Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Поговорим о доброте. "Добрый человек придет, словно свету принесет""
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок содержит большой практический материал, который направлен на расширение знаний учащихся о доброте и ее роли в жизни человека. Познавательные задания способствуют пробуждению интереса к совершению добрых дел и поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._ur._po_okruzh._miru.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

.

Декабрь, 2012

Урок-презентация

Цели: развивать представления учащихся о добре, потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности;  воспитывать стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим

Ход урока

I. Организационный момент        Слайд 1.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнём скорей  урок.                

Слайд 1.

 - Ребята, подарите  себе  свою  улыбку, попросту  улыбнитесь.

А  чтобы  настроение  наше  оставалось  хорошим, давайте  улыбнёмся  друг  другу.

Слайд 2

Наш  мир – это  большое  зеркало  и, улыбаясь  кому – то, ваша  улыбка  будет  возвращаться  к  вам  радостью.

II. Проверка домашнего задания    Слайд 3.

- Поделитесь своей радостью с другими, уделите внимание тем, кому оно требуется в первую очередь.

- Почему пожилым людям нужна твоя помощь?   Слайд 4.

(Ответы детей)

- Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.

- Чему нас хотел научить Л.Н.Толстой в рассказе «Старый дед и внучек»?

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  качестве, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

             Слово  это  серьёзное, главное, важное.

             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.

              В  нём  забота  и  ласка, тепло  и  любовь.

              В  нём  стремленье  на  помощь  прийти  вновь  и  вновь.

              Это  качество  в  сердце  у  многих  живёт.

              И  о  боли  других  позабыть  не  даёт.

              И  оно  поважней, чем  лица  красота.

              Догадались, что  это? …   (Сердец  доброта!)

- О  каком  же  качестве  пойдёт  речь на сегодняшнем уроке окружающего мира?

- Да, сегодня  мы  будем  говорить  о  доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.

IV. Изучение нового материала

1. Введение в тему          

Слайд 5.

- Как вы понимаете смысл  пословицы:

«Добрый человек придёт, словно свету принесёт»?

Слайд 6.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, какие люди могут совершать такие поступки?

Слайд 7.

- В процессе нашего общения, ребята, мы постараемся  с вами ответить на вопросы:

  1. Что такое доброта?
  2. Какого человека мы можем назвать добрым?
  3. Легко или трудно быть добрым?

 - Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Ученик

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (Заслушиваются ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. 

        - Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

        Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое.

Слайд 8.

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова  «добро», «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое»

 - В  наше  время  современному  человеку  очень  нужно  сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Люди  стесняются  быть  добрыми.

        - Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни.

- И есть приветствия и пожелания, в которые входит само  слово "добро":

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
В ДОБРЫЙ ЧАС!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

        - А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

        - Слышали вы и такие выражения, как  "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение  на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

        - Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Слайд 9.

2. Работа в группах «Сложи пословицу»

- Перед вами рассыпанные пословицы.  Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Проверка

(Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение, остальные дети проверяют по компьютеру)

Слайд10.

1 гр. Добрые дела                                                 красят человека

2 гр. Без добрых дел                                                 нет доброго имени

3 гр. Доброе слово лечит,                                         злое калечит

4 гр. Делай другим добро –                                         будешь сам без беды

5 гр. Живи добрее,                                                 будешь всем милее

- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Пусть эти пословицы будут девизом для ваших поступков

Ученик

Если ты сегодня не умножил,

Хоть на каплю чью – то радость в мире –

Значит, день напрасно прожил

Как унылый гость в чужой квартире.

- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире писатели.  Послушайте, какие высказывания они посвящали доброте :

Слайды 11-14.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». (Л.Н.Толстой).

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». (Виктор Гюго).

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».                                                                                        (Марк Твен).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

                                                                        (В.О. Ключевский)

         -Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в подобных  ситуациях?

Слайд 15.

3. Работа по учебнику

- Чтобы проверить себя, рассмотрим ситуации в учебнике на с. 102-103.

 - Перед вами ситуации. Прочитаем их и проанализируем.

  

Слайд 16.           Физкультминутка

Слайд 17.        - Обсудим с вами  следующую ситуацию на с. 104  

- Беседа по вопросам.

- Согласитесь ли вы с высказыванием: доброго человека всякая живность любит?

- Песня «Рощица моя»                Слайды 18-25.

- Находясь в природе, нужно быть очень осторожным.  Только любовь и доброе отношение ко всему живому поможем нам сохранить красоту родной  природы.

        «Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться  искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

- Чтение статьи учебника «Делай добро и не жди награды …» с. 103

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела и  приносили радость людям?

Слайд 26.

- Отгадайте, о ком пойдет речь?

1.     Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2.     Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.      Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4.      Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 5. 5. Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки (Дюймовочка) 

- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?    Слайд 27.

- Читайте, ребята, сказки и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

 Слайд 28.

- Рубрика: «Выскажем предположения» с. 104

Слайд 29.

- Итак, ребята, сможете  вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы?

- Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое)

- А какого человека мы называем добрым?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Этому надо учиться)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Ученик

Добро – словно солнечный лучик!

Согреет – и всё расцветёт.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы где радость живёт!

А зло – это чёрные тучи.

Друзей нет, как их не зови.

Со злом не встречаться вам лучше.

Желаю добра и любви!

- Рубрика «Это важно знать» с. 105

Слайд 30.

- Рефлексия. «Закончи предложение»

-Выберите для себя предложение и  закончите его:

1. “Я могу простить другого человека, если ….”.

2. “Мне было одиноко, когда ….”.

3. “Я раздражаюсь, если …”.

4. “Я переживаю, когда ….”.

- Я благодарю вас всех, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. (Слайд 31)

-  В народе говорят:

Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.

        Ухаживайте за своим садом  и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Ученик

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живи на земле.

        - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми.

Слайд 32.

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.                                                                            
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

        -  У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

        Дорога добра.

Слайд 33.

- Песня «Дорога добра» (поют все дети)

Слайд 34.

V. Д/З: подготовьте рассказ о том, кто и когда совершил для вас добрый поступок. Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:"Когда придет суббота?"

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности на тему: "Дни недели"....

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме " Поговорим о дружбе"

Урок окружающего мира по теме "Поговорим о дружбе" проведен в форме ученической конференции. Класс поделён на четыре отдела:информационный, законодательный, строительный,творческий. Ка...

Открытый урок по окружающему миру "Почему солнце светит днем, а звёзды ночью?"

Презентация и конспект урока окружающего мира на тему "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...


 

Комментарии

Урок по окружающему миру.4 класс. Программа "Начальная школа 21 века"