Шелякина Л.П. Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме «Расы и народы».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тема: «Расы и народы».

Цель: создать условия для формирования у детей представления о человеческих расах, о численности населения Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование внутренней позиции о равенстве человеческих рас.

Познавательные: сравнение внешних признаков разных рас, выявление причин внешних различий рас, связь с условиями окружающей среды.

Коммуникативные: умение быстро и слаженно работать в группе, организовывать сотрудничество со сверстниками.

Оборудование:

Презентация по теме, рисунки учащихся, газета «Расы и народы» ,атласы, макеты представителей разных рас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Шелякина Л.П., учитель МАОУ «Прогимназия «Центр детства»

Технологическая карта  урока

Окружающий мир. 3 класс.

Тема: «Расы и народы».

Цель: создать условия для формирования у детей представления о человеческих расах, о численности населения Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование внутренней позиции о равенстве человеческих рас.

Познавательные: сравнение внешних признаков разных рас, выявление причин внешних различий рас, связь с условиями окружающей среды.

Коммуникативные: умение быстро и слаженно работать в группе, организовывать сотрудничество со сверстниками.

Оборудование:

Презентация по теме, рисунки учащихся, газета «Расы и народы» ,атласы, макеты представителей разных рас.

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Примечания

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

В тишине четко слышится тиканье часов.

- Ребята, а что вы слышите?

- Что отсчитывают часы?

- Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! - И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.

"Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником.

- Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

- Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

- Надеюсь, сегодня на уроке вы расширите свой круг знаний.

Слайд 1

Слайд 2

Запись тиканья часов

1. Актуализация знаний – 5  минут

- Какой раздел мы с вами изучаем?

(Человек и многоликое человечество)

- Что значит многоликое человечество?

(Единое человечество)

- К какому выводу мы пришли?

(Единое человечество состоит из граждан разных государств)

- В своих тетрадях вы начали работу над схемой «Единое человечество».

  - Есть ещё два незаполненных овала.

  - Можем сразу заполнить второй овал?

 ( Нет.  Пока  не знаем необходимой информации)

Слайд 3

Открыть тетради

Слайд 4

2. Этап проблематизации – 5 минуты.

- Я предлагаю вам группу слов.

На доске и каждой группы – слова на карточках.

Русские, европеоидная, немцы, японцы, монголоидная, чуваши, коми, украинцы, негроидная, англичане.

- Предложите задание.

(разделить данные слова на группы)

- Попробуйте разделить. Сколько групп у вас получилось?

Как вы определили, т.е. по какому признаку вы их объединяли?

- Получилось? Сложно? Почему сложно?

- Это задание вызвало затруднение. Какой вопрос возникает?

- Назовите тему  урока.

- Какие задачи поставим?

1)  Что такое раса.

2)  Какие бывают расы.

3)  Признаки расы.

4)  Что такое народ.

5)  Какие бывают народы.

6)  Сравним расы и народы (что больше)

Слайд 5

Работают в группе, затем два человека выходят к доске и работают у доски.

- Что такое раса и что такое народ?

- Расы и народы Земли.

Слайд 6

3. Открытие нового знания

Цель: создать условия для ознакомления учащимися с новым материалом

Как появился сам термин «раса» пока точно не установлено. Возможно от арабского «рас» - «начало». А может от итальянского «раза» - «племя».

- Что же такое раса, и сколько существует рас?

- Где можно найти ответ на поставленные вопросы?

(В учебнике, в словаре, дополнительном источнике.)

- Найдите определение на стр. 86-87

- Сколько рас выделяют на нашей планете? (3)

-Как оформить  информацию, чтобы легче было её воспринимать и запомнить?

                          (в таблицу, сжатый доклад)

- Теперь необходимо определить признаки каждой расы. Какую работу вы можете предложить, чтобы не занимать много времени?

- Работать лучше  в группах.

- На столе находится научный текс «Характерные признаки рас», прочитайте его и выпишите отличительные внешние признаки трех основных рас.

Характерные признаки рас

У каждого представителя рас есть свои характерные признаки.

1 группа.

У представителя одной расы курчавые волосы, тёмно– коричневая кожа, которые защищают организм от солнечных ожогов и перегрева, карие глаза. Им характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед.

2 группа.

У представителей второй расы – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно – карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода.

3 группа.

Люди, относящиеся к третьей расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода.

4 группа.

У Вас на столе находятся фотографии.

Разбейте все фотографии на три группы.

 1-3 группы представляют свою презентацию «Характерные признаки рас»  у доски.

- Определите и выберите название расы, о которой вы собрали информацию.  

           (Дети определяют и прикрепляют название рас).

- Название расы видим, признаки расы видим, а представить легко? (Нет)

- Что поможет нам увидеть эти признаки?

          (Картинка, иллюстрация, портрет)

 4-ая группа определяет место картинок на доске

 5-ая группа распределяет слова в презентации

Существует множество мифов о происхождении различных рас. Например, североамериканские индейцы, впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

- Скажите, могут ли представители разных рас дружить?

 (Да)

- Конечно, люди осознают принадлежность к расе, но Вы вряд ли услышите, чтобы человек говорил: «Я – европеоид». Зато часто можно услышать: «Я – русский, я цыган, я француз».

Что они имеют в виду?

(они говорят о народах Земли)

- Попробуйте из слов составитьопределение слову «народ»: сложившаяся на определённой территории , людей, из разных , племён, большая,  общность.

- Проверьте себя по учебнику, стр. 88

Народ  –  большая   общность  людей,  сложившаяся на определённой территории из разных племён.

- Какие признаки, на ваш взгляд, могут выделяться у народов?

Язык

Культура

Обряды, традиции

Верования

Общая территория

- Опираясь на текст учебника, заполните кластер.

        

- Каждый человек является гражданином, какого либо государства. В мире около 200 государств, но самое большое по площади – Россия (17,1 млн. кв. км). В России проживает 130 больших и малых  народов все они относятся к разным расам.

- Давайте вернёмся к СХЕМЕ (начало урока)

-  Из чего же состоит Единое человечество?

    (Из разных рас и народов)

Представители разных рас различаются некоторыми внешними признаками, но эти различия несущественны, так что человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный. Важно помнить, что интеллектуальные, психические и нравственные черты личности зависят не от расы, а от воспитания, образования, и усердия.

Известный английский писатель  Герберт Уэльс сказал: «Наша истинная национальность – человечество»

- Как вы думаете, что этими словами  он хотел сказать?

Работа с учебником.

Дети читают определение из учебника. На слайде – определение из словаря Ожегова.

Работа в группах

Работа с научным текстом, оформление таблицы – 5 минут, презентация группами материала.

Учащиеся составляют определение.

Слайд  7    

Слайд 8

Учащиеся работают  в группах,  заполняют кластер.

Слайд 9

Слайд 10

Рефлексия – 3 минуты

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Понял

Могу рассказать

Хотел бы узнать из других еще источников

Что такое расы

Какие бывают расы

Признаки монголоидной расы

Признаки европеоидной расы

Признаки негроидной расы

Что такое народ

Какие бывают народы

чем отличается один народ от другого

Домашнее задание – 1 минута

Понял

Могу рассказать

Хотел бы узнать из других еще источников

Понял

Могу рассказать

Хотел бы узнать из других еще источников

Что такое расы

Что такое расы

Какие бывают расы

Какие бывают расы

Признаки монголоидной расы

Признаки монголоидной расы

Признаки европеоидной расы

Признаки европеоидной расы

Признаки негроидной расы

Признаки негроидной расы

Что такое народ

Что такое народ

Какие бывают народы

Какие бывают народы

чем отличается один народ от другого

чем отличается один народ от другого

Понял

Могу рассказать

Хотел бы узнать из других еще источников

Понял

Могу рассказать

Хотел бы узнать из других еще источников

Что такое расы

Что такое расы

Какие бывают расы

Какие бывают расы

Признаки монголоидной расы

Признаки монголоидной расы

Признаки европеоидной расы

Признаки европеоидной расы

Признаки негроидной расы

Признаки негроидной расы

Что такое народ

Что такое народ

Какие бывают народы

Какие бывают народы

чем отличается один народ от другого

чем отличается один народ от другого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира, 3 класс "Здоровый образ жизни"

Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" (А.Плешаков)...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс

Урок на тему "Все профессии важны"...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...