Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Бутузова Валентина Павловна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования с  учётом авторской  программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас 4класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_kl.docx632.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

 начального общего образования,

для 4 класса

Базовый уровень

2015 – 2016учебный год

                                                      Рабочую программу составила:

                                                учитель начальных классов

                                                    Бутузова Валентина Павловна                                                        

с.Коршуновка, 2015

I. Пояснительная записка

Структура документа.

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса содержит следующие структурные разделы:

• пояснительную записку;

• содержание рабочей программы;

• учебно-тематический план;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• литературу и средства обучения;

• календарно-тематический план (приложение к рабочей программе).

Статус  документа    

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования и с  учётом авторской  программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас 4класс.

1.1. Цели и задачи реализации программы учебного предмета «Окружающий мир»

Цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

        Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование у младших школьников потребности предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них, т. е. грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути каждого.

Задачи курса:

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности способов познания мира, усвоение начальных знаний, связей предмета с другими предметами и окружающей действительностью.

1.2.Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 Федеральный уровень:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), 2009г;
  •  Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373;
  •  Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010г №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
  •  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. (Приказ минобрнауки России от 28 декабря 2010 г № 2106);
  •  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 Г.Г. Онищенко;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

Школьный уровень:

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Коршновская СОШ»;
  • Учебный план   МОУ «Коршновская СОШ» на 2015 – 2016 учебный год;
  • Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015-2016 уч. год;
  • Положение о рабочей программе учителя (локальный акт).

1.3.Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа

         Рабочая программа составлена на основе   Примерной программы начального общего образования и с  учётом авторской  программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас 4класс.

                           

 1.4. Обоснование выбора

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков.

1.5.Информация о внесённых изменениях

Изменения не внесены, так как  содержание Программы позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта  начального  общего  образования.

1.6.Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и  общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. *Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в  любви к Родине, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно- и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-и  социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе, окружающим людям.

1.7.Общая характеристика курса

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.                                                

 Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших  школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей- умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного и природо-культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.         Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному, эмоционально-ценностному достижению окружающего мира. Данный курс создаст прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в  программе содержательными блоками:  «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Человек и природа

Природа- это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Звёзды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Погода и её составляющие. Формы земной поверхности. Водоёмы. Воздух. Вода. Полезные ископаемые. Почва. Растения. Животные. Природные зоны России. Человек -часть природы.

Человек и общество

Общество- совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек- член общества, носитель и создатель культуры. Семья - самое близкое окружение человека. Младший школьник. Друзья, взаимоотношения между ними. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Средства массовой информации. Наша Родина- Россия. Страны и народы мира.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника.. Физическая культура и закаливание. Первая помощь при лёгких травмах. Дорога от до школы., правила безопасного поведения на дорогах, в лесу. Правила безопасного поведения в природе Забота о здоровье безопасности окружающих людей- нравственный долг каждого человека.

1.8.Место курса в учебном плане

На изучение математики, в соответствии с учебным планом школы, в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Весь курс «Окружающий мир» рассчитан на 270 ч: в 1 классе — 66 ч (33 учебные недели),

во 2—4 классах — по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе)

Усвоенные в начальном курсе знания и способы действий по окружающему миру необходимы для дальнейшего успешного изучения предмета и других школьных дисциплин в старшем звене,  и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

1.9.Формы и методы организации образовательного процесса

Основные методы обучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Основные формы и виды организации учебного процесса.

Основной (главной) формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения, ключевым компонентом которой является урок.

Типы уроков.

урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Формы организации работы с обучающимися.

Для более эффективной и качественной организации учебного процесса при проектировании учебного занятия рабочей программой предусматривается сочетание следующих форм организации работы обучающихся:

• фронтальная работа;

• индивидуальная работа;

• работа в постоянных парах (группах);

• работа в парах (группах) сменного состава.

Особенности организации учебного процесса.

При разработке структуры и содержания рабочей программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области природоведческих знаний с учётом  возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации.

Технологии обучения.

Выполнение рабочей программы предполагает использование современных педагогических технологий: игровых, технологий личностно-ориентированного, развивающего обучения, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий дифференцированного, проблемного обучения, исследовательский и проектный метод, ИКТ.

Современные педагогические технологии являются инструментом формирования ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых, общекультурных, социально-трудовых, личностного самосовершенствования) через:

• обеспечение благоприятных условий для осуществления самостоятельной работы на уроках (учебники, справочники, энциклопедии, тесты и т.д.);

• использование разнообразных видов самостоятельной и проектировочной работы: подготовка проектов, конкурсы, олимпиады; усиление мотивации обучающихся;

Система оценки планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие виды контроля:

  •   Текущий:

-  прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его

    реального выполнения;

-  пооперационный, то есть контроль правильности, полноты и последовательности выполнения

   операций, входящих в состав действия;

-  рефлексивный -  контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и

   опирающийся на понимание принципов его построения;

-  контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия

   методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

   Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования

   (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). 

  • Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала

по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

  • Итоговый (промежуточный) контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, П, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
  • Портфель достижений - накопительная система оценки, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Методы оценивания:

- наблюдение (сбор информации, фиксация, систематизация, хранение);

- оценивание процесса выполнения (оценивание на основе критериев);

- выбор ответа или краткий свободный ответ (тест или устный опрос в виде викторины для дифференцированной оценки);

-портфолио (интегральная оценка, демонстрирующая нарастающую индивидуальную

  успешность);

-метод, основанный на вопросах самоанализа (ситуации самоконтроля и самоанализа).

Источники информации для оценивания:

- работы учащихся (классные работы, домашние задания, мини-проекты);

- деятельность детей (индивидуальная и совместная);

- результаты контрольных и самостоятельных письменных работ.

Инструменты оценивания:

- критериальные описания (наборы критериев, правила оценки);

- памятки (перечень информации для правильно выполненной работы);

- эталоны (образцы, с которыми сравниваются оцениваемые работы);

- линейки достижения (наглядные свидетельства индивидуальных достижений).

Формы контроля и учёта достижений обучающихся.

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учёта достижений

текущая аттестация

итоговая аттестация (четверть, год)

урочная

деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос;

- письменная

  самостоятельная

  работа;

- графическая работа;

- творческая работа.

- диагностическая

  контрольная работа;

- комплексная

  контрольная работа.

- анализ динамики текущей успеваемости

- участие в олимпиадах;

- активность в  проектах

и программах   внеурочной  деятельности;

- портфолио;

- анализ психолого-педагогических  исследований.

 

      Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты обучения фиксируются в портфолио обучающегося.

Диагностика усвоения основных предметных знаний

Для контроля и диагностики усвоения предметных знаний по курсу предусмотрено ведение «Рабочей тетради» (Плешаков А.А., . Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. В 2 частях.  М., «Просвещение», 2014), в которой представлены контрольные вопросы и задания «Проверь себя».

Особенность оценки знаний по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия

  несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она

  является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия

  протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,

   подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение

   подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных

  объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат

   работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к

   неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после

   наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу. Не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу. Незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка тестов

 «5» - 90-100%;

«4» - 70 – 89%

«3» - 45 – 69%

«2» - менее 45%

1.10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы: 

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  •  объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  •  соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • пчитать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  •  раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

1.11. УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе

«Школа России» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главная концептуальная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

УМК «Школа России» состоит из завершенных предметных линий учебников, разработанных на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 и имеет полное программно-методическое обеспечение:

  1. 1. Плешаков А.А. Окружающий мир, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение:: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Плешаков А.А.. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, и др.; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы «МОУ «Коршуновская СОШ»

Содержание обучения

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Программа обеспечена УМК «Окружающий мир» А. А. Плешакова для 1-4 классов

III. Учебно – тематический план

Количество часов

Всего:  68 часов; в неделю:  2 часа.

Планирование составлено на основе авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой //М.: «Просвещение» , 2014 год.

Учебник: «Окружающий мир. 4 класс», авторы-составители А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая //М.: «Просвещение» , 2014 год.

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

уроки

практические, самостоятельные

работы, экскурсии

Земля и человечество.

11

9

1

Природа России

11

7

3

Родной край-часть большой страны

12

10

4

Страницы всемирной истории

6

4

1

Страницы истории Отечества

20

11

9

Современная Россия

8

9

Итого

68

42

26


IV. Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса

по окружающему миру

В результате изучения окружающего мира ученик должен

В результате изучения окружающего мира в 4 классе ученик

 должен знать:

  • природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир, условия жизни населения;
  • особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);
  • важнейшие экологические проблемы в современном мире; строение и функции органов и систем организма человека;
  • основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума); культурно-исторические традиции разных народов нашей страны;
  • основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
  • как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
  • меры пожарной безопасности при разведении костра.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;
  • показывать на карте крупные города страны;
  • приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;
  • проводить целенаправленные наблюдения в природе;
  • кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.
  • правильно переходить дорогу, перекресток;
  • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности.  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

V. Информационно-методическое обеспечение

  1. Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год;
  2. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочие программы 1-4 классы //М.: «Просвещение», 2011 год.
  3. А.А.Плешаков «Окружающий мир. 4 класс», методическое пособие  //М.: Просвещение», 2013 год.
  4. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 4 класс», учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях / /М.: «Просвещение» , 2013 год.
  5. А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 4 класс», рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы в 2-х частях / /М.: «Просвещение» , 2013 год.
  6. А.А.Плешаков « От земли до неба», атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений // М.: «Просвещение» , 2011 год;
  7. А.А.Плешаков «Зелёные  страницы», книга  для учащихся начальных классов, //М.: «Просвещение», 2010 год.
  8. А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, //М.: «Просвещение», 2010 год.

Интернет-ресурсы.

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
    http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
    http://standart.edu.ru/
  • Портал "Начальная школа"
    http://nachalka.edu.ru/
  • Портал "Введение ФГОС НОО"
    http://nachalka.seminfo.ru/
  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
    http://katalog.iot.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    http://school-collection.edu.ru/
     
  • Библиотека материалов для начальной школы
    http://www.nachalka.com/biblioteka
  • Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет
    http://www.metodkabinet.eu/

  1. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: httр:// www.km-school. Ru
  2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа:

      httр://nsc.1 september.ru/urok

  1.  Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: httр://nachalka.info/about/193
  2. Детские электронные презентации. - Режим доступа: httр:// www.viki.rdf. ru


 

                                                                      Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»                                             (Приложение)

4 класс УМК «Школа России» 68 ч.

дата

Тип

 урока

Тема урока

Предметные умения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

I. Земля и человечество (11 ч.)

1 изучения новых

знаний

Мир глазами астронома

Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Оценивать жизненные ситуации

Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

определять причины явлений, событий

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

2 изучения новых

знаний

Планеты солнечный системы

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

выявление существенных признаков объектов

делать выводы на основе обобщённых знаний

3 изучения новых

знаний

Звёздное небо – великая книга природы

Элементы дорог. Дорожная разметка

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

4

комбинированный

Мир глазами географа

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

5 изучения новых

знаний

Пояса Земли

Правила перехода дорог. Перекрёстки

Представление  о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Задавать вопросы

6 изучения новых

 знаний

Мир глазами истории

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Задавать вопросы

7 изучения новых

знаний

Когда и где?

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Принимать и сохранять учебную задачу

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Задавать вопросы

8 изучения новых

знаний

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Установка на безопасный здоровый образ жизни.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Формировать собственное мнение и позицию

9 изучения новых

 знаний

Сокровища Земли под охраной человечества

Соблюдение правил движения велосипедистами

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Использовать речь для регуляции своего действия

10 изучения новых

 знаний

Сокровища Земли под охраной человечества

Охрана растительного и животного мира

Использовать речь для регуляции своего действия

11 контроль знаний  

Обобщение по разделу «Земля и человечество»

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Адекватно использовать речевые средства

II . Наша природа (11 ч.)

12 изучения новых

 знаний

Равнины и горы России.

Причины дорожно-транспортного травматизма.

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Оценивать жизненные ситуации

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

13 изучения новых

знаний

Моря, озёра и реки России .

Практическая работа №4 на тему «Моря, озёра и реки России»

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

14 изучения новых

знаний

Зона Арктических пустынь

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

15 изучения новых

знаний

Тундра

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека

16 изучения новых знаний

Леса России

Железнодорожный транспорт, его особенности

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

17 изучения новых

знаний

Лес и человек

Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края»

Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Различать способ и результат действия.

Делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

18 изучения новых

знаний

Зона степей

Безопасное поведение на воде.

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

19 изучения новых

знаний

Пустыня

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

20 изучения новых

знаний

У Чёрного моря

Безопасность на воде

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

21 изучения новых

знаний

Экологическое равновесие

Экскурсия № 2 на тему «Экологическое равновесие»

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Делать выводы на основе обобщения знаний

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

22 контроля и коррекции

знаний

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

Понятие ориентира.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Адекватно использовать речевые средства

III. Наш край – часть большой страны (12 ч.)

23 изучения новых

знаний

Наш край

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

24 изучения новых

знаний

Поверхность нашего края

Определение сторон горизонта по компасу, солнцу.

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

25 изучения новых

знаний

Водоёмы нашего края

Практическая работа №5 на тему «Водоёмы нашего края»

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

26 изучения новых

знаний

Наши подземные богатства

Определение сторон горизонта по часам и местным предметам.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

27 изучения новых

 знаний

Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица»

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

28 изучения новых

знаний

Жизнь леса

Безопасная переправа через водную преграду.

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Адекватно использовать речевые средства

29 изучения новых

знаний

Жизнь луга

Представления о луге, как природном сообществе

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Адекватно использовать речевые средства

30 изучения новых

знаний

Жизнь пресного водоёма

Умение вязать узлы.

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Адекватно использовать речевые средства

31 изучения новых

знаний

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа №7 на тему «Растениеводство»

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

32 изучения новых

знаний

Незаметные защитники урожая

Меры пожарной безопасности при разведении костра

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Определять причины явлений, событий.

III ЧЕТВЕРТЬ (20 ч)

33 комбинированный

Животноводство в нашем крае

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

34 обобщения и систематизации изученного  

Обобщающий урок по теме «Родной край»

Основные виды травм у детей.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Адекватно использовать речевые средства

IY. Страницы мировой истории (6 ч.)

35 изучения новых

знаний

Начало истории человечества

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации

  • Принимать и сохранять учебную задачу,
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

36 комбинированный

Мир древности: далёкий и близкий

Основные виды травм у детей.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

37 изучения новых

знаний

Средние века: время рыцарей и замков

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

  • Принимать и сохранять учебную задачу,
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формировать собственное мнение и позицию

  • Использовать речь для регуляции своего действия

38 изучения новых

знаний

Новое время: встреча  Европы и Америки

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

39 изучения новых знаний

Новейшее время: история продолжается сегодня

Выдающиеся люди разных эпох

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

40 обобщения и систематизации изученного  

Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

Правила обработки ран. Перевязка ран.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Делать выводы на основе обобщения знаний.

Адекватно использовать речевые средства

Страницы истории Отечества.(20ч)

41 изучения новых

знаний

Жизнь древних славян

Представление о жизни древних славян.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации

  • Принимать и сохранять учебную задачу,
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

42изучения новых

знаний

Во времена Древней

Руси

Оказание помощи при ожогах и обморожении.

Представление о Древней Руси, русских князьях

43 комбинированный

Страна городов

Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде

  • Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

44 изучения новых

знаний

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

45 изучения новых

знаний

Трудные времена на русской земле

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

46 изучения новых

 знаний

Русь расправляет крылья

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

47 изучения новых

знаний

Куликовская битва

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

48 изучения новых знаний

Иван III

Режим дня.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

49 изучения новых

знаний

Мастера печатных дел

Выдающиеся люди разных эпох

Работать с различными источниками

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

50 изучения новых

знаний

Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России»

Профилактика вредных привычек

Выдающиеся люди разных эпох

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Делать выводы на основе обобщения знаний

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

51 изучения новых

знаний

Пётр Великий

Времена правления Петра 1, его реформах.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

52 изучения новых

знаний

Михаил Васильевич Ломоносов

Полезные привычки

Выдающиеся люди разных эпох

IY ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

53 изучения новых

знаний

Екатерина Великая

Россия во времена правления Екатерины 2

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю

Осознание своей этнической принадлежности.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

54 изучения новых

знаний

Отечественная война 1812 года

Пути укрепления здоровья.

Представление о войне 1812 года.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

55 изучения новых

знаний

Страницы истории XIХ века  

Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

56 изучения новых

знаний

Россия вступает в ХХ век

Пути укрепления здоровья.

Важнейшие события в России в начале 20 века

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

57 изучения новых

знаний

Страницы истории 20-30 гг.

Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

58 изучения новых

знаний

Великая война и Великая победа

Безопасность и защита человека в ЧС

Великая Отечественная война и её герои

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

59 изучения новых

знаний

Великая война и Великая победа

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

60 изучения новых

знаний

Страна, открывшая путь в космос

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Осуществлять запись выборочной информации

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

YI.. Современная  Россия (8 ч.)

61 изучения новых

 знаний

Основной закон России и права человека

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях;

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

62 изучения новых

знаний

Мы - граждане России

Действия в ЧС мирного и военного времени.

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

63 изучения новых

знаний

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Практическая работа №8 на тему «Нарушение прав ребёнка»

Человек – член общества. Президент  Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Извлекать информацию, представленную в разных форматах

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

64 изучения новых

 знаний

Славные символы России

Практическое занятие «Соревнование велосипедистов».

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

Осознание своей этнической принадлежности.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

65 изучения новых

знаний

Такие разные праздники

Праздники России, их различие и особенности

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

66 комбинированный

Путешествие по России

Практическое занятие «Ориентирование на местности»

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры

Осознание себя членом общества и государства ,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

 и желание участвовать в ее делах и событиях.

Составлять план решения учебной задачи

67 обобщения и систематизации изученного  

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Строить сообщения в устной и письменной форме

Делать выводы на основе обобщённых знаний

Адекватно использовать речевые средства

68 урок-игра

Обобщающий урок по итогам года – КВН

Итоговое повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...