Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тундра.
Цель: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания
– Какой большой раздел мы начали изучать?
- Какую природную зону мы прошли на прошлом уроке?
- Дома вы должны были поработать с текстом учебника, выполнить задания в тетради. Давайте сейчас проверим ваши знания по этой теме.
- Откройте тесты на стр. 41. Выполняем тест. Взаимопроверка.
- Самоопределение к деятельности.
- На территории России имеются разные природные зоны. Мы познакомились с зоной арктических пустынь.
Кроссворд
Новая природная зона приглашает нас –
Снова в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
а | р | к | т | и | к | а | ||
т | у | п | и | к | ||||
в | р | а | н | г | е | л | я | |
л | е | д | ||||||
в | о | д | о | р | о | с | л | и |
с | а | й | к | а |
1)Короткое название ледяной зоны.
2)Птица с необычно красивым клювом.
3)Название острова, на котором расположен заповедник?
4)Арктика – это снег и … .
5)Растения, живущие в толще воды.
6)Вид рыбы, обитающей в северных морях.
- Итак, название природной зоны, по которой мы будем сегодня путешествовать называется ….
- Какая цель урока м.б. поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы, отстаивать свою точку зрения)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Запись вопроса на доске)
- Открытие нового знания.
- Работа по карте.
- Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать глядя на карту. (Она протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.)
- Посмотрите какого цвета зона арктических пустынь и зона тундры. Почему они показаны разным цветом? Как расположена зона тундры? ( Эта зона находится южнее арктических пустынь.)
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
- Как вы понимаете слово бесплодная? Расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега.)
- Значит, мы должны сегодня выяснить, действительно ли тундра бесплодная?
- Работа в группах
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. Каждая группа должна будет ответить на вопросы, а затем выполнить задания на карточке
-Ботаники, используют гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (стр. 85, 88), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы.
1)Какие растения растут в тундре?
2)Как растения приспосабливаются к жизни?
- Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (стр. 86-90), ответьте на вопросы.
1)Какие животные обитают в тундре?
2)Как они приспосабливаются к жизни?
* Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
* Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
* Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
- Экологи, пользуясь учебником (стр. 90-92), ответьте на вопросы.
1)Основные занятия населения тундры.
2)Экологические проблемы тундры.
3)Охрана природы тундры.
- Первичное закрепление.
Сообщение учащихся
БОТАНИКИ
В тундре растет (мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива). Все растения (низкорослые). Мох ягель – (пища северных оленей). Клюква – (стелющийся) кустарник. Растет на (болотах). Имеет (небольшие) листочки, (красные) ягоды. Ягоды и листья остаются на (зиму). Карликовая береза имеет (невысокий изогнутый) ствол, листья (небольших) размеров, (небольшие) корни. Растения стараются (прижаться) к земле, там (теплее), а зимой снег (закроет) их полностью и (защитит от морозов).
- Итак, какие растения в тундре? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и аленькие листья).
ЗООЛОГИ
Постоянно живут в тундре (белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки). Летом прилетают (журавли, гуси, лебеди, кулики). В тундре много (комаров) и (мошек). Белая куропатка – (растительноядная) птица, меняет оперение в зависимости от (времени года), летом ее оперение (бурое), а зимой (белое). Белая сова – (хищная) птица, оперение всегда (белое), хорошо защищает от (холода), потому что (плотное). Питается (леммингами) и (куропатками). Песец – (хищник). Питается (леммингами). Дикий северный олень – низкорослое (животное), травоядное – питается (мхом ягелем). Копыта (раздвоенные), чтобы не (проваливаться) в снег и выкапывать (мох
) из-под снега.
- Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей густой мех)
Климат
- Почему же в тундре все растения низкорослые, стелятся по земле небольшие корни и маленькие листочки? Почему у зверей густой мех, у птиц густое оперение? Какой в тундре климат?
- Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? (Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается.)
- По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажна или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50С), прохладное короткое лето.
ЭКОЛОГИ
Основное занятие коренного населения тундры – (оленеводство). Ведется добыча (полезных ископаемых) – (нефти) и (газа). В тундре возникли (экологические) проблемы:
1) разрушается поверхность почвы гусеницами (тракторов) и (вездеходов), гибнут (растения);
2) местность загрязняется (нефтью) во время ее (добыч);
3) незаконная охота – (браконьерство);
4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей (не всегда вовремя перегоняют на другие места).
Природные богатства тундры взяты под (охрану), созданы (заповедники). Под особую охрану взяты (редкие) животные – (белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет)
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам).
- Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
- Физкультминутка.
- Работа по новой теме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
стр. 44 № 4
- Составьте схему питания, характерную для тундры. (лемминг – песец – волк) Взаимопроверка.
Работа в парах.
стр. 44 № 5.
- Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, т.к. оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота – браконьерство.)
- А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы?
- Подведение итогов урока.
- Итак скажите наша гипотеза о том что тундра бесплодна подтвердилась? Почему?
- Какой климат в тундре?
- Какой растения в тундре? Как приспособились животные в тундре?
- Какова была цель урока?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
- Где можем применить новые знания?
- Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Если я все понял и могу объяснить другу, то я ставлю себе «5».
- если я не могу объяснить другу, то я ставлю себе «4».
- Если нужна помощь учителя, тоя ставлю себе «3»
Домашнее задание
стр. 84-93 ответить на вопросы, т.с. 43 – 46, сообщение по желанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....