Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Урок "открытия новых знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "открытия новых знаний"32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта  урока

Учебный предмет

Окружающий мир

Учебник

« Окружающий мир», А. Плешакова

Программа

УМК «Школа России»

Класс

2

Тип урока

 изучения нового материала.

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Методы обучения:.

проблемный, монологический, диалогический, исследовательский

Тема урока

Разнообразие растений

Цель урока

Создание условий для успешного  формирования целостного представления о разнообразии растении  через различные виды деятельности.  

Задачи урока

  1. Познакомить детей с названиями групп растений; научить классифицировать растения, опираясь на их признаки.
  2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация) через выполнение различных заданий.
  3. Развитие коммуникативных навыков через работу в парах и самооценку деятельности учащихся.

Планируемые образовательные результаты

ПредметныеУУД: 

-ознакомление с разнообразием растений;

-умение распознавать растения по их признакам.

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

Познавательные УУД:

 -поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний и построение модели;

-выбор основания и критерия для сравнения;

-классификация объектов;.

 Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность на уроке;  

- отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

   умение видеть ошибку

Коммуникативные УУД:;

-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

 -формулировать собственное мнение.

Оснащение  урока

мультимедиапроектор, ПК, экран, Flash-тест для проверки и закрепления знаний по теме: «Разнообразие растений», презентация, карточки с заданиями для учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Организационный этап.

   

-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы на уроке.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, когда прослушаете музыку (звучит музыка леса).

 - Что вы услышали? Где мы с вами сейчас были?

-  Да, мы будем путешествовать по лесу. Нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу!                                  

 Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 Отвечают на вопрос учителя.

В лесу.

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания, мобилизация энергии для выполнения работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя

Актуализация знаний

Ребята, расположите числа в порядке увеличения и вы  узнаете,  о чем мы сегодня на уроке будем говорить.

У каждого числа своя буква.

44

2

6

30

9

16

24

21

я

р

а

 и

с

т

н

е

     

(На экране тема урока)

 

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают слово.

2  6   9 16  21  24   30 44

р  а   с   т    е     н    и     я

 Рассматривают слайды с ответами

Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность на уроке;  

- отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

   умение видеть ошибку

Коммуникативные УУД:;

-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

 -формулировать собственное мнение.

Постановка           учебной задачи.

 

О чем мы  будем говорить на уроке?

Какой будет главный вопрос урока?

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

(На экране тема урока)

Какую цель мы поставим?

Игра «Верные и неверные утверждения»

-  Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?»

 На каждой парте лежит осенний листочек,  на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите,  или «-», если не верите.

Вопросы:

1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.

2…у трав мягкие и сочные стебли.

3…деревья бывают лиственные и хвойные.

4…кустарники бывают лиственные и хвойные.

5…у деревьев один толстый стебель.

6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.

7…у хвойных растений нет листьев

8…растение под названием «Вероника дубравная» является травой.        

 Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

Отвечают на вопрос учителя.

О растениях.

Какие бывают растения.

работают  в парах

ставят знак «+», если считают высказывание верным,  или «-», если неверным.

 

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность на уроке;  

- отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

   умение видеть ошибку

Коммуникативные УУД:;

-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

 -формулировать собственное мнение.

Открытие новых  знаний.

  Работа с картиной «Лес»

 - Вспомните, какие растения растут в лесу?

 - Когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали?

 - Рассмотрите  картину и разделите растения  на группы.

 А) Работа с группой «Деревья»

-  Как называются самые высокие растения в лесу?

 - Все ли деревья одинаковые?

- Отгадайте загадки:

1) Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане.

2)Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

 Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

- В чем же отличие этих деревьев?  

 - Как еще  называют иголки?

 - Как вы думаете, как называются деревья, у которых листочки? А у которых листья-хвоинки?

Б) Работа с группой «Кустарники»

1.Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки! .

2.Кто те ягоды не знает,

От простуды помогают.

На кустах они висят, И, как маков цвет, горят.

Только это не малина. Что за ягода?

 - Как мы назовем одним словом растения: орешник, калина?

 -   Чем они отличаются от деревьев?

-  Сможете ли вы отличить деревья от кустарников? Проверьте себя по рисунку в учебнике.

 В) Работа по учебнику.

- Рассмотрите  изображения растений на стр.47. Назовите номера и названия кустарников. ( 2-калина,3-орешник).

- В чем же отличие деревьев от кустарников?

 

ГРабота над группой «Травы»

1. Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня. 

2.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка

 -  А какие ещё растения могут быть, кроме деревьев и кустарников в лесу?

2.Практическая работа с гербариями.

 -  Давайте познакомимся поближе с травами леса. Рассмотрите гербарий мать-и-мачехи и послушайте стихотворение: 

    В весенний солнечный денёк

  Золотой расцвел цветок.

  На короткой, толстой ножке

   Все дремал он на дорожке

 А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

   Удивляю всех красой!

 Посмотрим на цветок. Какой он?

Какой стебелек?)

 Пушок защищает от жаркого солнца, а ночью от холода. А ещё мать-и-мачеха лекарственное растение. Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какое замечательное растение!

Работа по учебнику.

-Рассмотрите рисунок в учебнике и найдите растение, которое очень похоже на мать-и-мачеху.

   Какие ещё травы изображены на рисунке?

 

- Какие по высоте травы из всех растений леса?

Какие группы растений мы с вами рассмотрели? .

-По-другому эти  группы называются ярусами леса.

-Лес состоит как бы из трех ярусов – деревья, кустарники, травы. Лес называют «лёгкими» планеты, потому, что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать леса, тем чище будет воздух на нашей планете.

Деревья

Береза

Ель

У березы широкие листья, а у ели листья-иголки.

Хвоинки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Орешник

Калина

Кустарники

Выполняют задание в учебнике.

Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько.

Крапива.

Одуванчик

Травы

Работа в парах с гербарием.

Лепестки короткие, узкие, похож на солнышко

Короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком

5-одуванчик

6- репейник, 7-вероника дубравная.

Самые низкие

деревья, кустарники, травы

ПредметныеУУД: 

-ознакомление с разнообразием растений;

-умение распознавать растения по их признакам.

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

Познавательные УУД:

 -поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний и построение модели;

-выбор основания и критерия для сравнения;

-классификация объектов;.

 Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность на уроке;  

- отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

   умение видеть ошибку

Коммуникативные УУД:;

-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

 -формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД:

 -поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний и построение модели;

-выбор основания и критерия для сравнения;

-классификация объектов;.

 Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность на уроке;  

- отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

   умение видеть ошибку

Физминутка

Предполагаю, что вы устали. Встаньте, пожалуйста, потянитесь. Расслабьтесь. Зарядка для  глаз и движения тела.

Выполняют упражнения

Регулятивные  волевая саморегуляция.

Коммуникативные:: слушать и понимать речь, выполнять требования одноклассников;

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Задание1: образовать новые слова и записать, распределив их в три группы  по ярусам.

Карточка №1.

Из каждого слова  в строке взять только первые слоги, составить новые слова:

- оса, сирена, насос  

- каша, лиса,народ  

- краны, пилот, ваза  

- соска, налим    

- ряды, бинокль, наклейка  

- клеёнка, вершина

Карточка №2

Из каждого слова в строке взять последние слоги,

составить новые слова:

- капли, папа    

- зима, корабли, корона    

- колосья, осень

Проверка.  (Слайд)

Деревья

кустарники

травы

осина

калина

крапива

сосна

рябина

клевер

липа

малина

ясень

Индивидуальная работа учащихся.

Сначала 1 вариант -за нетбуками.

Инструкция: Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам.

2 вариант- работает самостоятельно в рабочей тетради. Задание  №2. Затем меняются

Проверка выполненного задания.

 (Слайд )

Как  можете оценить свои знания?

Работа в парах.

Составление слов распределение  на группы по ярусам.

Оценивают свою работу ( рисуют смайлик на листе оценивания.)

Тестирование  с помощью нетбука.

Мгновенная  оценка деятельности

Оценивают свою работу ( рисуют смайлик на листе оценивания.

Предметные УУД:

 - уметь классифицировать растения по группам.

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность на уроке;  

- отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

   умение видеть ошибку.

Познавательные УУД:

 -поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний и построение модели;

-выбор основания и критерия для сравнения;

-классификация объектов;.

 Коммуникативные УУД:;

-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

 -формулировать собственное мнение.

Итог урока.

Рефлексия

 Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к «Осенним листочкам» и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.  (Проверка происходит в парах).

-  По каким вопросам ваше мнение совпало?

 - По каким вопросам ваше  мнение изменилось? Объясните, почему?

-  Наше виртуальное путешествие в лес на сегодняшнем уроке подходит к концу. Я предлагаю вам составить синквейн на обратной стороне листа с таблицей.

Составление синквейна (на листочках), зачитывание представителями групп.                

 −  Назовите тему урока одним словом 

− Назовите 2-3 признака растений 

− Назовите 2-3 действия,

− Выразите в одном предложении свое впечатление.

Какое слово наиболее точно определяет какие растения?

Задание:

Оцените  результаты своей работы на уроке.

И раскрасьте  смайлик в листе оценивания.

Выставляются оценки, объявляются  результаты тестирования

Комментируется домашнее задание

Составляют синквейн

Растения

Зеленые, красивые, разные.

Украшают, очищают;

Растения-легкие планеты! Разнообразные!

Регулятивные УУД:

 - планировать свою деятельность на уроке;  

  - осуществлять самоконтроль;  

Познавательные УУД:

-поиск и выделение

необходимой информации;

-структурирование знаний и построение модели;

-выбор основания и критерия для сравнения;

-классификация объектов;.

 Коммуникативные УУД:;

-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;

 -формулировать собственное мнение.

                     Лист самооценивания

1 ЗАДАНИЕ

2 ЗАДАНИЕ

3 ЗАДАНИЕ

4ЗАДАНИЕ

       😐       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?» УМК «Школа России»

Технологическая карта урока поможет учителю построить урок по новым стандартам образования. Урок открытия нового знания позволяет применить деятельностный подход в обучении.  На данном уроке учен...

Тестовая работа по окружающему миру в 3 классе на тему: "Разнообразие и жизнь растений" УМК "Школа России"

Данный тест в форме презентации поможет быстро проверить усвоение учащимися темы "Разнообразие и жизнь растений"....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа России")

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой. Учебник.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Урок открытия нового знания...