Конспект урока окружающий мир по теме "Мастера печатных дел"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Наумов Артем Андреевич

Представлен конспект для 4 класса по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok._nachalo_knigopechataniya_v_rossii.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Окружающий мир

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Тип урока: комбинированный

Цель: - создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.

Планируемы результаты:

предметные:      

  - формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

  - воспитывать любовь к истории.        

личностные:          

  - развивать устную речь;

  - развивать умение формулировать свои мысли

  - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  - формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Понятия: книгопечатание, первопечатник

Оборудование: презентация,  учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I. Организационный момент.

2 мин

Здравствуйте, ребята!

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний

Практический метод.

Кроссворд.

Словесный метод.

Диалог.

8 мин

- Решив, кроссворд мы с вами узнаем, о ком сегодня будем говорить.

- Приступайте.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу. (Пересвет.) 2. Один из городов в северовосточной части русских земель. (Тверь.) 3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV в. (Троицкий.) 4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.) 5. Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.) 6. В Москву переселялись..., ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы.) 7. Крепость, обнесенная дубовыми стенами. (Кремль.) 8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.) 9. Хан, который привел свое войско на Куликово поле. (Мамай.) 10. Мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе. (Калита.) 11. Прозвание князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле. (Донской.) 12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.) 13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)

—  Итак, какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)

Слушать учителя.

Решать кроссворд.

Отвечать на вопросы по кроссворду.

Отвечать на вопросы учителя.

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

III. Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод.

Беседа.

Практический.

Работа в группах с рабочей тетрадью и учебником;

Игра на внимание.

10 мин

—  Кого мы можем так назвать — первопечатник? Что вы об этом уже знаете? (Ответы детей.)

-  Отгадайте загадку.

Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами, Всем понятным языком. (Книга.)

-  О чем же пойдет сегодня речь на уроке? (Высказывания детей.)

-  Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мастера печатных дел».)

-  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.)

-  Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Беседа «Что мы знаем?»

-  Назовите материалы, из которых делали древние книги. (Глина, шелк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.)

-  Вспомните орудия для письма древних книг. (Заостренная камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила.)

-  Как назывались книги, написанные пером и чернилами? (Рукописные.)

-  Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

-  Какие еще мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплетчики.)

Книга - это настоящая драгоценность, над ее созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошла поговорка: книга тысячу людей учит.

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445г.)

-  Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг.)

-  Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы — литеры.)

— Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги, их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота.)

2. Работа в группах

- Прочитайте по выбору одну из тем: «Первопечатник Иван Федоров» или «Врата учености».

Игра на внимание

•   Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными.

•   Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.

•   Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками.

•   Встаньте те, кто знает, что перочинный Ножик был необходим для заточки пера.

•   Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.

•   Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью.

•   Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна.

Физкультминутка

Высказывать свое предположение.

Определять тему, цели и задачи урока.

Отвечать на вопросы.

Работать в группах.

Играть в игру.

Проводить физминутку.

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Выступление с проектом.

Словесный метод.

Диалог.

Домашнее задание.

20 мин

- И так, ребята, прочитали по выбору.

- А кто же такой Иван Федоров?

- Об этом нам расскажут Настя и Айгун.

- А я после, буду задавать вопросы.

- Какие книги Иван Федоров создал со своим товарищем?

- Об этом нам расскажет Даниэль.

- Задам вопросы, обязательно.

- А еще, ребята, у Ивана Федорова был свой личный издательский знак.

- Об истории его возникновения нам расскажет Валерия.

- И так, что мы с вами узнали про Ивана Федорова?

- Молодцы.

- Запишите домашнее задание, урок окончен.

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 82—86 учебника, выполнить задания.

Отвечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Слушать учителя и одноклассников.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать д/з.

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV.Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Беседа.

5 мин

—  Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 86 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

—  Закончите, пожалуйста, высказывания.

•   Сегодня на уроке я узнал...

•   Мне очень понравилось...

•  Я особенно запомнил...

•  Меня удивило...

•   Об этом я расскажу дома...

Высказывать свое мнение.

Отвечать на вопросы учителя.

Проводить рефлексию.

К. — задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока для 4 класса "Мастера печатных дел"+презентация

Цель: создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.Планируемы результаты:предметные:         - формирование представление о появлении первой печа...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мастера печатных дел». УМК "Школа России"

Тема: «Мастера печатных дел».Цели деятельности учителя: формирование представлений о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.Планируемые результаты:Предметные:познакомить с...

План-конспект урока окружающий мир по теме: " МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ" 4 класс

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...