В феврале зима с весной встречается впервой вместе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по окружаещему миру для 2 класса на тему:"В феврале зима с весной встречается впервой". УМК "Перспектива"
Готовые презентации к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._g._po_vostochnomu_kalendaryu.docx | 498.26 КБ |
v_fevrale_zimoy_vesna_vstr.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый год по восточному календарю
Несмотря на то, что Россия исконно христианская страна, но жить без каких либо нововедений русскому невозможно. Так в России уже стало нормой ассоциировать Новый год с каким либо животным в соответсвии с циклом Китайского календаря.
В Китайском календаре существует 12 животных:
- крыса; - бык;- тигр;- кролик;- дракон;- змея;- лошадь;- овца;- обезьяна;- петух;- собака;- свинья.
И все бы ничего? если бы цикл из 12 животных повторялся раз за разом. Но китайцы не столь просты, у них кроме животных имеется еще и 5 стихий:
- дерево; - огонь; земля; - металл; - вода.
и здесь уже нетрудно посчитать, что все вариации для каждого из 12 зверей с 5 разными стихиями (12*5=60) составят 60 годовой цикл.
В данной категории, приведено описание животных с различными вариациями стихий. Информация о том, что ждать, и как встречать наступающий Новый год соответсвующего знака и стихии.
Новый год черного водяного дракона
Космический элемент года — вода, цвет дракона — чёрный. Таким образом, талисман — Черный водяной Дракон.
Черный цвет — это Космос, полярная ночь, «тьма над бездной». Это цвет глубины вод, цвет цивилизации древнейших племен монголо-тюркского корня, пришедших в евразийские лесостепи с северо-востока. Черный Дракон — это всесокрушающая первобытная стихия потока воды. Символ этого года несет людям решительные, но не всегда желанные перемены.
Как встречать год черного водяного Дракона
Год черного водяного дракона — лучше встречать активно, позитивно, и в семейном кругу; должно быть побольше движения, азарта и игры.
В отличие от всех других животных восточного календарного цикла, драконы — животные мифические; правда, так называют и некоторых земноводных и ящериц. Между тем, астрологи считают зодиакального Дракона олицетворением кармы, круга воплощений, воздаяния. А потому жизнь людей, родившихся под этим знаком, и само их появление в этой жизни всегда связано с кармическими событиями.
Человек, родившийся в год водяного Дракона, доступен, дружелюбен, с ним легко иметь дело. Он остроумен и редко упустит удачу из рук. Он не настолько терпелив, как другие типы Дракона, и более склонен ждать результатов, чем требовать их немедленно. Ему понятны человеческие слабости, свойственна готовность поделиться с друзьями и близкими своими мыслями. Основным недостатком является тенденция перескакивать с одного на другое, неумение сконцентрироваться на какой-то одной цели. У него плохо развито чувство юмора, но он прекрасный оратор
За несколько минут перед боем часов оставьте суету, мысленно поблагодарите уходящий год Зайца, вспомните как можно больше хорошего, что связано с уходящим годом. Когда часы известят о начале Нового года, с первых же секунд думайте о хорошем, мысленно взывайте к добру и справедливости. Вообще астрологи призывают дарить свою любовь людям — этом году она будет обязательно возвращаться, как отпущенный по водам хлеб, обогащенная новой силой и мощью других людей. Всеобщей любовью станет наполняться все пространство. В итоге души людей станут чище, богаче, а миг — крепче и сильнее.
На празднике может быть много яркой современной музыки. Танцевальные движения, соответствующие знаку Дракона, многообразны — от резких и ломаных до замедленно-гипнотических. Говорят, что даже если встретить этот день гимнастикой, тем самым можно включиться в ритмы предстоящего года, главное — не быть пассивным. Среда Дракона — открытые пространства; вот почему не рекомендуется встречать Новый год в лесной чаще или на ограниченном пространстве садового участка.
При составлении программы вечера стоит помнить, что Дракону не нравится посредственность и заезженные сценарии. Артистам и шоуменам нужны совершенно новые программы и репертуар, а оригинальность замысла и эмоциональная живость удачно скроют недостатки замысла.
Что надеть при встрече года Дракона?
Астрологи и прорицатели несколько расходятся в рекомендациях по поводу цвета наряда, в котором надо встречать Новый год: некоторые говорят, что в праздничном одеянии обязательно должен присутствовать черный цвет, другие говорят, что это что-то среднее между черным и желтым (золотым). Но главное и общее для всех рекомендаций, надо обязательно блистать — кто чем может, это могут быть сверкающие драгоценности, искрометный юмор, ослепительная красота или потрясающее жизнелюбие. Причем обязательно надо постараться в новогоднюю ночь «схватить свою удачу за хвост» и не выпускать ее весь год.
Предпочтительны яркие и сочные цвета. Можно одевать самые вызывающие платья, но в одежде должна быть хотя бы одна ниточка черного цвета. Дракон — животное карнавальное, и хотя он предпочитает зеленый и красный цвета, понравится ему прежде всего яркий и фантастичный наряд. Драконы любят драгоценности — в древних сказках и легендах они выступают в качестве стражей кладов и сокровищ. Если есть драгоценности — можете их надеть, и на протяжении всего года Дракон поддержит своей силой и мудростью. Впрочем, другие полагают, что яркие, блестящие бусы, колье и броши лучше оставить для украшения ёлки, а больше уделить внимания созданию фантазийного макияжа и изысканного маникюра.
Предыдущий год был годом Зайца, символа мягкости и любви. А в год черного дракона хорошо, когда во внешнем виде будет черный цвет и немного золота. Тем самым активируется вся мощь дракона, и год выйдет мощным, энергичным и удачным. Если представления о прекрасном не позволяют надеть ярко-красную кожаную юбку, можно ограничиться чем-то более привычным, подобрав к скромному костюму яркое дополнение.
Прическу в угоду Дракону можно украсить яркими прядями, а для ее закрепления использовать лаки с золотыми, серебряными и бронзовыми блестками. Если у платья смелое декольте и вам есть что в нем показать, то блестящими могут быть не только волосы, но и плечи.
Постарайтесь в течение новогодней встречи и всего Нового года не потерять (а лучше с ним не расставаться вовсе) того самого «сияния», которое вы выберете основным в новогоднюю ночь. Это я о тех самых красоте, юморе, драгоценностях или любых других Ваших блестящих достоинствах. Если не побоитесь, сделайте ставку именно на них в следующем году. Дракон любит яркое и блестящее, но он не терпит непостоянства. А если вы еще не выбрали, на чем остановиться, то поторопитесь и помните: в одних и тех же драгоценностях будет скучно ходить целый год, а «сияние души» не надоест долгие годы.
Что должно быть на столе в новогоднюю ночь?
Все, что может позволить кошелек хозяина стола — от банальных куриных окорочков до изысканных восточных блюд. Главное — хорошенько приправить блюда душистым перцем и базиликом, кардамоном и мускатным орехом, имбирем и корицей, гвоздичкой и перцем «чили». «Огнедышащее» меню хорошо дополнить мясным блюдом, облитым горящим спиртным. Этот же фокус можно проделать с фруктами или мороженым — выглядит эффектно и необычно. А фруктовые салаты позволят хозяйке с максимальной пользой проявить фантазию.
При сервировке стола очень уместны будут зажженные свечи. Однако, предаваясь в новогоднюю ночь развлечениям, надо соблюдать меры предосторожности. По многолетним наблюдениям врачей-травматологов, наибольшую опасность в новогоднюю ночь, кроме зажженных свечей, взрывающихся петард и искрящихся бенгальских огней, представляют пробки от шампанского, которые обычно попадают в глаз сидящему напротив гостю. Также надо опасаться переедания, так как покушать хочется много, а организм иногда не проявляет должного понимания.
Не стоит заранее заготавливать полуфабрикаты. Чем меньше пища подвергается термической обработке, тем приятнее она для Дракона. Рыба — непременный представитель водной стихии на новогоднем столе. Рекомендуется рыба ценных сортов: стерлядь, бестер, некоторые сорта форели. Все, что было приготовлено заранее и не съедено, не должно вновь появляться на столе.
Как украсить дом к новому году дракона
Поскольку стихия года — вода, расставьте по квартире ракушки и морские звезды, изображения рыб и осьминогов. Не забудьте купить фигурки дракона и подарить их близким. Дракон может быть сделан из керамики, хрусталя или дерева. Драконы, выполненные из золота, эмали или других металлов, не приветствуются, поскольку по фэн-шуй элемент «металл» уничтожает элемент «дерево». Оставьте фигурку и себе, поставьте ее на полку или прикрепите к холодильнику, чтобы угодить приходящему году (но не оставляйте ее в спальне).
Предварительный просмотр:
В ФЕВРАЛЕ ЗИМА С ВЕСНОЙ ВСТРЕЧАЕТСЯ ВПЕРВОЙ.
Задачи урока: познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта; дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье.
Планируемые результаты: знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.
Оборудование. У учителя — волшебный клубочек; магнитофон, музыкальные записи бурятской мелодии и русской масленичной песни; настенный календарь; наклейка со значком праздника Сретения Господня; выписанная на полоску бумаги примета: «На Сретение снежок — весной дожжок». У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.
Предварительная работа. Изготовьте наклейку для демонстрации на уроке даты праздника Сретения Господня на настенном календаре. Для этого из куска картона или плотной бумаги вырежьте круг или овал и компактно напишите на нем название праздника. С обратной стороны значка наклейте кусочек двухстороннего скотча.
Выпишите на полоску бумаги примету: «На Сретение снежок — весной дожжок». С обратной стороны наклейте кусочек двухстороннего скотча.
Ход урока
В начале урока учитель говорит: «Ребята, послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах:
На дворе карусель —
То метель,
То капель,
То мороз,
То опять
Надо шубу снимать.
То январь,
То апрель.
Никуда не пойдешь,
А пойдешь —
Пропадешь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка глядеть.
В. Степанов
К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим и обозначим корень в словах „межень“, „межа“, „между“ и попробуем объяснить значение слов „межень“ и „межа“. (Учитель пишет слова на доске, опрашивает детей, затем один из учеников выполняет задание на доске.) Как вы думаете, может ли выделенный нами корень быть отдельным словом? В каком случае? Приведите пример. Может быть, кто-то вспомнит народную загадку, где корень „меж“ равен целому слову?» В случае затруднения учитель подсказывает загадку ученикам: «Меж двух светил я в средине один». Спрашивает мнение класса о том, какая отгадка подходит к этой загадке. Еще раз произносит загадку, дотрагиваясь при этом до глаз и носа. Дети повторяют за учителем слова и движения.
Учитель: «Вот мы и отгадали загадку. (Нос.) Нашли слово „меж“. Но как это связано с февралем и февральской погодой? Может быть, нам поможет название темы сегодняшнего урока. Кто хочет прочитать его? (Один из учеников читает вслух название.) Значит, если переделать нашу загадку и посвятить ее февралю, то между какими „светилами“ он оказывается? (Между зимой и весной.) Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля. А каково место февраля среди зимних месяцев? Какое место по порядку занимает месяц февраль в современном календаре? Да, вы совершенно правы: февраль — последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря».
Далее дети выполняют задание № 1 на с. 22 рабочей тетради.
Учитель продолжает: «А теперь познакомимся с еще одной особой чертой февраля. Оказывается, у некоторых народов год только начинается в феврале. Вот послушайте!» Учитель читает детям текст на с. 40 учебника, посвященный восточному календарю.
Учитель: «Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живет по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей по планете, больше узнать о мире. Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм (помните, мы уже говорили с вами, что на Земле есть разные религии, и одна из них — буддизм), Новый год отмечают в феврале. Послушаем рассказ об этом событии». Учитель включает запись бурятской народной музыки, читает первый абзац текста «Праздник Белого месяца» на с. 41 учебника, показывает на карте России расположение Республики Бурятия, отмечает заметным значком столицу республики город Улан-Удэ. Второй абзац текста читают сами дети по одному предложению, по очереди перекидывая клубочек от одного чтеца к другому.
Затем учитель задает вопросы, выбирая отвечающего с помощью клубочка: «На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю? Как отмечают праздник Белого месяца в Бурятии?» Учитель просит сравнить между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по общегражданскому календарю и по старинному восточному. (Когда читаешь о празднике Белого месяца, становится понятным, что у всех народов больше всего ценится гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.)
Далее учитель предлагает детям поговорить еще об одном празднике, который чаще всего приходится на февраль. Он включает запись масленичных песен (общераспространенных или принятых в своем крае) и говорит: «Каким веселым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? Какие вы знаете масленичные традиции? От какого слова происходит название этого праздника? Кто знает пословицы о Масленице? Как вы думаете, о чем говорится в пословице: „Не все коту масленица, придет и Великий пост“? (О том, что после масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничивать развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику — празднику праздников — Пасхе.) Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем в проводах зимы. (Учитель читает текст на с. 42 учебника, посвященный Масленице.) Наверное, все вы знаете короткую песенку о блинах, которые пекут на праздник. Давайте ее вместе споем:
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!»
Учитель: «Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль — встреча весны с зимой. Когда же по народному обычаю первая встреча весны? В самой середине месяца, 15 февраля. Кто хочет выделить этот день в календаре наклейкой? (Один из учеников отмечает наклейкой день в календаре.) Теперь подробнее узнаем об этом дне. Слово „Сретение“, наверное, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, то есть встречи святого Симеона с Младенцем Христом, которого Его родители принесли в храм.
Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днем-погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы уже с вами говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.
Давайте проверим сретенскую примету: „На Сретение снежок — весной дожжок“. Эту примету я сейчас наклею в календарь, на страницу последнего месяца весны. Какой это месяц? Вот в мае мы и проверим, сошлась ли примета с весенней погодой нынешнего года».
Учитель продолжает: «Что говорится в народной примете на урожай по погоде 15 февраля? Можете найти подсказку в учебнике». Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос на с. 42 учебника. Учитель проходит по рядам. Ученики показывают найденную примету. Затем кто-либо из детей зачитывает ее вслух. Потом учащиеся выполняют задание № 2 на с. 22 рабочей тетради.
Далее учитель говорит: «На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Может быть, кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года? Как провожают зиму на Масленицу? Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравятся? Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарем? Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них — душа, сердце народа!»
В заключение урока учитель спрашивает: «Можем ли мы сказать в конце нашего занятия, что февраль — особый зимний месяц? В чем его особенность? Какой один из самых любимых в России зимне-весенних праздников?» — и вместе с детьми подводит итог урока: «Вот мы с вами и сделали вывод из нашего занятия: февраль — особый зимний месяц. И праздники в эту пору у разных народов особые, зимне-весенние. В России один из любимых — Масленица».
Региональный компонент. Расскажите детям о местных обычаях празднования рубежа зимы и весны по старинным календарям народов своего края («новый год», «белый месяц», «проводы зимы» и др.).
Физкультминутки: свободные танцевальные движения под масленичную музыку.
Можно разыграть масленичный «обход дворов» со словами песенки:
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Класс делится на две группы. Сначала одна группа обращается со словами песенки к другой группе. Поющие пританцовывают под песенку. «Хозяева» изображают движениями, как они открывают двери, кланяются гостям и благодарят их за песенку блинами и оладьями. Затем группы меняются ролями.
Домашнее задание: теоретический материал на с. 40—43 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 23 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье. Обсудите вместе с ребенком и запишите в рабочую тетрадь на с. 23 домашний рецепт блинов (или другого национального блюда). По возможности приготовьте его вместе с ребенком для общей семейной трапезы. Любым возможным для вас способом выделите масленичную неделю из череды других дней. Понаблюдайте за приметами приближающейся весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой"
Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: в феврале зима с весной встречается впервойЦели урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...
"В феврале зима с весной встречаются впервой"
Урок по окружающему миру, на котором рассматривается первая встреча зимы и весны по народному календарю(15 февраля). На этом же уроке рассматривается ещё одна встреча, но уже по православному ка...
урок по окружающему миру "В феврале зима с весной встречается впервой"
Очень интересный материал , с огромным количеством стихотворений...
В феврале зима с весной встречаются впервой
Тип урока: комбинированныйЦели урока: Сформировать представление о старинных обрядах и традициях народов России; воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить устанавливат...
Технологическая карта по окружающему миру "В феврале зима с весной встречаются впервой. Зимний труд" 2 класс УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: формирование представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле; расширение представление о зимнем труде в старинное и современное время.Планируемые результаты...
Спортивное развлечение "Зиму провожаем, весну встречаем"
в средней группе...