"В феврале зима с весной встречаются впервой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру, на котором рассматривается первая встреча зимы и весны по народному календарю(15 февраля). На этом же уроке рассматривается ещё одна встреча, но уже по православному календарю и называется она, праздник Сретения Господня. Детям рассказывается о том, что нашего спасителя Иисуса принесли в один из храмов на сороковой день после рождения его родители крестить. Их встретил старец Симеон Богоприимец и проведя обряд Крещения, произнёс слова о том, что теперь спокойно может отойти в мир иной, т.к. он видел настоящего Спасителя. Урок строится на сравнении встреч по народному и православному календарю. На уроке учитель знакомит детей с народными праздниками весны - Масленицей, рассказывает им какие обычаи и традиции существуют , отмечая этот праздник другими народами. В конце урока делается вывод о том, что что мы должны быть добрыми, внимателюными, заботливыми и знать историю, традиции и обычаи своего народа. На уроке используется электронное приложение по УМК "Перспектива" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 112.26 КБ |
презентация | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Воротынск
Бабынинского района Калужской области
Технологическая карта
Для работы по комплекту «ПЕРСПЕКТИВА»
(начальная школа)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 КЛАСС
Учитель: Новикова Елена Николаевна
1квалификационная категория
Окружающий мир Раздел | Зима |
Тема | В феврале зима с весной встречаются впервой |
Цели | Сформировать представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле. |
Основное содержание темы | Познакомить детей с особым положением февраля в годовом цикле, как отмечали праздник встречи весны восточные народы, традиции встречи весны на Руси |
Термины и понятия | Межа, граница, рубеж, Сретение |
Местоположение урока в системе уроков: Тема: «В феврале зима с весной встречается в первой» является новой в разделе «Зима» Основные дидактические задачи урока: 1. Обучающие: Обеспечить , осознать и усвоить понятия «межа», «Сретение», «Масленица», по формуле( понимание + запоминание следовательно правильное воспроизведение, т. е. усвоение). 2.Развивающие: Формировать умения применять теоретические знания в условиях решения учебных задач . Формировать УУД в условиях решения учебных задач . Формировать УУД в условиях решения практических задач .Повторить (систематизировать ЗУНы и УУД) .Произвести контроль за степенью усвоения ЗУНов Воспитательные: . Формировать уважительное отношение к истории, культуре своего народа, её современной жизни. Методы обучения урока: Объяснительно – иллюстративный (беседа), репродуктивный( наглядный материал, презентация) |
Планируемые результаты
Личностные умения 1. Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним месяцем года. 2.Знать, когда в народе отмечали первую встречу весны. 3. Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу в классе по образу доброжелательных внутрисемейных отношений | Метапредметные умения 1. Характеризовать на основе сведений учебника народные правила и традиции в первой встречи весны. 2. Соотносить старинные и современные традиции в праздновании Масленицы. 3. Моделировать в форме дидактической игры применение знаний о масленичных традициях. Регулятивные умения 1. Выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания 2. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Познавательные умения 1. Знать особенности празднования первой встречи весны. 2.иметь представление о встрече нового года по восточному календарю 3. происхождение и традиции празднования Масленицы 4. знать и выполнять правила этикета за столом Коммуникативные умения 1.Формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога используя термины 2. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога 3. Адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Литературное чтение Разделы «Жизнь дана на добрые дела», «Волшебная сказка», «Литературная сказка», «Великие русские писатели» Русский язык Темы: «Текст», «Язык – главный помощник в общении», «Слово и его значение» Технология Темы: «Изготовление Масленицы» | Ресурсы Информационный материал Учебник «Окружающий мир»,ч.2 рабочая тетрадь №2 Демонстрационный материал: Фрагменты музейной комнаты «Русская изба»,чучело Масленицы, «праздничное дерево» Интерактивный материал: Электронное приложение к уроку, музыкальное сопровождение(масленичные песни) | Формы работы Фронтальная, индивидуальная, парная |
Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа , узнать о его традициях и обычаях.
Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа
Технология изучения темы
Этап урока | Цель на этапе | Методы и приёмы работы | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к изучению темы (самоопределение) Актуализация знаний и умений Целепологание( способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и что ещё предстоит Аналитический этап Планирование: 1.Выявление места и причины затруднения 2. Соотнесение своих действий с используемым понятием и на основе выявляют и фиксируют в речи причину своего затруднения – те конкретные знания, которых не достает для решения этой задачи. Построение проекта выхода из затруднения Реализация построения проекта Проблемная ситуация Презентация масленицы Физкультминутка Рефлексия(самоанализ индивидуальной и совместной работы) по слайду Домашнее задание: учебник с.40 – 43 тетрадь с. 23 Поздравление гостям Итог урока | Стимулировать интерес к изучению нового года по восточному календарю. Проверить у учащихся усвоение ранее изученного материала Создание проблемной ситуация Анализ – синтез Наблюдение Анализ – синтез Вопрос - ответный | Беседа Иллюстративный метод Диалог Работа по учебнику с.42 (1 ученик читает вслух) Работа в тетради с 22 №2 1 ученик читает примету Звуковое приложение слай4, вставка1,2Сретение Творческая работа в тетради с. 22№1 Самостоятельная работа под звуковое сопровождение Звуковое воспроизведение текста с музыкальным сопровождением. Китайский новый год Игровой момент Анализ, синтез, обобщение Игровая ситуация Диалог Использование ИКТ 5 слайд, вставка3,4 Вопросно - ответный По слайду | Личностные: проявить интерес к познанию смыслового значения устаревших слов Регулятивные: определять цель и формулировать проблему учебной деятельности Личностные: Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного внимательного отношения друг к другу Познавательные: Вспомнить ранее изученные сведения о последнем месяце зимы Коммуникативные: Формулировать собственное высказывание используя термины Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой в творческой работе. Регулятивные: Умения регулировать свои действия. Личностные: самооценка на основе успешности. Познавательные: Предполагать какая информация нужна для решения задачи своей. Создавать информационные модели, представлять информацию в форме иллюстрации Коммуникативные: Высказывать своё отношение, учитывая ситуацию, уметь обосновывать свою точку зрения Учет разных мнений Личностные: Следование в поведении моральным нормам и принципам Нравственно – эстетическое оценивание своего результата Познавательные: Извлекать информацию из текста, анализировать и сравнивать факты, формулировать цепочки правил. Познавательные: Извлекать информацию из текста презентации, анализировать, обобщать. Структурирование знаний Регулятивные: Познавательная инициатива Волевая саморегуляция (как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать «понятия», инструкцию во времени). Цель: смена видов деятельности Познавательные: познакомиться с русским традициями Коммуникативные: Понимание чувства коллектива Личностные: Следование и поведение моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха самостоятельно. Личностные: Осознавать и называть свои личные мотивы цели и результаты ближайшего саморазвития. Познавательные: Создавать информационные модели, представлять информацию в форме иллюстрации Регулятивные: определять степень успешности работы в привычной учебной ситуации на уроке. Коммуникативные: работать в паре в роли исполнителя, организовывать взаимодействие. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой в творческой работе. Регулятивные: Умения регулировать свои действия. Личностные: самооценка на основе успешности. Познавательные: Предполагать какая информация нужна для решения задачи (традиции своей семьи). | На перемене наблюдают за погодой (снег, капель) Приветствие. Сегодня мы с вами будем путешествовать по календарю2017 года. Назовите мне все месяцы года в той последовательности, в которой они стоят в календаре. - Послушайте прогноз погоды в стихах: «На дворе карусель- То метель, то капель То мороз, то опять Надо шубу снимать. На дворе карусель- То январь, то апрель. Никуда не пойдешь, А пойдешь, пропадёшь. Лучше дома сидеть, Из окошка глядеть. К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? Чтобы ответить на этот вопрос давайте определим и обозначим корень в словах «межень», «межа», «между» и попробуем объяснить значение слов «межень», «межа». А каково место февраля среди зимних месяцев? Какое место по порядку занимает февраль в современном календаре? А теперь давайте прочитаем какое толкование слова» межа» представлено толковом словаре русского языка Межа, - межи, граница земельных участков. ). Так о каком месяце пойдет речь на уроке? Если дети затрудняются, учитель предлагает прочитать тему урока. Если переделать загадку и посвятить её февралю, то между какими сезонами он оказывается? Давайте обратимся к страничкам народного календаря и узнаем как назывался праздник первой встречи весны?. На какое число он выпадает каждый год?. А сегодня какое число? Значит у нас сегодня праздник встречи 2 сезонов. Почему этот день считался важным в народном календаре? Это важный день – погодоуказатель. На сретенье утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних. «На Сретение небо звёздное – зима не скоро начнет плакать». Какую примету про капель вы узнали? Найдите её в тетради в №2,там есть и загадка, а отгадкой как раз будет являться подсказка в народной примете , запишите отгадку. Есть ещё одна очень важная примета этого дня_ если солнышко часто выглядывает из –за облаков, то после Сретения прошли последние морозы. Это происходило в язычестве. .А православные люди называют «Сретением Господня» день когда в храм принесла Дева Мария и отец Иосиф своего сына, как его звали, кто знает? Это как раз произошло 15 февраля, когда Иисусу исполнилось 40 дней от рождения. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ Выполните работу в тетради и составьте рассказ используя устаревшие слова А теперь познакомимся ещё с одной особенностью февраля. Оказывается у некоторых народов год только начинается в феврале. Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным новым годом для тех, к то живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей, узнать окружающий мир. Но некоторые народы исповедуют буддизм, а у них новый год начинается в феврале. Послушаем рассказ об этом событии. Но в феврале этого года, по которому мы путешествуем есть ещё один праздник, какой, догадайтесь, посмотрев на Анечку и Ванечку (одеты в русский народный костюм с картинкой блинов). Если дети не догадываются. То им можно напеть песенки: Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели! Ох, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!» Правильно! Давайте посмотрим и послушаем как встречали каждый день Масленицы на Руси, какое они название имели, какие традиции существовали в праздновании Масленицы. От какого слова происходит название этого праздника? Почему его так назвали? Кто знает пословицы о Масленице? Какие традиции существуют в вашей семье в праздновании Масленицы? Но пока шумят масленичные гуляния, мы поучаствуем в проводах зимы. В старину народ гулял, в хороводе танцевал. Песни пели и играли, весну красну прославляли! Давайте и мы сейчас поиграем, масленицу позабавим. «Ням-ням-ням» говорите, коль нравится. «Фу-фу-фу» - если вам не нравится. Булочки хрустящие. (ням-ням-ням) Тапки завалящие. (фу-фу-фу) Пирожки слоеные. (ням-ням-ням) Валенки вареные. (фу-фу-фу) Шарики сырные. (ням-ням-ням) Салфетки жирные. (фу-фу-фу) Пряники вкуснящие. (ням-ням-ням) Яблоки хрустящие. (ням-ням-ням) Селедочка пряная. (ням-ням-ням) Грибочки поганые. (фу-фу-фу) Шишки еловые. (фу-фу-фу) Табуретки новые. (фу-фу-фу) Рваные карманы. Воза три сметаны. (ням-ням-ням) Замечательно у нас получилось! На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Как вы думаете, пригодятся вам знания полученные на уроке в жизни? Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них – душа, сердце народа! Пусть с наступлением масленицы над вашими домами расцветет весна. Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось ваши окошки. Лучики запляшут на столе, рядом с горкой пышных блинов! И еще одна примета: Позовите гостей с хорошим аппетитом и загадайте желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется! По православным традициям нашего народа мы не можем наших гостей отпустить без подарка. На Сретение по народному календарю солнышко играет ярко и предвещает скорую весну, а блины на Масленице символизируют – солнышко, поэтому мы вас… С Масленицей поздравляем! | Дети называют месяцы в годичном цикле. Дети высказывают свои версии. Работа у доски. Выслушиваются версии детей. Между зимой и весной. Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто меняется погода в феврале. Дети отвечают на вопросы учителя. Дети отгадывают загадку и записывают отгадку. Дети выполняют задание в рабочей тетради на с. 22 №1-(составь короткий рассказ устно о феврале, используя слова «межа», «граница», «рубеж». Нарисуй картинку к своему рассказу. 92 ученика защищают свою работу) Прослушивание слайда Дети отвечают на вопросы учителя. Делают обобщение о том, что у всех народов ценится гостеприимство, уважение, дружба и любовь детей к родителям. Предположения детей. В ходе дискуссии приходят к мнению, что это праздник Масленицы. Дети в национальных русских костюмах по очереди рассказывают о каждом дне масленичной недели, используя слайды из презентации Дети принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, рассказывают о традициях своей семьи. Дети разыгрывают шуточную масляную игру Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Читают 2 ребенка в национальных костюмах 1 ученик 2 ученик |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОСУЛЬКА
В феврале зима с весной встречается впервой
Сретение Господня 15 февраля По народному календарю По православному календарю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В феврале зима с весной встречается впервой вместе
Конспект урока по окружаещему миру для 2 класса на тему:"В феврале зима с весной встречается впервой". УМК "Перспектива"Готовые презентации к уроку....
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой"
Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: в феврале зима с весной встречается впервойЦели урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...
урок по окружающему миру "В феврале зима с весной встречается впервой"
Очень интересный материал , с огромным количеством стихотворений...
В феврале зима с весной встречаются впервой
Тип урока: комбинированныйЦели урока: Сформировать представление о старинных обрядах и традициях народов России; воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить устанавливат...
Технологическая карта по окружающему миру "В феврале зима с весной встречаются впервой. Зимний труд" 2 класс УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: формирование представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле; расширение представление о зимнем труде в старинное и современное время.Планируемые результаты...
Спортивное развлечение "Зиму провожаем, весну встречаем"
в средней группе...