Конспект урока по теме: "Ранимая тундра".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Окружающий мир, 4 класс. УМК «Гармония», авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе .УМК «Гармония», авт. О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
Цели:
сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
ознакомить с географическим положением зоны тундры, её особенностями, животным и растительным миром;
развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;
учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, презентация, карточки опоры, информационные карты с материалом энциклопедий и справочников, гербарий растений тундры, схемы положения уровня солнца в разных зонах.
Тема: «Ранимая тундра»
Ход урока
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
- Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?
- Покажите на карте зону арктических пустынь. Каково ее географическое положение?
- О каких природных явлениях говорится в стихотворениях?
Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной.
М.Дудин
(Полярное сияние)
Над вольной равниной
Лишь ветер один,
Да льдина за льдиной
Встает из-за льдин.
К.Бальмонт
(О движении льдин)
- Каковы климатические особенности в данной природной зоне?
- Что такое полярная ночь? Полярный день?
- Какие животные обитают в Арктике?
- Как они приспособились к суровым условиям?
( Подкожный жировой слой, густая шерсть или пух)
- Что изучают полярники?
- Мы хорошо поработали на прошлом уроке, надеюсь, что сегодня урок пройдет также плодотворно.
III Определение темы урока.
- Решите кроссворд, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
- Короткое название зоны арктических пустынь.
- Птица с необычным клювом.
- Название острова, на котором расположен арктический заповедник.
- Арктика – царство снега и …
- Растение, живущее в толще воды.
- Вид рыбы, обитающий в северных морях.
5в | |||||
1а а | 3в | о | |||
р | р | 4л | д | ||
к | 2т | а | ь | о | 6п |
т | у | н | д | р | а |
и | п | г | а | о | л |
к | и | е | с | т | |
а | к | л | л | у | |
я | и | с |
IV. Работа по теме урока.
-Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная зона тундры.
- Как вы думаете, каково положение солнца над горизонтом в этой зоне?
(Солнце низко стоит над горизонтом. Его косые лучи плохо согревают землю.)
- А по сравнению с положением солнца в Арктике?
(Солнце в тундре поднимается выше)
- Как вы считаете, климат в этой зоне мягче или суровее, чем в Арктике?
-Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры.
К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает -40°C, а то и - 50°C .
Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.
- Откройте учебники на стр. 117, прочитайте абзац статьи о климатических условиях тундры, составьте карточки погодных условий зимнего и летнего дня.
- Соедините стрелками причины и следствия природных явлений . (Рабочая тетрадь стр. )
ТАБЛИЦА
- Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике?
- Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе с языка местных жителей Кольского полуострова означает «безлесный»?
( Растительность скудная, нет высоких деревьев, нет лесов)
- Рассмотрите растения тундры. (Работа с гербарием. Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника )
- Что вы можете о них сказать? Составьте о них небольшой рассказ по плану:
- Высота растений
- Размер растений
- Корневая система
(Растения низкорослые, с мелкими листьями. корневая система развита слабо.)
- Как вы думаете, с чем это связано?
(Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы из-за вечной мерзлоты)
Практическая работа
Рабочая тетрадь стр. 45 задание №9.
3) Какие животные обитают в тундре?
( Северный олень, полярные волки, песцы)
-Как животные тундры приспособились к суровым климатическим условиям?
(Густая шерсть у зверей, достаточный слой подкожного жира, пушистое оперение у птиц)
-Прочитайте в учебнике на стр.122-123 о животных тундры и ответьте на вопросы:
- Каких животных мы не назвали?
- Какие из названных животных питаются растительной пищей? (Задание выполняется по вариантам: а) I вариант - 2 абзац, б) II вар. 3 абзац)
( Заяц-беляк, лемминги, полярные куропатки)
- Назовите хищников.
(Волки, песцы, горностаи, полярные совы)
- Послушайте сообщение о самом крупном обитателе тундры – северном олене, ответьте на вопросы:
- Как это животное приспособилось к суровым климатическим условиям?
- Чем полезен северный олень жителям тундры?
(Сообщение о северном олене)
V. Закрепление изученного материала.
- Восстановите цепи питания:
а) ягель → … → волки;
б) растение тундры → … → белая сова;
в) … → … → песец.
2) Игра « Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры» .
VI. Итог урока .
- Где расположена тундра?
- Почему лето в тундре прохладное?
- Что такое вечная мерзлота?
- Как растения приспособились к суровым условиям?
VI Д/з стр. 117-123
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...
Конспект урока по теме: "Ранимая тундра"
Тема: «Ранимая тундра»Цели:1.Сформировать у учащихся понятие «Тундра»; учить находить и показывать ее на карте полушарий.2.Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы...
"Ранимая тундра" конспект урока с презентацией.
Данный урок расчитан на два часа. В первой части рассказывается о природных особенностях тундры, ее животном и растительном мире, во второй о занятиях населения тундры, природных ископаемых, нас...
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры"
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"...
Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)...
Конспект урока для 4 класса на тему: "Ранимая тундра"
Конспект урока на тему: "Ранимая тундра"...
Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"
Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"...