План-конспект урока окружающий мир по теме: " МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели | Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; репродукция картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова); фотография (открытка) памятника |
Основные | Первопечатник, «апостол», книгопечатание |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_49.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 49. МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ
Цели | Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/508290/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; репродукция картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова); фотография (открытка) памятника |
Основные | Первопечатник, «Апостол», книгопечатание |
Организационная структура (сценарий) урока
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение нового материала | Постановка проблемы. Решение проблемы (заочное путешествие). Сообщение ученика. | – Попробуйте определить тему урока. – Что означает слово «первопечатник»? – В связи с чем появилось это слово? – Какие события предшествовали этому? – Когда появилось это слово? – Чтобы «машина времени» тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания. На доске написаны даты: IX век, 988 год, IX–XII века, 1445 год, XVI век. – Первая наша остановка в IX веке. Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Кириллу и Мефодию.) – Как братья способствовали появлению книгопечатания? – В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт – «Машина времени» снова отправляется в путь, Показывает репродукцию картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова). – Как называется это событие? – Когда оно произошло? – Как Крещение Руси связано с историей книгопечатания? (На Руси стала распространяться письменность.) – Вспомните, как создавались первые книги? – Кто переписывал книги? (Монахи.) | Высказывают свои предположения. Отвечают Ученик рас- | Фронтальная, индивидуальная | цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слу- | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Рассказы учителя. | – Где и когда велись эти записи? (При монастырях, – Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».) – Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.) Слушает учащихся, зачитывающих наизусть отрывок из книги «Наша древняя столица»:
(Н. Кончаловская.) – Итак, мы отправляемся в 1445 год. – Почему я выбрала именно этот год? Рассказывает об изобретении книгопечатания. – А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Как вы думаете, какое событие, связанное с книгопечатанием, произошло в этом году? Что вы знаете об этом времени из уроков литературного и внеклассного чтения? – Прочитайте отрывки из книги Василия Яна «Никита и Микитка». (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу.) | о создании первых книг. Читают Внимательно слушают. Читают текст. | шать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилия- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа с учебником: поисковое чтение. Рассказ учителя. Работа с толковым словарём. Рассказ учителя. Работа | Рассказывает о первом книгопечатнике Иване Федорове . – В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге В. Яна «Никита и Микитка» описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел. – Откройте учебник (с. 82), найдите ответы на вопросы: «Как называлась первая печатная книга? Сколько времени её печатали?». Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике . – Кто такие апостолы? Найдите в словаре С. И. Ожегова (с. 26) толкование этого слова. – Рассмотрите первую печатную книгу. Чем она напоминает рукописную книгу? Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике . – Рассмотрите этот памятник в учебнике. – Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян – А это памятник Ивану Федорову в городе Львове | Внимательно слушают. Читают описание печатного двора, отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Находят определение. Внимательно слушают. Выполняют | ми, трудолюбием; проявляют познавательный интерес |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Вклю- чение | Игра «Пересадки». Индивидуальное задание. | В конце урока подводится итог, подсчитывается, – Кто повелел открыть первую типографию в Москве? – Кто был первопечатником России? – Какую первую книгу он выпустил? – Где установлен памятник Ивану Фёдорову? – В каком столетии в России стало больше грамотных людей? – Кто первым придумал печатный станок? – В каком году в России вышла первая печатная книга? – Каково значение начала книгопечатания в России? – Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали П А Г И Н К А Е Б У К В А П Р О М Н А Х О О Т Т И С К С Б М О Н А Х Т У К В А Р Ь О П Е Ч А Т Ь Л (Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.) | Отвечают По окончании игры на счёт «раз, два, три» учащиеся пересаживаются на свои места. Выполняют | Фронтальная, коллективная. Индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Дидактическая игра «Узнай книгу». Задания | – Что объединяет эти слова? Описание первое: «Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения». (Первый русский букварь.) Описание второе: Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки». (Религиозная книга «Апостол».) Описание третье: «Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря». («Повесть временных лет».) Описание четвертое: «По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов». («Грамматика» Мелентия Смотрицкого.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | По описанию узнают название книги. Выполняют | Коллективная. Индивидуальная | используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы: – Что обозначает слово «первопечатник»? – В связи с чем появилось это слово? – Какие события предшествовали этому? – Когда появилось это слово? – Что вам доставило удовольствие на уроке? – За кого вы порадовались? – О чём можете рассказать друзьям? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет.)
2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь.)
3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV века. (Троицкий.)
4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)
5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)
6. В Москву переселялись… (купцы), ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.
7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль.)
8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)
9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай.)
10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита.)
11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской.)
12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)
13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)
Ключевое слово: ПЕРВОПЕЧАТНИК.
Рассказы учителя о первом книгопечатнике Иване Федорове
– Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.
– Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу «Апостол», куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.
– Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, город Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились «Евангелие учительское», «Псалтырь», «Грамматикия» и «Букварь», «Новый завет».
Умер Иван Федоров в городе Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел". 4 класс.
Презентация используется при проведении урока окружающего мира в 4 классе по теме "Мастера печатных дел" (программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с системой образования в России 16-17...
Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс...
Конспект урока окружающий мир по теме "Мастера печатных дел"
Представлен конспект для 4 класса по УМК "Школа России"...
План – конспект фрагмента урока окружающего мира в 4 классе, на тему «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке»
План - конспект урока окружающего мира, 4 класс. УМК "Гармония"...
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мастера печатных дел» 4 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия: книгопечатание, первопечатники. Каково ...
План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г...
План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс
План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс...