Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
рабочая программа по математике (1 класс)

Галиева Сария Николаевна

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2 и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya.docx54.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Утверждена

Приказом по школе

от «30» августа 2019 №152.2-О

Адаптированная рабочая программа

по математическим представлениям

(указать предмет, курс, модуль)

1 класс (обучение на дому)

( указание класса)

Количество часов 66

Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

на 2017-2021 г.г.

г. Югорск

2019 год

Составитель:

Галиева Сария Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Согласовано:

зам. директора по УВР _______ Валуйская Л.В.

Дата: «30» августа 2019 год

Рекомендации:

Дата:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Дата

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Содержание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Описание учебного предмета в учебном плане

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Контрольно-измерительные материалы

4

4

5

5

9

11

18

18

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2 (приказ №190-О от 30.06.2017) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цель образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

2. Общая характеристика учебного предмета

        В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с тяжёлыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

        У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создания ситуации, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребёнок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.д. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребёнком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

        Задачи и направления рабочей программы:

- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- умение различать, сравнивать и преобразовывать множество «один-много»;

- умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с УО

        Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжёлой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

        Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и её ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приёмов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

        Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

        Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застёгивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др.. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приёме пищи, совершении гигиенических процедур и др..

        Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

        В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Математические представления» обозначен как самостоятельный. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность:

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).

Возрастная идентификация:

- определяет свою возрастную группу (ребёнок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

Уверенность в себе:

- осознаёт, что может, а что ему пока не удаётся.

Чувства, желания, взгляды:

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства.

Социальные навыки:

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.д.).

Мотивационно-личностный блок:

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим.

Биологический уровень:

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).

Осознаёт себя в следующих социальных ролях:

- семейно-бытовых.

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки).

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:

- осознаёт, что определённые его действия несут опасность для него.

Ответственность за собственные вещи:

- осознаёт ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.

Экологическая ответственность:

- не мусорить на улице;

- не ломать деревья.

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимает и оказывает помощь.

        Планируемые предметные результаты:

        Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- организовать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

        Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора;

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения);

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом «рука в руке»;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

        Формирования умения выполнять задание:

1) в течение определённого периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты;

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца;

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету.

        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога;

- называет (показывает) конструкцию;

- воспроизводит комбинаций из двух-трёх элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора;

- сопоставляет два объекта по величине (большой – маленький мяч, большая – маленькая пирамида);

- ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируется на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например пластмассовые мишки – большой и маленький, ведёрки, лопатки, куклы);

- конструирует большие и маленькие пирамидки напольного мягкого модуля «Пирамида»;

- показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: «»Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо» и т.д.;

- играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину;

- играет в игру на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям);

- использует вербальные и невербальные средства (большой – разводит руками в стороны, ладонями как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объём; маленький – имитирует захват маленького предмета);

- рассматривает объёмную фигуру – куб. Играет с «Монтессори – материалами» - «Розовая башня» (3-5 больших кубиков), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик);

- играет в игры «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шариками и кубиками» и т.д.;

- играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом;

- умеет рассматривать вместе с другими учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников («Дай куб», «Дай ещё фигуру»);

- наблюдает за действиями со строительным материалами (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей);

- участвует в игре по постройке, предложенной учителем, по элементарному сюжету («Матрёшка пришла в домик, села на стул, залезла под стол» и т.д.);

- умеет складывать шарики (мелкие игрушки, орехи, каштаны, шишки) в одну ёмкость и перекладывать их руками и с помощью столовой ложки в другую ёмкость;

- умеет играть с мячами и шариками: играет в сухом бассейне с шариками, мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера – пластмассовые, резиновые, тряпичные;

- умеет ходить по коврику, когда наступает на определённую фигуру, называет её (если не говорящий, то показывает под ноги на фигуру);

- катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого;

- умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет – пусто);

- играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой;

- складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор;

- перемещается в пространстве класса (держась за руки, за верёвочку, за обруч и т.д.);

- поднимает руки, вытягивает их вперёд, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу);

- перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): «Принеси мишку, посади его на стул» и т.д.;

- переносит с одного места на другое бытовые предметы (кастрюли, пустые и наполненные водой, шариками, сковородка – полная и пустая, различные миски и другие пустые и полные ёмкости);

- катает кукольные коляски с куклой, игрушки на палках и ведёрках по инструкции учителя;

- ориентируется в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя;

- соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчёта (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем – последовательно пересчитывает количество предметов);

- выбирает предметы из множества, играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка – маленькая шишка, полный стакан – пустой стакан (банка, миска и др.);

- показывает один палец;

- участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много пальчиков, один пальчик;

- набрасывает кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, мало колец, одно кольцо и т.д.;

- наблюдает за погодными явлениями (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег), называет погодные явления, используя невербальные и вербальные средства общения;

- изображает погодные явления с помощью имитационных действий: холодно – сжимается и хмурится; тепло – улыбается, потягивается вверх и раскрывает руки, как бы подставляя их солнцу; дождь – имитирует движениями пальцев рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап – кап» и т.д.;

- рассматривает картинки о временах года, о погодных явлениях.

Формы контроля

        При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

0

2. Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

- по подражанию или по образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно

дд

д

ди

до

сш

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельного использования

пп

п

+

5. Содержание учебного предмета

- «Количественные представления»

- «Представления о форме»

- «Представления о величине»

- «Пространственные представления»

- «Временные представления»

Наименование разделов программы

Кол-во часов по разделу

1.

Формирование временных представлений

9

2.

Формирование количественных представлений

10

3.

Формирование представлений о величине

11

4.

Формирование представлений о форме

12

5.

Формирование пространственных представлений

24

ИТОГО

66

6. Тематическое планирование

по математическим представлениям 1 класс (обучение на дому)

на 2019/20 учебного года

Учитель: Галиева Сария Николаевна

Количество учебных часов по программе 66; количество учебных часов в неделю 2

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Личностные

Коррекционные задачи

Базовые учебные действия

Формирование временных представлений (9 часов)

1/1

Части суток. День.

Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира.

Участвует в игре по постройке, предложенной учителем, с элементарным сюжетом («Матрёшка пришла в домик, села на стул, залезла под стул» и т.д.).

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса.

2/2

Части суток. Вечер.

3/3

Части суток. Ночь.

4/4

Части суток. День, вечер, ночь.

Имеет интерес и желание заниматься.

Закрывает и открывает глаза по требованию учителя (Лиза спит», «Лиза проснулась»). Показывает глазки как на себе, так и на дидактической кукле.

Понимает инструкцию по пиктограммам.

5/5

Режим дня.

Проявляет усидчивость на уроке.

Выполняет действия в соответствии с режимом дня.

Наблюдает за окружающими предметами.

6/6

Режим дня.

7/7

Режим дня.

8/8

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днём, вечером».

Испытывает положительные радостные эмоции от общения с детьми, с учителем.

Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого. Выполняет действия по картинке (играет в мяч, катает машинку, укладывает куклу спать). Сопровождает игру речью («Баю-бай», «Би-би»). «Днём мы играли, ночью мы спали»).

Наблюдает за окружающими предметами.

9/9

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью».

Формирование количественных представлений (10 часов)

10/1

Знакомство с понятиями «один» и «много».

Проявляет усидчивость на уроке.

Вынимает из коробочки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с бусами разной величины.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

11/2

Знакомство с цифрой 1.

12/3

Один - много.

Выражает эмоционально-положительный фон.

Показывает на пальцах (один апельсин), много нас (жест руками). Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно – много колец.

Принимает помощь от учителя.

13/4

Цифра 1.

14/5

Много.

Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым.

Показывает жестом (разводит руками широко в стороны – много).

Наблюдает за окружающими предметами.

15/6

Выполнение различных действий: один – много хлопков.

16/7

Мои игрушки.

Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям. Наблюдает за окружающими предметами.

Умеет определять один и много предметов на основе предметно-практических действий. Переносит с одного места на другое бытовые предметы.

Подражает действиям, выполняемым педагогом.

17/8

Мои игрушки.

18/9

В гостях у лесовика в лесу.

Проявляет интерес к занятиям, усидчивость.

Умеет брать предметы правой рукой, перекладывает предметы в коробку по одному. Выбирает предметы из множества. Играет с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка – маленькая шишка, полный стакан – пустой стакан (банка, миска и др.).

Понимает инструкцию по пиктограммам.

19/10

«Посчитаем шишки и найдём цифру 1».

Формирование представлений о величине (11 часов)

20/1

Большой - маленький.

Проявляет доброжелательное отношение к сверстникам.

Умеет ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

21/2

Длинный – короткий.

22/3

Большие и маленькие игрушки.

Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым.

Умеет показывать и выделять из ряда лент длинные и короткие. Производит манипуляции с лентами. Переносит с одного места на другое бытовые предметы.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

23/4

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный – короткий с использованием приёмов наложения и приложения.

24/5

«Я большая, а ты маленький».

Проявляет усидчивость во время урока.

Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии.

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты.

25/6

Штриховка предметов различной величины (длинная лента, короткая лента).

26/7

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы».

Соотнесение себя со своим именем. Наблюдает за окружающими предметами.

Умеет натягивать колготки, захватывать колготки обеими руками. Находит свои личные вещи. Определяет свою половую принадлежность (без обоснования).

Понимает жестовую инструкцию.

27/8

«Подбери ленты для кукол».

28/9

Постройка башни.

Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения.

Умеет ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

29/10

Длинный мост, короткий мостик.

30/11

Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

Формирование представлений о форме (12 часов)

31/1

Круг.

Наблюдает за окружающими предметами.

Умеет выдувать мыльные пузыри (большие и маленькие).

Выполняет действие способом «рука в руке».

32/2

Квадрат.

33/3

Маленькие и большие квадраты.

Проявляет интерес к занятиям.

Убирает монеты по одной, опускает монеты в копилку.

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики.

34/4

Маленькие и большие круги.

35/5

Предметы похожие на круг.

Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).

Умеет находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Умеет находить в окружающей обстановке кубик. Находить разницу между предметами.

Выполняет действие способом «рука в руке».

36/6

Предметы похожие на квадрат.

37/7

Раскрашивание круга.

Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).

Находит жёлтый круг, дорисовывает лучики (солнце).

Понимает жестовую инструкцию.

38/8

Раскрашивание квадрата.

39/9

Обведение квадрата по контуру.

Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения.

Захватывает и удерживает карандаш, производит черкательные действия.

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики.

40/10

Обведение круга по контуру.

41/11

Штриховка квадрата.

Проявляет навыки культурного поведения.

Умеет нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки.

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

42/12

Штриховка круга.

Формирование пространственных представлений (24 часа)

43/1

Вверху - середина - внизу.

Проявляет взаимоотношения между сверстниками.

Умеет ориентироваться в собственном теле. Умеет поднимать руки вверх, опускать вниз. «Я большая (руки вверх), я маленькая (руки вниз с приседанием).

Выполняет последовательно организованные движения.

44/2

Вверху – середина - внизу.

45/3

«Разложи игрушки по полкам».

Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Умеет переносить игрушки, разные по размеру, с одного места на другое («Лиза, возьми самый большой мяч, принеси его ко мне» и т.д.). Показывает руками, какой мяч (большой).

Выполняет последовательно организованные движения.

46/4

«Разложи игрушки по полкам».

47/5

«Разложи одежду по полкам».

Воспитывать дружеские взаимоотношения. Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель – ученик).

Складывает вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно.

Выполняет действие способом «рука в руке».

48/6

«Разложи одежду по полкам».

49/7

Ориентация на листе бумаги.

Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Умеет брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять.

Принимает цели и произвольно включается в деятельность.

50/8

Ориентация на листе бумаги.

51/9

Ориентация на листе бумаги.

52/10

Ориентация в классе.

Проявляет интерес к занятиям, желание принимать совместное участие в игре.

Умеет брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимает обращённую речь.

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

53/11

Ориентация в классе.

54/12

Ориентация в классе.

55/13

Поровну – больше.

Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность.

Умеет искать и доставать предметы из сухого бассейна. Выполняет последовательно организованные движения.

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

56/14

Поровну – больше.

57/15

«Разложи игрушки».

Проявляет доброе, уважительное отношение ко взрослым.

Умеет подставлять игрушки в отношении собственного тела далеко от себя, близко к себе. Участвует в игре по постройке, предложенной учителем, по элементарному сюжету («Матрёшка пришла в домик, села на стул, залезла под стул» и т.д.).

Выполняет действие способом «рука в руке».

58/16

«Разложи игрушки».

59/17

Пространственные понятия: поровну – больше.

Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Умеет дотягиваться до предметов, вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. Умеет находить предмет по требованию учителя.

Подражает действиям, выполняемым педагогом.

60/18

Пространственные понятия: ближе, к, от.

61/19

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

Проявляет радость от совместных действий.

Умеет определять расположение игрушек, предметов (далеко и близко по отношению к себе).

Понимает жестовую инструкцию.

62/20

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

63/21

Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов «Поровну – больше».

Проявляет положительные радостные эмоции от общения с детьми.

Знает основные части тела и лица как на себе, так и на дидактических игрушках. Катает кукольные коляски с куклой, игрушки на палках и верёвочках по инструкции учителя.

Фиксирует взгляд на лице педагога при использовании им утрированной мимики.

64/22

Закрепление темы: короткий – длинный.

Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Умеет производить манипуляции с мячом (кидать, ловить, пинать, катать), с кубиками (строить башню).

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

65/23

Закрепление темы: вверху – внизу – посередине.

66/24

Закрепление темы: поровну – больше.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природные).

Наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», «Монтессори - материал» и др.).

Пазлы (из двух, трёх, четырёх частей).

Пазлы – вкладыши.

Мозаики.

Сухой бассейн.

Игрушки разных размеров.

Шнуровки.

Пирамидки, разные по величине, высоте.

Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и других событий.

Карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений).

Цветные карандаши.

Листы бумаги.

Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами для наклеивания и другой материал.

Презентации по темам.

Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

8. Контрольно-измерительные материалы

Из-за системных нарушений развития, обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Особые образовательные потребности диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучения и воспитания.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнаёт объект», «не всегда узнаёт объект» (ситуативно), «не узнаёт объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...