Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Ищенко Наталья Богдановна

Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_izucheniya_temy.docx15.78 КБ
Файл tehnologiya_provedeniya.docx22.99 КБ
Файл hod_uroka.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Тема урока

Превращение воды. Круговорот воды в природе.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Цель урока

Сформировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связав его с состояниями воды.

Задачи урока

Сформировать понятие «круговорот воды в природе».

Расширить и закрепить знания обучающихся о трёх состояниях воды.

Учить детей бережно относиться к воде.

Планируемые результаты

Личностные:

Умение:

- ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

- осознавать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме.

Предметные:

В познавательной( интеллектуальной) сфере: 3 состояния воды, круговорот воды в природе.

В ценностно-ориентированной сфере: бережное отношение к воде.

Метапредметные

Умение:

- отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;

- работать с информацией;

- собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;

- решать вопросы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.

Умение:

- определять цель учебной деятельности самостоятельно;

- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

- определять степе5нь успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

Умение:

- задавать вопросы,

- слушать не перебивая;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами.

Базовые понятия

Вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, пар, туман, облако, иней, лёд, испарение, конденсация.

Организация

   Фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Оборудование

Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему урока, карточки, тетрадь, пакет заданий для работы в группах. Картон, клей, ножницы, фломастеры, заготовки для творческой работы.

 



Предварительный просмотр:

Технология проведения.

Деятельность учителя.

Учебная деятельность обучающихся, учебные действия.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты.

1.Самоопределение к деятельности .

Цели:

Формирование умения оценить свою готовность.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей; настрой на урок.

Вопросы, на которые не требуется ответы учеников ( по Щурковой Н. Е.)

-формирование умения планировать, контролировать свою деятельность;

- социальные компетенции, личностные качества.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки

Учитель предлагает детям отгадать загадку и выяснить о чём пойдёт речь на уроке.

Учащиеся выслушивают загадку учителя, высказывают предположение о теме урока.

Метод «ключевых вопросов».

- излагать своё мнение, аргументировать его;

-сформированность мотивации к обучению.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробн6ом учебном действии.

Цель:

 - актуализация опорных знаний и способов действий

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует знания о воде, полученные на прошлых занятиях.

Производят взаимооценку освоенных ранее знаний. Обратившись к блоку «Хотим знать», выясняют чего ещё не знают о воде.

Составление таблицы, состоящей из 2 блоков: «Знаем», «Хотим узнать».

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

4.Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока детьми.

Вспоминая услышанную загадку, с помощью учителя формулируют тему урока.

 С помощью учителя ставят цель урока.

Работа с таблицей состоящей из 2 блоков: «Знаем», «Хотим узнать».

-  принимать и сохранять цель.

5.Первичное усвоение и закрепление новых знаний.

Цели:

- актуализировать знания детей о состояниях воды;

- формировать умение классифицировать объекты.

Организует лабораторную работу с применением оборудования « школьной лаборатории».

Организует работу на интерактивной доске.

Организует фронтальный опрос.

Организует самостоятельную работу с таблицей.

Выполняют лабораторную работу в группах, выясняют от чего зависят 3 состояния воды

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, в ходе работы заполняют таблицу «Превращение воды».

Выполняют взаимопроверку в парах и сверяются с интерактивной доской.

Групповая работа со «школьной лабораторией».

Работа с таблицей. На интерактивной доске появляется таблица, по ходу ответов детей она заполняется.

Отгадывая загадки, дети выполняют самостоятельную работу, выражая согласие в парах, сверяются с доской.

- готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения;

-  анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений;

- готовность к саморазвитию.

6.Решение учебной задачи, опыт.

Цель: формирование умения обобщать, делать вывод.

Физминутка

Организует опыт.

Организует обсуждение в группах по поиску информации.

Организует просмотр видео и работу в группах.

Организует физминутку.

С помощью информационных листов обучающиеся дают определение словам «испарение», «конденсат».

Делают предположение о круговороте воды в природе.

Просмотрев мультфильм о путешествии капельки, объясняют схему круговорота воды в природе.

Выполняют танцевальные движения под музыку.

Работа с наглядным материалом.

Работа с информационным материалом.

Просмотр обучающего мультфильма.

Работа с интерактивной доской.

Звучит песня «Дождя не боимся» из к/ф «Незнайка с нашего двора».

- связи и отношения между объектами и предметами; использование схемы.

- готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения.

7.Решение учебной задачи. Практическая работа.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;

- организовать творческую деятельность;

- формировать умение действовать по плану

Организует практическую работу.

Организует деятельность учащихся по составлению плана работы.

Ученики делятся на группы; совместно с учителем составляют план практической работы в группе; выполняют работу; презентуют её и записывают результаты.

 Обучающиеся составляют макет «Круговорот воды в природе».

Практическая работа в группах. У каждой группы: шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы и клей.

- формирование умения планировать свою деятельность;

- умение ставить цель;

- создание моделей изучаемых объектов и процессов;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

8. Контроль и оценка  результатов.

Цель:

- формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.

Организует выполнение учащимися самооценки.

Организует диалог с учащимися на тему: «Берегите воду»

Лидеры групп выходят к доске со своим макетом.

Систематизация полученных знаний.

Выполняют самооценку.

Выступление лидеров групп.

Самооценка.

Заучивание кричалок: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»…

- презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценка своей деятельности.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Предлагает обучающимся домашнее задание на выбор

Осуществляют первичный выбор вида домашнего задания.

Таблица: «Знал раньше», «Узнал на уроке», «Хочу узнать ещё».

- поиск информации, работа с таблицей;

- составление текста в устной и письменной форме;

- взаимодействие с родителями.

10. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают записи на бумаге.

Делают самооценку.

Составляют синквейн на тему: «Вода».

У каждого ученика бумажная «капелька».

Обучающиеся делают записи на капельках.

Ассоциация после урока.

- освоение начальных форм познавательной  и личностной рефлексии.



Предварительный просмотр:

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, дорогие исследователи. Да, да, именно исследователями вы сегодня и будете.

- Проверьте, все ли готовы к уроку?

- Посмотрите на свои парты, ничего не забыли?

_ Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про себя «Я хочу много знать». Поднимите руку, кто хорошо себя чувствует и готов к работе.

- А теперь на своих карточках раскрасьте тучку карандашом такого цвета, с которым вы ассоциируете своё настроение.

2.Мотивация к учебной деятельности.

-  Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.

Я и стужа, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. ( Вода)

- Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор? ( О воде)

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- А много ли вы уже знаете о воде?

- Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но хотите сегодня на уроке узнать?

( Выясняем знания детей о воде)

Знаем:

Хотим узнать

- ¾ поверхности Земли занимает вода;

- в воде зародилась жизнь;

- на карте вода обозначается синим цветом;

- человек  без воды может прожить всего несколько дней;

- свойства воды;

- вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном;

- воду надо беречь

- А не возникают ли у вас вопросы? ( если сами не говорят)

- Откуда берётся вода, которая льётся с неба?

- Почему море никогда не переполняется?

4.Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели.

- Вспомните загадку. Скажите, а почему автор говорит, что вода – это и стужа, и туман, и ручей, и стекло?

- Автор так говорит про воду, потому что она бывает в разных состояниях. Вода, пар, лёд. Это превращения воды.

- Это верно, молодцы. Исследуем превращения воды подробнее?

- Да.

- Давайте ещё раз обратимся к блоку «Хотим узнать». Какие вопросы вас интересовали?

- Почему вода находится в движении?

- Какова будет тема нашего урока?

- Тема урока: «Превращения воды. Круговорот воды в природе.»

Цель урока:

- Я помогу расширить свои познания о воде;

- Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали;

- Сможете доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;

- Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение», «конденсация»;

- И вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь.

Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. А я буду лишь немного помогать вам.

5.Решение учебной задачи. Изучение нового.

- Ребята, вы утверждаете, что вода бывает в трёх состояниях. От чего это зависит?

- От температуры.

- При какой температуре вода превращается в лёд? ( 0 градусов)

- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? ( Зимой на реке, лёд в холодильнике, лужи осенью замерзают и покрываются льдом, на окнах появляются узоры зимой, град, снег, сосульки и др.)

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( Когда кипит чайник, туман)

- Сможем ли мы увидеть прямо сейчас как испаряется вода? Проведём мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась прямо у нас на глазах! Вот это чудеса…

Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар. ( - Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.)

- В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

- Давайте вспомним, как расположены частицы воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?

- В твёрдом состоянии частицы расположены очень близко, в жидком – подальше, а в газообразном – совсем далеко.

- Зарисуйте в таблице на карточках.

- А теперь вы предстанете в роли знатоков состояния воды. Я буду загадывать загадки, а отгадки мы распределим в таблице.

- Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. ( Туман)

- Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? ( Дождь)

- На дворе переполох,

С неба сыплется горох. ( Град)

- Рыбам зиму жить тепло:

Крыша толстое стекло. ( Лёд)

- Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. ( Снег)

- Вечером родиться,

Ночь живёт

Утром умирает. ( Роса)

- И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. ( Иней)

Состояния воды.

Состояния воды

Твердое

Жидкое

Газообразное

Расположение частиц

Примеры

Град, лед, снег, иней.

Дождь, роса.

Туман

- Дополните таблицу своими примерами, проверьте работы в парах.

- Представители первого ряда заполняют колонку «твёрдое состояние», 2 ряд – «жидкое состояние», 3 ряд «газообразное состояние».

- А теперь  проверьте, нет ли у вас ошибок.

6. Решение учебной задачи. Опыт.

Физминутка

- А теперь пришло время настоящих исследований. Готовы? Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со льдом. Мы видим над ней капли, которые падают вниз. Как это можно объяснить? ( Выслушиваются предположения обучающихся, подводится итог.)

- Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капель падает вниз.

- Сейчас вы разделитесь на группы и выполните тест. Для выполнения,  у каждой группы есть информационный лист, прочитав который, вы сможете ответить на вопросы теста. У каждой группы есть ключ. В каждое окошко необходимо вставить ту букву ответа, которую вы выбрали. ( В ключе должно получиться слово «вода»).

- Итак, вы смогли ответить на вопрос, что такое «испарение» и «конденсация».

- Мы посмотрели опыт в классе, а чтобы узнать как это происходит в жизни, давайте посмотрим мультфильм.

- Выскажите свои предположения, как эти процессы происходят в жизни? ( Солнышко греет воду, она испаряется, поднимается в облака, потом идёт дождь и вода снова попадает на землю.)

- Как вы думаете, как называется этот процесс? ( Это называется круговорот воды в природе).

- Проверим свои предположения по схеме на доске.

- А теперь расскажите о круговороте по схеме в учебнике соседу по парте.

- Пришло время отдохнуть. Повторяйте движения. А кто хочет выполняет свои движения.

Звучит песня «Дождя не боимся» из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

7.Решение учебной задачи. Практическая работа.

_ Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете, как захотите.

- Составим план работы:

1.Подготовить рабочее место.

2.Поставить цель работы.

3. Рассмотреть схему.

4.Выбрать материалы для работы.

5.Распределить обязанности в группе.

6.Выполнить работу.

7.Подготовить презентацию работы

8.Обобщение усвоенного. Оценка.

Дети презентуют работы.

- Помогла ли я вам ответить на вопросы:

1.Откуда берётся вода, которая льётся с неба? ( Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков)

2.Почему море никогда не переполняется? ( Постоянно происходит круговорот воды)

- Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута

- В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лёд,

Растает и снова в поход!

- На Земле очень много воды, но почему её нужно охранять?

- Воды на земле много, но вот чистой воды становится меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему?

Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС, потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озёра попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыба, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжёлых заболеваний. Река болеет, её воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своём здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

- А как вы, ребята можете позаботиться о чистоте водоёмов? ( Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду.)

- Я предлагаю разучить кричалки:

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

«Экономно воду лей, дорожить водой умей».

9.Домашнее задание

- Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе.»

I вид задания – таблица

Знал раньше

Узнал на уроке

Хочу узнать ещё

-  Найти информацию о том, что будет в 3 колонке. Только помните, 3 колонка должна быть заполнена обязательно.

II вид задания – сочинить сказку про путешествие капельки воды по свету

10.Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Вы довольны собой, мои юные исследователи?

- На капельке отразите свои ощущения от урока ( слова, эмоции, смайлик)

- Как вы себя чувствуете? На своих карточках раскрасьте облачко таким карандашом, с которым вы ассоциируете своё настроение на конец урока. У кого цвет изменился? С чем это связанно?

 - « Посадите капельку на облако»

 - А напоследок составим синквейн на тему «Вода». Напоминаю:

1) Тема.

2) 2 прилагательных.

3) 3 глагола.

4) 1 предложение.

5) Ассоциация.

- Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".

" При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"

Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"

Конспект урока разработан для урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Превращение и круговорот воды в природе», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: формирование понятие о круговороте воды в природе; развитие наблюдательности; формирование знания об экологической целостности природыПланируемые результатыПредметные:З...