«Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью?»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок открытия нового знания |
1 |
«Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью?» |
Школа России. Плешаков А.А |
Раздел «Почему и зачем?» урок №1 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_uroka_po_okr_miru.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
1 | Тип урока. | Урок открытия нового знания | |
2 | Класс. | 1 | |
3 | Тема | «Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью?» | |
4 | Образовательная программа, автор. | Школа России. Плешаков А.А | |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе. | Раздел «Почему и зачем?» урок №1 | |
6 | Формируемые УУД | Личностные | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Регулятивные | Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; | ||
Познавательные | Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы. | ||
Коммуникативные | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; | ||
7 | Цель: | Формировать представления о звездах и Солнце, показать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. | |
Задачи урока: | |||
1.образовательные | Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях. | ||
2. развивающие | Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. | ||
3. воспитывающие | Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. | ||
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод Частные методы и приемы | |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | ИКТ технологии, ЛОО | |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | ||
11 | Средства | Проектор, ПК | |
12 | Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории | ||
13 | Планируемые результаты | ||
Личностные | - определять мотивы учебной деятельности; - принимать и осваивать социальную роль обучающегося; -понимать целостную картину мира. | ||
Предметные | - знать и обосновывать причины почему солнце светит днем, звезды ночью; - уметь различать созвездия. | ||
Метапредметные | - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке |
Ход урока
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: Содержательная цель:
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа |
1. Орг.момент | Здравствуйте ребята, садитесь - Вы готовы к уроку окружающего мира? Тогда для работы нам понадобятся чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и конечно же хорошее настроение. | Здравствуйте. | 8.00-8.01 |
2.Мотивация к учебной деятельности. | Отгадайте загадку: Что видим мы, взглянув в оконце? Коль ночь ясна – прозрачен воздух, | ||
-Я предлагаю вам совершить еще одно виртуальное путешествие, но теперь уже в космос по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное. - А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Чудо птица – алый хвост Полетела в стаю звёзд. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звёзд. (Ракета) | |||
3.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. | Мы пролетаем над нашей планетой. - На какой планете мы с вами живём? - Как называется страна, в которой мы живем? - Как называется столица нашей Родины? - В каком городе мы живём? - Хорошо, вы знаете все ответы на мои вопросы. Молодцы! | - Земля. - Россия. - Москва. - Улан-Удэ. | |
4. Первичное закрепление. | - Первое что встречается нам на пути - это Солнце. - Какую форму имеет Солнце? - На что похоже? О солнце нам расскажет …… Сообщение: Солнце - это огромный пылающий шар. Температура 20 млн. градусов. На самом деле Солнце очень большое. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показ) Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля одна из девяти планет солнечной системы. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам. - Как вы думаете, в какое время суток солнышко улыбается? А какое заставляет его грустить и по какой причине? - Знаете ли вы, почему наступает день? - Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды. Вывод: Солнце - это огромный пылающий шар. Солнце от Земли находится далеко, поэтому оно не сжигает нашу планету, а только освещает её и обогревает. | - Круглое. | |
5. Физкультминутка. | Вот как солнышко встаёт – Выше, выше, выше! К ночи солнышко зайдёт – Ниже, ниже, ниже! Хорошо, хорошо Солнышко смеётся, А под солнышком нам всем Весело живется! | ||
- И мы отправляемся дальше и Муравьишка приготовил вам загадку. Раскинут ковер, Обратив внимание детей на то, что в загадке звезды сравниваются с горохом, учитель спрашивает: «А какие они на самом деле?» -Что звезды по форме и вправду похожи на горошины (демонстрирует горошину), но они огромные (во много раз больше Земли!) и пылающие. -Почему же звезды кажутся нам маленькими светящимися точками? (что более удаленные от наблюдателя предметы кажутся меньше) И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звезд. Одни звёзды большие, другие маленькие. Одни очень яркие, другие чуть заметны. -Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу. Вы знаете, что такое звезды? О звездах нам расскажет Сообщение: Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды –очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца. Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Само Солнце называют жёлтым карликом. Запоминаем : • Звезды - это огромные пылающие шары. • Расположены далеко от Земли. • Звезды отличаются друг от друга цветом и размером. • Солнце - это тоже звезда, которая ближе всех расположена к нашей планете. -Давайте сравним некоторые звезды. Перед вами одна из самых ярких звезд - Альдебаран. Она имеет яркую красно - оранжевую окраску. Следующая звезда - Регул. Это горячая звезда, имеет беловатую окраску. Самой яркой звездой созвездияБольшого Пса - это звезда Сириус, имеет синюю окраску. Солнце - это желтая звезда, размер её меньше многих других звезд. Но она кажется нам большой, потому что расположена ближе остальных звезд. | |||
6. | Почему же днем звезд не видно? - А ночью? - А есть ли жизнь на звёздах? - Земля единственная известная ученым место, где могут жить люди, на других планетах нет воздуха. - Мы предлагаем вам полюбоваться звездным небом. - Много, много лет назад люди использовали вид ночного неба как карту, они подолгу смотрели на звезды и сравнивали различные группы звезд с изображением животных. - Наука, изучающая звезды называется - астрономией, а люди, занимающиеся этой наукой - астрономы. Раньше таких ученых называли звездочетами. Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ. Посмотрите, ребята, в руках у звездочета какой-то прибор. Кто знает, как он называется? Это телескоп - прибор для изучения звезд и других небесных тел. Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры, которые назвали созвездиями. Люди разделили звёзды на группы и нанесли их на карты, соединив их черточками. Так появились картинки - созвездия, похожие на людей, зверей, сказочных героев. Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Например: Большая Медведица, Овен, Дева, Телец. Созвездие Большой Медведицы находится в северном полушарии неба. Семь его звезд составляют самую известную на небе фигуру – ковш. Существует Миф о созвездии Льва,послушайте: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь” - Легенда о Большой Медведице. Однажды, вечно юная богиня Артемида с копьём и луком гуляла в поисках дичи по горам и лесам. За ней вслед шли служанки и спутницы- одна красивее другой. Но самой очаровательной была Каллисто. Зевс (в римской мифологии Юпитер) увидев девушку, влюбился в него с первого взгляда. Однако по установленному правилу служанки Артемиды не имели право вступать в брак. Тогда властитель Олимпа пошёл на хитрость- предстал перед Каллисто в образе Артемиды, тем самым добившись своего. Каллисто родила от Зевса сына Аркада. Он быстро вырос и стал прекрасным охотником. Жена Зевса Гера была очень ревнива. Узнав о произошедшем, она превратила Каллисто в косолапую медведицу. Спустя в некоторое время по лесу бродил Аркад. Увидев медведицу и не зная что это его мать, он выстрелил в неё из лука. Но спокойно, мои дорогие слушатели. Зевс постоянно наблюдал за своей возлюбленной и отвёл летевшую стрелу. Он преврати Аркада в маленького медвежонка и вместе с матерью забрал на небо. Зевс превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы, а Аркада- в созвездие Малой Медведицы. Большая Медведица кружит около полюса. Один раз в сутки она спускается к морю, чтобы утолить жажду. После этого она снова поднимается вверх, привлекая своей красотой взгляды людей и богов.
| - Потому что светит Солнце, а оно расположено ближе остальных звезд. (Ответы детей) | |
8.Рефлексия учебной деятельности | Сидим спокойно. Включаю торможение. Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой, но наши двери ракеты заблокированы и чтобы их открыть нам предлагают разгадать кроссворд. 1. Ученый, изучающий звезды (астроном) 2. Самая близкая к Земле звезда. (Солнце) 3. Группа звезд (созвездие) 4. Человек, совершающий полет в космос (космонавт) 5. С помощью чего астроном изучает звезды? (телескоп) 6. Планета, на которой мы живем (Земля) 7. Огромный пылающий шар (звезда) Вот мы и дома. Как перенесли полет? Полет прошел нормально! (хором) Муравьишке стало интересно, понравилось нам ли в космосе и сейчас мы это увидим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс
Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" ("Школа России")
В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. ...
Презентация к уроку "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" 1 класс, "Школа России"
Презентация представляет собой пошаговое сопровождение урока "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?"...
Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?...
Урок на тему:"Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?"(2 класс)
Предоставлен конспект урока ....
урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью
Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...