Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру.2 класс. УМК "Школа России" | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________________
306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42
bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.
Утверждаю:
Рассмотрена на Принята Директор школы:
заседании МО на педагогическом совете _________С.П. Пономаренко
протокол № 4 от«30»05.2016 г. протокол № 7от «17»06.2016 г. приказ № 46 от «29»06.2016 г.
Рабочая программа
«Окружающий мир»
2 класс
Всего 68 часов , 2 часа в неделю
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»
М: «Просвещение», 2013 г.
Учитель: Кислова Наталья Владимировна
Категория: I квалификационная категория
Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год
2016 г
Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Календарно - тематическое планирование
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:
Личностных
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметных
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России
- обучающиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно-нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: Зимние изменения в природе.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Учебно-методический комплекс
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2012г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013г.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс.- М.: Просвещение 2013г.
4.Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях).
5.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
6. Натуральные объекты: коллекции полезных ископаемых, живые объекты (комнатные растения).
7. А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего) | Уроки | Проверочные работы | Работы по развитию речи | Лаборатор ные,практические работы | Экскур сии |
1 | Где мы живем? | 4 | 3 | 1 | |||
2 | Природа. | 20 | 17 | 1 | 1проект | 1 | |
3 | Жизнь города и села. | 10 | 6 | 1 | 1презентация | 1проект | 1 |
4 | Здоровье. | 9 | 8 | 1 | |||
5 | Общение. | 7 | 5 | 1 | 1проект | ||
6 | Путешествие. | 18 | 13 | 1 | 1презентация | 2проект | 1 |
ИТОГО: | 68 | 52 | 6 | 2 | 5 | 3 |
3. Календарно - тематическое планирование
Уроков окружающего мира
Класс: 2
Учитель: Кислова Наталья Владимировна
Кол-во часов за год: 68
В неделю: 2 часа
Плановых контрольных работ:_6_, практических и самостоятельных 5(проекты) тестов , экскурсий 3.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования, по учебнику А.А.Плешакова « Окружающий мир » 2класс. М.:Просвещение,2012г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир». 2 класс. В 2х частях. -М. :Просвещение. 2013г. «Окружающий мир. Рабочая тетрадь». В 2х частях. 2 класс. -М. :Просвещение. 2013г.
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 четверть (17 ч.) | ||||
Где мы живем? | 4 | |||
1 | Родная страна. | 1 | ||
2 | Город и село. | 1 | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | ||
Природа. | 20 | |||
5 | Неживая и живая природа. | 1 | ||
6 | Явления природы. | 1 | ||
7 | Что такое погода? | 1 | ||
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1 | ||
9 | В гости к осени (урок). | 1 | ||
10 | Звездное небо. | 1 | ||
11 | Заглянем в кладовые земли | 1 | ||
12 | Про воздух… | 1 | ||
13 | …И про воду | 1 | ||
14 | Какие бывают растения. | 1 | ||
15 | Какие бывают животные. | 1 | ||
16 | Невидимые нити. | 1 | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | ||
2 четверть (16 ч.) | ||||
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | ||
19 | Комнатные растения. | 1 | ||
20 | Животные живого уголка. | 1 | ||
21 | Про кошек и собак. | 1 | ||
22 | Красная книга. | 1 | ||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | ||
Жизнь города и села | 10 | |||
25 | Что такое экономика. | 1 | ||
26 | Из чего что сделано. | 1 | ||
27 | Как построить дом. | 1 | ||
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | ||
29 | Культура и образование. | 1 | ||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | ||
32 | В гости к зиме (урок). | 1 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | ||
3 четверть (19 ч.) | ||||
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | ||
Здоровье и безопасность. | 9 | |||
35 | Строение тела человека. | 1 | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
37 | Берегись автомобиля! | 1 | ||
38 | Школа пешехода. | 1 | ||
39 | Домашние опасности. | 1 | ||
40 | Пожар. | 1 | ||
41 | На воде и в лесу. | 1 | ||
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | ||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Общение. | 7 | |||
44 | Наша дружная семья. | 1 | ||
45 | Проект «Родословная». | 1 | ||
46 | В школе. | 1 | ||
47 | Правила вежливости. | 1 | ||
48 | Ты и твои друзья. | 1 | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | ||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | ||
Путешествия. | 18 | |||
51 | Посмотри вокруг. | 1 | ||
52 | Ориентирование на местности. | 1 | ||
4 четверть (16 ч.) | ||||
53 | Формы земной поверхности. | 1 | ||
54 | Водные богатства. | 1 | ||
55 | В гости к весне (экскурсия). | 1 | ||
56 | В гости к весне. | 1 | ||
57 | Россия на карте. | 1 | ||
58 | Проект «Города России». | 1 | ||
59 | Путешествие по Москве. Комплексная проверочная работа. | 1 | 25.04 | |
60 | Московский Кремль. | 1 | ||
61 | Город на Неве. | 1 | ||
62 | Путешествие по планете. | 1 | ||
63 | Путешествие по материкам. | 1 | ||
64 | Страны мира. | 1 | ||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | ||
66 | Впереди лето. | 1 | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...