I. Организация начала урока. II.Мотивация учебной деятельности. - Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель ( Обобщение по теме « Вода»). Вопросы к кроссворду: 1.Модель нашей планеты(глобус) 2.Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями (болото) 3.Часть земной поверхности, значительно возвышающийся над равниной (гора) 4.В честь кого назван наш посёлок? (Благоев) 5.Естественное углубление в скале (пещера) 6.Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова (океан) 7.Самое низкое место оврага (дно). 8. Самый жаркий материк нашей планеты (Африка) 9.Крупный массив суши (материк)
III.Актуализация знаний.
-Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире” (Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок) Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием “вода – растворитель”. - Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться и заполнять свое место в таблице. Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу. Просмотр изображений планет В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме “Значение воды в жизни человека” предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос “Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?” (Только на ней существует вода). IV. Обобщение и систематизация знаний. Отчёт 1 группы. «Значение воды в жизни человека». 1 ученик. Наша группа изучала значение воды в жизни человека. Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. 2 ученик- По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир. 3 ученик – Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает. 4 ученик – Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека. 5 ученик. ВОДА – ЖИЗНЬ Вода – прекрасное творенье Нас окружающей среды, Источник силы, вдохновенья, Источник жизни и хвалы. Ведь без неё земля пуста, Как обожжённая пустыня Храни природу, человек, Жизнь в озере и океане, Покой прудов, теченье рек, Глоток воды в твоём стакане! (Работа с классом – подведение итогов по рисункам на доске) Вывод: Значение - красота, передвижение, жизнь для растений , животных и человека и др.) Отчет 2 группы «Состояния воды». 1 ученик. Наша группа изучала состояния воды. Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное. 2ученик. Вода может находиться в жидком состоянии- это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое. 3 ученик. Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое. 4 ученик. Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха. вода ( 3 состояния) | твёрдое - жидкое - газообразное |
Отчет 3 группы. «Свойства воды – жидкости». 1 ученик. Наша группа получила задание изучить свойства воды. 1) Вода – текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась. 2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму. 3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода – прозрачная. 4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет. 5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет. 6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе. Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.
Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости. Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами. Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором. Опытная деятельность Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми. Итак, подведём итог: 1) вода обладает ещё одним свойством: она – растворитель; 2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми; 3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми; 4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор. Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме “Вода – растворитель”. V.Рефлексия. - Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало? В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье. Домашнее задание-мини-сообщение о любом водоёме родного края, происхождение названий рек и озёр. Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга.
|