Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Никишова Светлана Аркадьевна

Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс "Дорожные знаки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnye_znaki.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

учителя начальных классов МОУ Гимназия №44 г. Люберцы

Никишовой Светланы Аркадьевны

Тема

Дорожные знаки

Цель

Научить детей классификации дорожных знаков по отличительным признакам и определять их назначение.

Тип урока

Урок – исследование

Основные термины и понятия

Знак, дорожные знаки, пометка, знаки предупреждающие, запрещающие. Предписывающие, сервис.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;

воспитывать умение работать в парах, в группах, индивидуально;

воспитывать интерес к предмету;

развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы

обогащать словарный запас;

расширить кругозор;

учиться обобщать и выделять главное;

развивать навык самоконтроля.

познакомить с дорожными знаками и их классификацией;

вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах города;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы и методы работы

Литературное чтение, музыка

Сказочный герой 4А формата «Москичок», наглядное пособие «Дорожные знаки» для инсценировки проблемной ситуации учебники «окружающий мир» А. А. Плешаков, мультимедийной проектор для физминутки, конверты с заданиями для работы в парах.

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя и друг друга и желают удачи на уроке

Регулятивные

Уметь следовать правилам поведения на уроке

Актуализация знаний и умений

Мотивация к изучению новой темы. В начале урока появляется сказочный герой «Москвичок» после отгадывания загадки.

Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет –
Как вкопанный станет.

Ситуативное задание.

 - К нам в гости приехал автомобиль «Москвичок». Вот Он! Послушайте какая история с ним приключилась

- Давайте предположим, что может случилось с ним?

- А почему именно закончится эта история несчастьем?

- Кто его предупреждал?

Отгадывают загадку.

– Автомобиль….

Инсценировка проблемной ситуации. Дети выбегают к доске, на руках держат знаки.

Выступает «Москичок»:

Все улицы – дорожки

Пройду за плчаса

Куда качу я смело,

Кому какое дело!

 А что это за птица

Смешной дорожный знак?

Знак «Въезд запрещен»

Всем кому даны колеса,

Передай ты наш совет:

Пусть у нас сначала спросят,

Можно ехать или нет.

Мы поможем, мы расскажем

Честь по чести, что и как

Мы дорогу вам укажем,

Уважайте каждый знак!

Москвичок:

Не ждите вы бульвары,

Что я затормозил

Подвиньтесь тротуары,

С дороги магазин!

Предлагают версии, отвечают на вопросы.

Личностные

Проявлять интерес к изучению темы;

Регулятивные

Логические (формулирование проблемы)

Познавательные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

.

Постановка учебной задачи.

- Так для чего служат дорожные знаки?

Подведение к цели урока.

- Тему урока «Дорожные знаки». И для того чтобы у вас не было таких ситуаций как у нашего героя, мы сегодня будем учить нашего малыша, разобраться в их большом количестве, учится по внешним признакам определять группы знаков и их назначение.

 

Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока. Определяют актуальность.

Познавательные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели);

Регулятивные

Уметь высказывать свое предположение.Целеполагание.

Работа по теме урока

Работа со словарем

Работа с индивидуальным сообщением.

- Но сначала определим значение слов знак и дорожные знаки. В этом нам поможет словарь толковый Сергея Ивановича Ожегова.

Вывешивается иллюстрация несколько дорожных знаков с общим названием.

- А кто знает, когда появились дорожные знаки?

 -  На этот вопрос нам подготовила сообщение Лиза.

Положительная оценка проводимой работы.

- Вот и «Москвичок» удивлен, ведь он не относился серьезна к дорожным знакам, не ценил их. А они такие важные, как нам сообщила Лиза. А ну, ребята, давайте поможем нашему герою разобраться в их большом количестве и определим роль каждого. А сейчас выступают «Дорожные знаки»!

- Посмотрите, как их много. И это только часть дорожных знаков! Обратите внимание, что они все имеют свои особенности, т. самым  несут информацию. А чем дорожные знаки отличаются , давайте вместе подумаем и попробуем распределить на группы. Какие признаки возьмём за основу?

 

Поиск информации. У каждого на парте словарь. Дети самостоятельно находят информацию.

- Дорожные знаки – это знаки которые сообщают, предупреждают об опасностях, о правилах движения.

Предлагают версии, отвечают на вопросы.

Лиза выполнила индивидуальное задание и проводит беседу с одноклассниками.

- Дорожные знаки появились очень давно. Когда наши предки ездили на лошадях и ходили пешком. На перекрестке они ставили столбы и камни с надписями, куда ведет «путь-дорожка». Да и в сказках не мало об этом сказано. Может кто назовет сказку? (Иван – царевич и серый волк)

- Потом стали ставить полосатые столбы с указание расстояний. А почему именно полосатые? (…)

- Потому что полосатость видна из далека. Вот сегодня у инспектора ГИБДД полоска тоже полосатая. Но вернемся на сто лет назад. Как вы думайте, что у нас появилось сто лет назад?

- Именно сто лет назад появляется машины. Их с каждым годом становилось все больше и больше. Тогда собрались представители разных стран на международный конгресс и придумали дорожные знаки. И теперь во всех странах одинаковые дорожные знаки. А как вы думайте для чего?

 - Это очень удобно для путешественников. Даже не зная языка чужой страны, можно прочитать дорогу.

Инсценировка выступления «Дорожных знаков». (Приложение №1). Рассказав небольшое стихотворение, каждый участник произвольно на доске вывешивает свой знак.

 

Дети предлагают сгруппировать по цвету, по изображению, по форме.

Познавательные

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя толковый словарь (

раскрывать понятие «знак и дорожный знак» и использовать в активном словаре

, свой жизненный опыт и информацию, полученную уже на уроке.

Познавательные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Физкультминутка

Провожу подвижную физкультминутку по теме.

Выполняют движения под музыку

Регулятивные

Уметь следовать правилам поведения на уроке; умение планировать , прогнозировать

Построение проекта выхода из затруднения

Работа по учебнику.

Выслушиваю детей, направляю и помогаю классифицировать.

- А можно ли распределить на группы знаки красного цвета? Подумайте почему они красного цвета? Для ответа на эти вопросы вы можете пользоваться учебником.

- К какой группе отнесем знаки предупреждающие?...

- Для чего служат такие знаки?...

- Почему эта группа так называется?....

- Кому нужно знать эти знаки?....

-Назовите все предупреждающие знаки?.....

- Дайте определение этой группе дорожных знаков?

На доске вывешиваю название этой группы.

- Следующая группа – запрещающие. Почему такое название она носит?...

- Кому такие знаки помогают, водителю или пешеходу?

- Какие особенности этой группы дорожных знаков?

На доске вывешиваю название группы.

– Следующая группа знаков – предписывающие. Какой из представленных знаков подходит к этой группе?...

Для чего и кого они служат?...

  На доске название группы.

– Четвертая группа знаков – информационно-указательные. Чем могут помочь эти знаки?...

 - Как называется каждый знак?

На доску вывешиваю  название группы.

– Последняя пятая группа – знаки сервиса.

- Как вы понимаете значение слова сервис?...( Это обслуживание)

- Что обозначает каждый из знаков сервиса, можно догадаться по изображению на них. Подумайте?.....

Всё это дорожные знаки – они предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорт.

-  А как же ночью водителю разглядеть знаки на дороге?  (Поверхность дорожных знаков покрывают светоотражающими красками). Как вы думаете для чего?

– Но давайте с вами внимательно посмотрим на дорожные знаки. Какие из них особенно важно знать пешеходу...... (на всех них шагает человек).

- Так что же надо сделать чтобы путь был счастливый?

Дети работают активно.

.

Регулятивные

Уметь работать по инструкции учителя

Выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; проводить логический – анализ объектов с целью выделения признаков. 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Личностные

Ответственное отношение к работе

Первичное закрепление

знаний.

Релаксация и игра «Водитель»

Закройте глаза….. представьте, что вы владелец шикарного автомобиля. У каждого машина своя. Вы – водитель!!!

Включаю музыку по теме.

 - А еще вы утром опаздываете на работу или как можно быстрее надо  из точки А попасть в точку Б. Откройте глаза! Какой знак вам встретился?...( показываю и так несколько вариантов....).

-  Но вы же опаздываете на работу, торопитесь, может не стоит соблюдать дорожные знаки!!???

-Почему?

Закрывают глаза и представляют.

Активно включаются в игру.

 Работа в парах на рабочих листах с самопроверкой по эталону.

- У доски будут работать двое желающих. А все остальные по рабочим листам.

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации, помогу составить алгоритм исследования.

- С какими трудностями вы встретились?

- Какой знак больше всего вам запомнился?

Работают слаженно в паре у доски. Остальные в парах на местах. Перед каждым разрезанные знаки и маршрут работы (Приложение 2). Составляют алгоритм для достижения оставленных целей. Выполняют работу в соответствии с указаниями учителя. Делают вывод.

Коммуникативные 

Умение работать в паре

Слушать и понимать речь других

Личностные

Ответственное отношение к работе

Регулятивные

Выполнять само - и взаимооценку учебного задания

Рефлексия

- Закончите предложения

Я (очень, не очень) доволен результатом работы, которую сделал(а) (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя)

Продолжают высказывание

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Подведение итогов урока

С какими знаками вы сегодня на уроке познакомились?

 На какие группы делятся дорожные знаки?

Нужно ли знать о них водителям и пешеходам? Для чего служат дорожные знаки? ( для безопасного движения на улицах и дорогах.)

Читают вопросы и вывод

Коммуникативные

Уметь слушать и слышать речь других.

Уметь высказывать свое суждение, оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

Теоретический материал  (с. 15-17 учебника), Потренируй свою память: постарайся запомнить как можно больше дорожных знаков, нарисованных в учебнике. (стр.17. Задание №2). По выбору - творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные

Умение выполнять требования учителя

(Выступают дорожные знаки.)

* В треугольнике шагаю,

 Транспорт я предупреждаю:

 Скоро место перехода,

 Берегите пешехода.

* Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда – то.

Мой приятель говорит:

“Это значит путь закрыт.

Там спортсмены впереди

С номерами на груди.

На дороге – эстафета:

Надо ж детям бегать где-то”

Но боюсь, однако,

Смысл другой у знака.

 * Замечательный знак –

 Восклицательный знак!

 Значит, можно здесь кричать,

 Петь, шуметь, озорничать!

 Если бегать – босиком!

 Если ехать – с ветерком!

 Отвечаю я вам строго:

 – Здесь опасная дорога.

 Очень просит знак дорожный

 Ехать тихо, осторожно.

* Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко.

Что здесь, свалка кирпича?

 * Я в кругу с ободом красным,

 Это значит – тут опасно.

 Тут, поймите, запрещенье

 Пешеходного движенья.

 * Только я для пешехода

 Знак на месте перехода.

 В голубом иду квадрате –

 Переходоуказатель.

* Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у ограды

Отдыхать ей тоже надо.

 * Если доктор нужен Вале,

 Позвонить придется маме.

 По пути связаться с другом –

 Телефон к твоим услугам.

* Валя с Катенькой в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

– Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко! Доктор рядом!

 * В голубом иду я круге,

 И понятно всей округе,

 Если вздуматься немножко – Пешеходная дорожка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России». Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»

Данный урок учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Направляет детей на соблюдение осторожности при обращении с ними, воспитывает ...

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

План открытого урока по окружающему миру Тема урока: «Кто что ест?» УМК «Школа России»

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп; 2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать...