специфика организации проектной деятельности на уроках "Окружающего мира"
В данной работе раскрыты особенности проектной деятельности на уроках "Окружающего мира" в начальной школе, описаны этапы проектной деятельности младших школьников, а также обобщены материалы по орган...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-528947-1574098868.jpg)
Из опыта работы "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья из опыта работы...