Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тундра.
Цель: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания
– Какой большой раздел мы начали изучать?
- Какую природную зону мы прошли на прошлом уроке?
- Дома вы должны были поработать с текстом учебника, выполнить задания в тетради. Давайте сейчас проверим ваши знания по этой теме.
- Откройте тесты на стр. 41. Выполняем тест. Взаимопроверка.
- Самоопределение к деятельности.
- На территории России имеются разные природные зоны. Мы познакомились с зоной арктических пустынь.
Кроссворд
Новая природная зона приглашает нас –
Снова в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
а | р | к | т | и | к | а | ||
т | у | п | и | к | ||||
в | р | а | н | г | е | л | я | |
л | е | д | ||||||
в | о | д | о | р | о | с | л | и |
с | а | й | к | а |
1)Короткое название ледяной зоны.
2)Птица с необычно красивым клювом.
3)Название острова, на котором расположен заповедник?
4)Арктика – это снег и … .
5)Растения, живущие в толще воды.
6)Вид рыбы, обитающей в северных морях.
- Итак, название природной зоны, по которой мы будем сегодня путешествовать называется ….
- Какая цель урока м.б. поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы, отстаивать свою точку зрения)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Запись вопроса на доске)
- Открытие нового знания.
- Работа по карте.
- Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать глядя на карту. (Она протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.)
- Посмотрите какого цвета зона арктических пустынь и зона тундры. Почему они показаны разным цветом? Как расположена зона тундры? ( Эта зона находится южнее арктических пустынь.)
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
- Как вы понимаете слово бесплодная? Расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега.)
- Значит, мы должны сегодня выяснить, действительно ли тундра бесплодная?
- Работа в группах
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. Каждая группа должна будет ответить на вопросы, а затем выполнить задания на карточке
-Ботаники, используют гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (стр. 85, 88), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы.
1)Какие растения растут в тундре?
2)Как растения приспосабливаются к жизни?
- Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (стр. 86-90), ответьте на вопросы.
1)Какие животные обитают в тундре?
2)Как они приспосабливаются к жизни?
* Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
* Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
* Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
- Экологи, пользуясь учебником (стр. 90-92), ответьте на вопросы.
1)Основные занятия населения тундры.
2)Экологические проблемы тундры.
3)Охрана природы тундры.
- Первичное закрепление.
Сообщение учащихся
БОТАНИКИ
В тундре растет (мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива). Все растения (низкорослые). Мох ягель – (пища северных оленей). Клюква – (стелющийся) кустарник. Растет на (болотах). Имеет (небольшие) листочки, (красные) ягоды. Ягоды и листья остаются на (зиму). Карликовая береза имеет (невысокий изогнутый) ствол, листья (небольших) размеров, (небольшие) корни. Растения стараются (прижаться) к земле, там (теплее), а зимой снег (закроет) их полностью и (защитит от морозов).
- Итак, какие растения в тундре? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и аленькие листья).
ЗООЛОГИ
Постоянно живут в тундре (белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки). Летом прилетают (журавли, гуси, лебеди, кулики). В тундре много (комаров) и (мошек). Белая куропатка – (растительноядная) птица, меняет оперение в зависимости от (времени года), летом ее оперение (бурое), а зимой (белое). Белая сова – (хищная) птица, оперение всегда (белое), хорошо защищает от (холода), потому что (плотное). Питается (леммингами) и (куропатками). Песец – (хищник). Питается (леммингами). Дикий северный олень – низкорослое (животное), травоядное – питается (мхом ягелем). Копыта (раздвоенные), чтобы не (проваливаться) в снег и выкапывать (мох
) из-под снега.
- Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей густой мех)
Климат
- Почему же в тундре все растения низкорослые, стелятся по земле небольшие корни и маленькие листочки? Почему у зверей густой мех, у птиц густое оперение? Какой в тундре климат?
- Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? (Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается.)
- По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажна или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50С), прохладное короткое лето.
ЭКОЛОГИ
Основное занятие коренного населения тундры – (оленеводство). Ведется добыча (полезных ископаемых) – (нефти) и (газа). В тундре возникли (экологические) проблемы:
1) разрушается поверхность почвы гусеницами (тракторов) и (вездеходов), гибнут (растения);
2) местность загрязняется (нефтью) во время ее (добыч);
3) незаконная охота – (браконьерство);
4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей (не всегда вовремя перегоняют на другие места).
Природные богатства тундры взяты под (охрану), созданы (заповедники). Под особую охрану взяты (редкие) животные – (белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет)
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам).
- Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
- Физкультминутка.
- Работа по новой теме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
стр. 44 № 4
- Составьте схему питания, характерную для тундры. (лемминг – песец – волк) Взаимопроверка.
Работа в парах.
стр. 44 № 5.
- Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, т.к. оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота – браконьерство.)
- А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы?
- Подведение итогов урока.
- Итак скажите наша гипотеза о том что тундра бесплодна подтвердилась? Почему?
- Какой климат в тундре?
- Какой растения в тундре? Как приспособились животные в тундре?
- Какова была цель урока?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
- Где можем применить новые знания?
- Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Если я все понял и могу объяснить другу, то я ставлю себе «5».
- если я не могу объяснить другу, то я ставлю себе «4».
- Если нужна помощь учителя, тоя ставлю себе «3»
Домашнее задание
стр. 84-93 ответить на вопросы, т.с. 43 – 46, сообщение по желанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....
Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....