Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Луна бывает разной?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема: Почему Луна бывает разной?
(презентация)
Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными.
Планируемые результаты: учащиеся научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование: рисунки и слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся – цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biksalieva_okr._mir._1_v.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока ознакомления с окружающим миром
в 1 «В» классе МОУ «СОШ № 18» г. о. Саранск. Подготовила учитель начальных классов Биксалиева Альфия Шамилевна.
Тема: Почему Луна бывает разной?
(презентация)
Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными.
Планируемые результаты: учащиеся научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование: рисунки и слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся – цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие.
1 слайд – Окружающий мир
-Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! Улыбнулись друг другу! Поприветствовали друг друга(улыбнулись и хлопнули в ладоши друг друга).
-Какой сейчас урок? Чем мы занимаемся на этом уроке?( ответы детей)
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы юные космонавты.
-Что нам понадобится для наших открытий( ответы детей).
-Правильно, космический корабль, необходимые вещи.
2 слайд- Космический корабль(скафандр)
-А как назовем наш корабль(Ю.А.Гагарин). Почему?
-Сейчас посвящение в юные космонавты.
-Ребята, в нашей команде будет Муравей (на доске изображение героя), у него очень много вопросов, ему хочется узнать как можно больше о космосе.
-Возьмем его с собой? А Мудрая Черепаха (на доске изображение черепахи) не сможет с нами полететь по состоянию здоровья. Она будет наблюдать за нами с Земли.
Клятва(3 слайд)
-Все встали повторяйте каждую фразу за мной:
1.Мы юные космонавты
2.Экипажа 1В класса
3.Космического корабля имен Юрия Алексеевича Гагарина
4.Торжественно клянемся быть смелыми
5.Любознательными
6.Не оставлять друг друга в трудную минуту.
-А сейчас минутная готовность 10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1,0.Поехали!
2.Актуализация знаний. Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу
4 слайд – Солнечная система
-Что вы видите вокруг себя?(Солнце, планеты, звезды).
-Молодцы!
-Ребята, нашему кораблю необходимо состыковаться с космической станцией. А чтобы попасть на нее нужно расшифровать код. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.
5 Слайд(вопросы для расшифровки кода)
-Что такое Солнце?
1) самая большая планета
2) созвездие
3)ближайшая к Земле звезда
4)спутник Земли
- Звезды излучают свет потому что
1) это пылающие шары
2) они отражают свет других звезд
3) они изо льда
4) они взрываются
-Почему звезд не видно днем?
1) они затухают
2)они на другой стороне Земли
3)свет Солнца ярче
4)ночью они горят ярче, чем днем
-Как называется прибор для наблюдения за звездами?
1)микроскоп
2)бинокль
3)очки
4)телескоп
-Укажите названия звезд
1)Сириус
2)Полярная
3)Луна
4)Венера
-Итак, наш действующий пароль 313412
- Что вы узнали про Солнце?
- Что вы узнали про звезды?
- А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
- А звезды?
6 слайд – ответы выделенные
3.Самоопределение к деятельности
-Ребята, кому довелось наблюдать за ночным небом?(ответы детей)
-Что вы увидели кроме звезд?
7 слайд – Луна
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепешка
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин
Миновали две недели
Апельсина мы не ели
Но осталось в небе только
Апельсиновая долька.
-Что же мы каждую ночь видим на небе кроме звезд?
-Правильно Луну. А еще называют Месяц
8 слайд – Разные фазы Луны
-Наш Муравей разводит руками – Почему Луна разная?
-Ему очень сложно понять, попытаемся вместе разобраться.
-Ребята, предположите о чем речь пойдет на уроке( ответы детей)
-Сформулируем тему урока
-Сравним наши предположения с учебником, откройте учебник на странице 34 (учебник на подставке), прочтем тему
9 слайд – Тема урока(Почему Луна бывает разной?).
-Почему так называется тема? (ответы детей)
-Поставим перед собой учебные цели
-О чем вы хотели бы узнать на этом уроке?
10 слайд – цели урока:
-Сегодня на уроке, ребята, мы
- Узнаем, что такое Луна.
- Узнаем, какую форму имеет Луна.
- Узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
- Представим модель Луны.
- Узнаем, как люди изучают Луну.
4.Работа по теме урока
11 Слайд – Галактика
-Все планеты ,ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси.
-А у некоторых планет есть спутники.
- А что такое спутник?
12 слайд – Спутник это…(Луна вокруг Земли)
-Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными
Таким спутником для нашей Земли является Луна.
13 слайд – Луна вокруг земли(природный)
-А спутники, созданные человеком называются искусственными.
14 слайд – искусственный спутник
Человек запускает их в космос для определённых целей, например:
для наблюдения за погодой, для научных исследований и других.
- Но вернемся к Луне. Луна-спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
15 слайд – Луна вокруг Земли
16 слайд – Луна из космоса
-Давайте понаблюдаем за Луной в космическом пространстве. Вот так она выглядит в космическом пространстве ( цвет, форма).
-А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
17 слайд - разная Луна
-А почему так? Такие отличия (ответы детей).
-Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
-Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она – серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.
-Послушайте одну такую сказку.
18 слайд – фазы Луны(сказка в записи)
Почему у Месяца нет платья(Сербская сказка)
Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
-Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
-Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да в вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.
-Все эти разные формы Луны ученые называют – фазами Луны.
-Когда Луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.
19 слайд - Новолуние
-Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц.
20 слайд – Молодой Месяц
-Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние.
21 слайд - Полнолуние
-Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
22 слайд – Убывающая Луна
5. ФИЗМИНУТКА
-Муравей Вопросик тоже вместе с нами выполняет все движения
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
ФИЗМИНУТКА
-Всем жарко, выполним упражнение:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер выше, выше, выше
Деревцо все ниже, ниже
6. Продолжение работы по теме урока
-Ребята, Вопросик не все понимает. Он не может выполнить задание. Давайте поможем ему.
-Откроем учебник на странице 34 и прочтем вывод (совет Мудрой Черепахи). Учащиеся читают.
-Откроем рабочую тетрадь на странице 22, задание под №1. Нужно выбрать правильный ответ и поставить галочку.
-Кто объяснит свой выбор(ответы учащихся)
-Молодцы!
-Ну вот Муравей опять устал и заснул и все пропустил.
-Какой мы дадим совет Муравьишке? (ответы детей)
-Молодцы, правильно, нужно быть повнимательнее и не отвлекаться
-А сейчас объявляется конкурс «Красавица Луна 2015»
-Слушайте условия конкурса(изготовить модель Луны, в парах выбрать самую удачную, затем в группах и отправить на конкурс)
-Придется вспомнить вновь какую Луну мы видели
-Взяли пластилин и вылепим модель Луны. Именно ту, которую каждый увидел
-Взяли салфетки и протерли руки
-Сейчас выставка наших моделей, будут разыгрываться три места(вручаются Хваленки).
-Поаплодируем нашим победителям
-Ребята, Мудрая Черепаха не смогла отправиться с нами в путешествие. Она наблюдает за нами и за Луной с помощью какого прибора?
-Правильно, телескопа
23 слайд – Телескоп
-Скажите, а еще как можно изучить Луну? (ответы детей)
-Правильно, можно высадиться с помощью скафандров на Луну. Послушайте историю
24слайд – американские космонавты на Луне
-Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
- И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
25 слайд – луноход
- Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…
26 слайд– кратеры Луны
-Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
-Ребята, почему?
-Как вы думаете, почему люди не живут на Луне?(ответы детей)
-Молодцы!
-А желающим можно приобрести путевки на Луну! Что нам для этого необходимо?
-Мудрая Черепаха прислала нам советы, для улетающих на Луну
- Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее.
27 слайд – Сравнение размеров Земли и Луны
- Будешь прогуливаться на Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
- Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наши недели.
- Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще не воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там всё-таки бывают – метеоритные.
- Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
- Подумай, как ты будешь дышать?
- Подумай, как тебе одеться?
28 слайд – Советы Мудрой Черепахи
7. Рефлексия
-Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
-Пора возвращаться домой
-Расскажем Мудрой Черепахе, что мы узнали нового
-Черепаха хочет проверить, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задания устно
-Необходимо выслушать высказывание. Если, вы, согласны с ним, то ответ «Да». Если с высказыванием не согласны, то ответ «Нет»(зачитываются задания).
29 слайд – Проверь себя
-А теперь посмотрим, правильно ли мы справились с заданием.
1. | Луна больше Земли. | - |
2. | Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. | + |
3. | На Луне есть воздух и вода. | - |
4. | Луна – природный спутник Земли. | + |
5. | На Луне живут люди. | - |
6. | Луна вращается вокруг Солнца. | - |
7. | На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. | + |
8. | В лунных морях много воды. | - |
9. | Луна имеет плоскую форму. | - |
10. | С Земли люди всегда видят круглую форму Луны. | - |
8. Подведение итогов
-Ребята, придете домой, что расскажете своим родителям?(ответы детей)
-Каждый из вас вспомнит, что ему было интересно узнать в начале урока. Узнали ли вы это?
-Поднимите руки у кого совпало(то хотели узнать и какие знания получили)
-Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик.
Если урок понравился –улыбку, а если нет- огорчение. Поставили оценку на листочках соответствующим цветом. Показали карточки.
-Открыли дневники и оценили себя за работу на уроке.
30 слайд - смайлики
Оценивание детей учителем(раздать «пятерочки»), похвалить каждого.
-Дома в рабочей тетради нарисуйте свою модель лунохода. Задание на странице 23 №2.
-В дневниках записать задание на дом на следующий урок, нашли день следующего урока, какое будет число и записали.
-Спасибо всем за урок. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс
Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какая бывает промышленность» (УМК «Школа России»)
Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Какая бывает промышленность" Школа России
"Какая бывает промышленность"...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какой бывает транспорт»
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Какой быввет транспорт"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс
Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс...