Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме: "Петр Первый - необычный царь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Клестова Мария Александровна

Цельурока: знакомство детей с личностью Петра Первого, его реформами и вкладом в развитие России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_pervyy_-_neobychnyy_tsar.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Петр I- необычный царь» 

Цель урока: Познакомить учащихся с личностью Петра I, его реформами и его вкладом в развитие России

Задачи урока:

обучающие: дать представление о деятельности Петра I, познакомить с преобразованиями, произошедшими в России с приходом к власти Петра.

развивающие: развивать речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение сотрудничать, работать в группе;

воспитывающие: способствовать воспитанию интереса к истории России; воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 

  • проектор
  • презентация (POWERPOINT)
  • учебник Е.В.Саплиной, А.И.Саплина, "Окружающий мир. 4 класс" (часть II);
  • рабочая тетрадь Е.В.Саплиной, А.И.Саплина, "Окружающий мир. 4 класс" (часть II);
  • фонозапись «Звон колоколов», «трели птиц»


I. Орг. момент.

  • приветствие
  • посадка

  • приветствие гостей

II.    Проверка знаний учащихся

  • тест

III. Работа по теме урока.

  • сообщение темы и целей урока

Закрыть презентацию

  • Биография Петра Первого

(рассказ учителя)

  • работа по учебнику
  • мини-экскурсия (сообщения детей)

1 экскурсовод

На доске табличка:

Верфь – это место постройки и ремонта судов

Характеристика Петра «Отец русского флота»

2 экскурсовод

По ходу рассказа ребёнка на доске появляется следующая  характеристика Петра «Основатель Петербурга»

ФИЗМИНУТКА

  • Реформы Петра

Характеристика «Император Всероссийский»

«Реформатор»

IV. Закрепление изученного материала

V. Итог урока

Рефлексия

Ход урока.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

- Ребята, прежде чем мы с вами займемся очень важным делом, давайте поприветствуем наших гостей, которые сегодня пришли к нам на урок. (Дети приветствуют гостей)

История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. История Российского государства - не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

- Вспомните, как назывались правители  во времена Древней Руси? (Князья.)

- Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности. Давайте с помощью теста вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории.

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды. 

2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?

а) Рюрик;

б) Олег;

в) Игорь;

г) Владимир. 

3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?

а) медведь;

б) орёл;

в) лев;

г) бык.

4. Кто стал первым царём в России?

а) Иван Грозный;

б) Иван III;

в) Иван Калита;

г) Дмитрий Донской. 

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

а) Киев;

б) Владимир;

в) Москва;

г) Рязань. 

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

в) "Апостол";

г) "Первый русский букварь". 

7. В каком веке братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку?

а) в VI веке

б) в  X веке

в) в IX веке

г) в  XII веке

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами

г) он оставил в наследство шапку Маномаха. 

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из железа;

г) из красного кирпича. 

10. При каком правителе Русь полностью  освободилась от ордынской зависимости??

а) Иван Грозный

б) Иван Калита

в) Дмитрий Донской

г) Ивана III. 

ВЗАИМОПРОВЕРКА (правильные ответы на слайде), оценивание (на слайде критерии оценок )

- Молодцы!

Ну а сейчас, не теряя времени, давайте наконец узнаем тему нашего сегодняшнего урока. И, для начала, разгадайте зашифрованный текст. (на слайде)

о н т е р о в б и ы м ч р н ы ы а й ю ц с а ж р э ь
- «Необычный царь».
- Послушайте краткое описание этого великого человека и, возможно, кто-то из Вас узнает его.

Представьте себе великана, без малого трех аршин ( на слайде значение слова), целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVII веке.  

- Как же звали этого необычного царя? (в случае затруднения назвать имя царя)

- Великий русский поэт А.С.Пушкин посвятил Петру Первому такие строки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А почему он так сказал, мы должны ответить в конце урока.

 - Ребята, постарайтесь самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, опираясь на зашифрованное послание и вспомнив имя царя.  

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Петр I – необычный царь». (на доске появляется портрет Петра Первого и его характеристика – «необычный царь».)

 В течение всего урока мы вместе с вами будем пополнять характеристику  Петра.

 А в чем необычность этого царя и какие изменения произошли в России в период царствования Петра – об этом мы и будем сегодня говорить. Я прошу Вас внимательно слушать меня, так как в конце урока мы будем вспоминать и обобщать изученный сегодня материал.

Звучит фонозапись «Звон колоколов».

Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царевича окрестили в Чудовом монастыре и назвали Петром.

Счастью родителей не было конца, и рождение сына было отпраздновано ими воистину по-царски: приближённые были щедро осыпаны денежными и другими наградами. Стол был загромождён всякого рода сахарами, пряниками, овощами. Большая пряничная коврига изображала герб Московского государства. Два сахарных орла весили каждый по полтора пуда (на доску вывешивается КАРТОЧКА: 1 ПУД = 16 КГ, полтора пуда = 24 кг). Был сделан также из сахара целый город, Кремль с людьми, конными и пешими и т.д.

Алексей Михайлович с молодой красавицей-женой души не чаяли в ребёнке, окружали его роскошной обстановкой, наряжали в богатые платья и одаряли всевозможными игрушками.

Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец царь Алексей Михайлович. Но так как Петр был не старшим сыном, а престол передавался старшему сыну, царствовать самостоятельно он стал с 1696 г, тогда Петру было 24 года. Не получив хорошего образования в детстве, Пётр чувствовал постоянную потребность в обучении во взрослой жизни. Учился у всех, кто мог его заинтересовать. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. От ранней юности до самой смерти трудился Петр .  Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день.  Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык.  Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим.  В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо.   В полдень обедал, ел самые простые блюда.  После обеда отдыхал 2 часа.  Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы.  В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.

В своем образе жизни он подавал пример простоты  обхождения и бережливости.  С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто.  От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду.  Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было».  Петр запретил своим подданным падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться.  Но низкопоклонства  он не любил.  «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость».  Он не любил, если кто, встретив его, остановится.  Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».  

Государь не любил роскоши.  Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года.  Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой.  Царь Петр не раз говорил: « Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».

Царь Петр был бережлив.  Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.»

Ну а сейчас, в продолжение рассказа о Петре, я предлагаю вам совершить мини-экскурсию в музей.

Где же ты, дружок-волшебник,

Знаменитый наш учебник

Открывай его сестрицу

60 страницу.

Я предоставляю слово нашим экскурсоводам.

Перед  вами корабли времен Петра  Первого. Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку.  Это оказался английский бот.  Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен.  Тотчас отправились искать плотника.  С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх.  Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь.  Петр прошел все чины сухопутной  военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу.  Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра.  Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску.  Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше.

Именно при Петре началась история становления русского флота, а Россия превратилась в морскую державу.

Учитель: Мы достаточно много уже узнали о Петре Первом. Можно ли его назвать трудолюбивым человеком? Работником? (пополняем характеристику на доске словом «Работник»)

А следующая наша экскурсия по набережной, которую проведет для нас ……………..

Перед вами картина  А.В.Серова « Петр  I на набережной Невы» (на слайде)

16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест.  Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря.  Но для великого Петра не существовало препятствий.  Работа кипела беспрерывно.  Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города.  Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным.  

Слайд №.  Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней.  Этот домик сохранен и поныне.  Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра.  Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу.  Часто город он называл раем.  Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей.

Учитель: Петр был очень внимателен ко всему, что происходило в Петербурге. Однажды он заметил, что птиц мало по берегам Невы, не слышно пения птиц. Тогда он  велел купить в Москве несколько тысяч певчих птиц и выпустить в Петербурге.

 Приготовились послушать пение певчих птиц птиц  (Упражнение на релаксацию.)

Физминутка про птиц

Важной чертой личности Петра было умение извлекать уроки из поражений и ошибок. В самых трудных ситуациях он никогда не терял присутствия духа, не опускал рук, а с удвоенной энергией брался за завершение начатого. Эта черта помогла ему в политике, в его реформаторской деятельности. Нет ни одной стороны государственной жизни, которую не затронули бы реформы Петра. Что такое реформа? Реформа – это……..

Стране для проведения реформ требовалось большое количество грамотных людей. Поэтому царь издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться.

Одежда бояр, их длинные бороды, по мнению Петра, мешали работать. В 1700 году новый Указ повелевал носить иноземное короткое платье и о запрещении бороды.

Дворянам предписывалось по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе.

Появляется на столах у богатых людей картофель, ранее неизвестный русским людям.

Был введён новый календарь, по которому год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее.

Стали выпускать первую газету «Ведомости».
В 1721 году закончилась Северная война, из которой Россия вышла победительницей, и Петру I был присвоен титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского».
Много необычного было в Петербурге. Шумной известностью пользовалась Кунсткамера – первый музей России.
Всё о чём говорилось, свидетельствует о необыкновенном размахе реформ в России. Вот почему Петр I вошёл в историю, как Пётр Великий. Таким образом, своими преобразованиями император пытался ввести Россию в круг развитых держав Европы. Отдавая должное деятельной энергии Петра I, нельзя забывать, что многие его реформы были введены силой.

28 января 1725 года звон колоколов возвестил русскому народу о том, что скончался Великий Император великого русского народа.
Позднее в Петербурге Петру Великому был возведён памятник (фото).

- Почему Петра называли реформатором?
Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями.

ножницы

календарь — (ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)

картофель

кофе

газета

кольцо

кость — (приказывал собирать разные диковинки, создал первый музей)

Дополнительное задание (если будет время) – п/т с.33 № 53


- Вернемся к эпиграфу урока. Почему А.С. Пушкин так сказал о Петре?

В этих словах показана многогранная  ЛИЧНОСТЬ Петра Великого. Давайте вернемся к характеристике Петра, которая сформировалась у нас по ходу урока. (прочитать на доске)

И в завершении урока, я предлагаю Вам ответить продолжить фразу:

«Мне было интересно узнать о ……..»

«Я думаю…..»

«…..»

Дом.задание  - 1. разгадать кроссворд

                         2.  чтение текста в учебнике с. 60-65, пересказ, ответы на вопросы

http://rushkolnik.ru/tw_files/22699/d-22698894/22698894_html_7b47d62.png

Вопросы

1. Имя царя, правившего с 1682 по 1725 г. 2. В 1703 году вышла первая русская ... «Ведомости». 3. При Петре I был создан русский Военно-морской ... . 4. Наука, которая изучает прошлое человечества. 5. В 1700 году введено новое летоисчисление – юлианский ... . 6. При Петре I был открыт первый ... – Кунсткамера. 7. 1721 год – важная ... в истории России. 8. В 1721 году Петру I дали новый ... . 9. Титул Петра I с 1721 года. 10. При Петре Россия стала называться – Российская ... .

Ответы: 1. Петр. 2. Газета. 3. Флот. 4. История. 5. Календарь. 6. Музей. 7. Дата. 8. Титул. 9. Император. 10. Империя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...