Урок по окружающему миру "Четыре царства живой природы", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру, УМК "Планета знаний" (урок изучения нового материала)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
- Учебный предмет: окружающий мир
- УМК «Планета знаний»
- Класс 3
- Тема урока: «Четыре царства живой природы»
- Тип урока: изучение нового материала
- Задачи урока:
- Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.
- Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.
- Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.
- Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.
- Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: ученик научится
- называть царства живой природы;
- приводить примеры представителей каждого царства, соотносить живое существо с царством;
- устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (чтение текста, слушание);
- развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)
Регулятивные:
- формировать умение определять учебную задачу на уроке с помощью учителя, удерживать учебную задачу;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
- формирование умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности, учитывать мнение партнера;
- развитие монологической и диалогической форм речи.
Личностные:
- формировать устойчивый интерес к изучению природы;
- ориентировать детей на сознательное выполнение правил поведения в природе.
Оборудование
- Презентация «Четыре царства живой природы»
- Карточки с заданиями для групповой работы.
- Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
Обучающиеся умеют
- различать объекты природы и изделия;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- умеют делить объекты живой природы на группы по существенным признакам и объединять в группы.
Содержание урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Организационный момент Актуализация знаний, выявление проблемы Постановка учебной задачи Решение учебной задачи. Физминутка. Самостоятельная работа с информацией Закрепление изученного материала Рефлексия учебной деятельности | -Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Не будем терять время и с хорошим настроением начнем урок! Отгадайте загадку: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг … -Что же такое природа? Слайд (кроме объектов природы там есть изображение дома и машины) -Вы сказали, что природой мы называем то, что нас окружает. Значит, всё, что мы видим на доске, объекты природы? -Тогда закончите определение: Природой мы называем то, что нас окружает и … -Разделите оставшиеся объекты природы на группы. -Назовите признаки живых существ. - Сегодня на уроке мы будем работать с объектами живой природы. А вы знаете, кто изучает живую природу? -Да, ученые-биологи (биология в переводе с греческого означает учение о жизни). Живые существа на нашей планете очень разнообразны. Их очень много. Вот ученые и задумались, как же изучить все живые существа? -А вы можете помочь ученым решить эту проблему? -С чего нужно начать работу? -А по каким признакам мы будем это делать? - Итак, давайте наметим план наших действий. -Правильно. Разделим все живые существа на группы по существенным признакам. А потом? -Молодцы. -Сегодня на уроке мы выполним только первый пункт нашего плана – Разделим все живые существа на группы по существенным признакам. Работа по карточкам. Задания: 1.Разделите живые существа на группы. 2.Запишите каждую группу в столбик. 3. Устно объясните, по каким признакам вы это сделали. 4.Дайте название каждой группе. (дуб, лев, мухомор, сосна, земляника, бабочка, подосиновик, папоротник, шмель, поганка, роза, масленок, корова) Проверка. Слушание ответов, потом сверяют по доске. -Молодцы! Вы справились с заданием. Ученые тоже не теряли время зря и тоже разделили все живые существа на группы и назвали их царствами. -Посмотрите внимательно на схему в учебнике на с.79 и сравните её с нашей схемой. Что вы заметили? -Какого царства у нас нет? -Что вы знаете о бактериях? -А сейчас послушайте рассказ о бактериях, который подготовили ученики из нашего класса. -Так почему же ученые выделили бактерии в отдельное царство? -Правильно, молодцы, вы внимательно слушали рассказ. -Так на какие царства делится живая природа? -Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. -Сейчас мы будем работать по группам. 4 царства - 4 группы. (таблички со словами «растения», «животные» и т.д.) Задания группам: 1.Найти в учебнике на с.78 как называется наука, изучающая ваше царство. 2.Какие среды обитания населяют живые существа? (с.78) В каких из них обитают живые существа из вашего царства? Учитель следит за работой групп, при необходимости помогает. Проверка. Отчет каждой группы. -Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное? -Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу! -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы, красного – животные, зелёного – растения, желтого – бактерии) Мак, медведь, ландыш, подосиновик… -Наш урок подошёл к концу. -Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Какое задание было самым трудным? Самым интересным? -О каких царствах вы хотели бы узнать побольше? -Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец! И похлопайте в ладоши. А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!» Домашнее задание: С.78 – 79, прочитать, ответить на вопросы | Выполняют то, что просит учитель. Дети внимательно слушают. Природа. (отвечают хором) -Это то, что нас окружает: деревья, цветы, животные… -Нет! Дом и машина сделаны руками человека и не относятся к природе. Это изделия. - не сделано руками человека! 1) Дерево, цветок, птица, волк, гриб – живая природа. 2) солнце, облака – неживая природа. -Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают. -Ученые Да, мы попробуем. - Я думаю, что сначала нужно разделить все живые существа на группы. -По строению живого существа, по питанию. -А я думаю, что ещё можно посмотреть, где они живут. 1.Разделим все живые существа на группы. Будем изучать каждую группу по порядку.
Дети работают в парах, договариваются, как они будут работать. Дети зачитывают получившиеся группы, объясняют, по какому признаку, дают название группы Дети работают с учебником, сравнивают две схемы. -У нас получилось 3 царства, а у ученых 4. - Царства бактерий. - Они очень маленькие, могут вызывать болезни, если не мыть руки. 1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. 2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. -Это живые организмы. -У них есть признаки растений и животных. -На 4 царства: растений, животных, грибов и бактерий. Дети выполняют движения вместе с учителем. Деи рассаживаются по группам, выбирают главного в группе. Дети работают с материалом учебника. Например: «Животные» 1.Животных изучает наука зоология. 2.Животные живут в наземно-воздушной среде (птицы), в водной (рыбы), в почвенной (черви)… Дети высказывают свои мысли. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему. Дети по сигналу учителя показывают карточку. Ответы детей. Самооценка. Дети записывают задание в дневник. | Развитие личностных УУД (доброе отношение к людям) Развитие познавательных УУД через отгадывание загадки Формирование логических УУД (анализ, сравнение) Формирование логических УУД (обобщение) Формирование действий классификации Формирование регулятивных УУД (постановка учебной задачи через подводящий диалог) Планирование учебной деятельности. Развитие познавательных УУД, формирование действий классификации Развитие регулятивных УУД через работу по алгоритму, данному учителем. Развитие коммуникативных УУД Формирование логических УУД (сравнение выполненной работы с образцом) Развитие познавательных УУД (анализ, сравнение) Развитие познавательных УУД (работа с информацией через слушание) Формирование логических УУД (обобщение) Развитие коммуникативных УУД Развитие познавательных УУД (получение информации из текста) Развитие коммуникативных УУД (владение разными видами речи) Развитие личностных УУД Развитие познавательных УУД, логических операций Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; Личностные УУД: - соотносить результат действия с поставленной целью; - способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
Литература
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012
- Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
- Как построить урок в соответствии с ФГОС/А.В.Миронов. -Волгоград: Учитель,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Урок окружающего мира "Царства Живой природы"
Урок окружающего мира «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Окружающий мир. "Царства живой природы"
Урок окружающего мира по теме "Царства живой природы", 2 класс...
Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"
Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием кейс-технологии....
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...
технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"
В данной разработке представлен конспект и презентация открытого урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО....