Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века "
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Хлыстова Ирина Валентиновна

Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Начальная школа XXI века " дополненная внутрипредметным модулем «Наш край»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преамбула

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС  № 72 города Калининграда, авторской программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой, в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.  

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.

Программа учебного предмета «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов в год и расширена внутрипредметным модулем «Наш край» (14 часов). Данный  внутрипредметный модуль «Наш край» научит младшего школьника  видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края,  знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания программы «Окружающий мир» у учащихся 4-го класса предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст.
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4-м классе является сформированность следующих умений:

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

  • характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; 
  • оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся получат возможность научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни).

Содержание учебного предмета

Человек – живое существо (организм).

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спиной мозг. Кора больших полушарий  (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление  опорно-двигательной системы. Движение и физкультура. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за зубами. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Её органы. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная  система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье.

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное  питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Человек – часть природы.

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна: от края до края.

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий. Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек – творец культурных ценностей.

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России  XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников. Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России XIX века. Детские писатели и поэты XIX века.

Человек – защитник своего Отечества.

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведами и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года.  М.И.Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы или тема

Количество часов на изучение раздела

 (темы)

Количество  часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме)

Практическая часть раздела

(темы)

программы

1

Человек - живое

существо (организм)

9

-

1

2

Твоё здоровье

5

-

1

3

Человек – часть

природы

3

4

Человек среди людей

4

2

5

Родная страна: от края до края

13

5

1

6

Человек – творец

культурных ценностей

17

4

1

7

Человек - защитник

своего Отечества

9

3

1

8

Гражданин и государство

6

1

Итого:

66

14

7

                                                             Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Дополнительные

сведения

1

Организм человека. Нервная система.

2

Двигательная система организма человека.

3

Пищеварительная система.

4

Дыхательная система.

5

Кровеносная система.

6

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа.

7

Как человек воспринимает окружающий мир. Мир чувств.

8

Внимание. Память.

9

Проверочная работа по теме: «Человек – живое существо»

10

Режим дня. Правила закаливания.

11

Можно ли снять усталость?

12

Поговорим о вредных привычках.

13

Когда дом становится опасным.

14

Улица полна неожиданностей. Если случилась беда.

15

Чем человек отличается от животного.

16

От рождения до старости.

17

Проверочная работа по темам: «Твое здоровье. Человек – часть природы»

18

Поговорим о доброте. Что такое справедливость.

19-20

М. «Наш край» Историческое достояние Калининграда

21

О смелости. Умеешь ли ты общаться?

22

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

23

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

24

Природные зоны России. Степи и пустыни.

25

М. «Наш край». Природные зоны Калининградской области.

26

Почвы России. Рельеф России.

27

М. «Наш край». Калининградская область – анклав России.

28

М. «Наш край». Полезные ископаемые Калининградской области.

29

Как возникали и строились города.

30

31

Россия и её соседи. Япония. Китай.

32

Россия и её соседи. Королевство Дания.

33-34

М. «Наш край». Соседи Калининградской области.

35

Что такое культура.

36

Из истории письменности. О первых школах и книгах.

37

М. «Наш край».  Восточная Пруссия в составе Российской Империи.  Образование Кенигсберга – Калининграда.

38-39

Чему и как учились при Петре I.

40-41

Русское искусство до XVIII века.

42-43

Искусство России XVIII века.

44-45

Золотой век русской культуры (XIX)

46-47

М. «Наш край». Выдающие деятели Калининграда и области.

48-49

Искусство России ХХ века

50

Проверочная работа на тему: «Человек – творец культурных ценностей»

51-52

Как Русь боролась с половцами.

53-54

Отечественная война 1812 года.

55

М. «Наш край». Кенигсберг во время Отечественной войны 1812 года.

56-57

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

58-59

М. «Наш край». Штурм Кенигсберга. О человеческих судьбах опаленных войной.

60

М. «Наш край».  Образование Кенигсберга – Калининграда.

61

Проверочная работа по теме: «Человек - защитник своего Отечества».

62-63

Гражданин и государство.

64

Контрольная работа за 2 полугодие.

65

Резервный урок

66

Резервный урок

Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.)

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."

Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века

Рабочая   программа  по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Конц...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 21 века"

В соответствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мир...