Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Максимова Мария Владимировна

Конспект по окружающему миру для 4 класса "На пути к единству"  по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_edinstvu.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «На пути к единству»

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Планируемые результаты

Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; знать историю праздника «4 ноября» и  события 1612 года в нашей стране.

Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.

Этапы урока

Вре-мя, мин

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

1

Здравствуйте ребята! Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь?

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Приветствие учителя. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоопределение

К: умение переключать вид деятельности

Актуализация  знаний

Словесный: слово учителя

Практический: работа с ребусом

Наглядный: карточки с ребусом

5

Вспомните тему прошлого урока: «Подвижники Руси и землепроходцы»

Сейчас Вам предстоит работа в группах (по 4 человека).

Разгадайте ребус правильно, нам откроется тема сегодняшнего урока.

- У нас открылось слово Единство.

Называют тему прошлого урока

В группах разгадывают кроссворд.

П: осознавать познавательную задачу;осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К: владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебник на печатной основе

Практический: работа с учебником

2

Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему урока.

А теперь давайте поставим цели урока:

- познакомится с историей праздника «День народного единства»

- узнать о событиях конца XVI - начала XVII веков

Постановка темы и цели урока

Р: принятие и сохраннее учебной задачи

Решение учебной задачи

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Практический: работа с понятиями

Наглядный: учебник, ТСО

7

Ребята, а что такое «единство»?

Назовите дату праздника? (4 ноября наша страна отмечает День народного единства). Этот праздник связан с событиями 1610 - 1613 годов.

.. окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.

В начале 17 века голод и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях лёгкой добычей для врагов. Русская земля на северо – западе и западе была занята поляками. Крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон.

- Как вы понимаете, что такое гарнизон? (войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект)

России угрожала потеря независимости.
В Москве умер царь Иван IV, в Угличе загадочно погиб царевич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). С кончиной бездетного царя – Федора Ивановича прервалась династия Рюриковичей.

Прямых наследников престола не оказалось. В России началась борьба за власть.

Настало в стране Смутное время...

- Подерите однокоренные слова к слову «смута» (смутьян, мутный, мутить, омут)

- Предположите, что означает «смутное время»?

В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия.

В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, самопожертвование, верность родине.

Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно – освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского

Определение понятию «единство»

Узнают новую информацию

Определение понятию «гарнизон»

Узнают новую информацию

Определение понятий «смута», «смутное время» (по учебнику стр.40)

П: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Первичное закрепление

Наглядный: ТСО, учебник, карточки  заданием

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Практический: работа с учебником, выполнение задания по карточкам

6

- Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? (монастырь)

Название монастыря мы узнаем, разгадав ребус… (Троице - Сергиев)

- В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться.

В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная со 2 ряда, 1й парты начнём читать(по предложению).

Молодцы!

- Сейчас я раздам Вам карточки с заданием. Ваша задача в парах заполнить пропуски по прочитанному тексту (проверка фронтальная по эталону) Приложение

1) 2 марта

2) Гермогена

3) грамоту

4) первое народное ополчение

5) Москву

6) поляками

7) темницу

8) грамоты

9) церквях

10) освобождению Отечества.

- Как вы понимаете слово «ополчение»? (войско, собираемое в помощь регулярной армии путём добровольного привлечения широких народных масс)

- Какой подвиг совершил патриарх Гермоген?

Отгадывание ребуса

Узнают новую информацию

Работа по учебнику (читают материал на стр. 41)

Выполнение задания в паре (работа с карточками по прочитанному материалу)

Выполняют проверку задания

Определение понятия «ополчение»Отвечают на вопрос учителя; высказывают свое мнение

П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Физминутка Практический: выполнение упражнений

1

А сейчас давайте встанем и немного отдохнём.

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Наглядный: ТСО

4

Одна из грамот патриарха Гермогена дошла до Нижнего Новгорода и пробудила патриотические чувства других людей.

- Ребята, «патриотические чувства» - это какие?

Гражданин Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить). Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским (на месте, где создавалось второе народное ополчение, был установлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому).

Местом сбора Русских войск со всех городов стал Ярославль (к ним присоединились города Владимир, Кострома, Москва и Ярославль).

Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов сдаться. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов и вскоре вся Русская земля была освобождена от польских захватчиков.

Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают, анализируют

Узнают новую информацию

П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания;  анализ, синтез, аналогия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Самостоятельная работа

4

В учебнике на странице 43 прочитаем по цепочке, начиная с третьего ряда. Будьте внимательны, я задам вопросы по прочитанному материалу.

  1. Для чего собирались выборные люди?
  2. Где собирались?
  3. По настоянию, какого патриарха был избран молодой боярин на престол?
  4. Как звали этого боярина?
  5. Какое событие произошло в 1613 году?

Работа по учебнику (читают материал на стр. 41)

Отвечают на вопросы учителя

П: структурирование знаний; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации

Повторение

Наглядный: рабочая тетрадь

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания в рабочей тетради

4

Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Прочитайте задание под номером 3.

- Что необходимо выполнить?

Сейчас Вам предстоит работа в парах, соотнесите изображения и названия городов и составьте устное описание о событиях в Смутное время в каждом городе.

Назовите название города первого (второго, третьего, четвертого) изображения?

(выступают 4 ученика, остальные дополняют ответ).

Выполнение задания в рабочей тетради на странице 43 в парах

Выполняют фронтальную проверку задания

П: анализ, синтез, аналогия;

К: учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Рефлексия деятельности

Наглядный: ТСО

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Практический: выполнение задания

4

Сейчас мы выполним несколько заданий и проверим, как Вы усвоили новую тему.

  1. выберите правильный ответ: «Почему престол опустел?»

а) У царя Фёдора не было детей, его младшего брата убили

б) Престол захватили шведы и поляки

в) Царь Фёдор отказался от престола

  1. ответьте на вопрос: «Какая еще беда обрушилась на Русь» (голод)
  2. соедините человека с его ролью в освобождении Руси во время смуты (приложение 3)
  3. закончите предложение: «Когда народное ополчение двинулось к Москве, это был … год» (1612)
  4. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

а) 23 февраля

б) 4 ноября

в) 12 июня

Выполняют задание

Р: контроль, коррекция, оценка

П: обобщение; аналогия; классификация

Информация о д/з

1

Домашнее задание. Р.т. стр. 42-43 (все)

Записывают д/з

Л: самоорганизация

Рефлексия

1

-Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Достигли вы этой цели?

-Подведем итог урока. В учебнике на 43 странице есть вопросы для проверки.

Проводят обобщение, формулируют вывод урока

Л: самооценка на основе критерия успешности

1)_____- день памяти патриарха 2) _____, главы русской церкви в Смутное время. Он отказался подписать 3)__________ польскому королю, в которой бояре просили дать королевича на русское царство. По зову патриарха добровольцы – 4)_______ - пришли на помощь столице и осадили 5)____________, захваченную 6)____________. Патриарха Гермогена заключили в 7)____________ и уморили голодом. Но 8)_____________ его читали во всех 9)____________, рассылали по всей Руси. Слово патриарха звало к 10)________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...