Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект по окружающему миру для 4 класса "На пути к единству" по программе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_puti_k_edinstvu.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «На пути к единству»
Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Планируемые результаты
Предметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; знать историю праздника «4 ноября» и события 1612 года в нашей стране.
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; рабочие тетради.
Этапы урока | Вре-мя, мин | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя | 1 | Здравствуйте ребята! Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины. | Приветствие учителя. Положительный эмоциональный настрой | Л: самоопределение К: умение переключать вид деятельности |
Актуализация знаний Словесный: слово учителя Практический: работа с ребусом Наглядный: карточки с ребусом | 5 | Вспомните тему прошлого урока: «Подвижники Руси и землепроходцы» Сейчас Вам предстоит работа в группах (по 4 человека). Разгадайте ребус правильно, нам откроется тема сегодняшнего урока. - У нас открылось слово Единство. | Называют тему прошлого урока В группах разгадывают кроссворд. | П: осознавать познавательную задачу;осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К: владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения |
Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог Наглядный: учебник на печатной основе Практический: работа с учебником | 2 | Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему урока. А теперь давайте поставим цели урока: - познакомится с историей праздника «День народного единства» - узнать о событиях конца XVI - начала XVII веков | Постановка темы и цели урока | Р: принятие и сохраннее учебной задачи |
Решение учебной задачи Словесный: слово учителя, учебный диалог Практический: работа с понятиями Наглядный: учебник, ТСО | 7 | Ребята, а что такое «единство»? Назовите дату праздника? (4 ноября наша страна отмечает День народного единства). Этот праздник связан с событиями 1610 - 1613 годов. .. окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков. В начале 17 века голод и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях лёгкой добычей для врагов. Русская земля на северо – западе и западе была занята поляками. Крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон. - Как вы понимаете, что такое гарнизон? (войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект) России угрожала потеря независимости. Прямых наследников престола не оказалось. В России началась борьба за власть. Настало в стране Смутное время... - Подерите однокоренные слова к слову «смута» (смутьян, мутный, мутить, омут) - Предположите, что означает «смутное время»? В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия. В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, самопожертвование, верность родине. Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно – освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского | Определение понятию «единство» Узнают новую информацию Определение понятию «гарнизон» Узнают новую информацию Определение понятий «смута», «смутное время» (по учебнику стр.40) | П: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Первичное закрепление Наглядный: ТСО, учебник, карточки заданием Словесный: слово учителя; учебный диалог Практический: работа с учебником, выполнение задания по карточкам | 6 | - Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? (монастырь) Название монастыря мы узнаем, разгадав ребус… (Троице - Сергиев) - В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться. В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная со 2 ряда, 1й парты начнём читать(по предложению). Молодцы! - Сейчас я раздам Вам карточки с заданием. Ваша задача в парах заполнить пропуски по прочитанному тексту (проверка фронтальная по эталону) Приложение 1) 2 марта 2) Гермогена 3) грамоту 4) первое народное ополчение 5) Москву 6) поляками 7) темницу 8) грамоты 9) церквях 10) освобождению Отечества. - Как вы понимаете слово «ополчение»? (войско, собираемое в помощь регулярной армии путём добровольного привлечения широких народных масс) - Какой подвиг совершил патриарх Гермоген? | Отгадывание ребуса Узнают новую информацию Работа по учебнику (читают материал на стр. 41) Выполнение задания в паре (работа с карточками по прочитанному материалу) Выполняют проверку задания Определение понятия «ополчение»Отвечают на вопрос учителя; высказывают свое мнение | П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Физминутка Практический: выполнение упражнений | 1 | А сейчас давайте встанем и немного отдохнём. | Выполнение упражнений | |
Словесный: слово учителя, учебный диалог Наглядный: ТСО | 4 | Одна из грамот патриарха Гермогена дошла до Нижнего Новгорода и пробудила патриотические чувства других людей. - Ребята, «патриотические чувства» - это какие? Гражданин Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть добра на защиту Отечества (т.е. заступится, защитить). Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским (на месте, где создавалось второе народное ополчение, был установлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому). Местом сбора Русских войск со всех городов стал Ярославль (к ним присоединились города Владимир, Кострома, Москва и Ярославль). Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов сдаться. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов и вскоре вся Русская земля была освобождена от польских захватчиков. | Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают, анализируют Узнают новую информацию | П: структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; анализ, синтез, аналогия К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Самостоятельная работа | 4 | В учебнике на странице 43 прочитаем по цепочке, начиная с третьего ряда. Будьте внимательны, я задам вопросы по прочитанному материалу.
| Работа по учебнику (читают материал на стр. 41) Отвечают на вопросы учителя | П: структурирование знаний; анализ, синтез, аналогия; извлечение из текста необходимой информации |
Повторение Наглядный: рабочая тетрадь Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания в рабочей тетради | 4 | Откройте рабочую тетрадь на странице 23. Прочитайте задание под номером 3. - Что необходимо выполнить? Сейчас Вам предстоит работа в парах, соотнесите изображения и названия городов и составьте устное описание о событиях в Смутное время в каждом городе. Назовите название города первого (второго, третьего, четвертого) изображения? (выступают 4 ученика, остальные дополняют ответ). | Выполнение задания в рабочей тетради на странице 43 в парах Выполняют фронтальную проверку задания | П: анализ, синтез, аналогия; К: учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Рефлексия деятельности Наглядный: ТСО Словесный: слово учителя; учебный диалог Практический: выполнение задания | 4 | Сейчас мы выполним несколько заданий и проверим, как Вы усвоили новую тему.
а) У царя Фёдора не было детей, его младшего брата убили б) Престол захватили шведы и поляки в) Царь Фёдор отказался от престола
а) 23 февраля б) 4 ноября в) 12 июня | Выполняют задание | Р: контроль, коррекция, оценка П: обобщение; аналогия; классификация |
Информация о д/з | 1 | Домашнее задание. Р.т. стр. 42-43 (все) | Записывают д/з | Л: самоорганизация |
Рефлексия | 1 | -Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Достигли вы этой цели? -Подведем итог урока. В учебнике на 43 странице есть вопросы для проверки. | Проводят обобщение, формулируют вывод урока | Л: самооценка на основе критерия успешности |
1)_____- день памяти патриарха 2) _____, главы русской церкви в Смутное время. Он отказался подписать 3)__________ польскому королю, в которой бояре просили дать королевича на русское царство. По зову патриарха добровольцы – 4)_______ - пришли на помощь столице и осадили 5)____________, захваченную 6)____________. Патриарха Гермогена заключили в 7)____________ и уморили голодом. Но 8)_____________ его читали во всех 9)____________, рассылали по всей Руси. Слово патриарха звало к 10)________________________________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...