Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе
статья по теме
Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 73.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе
В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике [6].
Энциклопедический словарь, объясняя содержание слова «исследование» говорит, что это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, когда извлекается нечто «из следа», т.е. восстанавливается некоторый порядок вещей по косвенным признакам. Слово «исследовать», трактуется как «осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь» [15].
Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». В контексте нашей работы рассмотрим подробнее учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1]. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты, а алгоритм ведения исследования, который может быть использован в исследованиях любой сложности и тематики уже не в стенах школы. Учебно – исследовательская деятельность является видом научно- исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» [7].
Вместе с тем известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [3].
Для учащихся «исследование» - один из видов познавательной деятельности, когда осуществляется процесс выработки новых знаний относительно конкретного ученика[1]. При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта [4].
Можно сделать вывод: в учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.
Исследовательская деятельность понимается не только в конкретно- организационных рамках работы над заданной проблемой и выполнении учащимися исследовательской работы, а шире. По С. Л. Рубинштейну, учение есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» [14].
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [10].
Можно выделить общие цели исследовательской деятельности учащихся[10]:
- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;
- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;
- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;
- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;
- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др.[10].
Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;
- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу [10].
Исследовательская работа вместе с тем должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы [2].
Виды проводимых исследований:
а) по содержанию:
1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;
2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;
3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;
4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.
Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.
б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);
в) по месту проведения: урочные, внеурочные;
г) по времени: кратковременные или долговременные;
д) по теме: предметные, свободные [10].
Исследовательская деятельность в образовании используется с целью приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Однако существует и другой подход, согласно которому исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования в конкретных предметных областях [5].
Ученые, разрабатывающие проблему развития исследовательской деятельности учащихся, подчеркивают необходимость четкой ее организации и направленности. Важно постоянно, систематически включать обучающихся в разнообразные формы исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить познавательную активность. Таким образом, можно подчеркнуть необходимость наличия четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования исследовательских умений младших школьников. Важную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия и выбранные методы преподавания дисциплин – проблемные, эвристические, исследовательские (см. схему 1) [9].
Общее в данных методах то, что все они носят проблемный характер, а проблемное обучение, как писал С.Л. Рубинштейн, активизирует процесс мышления, что служит импульсом развития ребенка [9].
Таким образом, учебная исследовательская деятельность младших школьников – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие обучающимися субъективного знания, с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучающегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика [11].
В учебно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют этапы, имеющие место в научном исследовании: выявление проблемы, выдвижение гипотез, учение эмпирических данных, информации др. Сходны и методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение и прочие [8].
Однако реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователей, а новое знание, открываемое учеником, является новым только для него самого, т.е. субъективно новым. Важно учитывать и то, что исследовательская деятельность детей направлена не на добывание какого-то научно или социально значимого результата, а на развитие их способностей, умений, мышления. Здесь важен сам учебно-исследовательский процесс, в котором обучающиеся овладевают способами поиска и открытия, новых для себя знаний, получают опыт применения исследовательских умений [7].
Учебно-исследовательские умения рассматриваются как способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне [13].
Учебное исследование предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности (от постановки проблемы до презентации результатов своей работы), требует умений работать с информацией, с эмпирическими данными, владение исследовательскими методами. Кроме того, не менее важно осуществлять анализ проделанной работы, уметь оценивать ее согласно определенным критериям. Можно выделить пять блоков умений младших школьников, которые необходимы, формировать для успешной реализации исследовательской деятельности.
Пять блоков исследовательских умений учащихся начальных классов:
1.Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):
- умение выбрать тему исследования;
- умение увидеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что я хочу узнать? Для чего мне будут нужны полученные знания?);
-умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);
-умение, связанные с выбором и применением доступных методов исследования;
2. Умения работать с информацией (информационные):
-умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом;
-умение выделять главное в воспринимаемом тексте, в своем тексте; умения выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;
-умение работать с определением, понятиями, терминами;
-умения устанавливать логику изложения (умение составлять план текста, своей исследовательской работы);
-умение кратко излагать, конспектировать, применять приемы конспектирования, применять цитаты, оформлять ссылки;
-умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты;
-умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированием вывода.
3. Умения организовывать свою работу (организационные):
-умение организовывать свое рабочее место;
- умение планировать работу;
-умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале, других учреждениях просвещения (например, клуб по интересам);
4. Умения представить результат своей работы.
-умения использовать различные формы представления результатов;
-умения задавать вопросы и отвечать на низ;
-умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;
5. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные):
-умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки;
-умение оценить работу, представленную другим исследователем;
-умение формировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку;
-умение формулировать рекомендации, отзывы [10].
Анализируя представленные блоки исследовательских умений, мы пришли к выводу, что они дают возможность формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающихся, обеспечивающая его успешность в различных видах деятельности (обучение, общение, творчество и др.) как во время обучения в школе, так и в жизни. Выделяют четыре группы универсальных учебных действий (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Основное предназначение УУД в начальной школе – научить детей учиться. При этом, их можно рассматривать и как цель обучения в начальной школе, и как необходимое условие [15].
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное решение исследовательских задач, можно предположить и вероятность успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе их решения. Принимая во внимание то, что в результате решения той или иной исследовательской задачи ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных универсальных учебных действий.
Исследовательские умения и универсальные учебные действия имеют много общего в содержании. Рассмотрим это в таблице 1 [12].
Таблица 1.
Сопоставление исследовательских умений
и универсальных учебных действий
Исследовательские умения | Содержание исследовательских умения | Содержание УУД | УУД |
1.Органиазционные умения | умения формулировать цель, планировать, организовывать свою познавательную деятельность в различных условиях | Умения: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция | Регулятивные УУД |
2.Информационные умения | умение поиска и обработки информации, умения излагать мысли устно и письменно | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их доказательство. | Познавательные УУД |
3.Поисковые умения | умение видеть и формулировать проблему, применять доступные средства исследования для ее разрешения | выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; | Познавательные УУД |
4.Презентационные умения | умение использовать различные средства для демонстрации результатов своей исследовательской работы; донести в доступной, интересной форме результаты своего исследования; умения воспринимать чужую речь и формулировать вопросы. | планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. | Коммуникативные УУД |
5.Оценочные умения | умение оценить согласно выдвинутым критериям свою и чужую исследовательскую работу | оценка действий (своих и партнера); действие; действие нравственно-этического оценивания | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Сказанное позволяет утверждать, что организация исследовательской деятельности младших школьников обеспечивает и формирование всех групп универсальных учебных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Список литературы:
1. Босова, Л.Л. Исследовательская деятельность на уроках информатики в 5-6 классах \ Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2006. -№6. - С.36-43.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина \\ Начальная школа (Первое сентября). -2006.-№10. - С.8.
3. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – 135 с.
4. Иванов, Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов\\ Педагогические технологии.- 2006. -№1. –С.22-29.
5. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов \\ Народное образование.- 2004.- №2.- С.146-148.
6. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов \\ Народное образование. – 1999. - №10. – с. 158-161.
7. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников/ А.И. Савенков. СПб.: Питер.- 2004. - 272 с.
8. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков.- Ярославль: Академия развития. - 2004. - 128с.
9. Савенков, А. И. Истоки практики исследовательского обучения / А.И. Савенков \\ Исследовательская работа школьников. – 2005.- №4.- с.29-3
10. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие/ Н.А. Семенова – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ». - 2007. -76 с.
11. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников / Н.А. Семенова \\ Начальная школа. – 2006. -№ 2. – С.45-49.
12. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях внедрения новых ФГОС НОО/ Н.А. Семенова //Вестник «ТГПУ». -2011. -№12.
13. Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова// Начальная школа.- №2.- 2007.- с.45.
14. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе \ Н.А.Семенова// Вестник ТГПУ. – 2012.- №11.-С.209-211.
15. Селюнина И. В.Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.- Режим доступа: http://festival.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеств...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Методическое объединение для учителей начальных классов по теме: " Исследовательская работа в начальной школе"...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Организация исследовательской деятельности в начальной школе...
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития....
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, н...