Конспект урока для 3 класса по окружающему миру на тему: «Золотое кольцо России »
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока для 3 класса по окружающему миру на тему:«Золотое кольцо России »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dlya_3_klassa_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сарайкина Ольга Геннадьевна
Конспект урока для 3 класса по окружающему миру на тему:
«Золотое кольцо России »
Учитель: Сарайкина Ольга Геннадьевна.
Москва, 2017 г.
Информационный дидактико-технологический и методический модуль урока | ||
Дата | ||
Класс | 3 | |
Предмет | Окружающий мир | |
Тема | Золотое кольцо России | |
Вид урока | Урок – беседа | |
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | |
Учитель | Сарайкина Ольга Геннадьевна | |
Государственный социальный заказ | ||
Во исполнение Федерального Закона Российской Федерации 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений добиваться:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
| ||
Ключевые определения | Золотое кольцо России- семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел. Лавра- главный, самый важный монастырь. Гидроэлектростанция- электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Речной плёс- это широкая часть реки между двумя изгибами. | |
Учебно-методическое оснащение |
| |
Межпредметные связи |
|
Технологическая карта урока | |||
Триеди- ные дидакти-ческие цели | Образовательные цели:
| Воспитательные цели:
| Развитие речи:
Развитие памяти:
Развитие практических навыков:
Развитие воображения:
|
Логическая структуризация | Учитель | Обучающиеся |
Целеполагание |
|
|
Ключевые компетенции | Учитель | Обучающиеся |
Языковедческая компетенция | Обеспечение познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения. | Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации. |
Профессиональная компетенция | Опыт разнообразной деятельности в коллективе, группе, команде. Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов. | Формирование способности к постоянному самообразованию. |
Педагогическая компетенция | Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью. | Освоение обучающимися компетентностного подхода. Овладение знаниями и умениями. |
Культуроведческая компетенция | Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа. | Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи. |
Читательская компетенция | Формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. | Овладение техникой чтения, умение правильно, прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения. |
Речевая компетенция | Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль , воспитать потребность к чтению художественной литературы. | Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др. |
Информационная компетенция | Повышение качества действий учителя на данном уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе. | Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации. |
Организационная компетенция | Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса. модернизации столичного образования. | Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением. |
Личностная компетенция | Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. | Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств. |
Здоровье-сберегающая компетенция | Создание здоровьесберегающей образовательной среды. | Соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время учебного процесса. |
Основные дидактические принципы |
| |
Вид доски Презентация к уроку |
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | |
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Приветствие обучающихся. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Геннадьевна! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. На парте должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал. | Подготовка класса к работе. Обучаемые приветствуют учителя, занимают свои места, готовятся к занятию. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявление уровня знаний, определение типичных недостатков. Мы начинаем изучать новый раздел. Путешествие по городам и странам. В этом разделе мы научимся : -находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; -находить на карте страны – соседи России и их столицы; -рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); - приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные добрососедские отношения между странами и народами ; - использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. | Слушают учителя, знакомятся с новым разделом. | Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Постановка учебной задачи | Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации. Тема нашего сегодняшнего урока « Золотое кольцо России». Как вы думаете, что же такое « Золотое кольцо России». Правильно, это действительно путешествие в древние русские города, которое образуют знаменитое золотое кольцо. И сегодня мы в него отправимся. Мы научимся находить эти города на карте, приводить примеры их достопримечательностей | Обучающиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают учителя. -Путешествие в древние русские города, которое образуют золотое кольцо. | Личностные: Постановка вопросов Познавательные: Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы Регулятивные: Целеполагание |
4. Освоение (изучение) нового материала | Организация обучающихся по исследованию данной проблемы. В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Едим мы на севоро- восток. Как вы думаете, кокой же город мы посетим первым? Правильно, он назван в честь святого Сергия Родонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице – Сергиева лавра. А кто знает, что означает слово « лавра»? Слово « лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан самым важным монастырём России и является архитектурным памятником города Сергиев Посад. Откройте учебники на странице 87. Как вы думаете, какую достопримечательность мы с вами не назвали? Следующая наша остановка в городе Переславль - Залесский. Этот город был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры, в их число входит и Горицкий монастырь. А кем была основана Москва? Затем наш путь лежит в Ростов. Этот город - один из самых древних городов в Золотом кольце, официальное летосчисление ведёт от 862 года. Самая замечательная часть города Ростовский кремль. (Видео) В Ростове можно полюбоваться знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий. Иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова « угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция- одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы « Чайка». Ярославль самый крупный город Золотого кольца. А кем был он основан? Верно, он был основан князем Ярославом Мудрым. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. И именно поэтому Ярославль называют родиной русского театра. А какие достопримечательности, кроме памятника Фёдору Григорьевичу Волкову есть в Ярославле? Вы можете открыть учебник на странице 90. Следующий город на Волге - Кострома. Посмотрите на карту города. Как необычно расположены улицы. А на что похожа карта города? На плане города видно, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Каждому товару отводится своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды… Так же есть прекрасный город на Волге - Плёс. Своё название он получил от речного плёса. А кто знает что такое речной плёс? Плёс- это город художников. Художники приезжали сюда и в прошлом. Их привлекает необыкновенная красота города. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан. В городе есть памятник И. И. Левитану, а также открыт дом-музей И. И. Левитана. А теперь мы в городе Иваново. Особенно интересен исторический центр города. Здесь сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют « текстильной столицей России», « ситцевым краем». Одно из любимых мест отдыха жителей Иваново – площадь в центре города, которая носит имя А.С. Пушкина. Площадь украшена фонтаном. Суздаль- всемирно известный город- музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть замечательный Музей деревянного зодчества, где собранны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница и др. От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Его основал князь Владимир Мономах. Город стоит на высоком берегу Клязьмы ( это приток уже известной нам реки Оки). Пройдём по улицам Владимира и вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главный на Руси. По его образу построили Успенский собор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных разных изображений. Из Владимира мы возвращаемся в Москву и наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. | Составление плана достижения цели и определение средства (алгоритм, модель и т.д.). - Сергиев Посад. Ученики отвечают на вопрос учителя. Открывают учебник на странице 87 Памятник святому Сергию Радонежскому - Юрием Долгоруким. Слушают учителя. Смотрят видео о Ростовском кремле. Слушают учителя. -Князем Ярославом Мудрым Открывают учебник на странице 90 и перечисляют памятники города Ярославль. На паутину, веер. Речной плёс- это широкая часть реки между двумя изгибами. Слушают учителя. | Личностные: Самоопределение Познавательные: Регулятивные: Планирование, прогнозирование Коммуникативные: Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
5. Динамическая пауза. | Вот мы руки развели Словно удивились И друг другу до земли В пояс поклонились Ниже дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. И на месте развернитесь. Шаги на месте левой, правой, Раз и два раз и два! На друзей мы посмотрели и за парты тихо сели. | Выполняют упражнения. | |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Установление осознанности восприятия, организация первичного обобщения. А теперь откройте свои рабочие тетради на странице 45 № 1. С помощь карты учебника подпишите города Золотого кольца. Подчеркните название тех городов, в которых вам удалось побывать. Давайте проверим как вы справились с заданием. Переверните страницу № 2 . Вам нужно с помощью учебника выписать в таблицу 1-2 достопримечательности каждого города Золотого кольца. Какие же достопримечательности в городе Сергиев Посад. Продолжим проверять задание № 2 Откройте рабочую тетрадь на странице 47 задание № 3. Узнайте город по описанию и впишите в клетки названия городов. Кто справился с заданием приступайте к № 4. | Открывают рабочие тетради на странице 45 и выполняют № 1. Подчёркивают название городов, в которых им удалось побывать. Приступают к выполнению № 2 -Монастырь Троице – Сергиева лавра и памятник святому Сергею Радонежскому. Продолжают проверять задание № 2 Открывают рабочую тетрадь на странице 47 № 3. Приступают к выполнению №4 | Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач рефлексия способов и условий действия Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Домашнее задание | Запишем домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник | |
Рефлексия | Организация рефлексии Какой раздел мы начали изучать на сегодняшнем уроке? Что же такое Золотое кольцо России? Какой город Золотого кольца вам особенно понравился? Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Мне было приятно с вами работать. | Отвечают на вопросы. Прощаются с учителем. |
Матрица результативности проведенного урока
Этап занятия | Результативность активизации деятельности преподавателя | Активизация деятельности студентов |
Подготовительная часть | Осуществление самоконтроля за своим поведением. Подготовка к основной части урока. | Осуществление самоконтроля за своим поведением. Подготовка к основной части урока. |
Основная часть | Получение новых знаний по теме «Золотое кольцо России» | Помощь в получении знаний по теме «Золотое кольцо России» |
Заключительная часть | Анализ формирования знаний и умений. | Оценка обучающимися своей работы на занятии. |
Методист_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"
Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....
Урок изобразительного искусства и окружающего мира по теме: "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев"
учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;воспитыва...
Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...
Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...
План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"
План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...
Конспект урока 2 класса по Окружающему миру.
Подробный конспект по Окружающему миру для 2 класса на тему «Природа в опасности!»...
конспект урока 2 класс по окружающему миру "смена времен года"
конспект урока 2 класс по окружающему миру "смена времен года"...