Конспект урока окружающий мир "Мастера печатных дел" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кармишина Марина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_pechatnyh_del.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 7.03.2018г.

Выполнила студентка 46гр.

Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

Кармишина М. В.

Класс: 4

Проверила: ИсламгуловаА.Д.

Отметка: __________________

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Мастера печатных дел»                                                                                                                                               Цель деятельности учителя: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание своего единства с окружающим миром; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Предметные: формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл., А.А.Плешаков, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята.                                Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

(Практический: тест)

(Практический: тест)

(Практический: кроссворд)

(Практический: кроссворд)

7 мин

Давайте вспомним, что мы с вами знаем.

Тест

Вариант 1

1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угре?

а) Мамай             б) Батый                      в) Ахмат

2. Около какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра                б) Дон                          в) Волга

3. Сражение на Куликовом поле состоялось:

а) 8 сентября 1380 г.

б) летом 1380 г.

в) 8 сентября 1480 г.

4. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор

Вариант 2

1. Русь освободилась от ордынского ига:

а) в 1480г.             б) в 1380 г.              в) в 1242 г.

2.  При каком князе Русь полностью освободилась от от ордынского ига?

а) при Иване Калите

б) при Дмитрие Донском

в) при Иване Третьем

3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при:

а) Иване Калите

б) Дмитрии Донском

в) Иване Третьем

4.  Объединение разрозненных княжеств — эта задача стояла в период правления:

а) Дмитрия Донского

б) Ивана Калиты

в) Ивана Третьего

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу. (Пересвет.)

2. Один из городов в северовосточной части русских земель. (Тверь.)

3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV в. (Троицкий.)

4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)

5. Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)

6. В Москву переселялись..., ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы.)

7. Крепость, обнесенная дубовыми стенами. (Кремль.)

8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)

9. Хан, который привел свое войско на Куликово поле. (Мамай.)

10. Мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе. (Калита.)

11. Прозвание князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле. (Донской.)

12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)

13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)

—  Итак, какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)

-Слушать учителя;

-Выполнять задания теста

-Выполнять задания теста

-Разгадывать кроссворд

-Разгадывать кроссворд

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный : бесед)

3 мин

—  Кого мы можем так назвать - первопечатник? Что вы об этом уже знаете?  

-  Отгадайте загадку.

Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга.)

-  О чем же пойдет сегодня речь на уроке?

-  Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мастера печатных дел».)

-  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-  Что мы будем делать для достижения этой цели? 

-Отвечать на вопрос;

-Постановка цели и задач урока

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

IV. Открытие нового знания

(Словесный: беседа)

(Словесный : рассказ, объяснение)

(Практический: работа с учебником)

14 мин

1. Беседа «Что мы знаем?»

-  Назовите материалы, из которых делали древние книги. (Глина, шелк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.)

-  Вспомните орудия для письма древних книг. (Заостренная камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила.)

-  Как назывались книги, написанные пером и чернилами? (Рукописные.)

-  Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

-  Какие еще мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплетчики.)

Книга - это настоящая драгоценность, над ее созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошла поговорка: книга тысячу людей учит.

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445г.)

-  Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг.)

-  Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы — литеры.)

— Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги, их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота.)

Работа в группах

- Прочитайте:

1.«Первопечатник Иван Федоров»  

2.«Врата учености».

Прочитайте текст. Выделите самое главное. Подготовьте выступление. Определите того кто будет выступать.

- Слушать учителя

-Отвечать на вопросы

-Слушать учителя

-Работать в группе

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

П.- Определение основной и второстепенной информации

К.- Аргументация своего мнения и позиции  

V. Первичное закрепление во внешней речи

 

(Практический: работа по раб.тетради)

(Словесный: беседа)

3 мин

Выполните заданий в рабочей тетради

—  Что такое пергамен? (Материал для письма из телячьей кожи.)

—  А что такое береста? (Материал для письма из коры.)

—  А для чего служит бумага? (Для письма.)

—  Какое общее название можно дать этим словам? (Писчий материал.)

—  Запишите этот ответ в задании 1 на с. 28.

—  Работая в парах, выполните задание 2. Если вы внимательно читали текст учебника, то вам легко будет разгадать кроссворд. (По горизонтали: 6. Первопечатники. По вертикали: 1. Федоров. 2. Апостол. 3. Гутенберг. 4. Мстиславец. 5. Москва.)

—  Самостоятельно выполните задание 3 на с. 29. (Авторы учебников: а) Василий Бурцов; б) Мелетий Смотрицкий; в) Карион Истомин.)

-Отвечать на вопросы

-Выполнять задания в рабочей тетради.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                            К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Динамическая пауза

1 мин

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд , назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- Принимать участие в динамической паузе

VII. Включение в систему знаний

(Словесный: беседа)

3 мин

Ответьте на вопросы

1. Кто повелел открыть типографию в Москве? (Царь Иван Грозный.)

2. Где она находилась? (Около стены Китай-города.)

3. Кто был первопечатником России? (Иван Федоров.)

4. Какую первую книгу он выпустил? («Апостол».)

5. Опишите ее. (Книга имела тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.)

6. Что еще напечатал Иван Федоров? (Первый русский букварь.)

7. Как он был составлен? (Составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. В букваре приводились изречения, начинающиеся на каждую букву, тексты для чтения?)

8. Где установлен памятник Ивану Федорову? (В Москве, около места, где была расположена первая типография.)

9. В каком столетии в России стало больше грамотных людей? (В XVII столетии.)

10. Кто обучался грамоте? (Не только знать и служители церкви, но и горожане.)

-Отвечать на вопросы

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П.- Определение основной и второстепенной информации

VIII.Итог урока

    Словесный (беседа)

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

И так, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

Какие цели ставили на урок?

Удалось решить поставленные цели?

Что нового узнали?

 Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Дополните фразы:

-Сегодня я узнал…

-Я научился…

-Было трудно…

-Было интересно узнать, что…

- У меня получилось…

Сообщение информации о домашнем задании.                                                  

Прочитать текст на с. 82—86 учебника, выполнить задания.

-Подводить итог урока;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-Слушать информацию о домашнем задании

К.- Формулировать собственное мнение и позицию                                                               Р.- Выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё нужно усвоить                

Р.- Осуществляют итоговый контроль,

Оценка

Дополнительный материал

Когда на Руси стали печатать книги?

Тяжелым был труд переписчика книг. Писали гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным ножичком — перочинным. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской (вспомним выражение «писать с красной строки»). Не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали, делали деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, доступными, как ускорить процесс их создания. В XV в. немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги), выпустили они примерно 10 млн книг. Среди первых печатных книг было много учебников.

Когда царь Иван Грозный решил завести в Москве «печатную избу», он поручил это дело Ивану Федорову. 1 марта 1564 г. была выпущена в этой типографии религиозная книга «Апостол». На ее создание ушел целый год, зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца. В 1574 г. в Львове Иван Федоров написал и отпечатал первый русский букварь — по нему долгое время дети учились грамоте.

Умер Иван Федоров во Львове в 1583 г. Там его и похоронили. Но не умерло его дело — свидетельство тому книга, которую вы держите в руках.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы" (Начальная школа 21 века)...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...