Открытое занятие на тему: "Превращение воды".
план-конспект по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
для детей подготовительной группы
на тему:
"Превращение воды".
Подготовила и провела Рыжичкина Людмила Викторовна.
Образовательные задачи.
1.Закрепить полученные знания о воде.
2.Расширить и углубить представление детей об окружающем мире, посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
3.Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
Развивающие задачи.
1.Развивать внимание, речь.
2.Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира.
3.Развивать наблюдательность, умение анализировать сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные задачи.
1.Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе.
2.Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Ход занятия.
Беседа.
Воспитатель. Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его прочитать. Слушайте:
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер.
Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и «паринка»- родные сестры.
Воспитатель. Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
( Ответ детей.)
Воспитатель. Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка», и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1. «Вода не имеет формы».
Сравним форму воды в своем стакане с формой воды в стакане у соседа.
А теперь перельем воду в стакан другой формы.
Форма, которую приняла вода изменилась ? (Да)
Что можно сказать о форме воды?
(Вода приняла форму этой посуды или стакана.)
Что можно сказать о форме воды?
И есть ли у воды форма вообще?
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт №2. «Вода жидкая, может течь».
Воспитатель. У вас на столе 1 стакан с водой, а другой - пустой. Перелейте воду из одного стакана в другой воду.
Льется вода? Почему?
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №3. «Вода прозрачная».
Воспитатель. Узнаем! Какого цвета вода?
На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
(Выполняют задание.)
Можно ли сказать, что вода по свету совпадает с одним из цветов полосок?
(Нет)
Имеет ли тогда цвет вода?
( Вода бесцветная.)
Подумайте как можно проверить прозрачность воды?
(Ответ детей.)
Возьмите картинку, которая лежит у вас на столе.
Посмотрите на картинку через стакан с водой. Видите ли вы что нарисовано на картинке?
(Ответ детей.)
Какая вода, если через нее все видно?
(Прозрачная.)
Вывод: вода бесцветная и прозрачная.
Физкультминутка: «Капелька».
Опыт №4. «У воды нет вкуса».
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта?
(Ответ детей.)
Попробуйте воду в стакане на вкус.
Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
(Нет.)
Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №5. «У воды нет запаха».
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи.
А понюхайте воду, чем она пахнет?
(Вода ни чем не пахнет.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6. «Лед – твердая вода».
Воспитатель. У вас на столе на тарелках лежит лед. Возьмите лед в руки и подержите. Что происходит со льдом?
(Он тает.)
А если взять в руки комок снега? Что с ним будет?
(Снег будет таить.)
Предлагаю к столу подойти Степану.
Степа говорил, что хочет быть исследователем. Он покажет и расскажет о своем исследовании.
Степа, с чем ты будешь проводить опыт?
Степа. Для опыта мне нужно 2 кубика льда.
Воспитатель. Тебе нужна помощь?
(Степа предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)
Степа. Ребята, как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее?
(Ответ детей.)
Степа. Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.
Во что превращается лед?
( Лед превратился в воду.)
Степа. (Обращается к Ксюше, которая участвовала в исследовании.)
Ксюша, а почему у тебя лед тает медленно?
Ксюша. У меня на руках перчатки.
Степа. Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.
Воспитатель. Исследователь Степан, мне интересно, как получился лед?
Степа. Нужно налить воду в формочку и поставить в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество- лед. Значит лед- это тоже вода.
Вывод. Лед и снег – тоже вода.
Опыт №7. «Пар - тоже вода».
Воспитатель. Посмотрите, что это?
(Термос.)
Воспитатель. Для чего он нужен?
(Ответ детей.)
Воспитатель. Термос сохраняет тепло. Любая жидкость остается горячей долгое время в термосе.
Я сейчас открою термос.
(Воспитатель открывает термос.)
Что это выделяется из термоса?
(Пар.)
Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?
( Ответ детей.)
Воспитатель. Я вскипятила воду и налила в термос. В термосе находится кипяток. Горячая вода.
Сейчас я накрою термос стеклом и подниму через некоторое время стекло.
Что вы видите?
(На стекле мы видим капельки воды.)
Воспитатель. Как так получилось?
Что стало с паром и в чего он превратился?
(Пар превратился в воду.)
Вывод: пар – это вода.
Воспитатель. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар, а пар остывая, превращается в воду. В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки?
(Дождь, снег, град, роса и т. п.)
Воспитатель. В паре расстояние между частичками больше, чем в воде и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние называют газообразным.
Воспитатель. Можем ли мы теперь сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры?
(Да.)
Почему?
Игра: «Где спряталась вода ».
(На доске разные рисунки: с облаками, сугробами, рисунок со цветком, на котором роса и т. д. Дети отгадывают, где спрятана вода.)
Итог занятия.
Воспитатель. Давайте вспомним что мы делали сегодня в нашей научно- исследовательской лаборатории?
(Ответ детей.)
Воспитатель. Какие свойства воды мы исследовали?
(Ответ детей.)
Воспитатель. Вода в окружающей среде бывает разной.
Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха, не имеет формы.
А закончить наше сегодняшнее занятие я хочу стихотворением Н.Рыжовой «В природе путешествует вода».
(Воспитатель читает стихотворение.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".
" При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО КУРСУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" ПО ТЕМЕ "ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ".
Презентация знакомит с тремя состояниями воды, встречающимися в природе, а также со свойствами воды: конденсацией, испарением, таянием, замерзанием....
Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"
Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе....
Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»
Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»....
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»
Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы....