Технологическая карта урока в 1 классе. Тема: "Откуда в снежках грязь?" УМК Школа России
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Барбашина Елена Викторовна

Технологическая карта по окружающему миру для первого класса по теме "Откуда в снежках грязь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_otkuda_v_snezhkah_gryaz11-2.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Школа № 20 г.о. Самара

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ

«Откуда в снежках грязь?»

.

                                                                              МБОУ Школа № 20 г.о. Самара

Учитель начальных классов I категории:

 Барбашина Елена Викторовна

г.о. Самара 2017 г.


Тема: Откуда в снежках грязь?

Базовый учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 часть 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-издание, Москва  «Просвещение» 2012

Цель  урока: Организация деятельности учащихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе; формировать умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать познавательную активность, наблюдательность, воображение, речь; способствовать расширению кругозора.

Тип урока: урок решения практических задач

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп

Оборудование: Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», снег в стаканах, фильтры, чистые стаканы, рисунок термометра для рефлексии, вырезанные снежки.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные:

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

  •  выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы

Коммуникативные:

  • предлагать помощь и сотрудничество,
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Технологическая карта  урока

Этап урока

Используемые ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

Организационный момент

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает …(отгадайте загадку) снежок (слайд 2)

Отгадывают загадку

1 мин

Волевая саморегуляция

Умение следовать правилам поведения

2

Актуализация знаний

Проектор, компьютер

- Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег?

- Когда идёте по первому чистому снегу?

- Вам нравится зима? За что?

- Вы слышите хруст снега?

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто спешит к нам в гости.

Красный нос, в руках метелка.

Проживает рядом с елкой.

К холодам давно привык

Наш веселый... (слайд 2)

- Но наш веселый Снеговик пришёл к нам не с пустыми руками.

- Так что же принёс с собой Снеговик?

- Правильно, он принёс нам снег. Он и в ваших стаканах на столе.

- На прошлых уроках  мы уже говорили о снеге. Давайте вспомним свойства снега.

- Выберите из данных свойств только те, которые относятся к снегу. (слайд 3)

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадку

Дети выбирают  «Свойства снега»

7 мин

Умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Анализ, умение структурировать знания.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

3

Самоопределение к деятельности.

Проектор, компьютер

Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег?

- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Обоснуйте своё мнение.

- Одни из вас говорят, что можно, а другие нельзя. У нас возникли разногласия, но большинство предполагают, что снег есть нельзя.

- Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?

- Правильно, нужно провести исследование.

- Так что нам предстоит сделать сегодня на уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Определяют проблему.

- Провести исследование

- Выяснить можно есть снег или нельзя.

4 мин

Умение структурировать знания.

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Умение аргументировать свою точку зрения

4

5

6

Открытие нового знания.

 

Практическая работа

 

Физминутка

Проектор, компьютер, лабораторное оборудование

- Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория. Мы – начинающие  исследователи. Снеговик принес снег  со школьного стадиона и с проезжей части  дороги .Чтобы доказать, что снег опасен, надо его исследовать. Для этого поработаем в парах.  Повторим работу в парах.

Посмотрите, что у вас есть на столах: стаканчик со снегом взятым со школьного стадиона и стаканчик со снегом взятым с проезжей части,  белый листочек, ватные диски. Я прошу соблюдать осторожность при обращении  с предметами. Что еще есть? (инструкция)  по которой вы будете выполнять практическую работу. Распределите обязанности в паре.

1 исследование- исследуем запах снега

2 исследование – цвет.

Результаты исследований записываем в таблицу.

Ребята,  а сейчас давайте отдохнем, погуляем по зимнему лесу и подышим чистым воздухом.

Дыхательная гимнастика

Ой, ребята, что произошло пока мы гуляли по лесу?

Наш снег превратился в воду. И теперь мы можем посмотреть на чистоту нашего снега

3 исследование - наличие осадка.

Для этого надо профильтровать воду.

Что такое фильтровать? В словаре Ожегова говорится, что фильтровать – пропустить через фильтр.

- Почему в стаканах не снег, а  вода? Ребята, вы можете объяснить, что случилось?

- А теперь посмотрите на воду в ваших стаканах. Какого цвета был снег?

- А какой стала вода?

- Иногда зрение человека подводит. Такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы. Выясним, какой эксперимент надо провести.  Снеговичок вам поможет.

- Давайте выберем предметы необходимые для изготовления фильтра

(слайд 4)

- Пропустим воду из стакана через фильтр. Каким стал фильтр?

- Так можно ли есть снег?

- Белый, пушистый, чистый

Дети наблюдают, делают вывод:

Снег белый, потому – что каждая  снежинка отражает свет в разные  стороны. Снег состоит из кристаллов.

Снег растаял, потому что в классе тепло

- Белого

Дети  выполняют

дыхательную гимнастику

- На дне осадок, вода мутная

- Воду нужно пропустить через фильтр.

- Подбирают материал для фильтра (работа в парах)

- Фильтр стал грязным

Ответы детей

Проводят исследование и записывают в листах наблюдения, делают вывод

5мин

7 мин

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Поиск и выделение необходимой информации

Планирование учебного сотрудничества.

Коллективное исследование, сравнение, анализ.

Прогнозирование.

Волевая саморегуляция.  

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Умение договариваться с соседом по парте о правилах поведения и общения и следовать им.

Умение аргументировать свою точку зрения, выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью.

Физминутка

(слайд 5)

Дети выполняют физминутку под музыку

1 мин

Управление своими эмоциями

Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний

- Ой, ребята, кто это?

(слайд 6)

- Это из-за неё наш снежок становится грязным! Это она осталась на фильтре.

- А откуда она появилась?

-Как сделать Землю чище ?

Я хочу обратить ваше внимание на наш город. В нашем городе очень много делается ,чтобы мы жили в красивом и чистом городе. В нем очень много деревьев и цветов. Что мы можем сделать для чистоты нашего города ? ( не ломать, не мусорить, сажать цветы около дома)

- А откуда ещё появляется Злючка-Грязучка в наших снежках? (слайд 7)

- Выберите  те иллюстрации, которые подтверждают правильность ваших ответов.

-Молодцы! Вы правильно определили причины появления Злючки-Грязючки в наших снежках,

 -Зимой в снежках можно обнаружить и другую грязь. -- Как вы думаете, какую?

Идёт  обсуждение серии картинок из электронного приложения.

Так какая ещё грязь может быть в снежках?

Как с этим бороться?

- Что произойдёт со снегом весной? Куда может попасть Злючка-Грязючка? Где будем искать ответ на этот вопрос?

Злючка -Грязючка

 

Ответы детей

По иллюстрациям учебника дети делают вывод о том, откуда в снежках грязь: заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю. Стр. 62-63

Мусор

Фронтальная работа с электронным приложением к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»

- Ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить

Работают по серии картинок в учебнике

10 мин

Понимание текстов, извлечение

необходимой информации.

Установление причинно-

следственных связей.

Построение логической цепи

рассуждений, выведение следствий.

Осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

Волевая саморегуляция в

ситуации затруднения

Планирование  действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Взаимодействие с учителем, осуществляемого во фрон​тальном режиме

7

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вернёмся к учебной задаче урока.

-Как мы узнали, что в снежках есть грязь?

- Откуда в снежках грязь?

- Как сделать планету чище?

-На столе у вас лежат снежинки. Если вам понравилось , и вы открыли что-то новое возьмите белую снежинку и прикрепите на доску, если вам было не все интересно и понятно, то прикрепите  серую снежинку.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке

4 мин

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

Умение выражать свои мысли

Самооценка на основе критерия

успешности

Адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности.

8

Домашнее задание

Сочинить сказку о том, как можно победить Злючку-Грязючку.

1 мин

Список использованных источников

  1. А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 часть 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-издание, Москва  «Просвещение» 2012
  2. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс 2012 год
  3. «Марш снеговиков» для физминутки заимствован у Коломенской Виктории Григорьевны учителя начальных классов МБОУ СОШ № 15 г.Владикавказа РСО-А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Технологическая карта урока математики : «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»(УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...