Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Бышук Вера Владимировна

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс  ( УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir.docx131.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Вид

деятельности учащихся

Вид

контроля

Тип урока

ИКТ, ТСО, презентации

Дата проведения

Предметные

УУД

(личностные и метапредметные

результаты)

План

Факт

Земля и человечество

 (9 ч., из них пр.работ -3; проекты - 1)

1

Мир глазами астронома.

1

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирать направления работы над проектом.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома.

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.

Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

Вводный

Электронное приложение к учебнику

2

Планеты Солнечной системы.

1

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку.

Различать планеты и их спутники.

Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.

Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года.

Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

комбинированный

Электронное приложение к учебнику

3

Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р «Знакомство с картой звездного неба»

1

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.

Моделировать изучаемые созвездия.

Определять направление на север по Полярной звезде.

Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

4

География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте»

1

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Находить условные знаки на карте полушарий.

Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.

Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

5

Мир глазами историка.

П.р. «Знакомство с историческими картами»

1

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.

Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.

Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

6

Когда и где?

История – путешествие в глубь времен.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.

Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.

Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

7

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о мире с точки зрения эколога.

Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Презентация проекта: “Всемирное наследие”

2

Знать объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.

Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги.

Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений.

Извлекать информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование контрольное

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

Природа России

 (10 ч. Из них  пр.работ – 5 ч., эк. – 1 ч., к.р. - 1)

10

Равнины и горы России.

1

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины.

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

11

Моря, озёра и реки России.

П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.»

1

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.

Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

12

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

П.р.

1

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами.

Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Электронное приложение к учебнику

13

Тундра.

П.р.

1

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами.

Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинрованный

Электронное приложение к учебнику

14

Леса России.

П.р.

1

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

15

Роль леса в природе и жизни людей

1

Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Личностные:понимать  роль труда в создании товаров и услуг

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.

Коммуникативные:формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

16

Зона степей.

Пустыни.

П.р.

1

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовить сообщения.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках.

Характеризовать зону степей по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

17

Контрольный тест № 1

1

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Правильно отвечать на вопросы теста

Тестирование

Контрольно-обобщающий

18

Экскурсия к Чёрному морю. У Чёрного моря.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Характеризовать зону субтропиков по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

19

Экологическое равновесие.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовить сообщения.

Работать с плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Родной край – часть большой страны. (15 ч., из них экс. – 3 ч., проекты – 1, пр.работ – 4, к.р.-1)

20-21

Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».

2

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.

Оценивать свои достижения на уроке.

Фронтальный опрос

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

22

Поверхность нашего края.

1

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Личностные:формирование связи  мира природы, культуры окружающих людей

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

23

Водоёмы нашего края.

.

1

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Личностные:формирование связи  мира природы, культуры окружающих людей

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

24

Наши подземные богатства.

П.р.

«Работа с коллекцией полезных ископаемых»

1

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Личностные:понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о группах ПИ и их применении.

Коммуникативные:

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

Работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

25

Земля-кормилица.

Введение в изучение родного края.

1

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

26-27

Экскурсия в лес. Природное сообщество смешанного леса.

П.р. «Работа с гербарием растений леса»

2

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

 Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

П.р.

«Работа с гербарием растений луга»

1

Представления о луге, как природном сообществе

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию.

Характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Составлять памятку “Как вести себя на лугу”.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

29-30

Экскурсия к озеру.

Жизнь пресного водоёма.

.

2

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать  по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

комбинированный

Электронное приложение к учебнику

31

Растениеводство в нашем крае.

Незаметные защитники урожая.

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Личностные: понимать  роль труда в создании товаров и услуг

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о  продуктах растениеводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах,  характерных для региона).

Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

комбинированный

Электронное приложение к учебнику

32

Животноводство в нашем крае.

П.р

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Личностные:понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах,  характерных для региона).

Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование контрольное

комбинированный

Электронное приложение к учебнику

33

Презентация проекта:  “Природа родного края”

(газета)

1

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

В процессе презентации проекта учащиеся демонстрируют умения:

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

Индивидуальный опрос

комбинированный

34

Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны».

1

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Страницы всемирной истории. (5 ч., из них пр.работ.-2, к.работ-1)

35

Начало истории человечества.

1

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Анализировать иллюстрации учебника.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

36

Мир древности: далёкий и близкий.

1

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности.

Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

37

Средние века: время рыцарей и замков

П.р.

1

Средние века
в истории Европы. Возникновение городов.

Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания

Познавательны: моделировать по образцу

Регулятивные: –понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные:  слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения;

Личностные:проявлять познавательный интерес к изучению предмета излагать и аргументировать свою точку зрения.

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья,

Определять по «ленте времени» длительность Средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; опоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированны

Электронное приложение к учебнику

38

Знакомство с историей Древнего мира.

Новое время: встреча Европы и Америки. Времена Древней Руси.

П.р.

1

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.

Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  Развитие этических чувств, доброжелательности

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.

Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

39

Новейшее время:история продолжается сегодня. Контрольный тест

№ 3

1

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  

Правильно отвечать на вопросы теста.

Тестирование

Контрольно-обобщвющий

Электронное приложение к учебнику

Страницы истории России. (22 ч., из них экс. – 1 ч., проекты – 1, пр.работ-4, к.работ -1)

40

Жизнь древних славян.

1

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  Развитие этических чувств, доброжелательности

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище.

Составлять план рассказа на материале учебника.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

комбинированный

Электронное приложение к учебнику

41

Во времена Древней Руси.

1

Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте Древней Руси путь из “варяг в греки” и расширение территории государства в IX-XI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси.

Отмечать по “ленте времени” дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированныйц

Электронное приложение к учебнику

42

Древний Киев и Древний Новгород. П.р. «Работа с картой и схемами»

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке.

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси.

Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

44

Трудные времена на русской земле.

1

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника.

Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей.

Высказывать  своё отношение к личности Александра Невского.

Работать с терминологическим словариком.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

45

Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. П.р

1

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

46

Куликовская битва.

П.р

1

Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

47

Иван Третий.

1

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

48

Мастера печатных дел.

1

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров.

Личностные: выделение морального содержания ситуации.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний .

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Работать с терминологическим словариком.

Развивать воображение, “обучая грамоте” учеников XVII века.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

49

Патриоты России.

Смута. Польская интервенция.

1

Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

Личностные: выделение морального содержания ситуации.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Работать с различными источниками

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на “ленте времени” год освобождения Москвы.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Работать с терминологическим словариком.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.

Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

50-51

Экскурсия  в библиотеку.

Пётр Великий.

2

Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Высказывать свое отношение к личности Петра Великого.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

52

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове.

Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры.

Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им.М.В.Ломоносова.

Высказывать свое отношение к личности М.В.Ломоносова.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

53

Екатерина Великая.

1

Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Сравнивать положение разных слоев российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в XVIII веке.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

54-55

Отечественная война 1812 года.

Организация работы над проектом:  “Великие победы России”

2

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении.

Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

56

Страницы истории XIX века.

1

Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами “Декабристы”, “Освобождение крестьян”, “Петербург и Москва” изучать текст учебника, выполнять задания из Рабочей тетради, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

57

Россия вступает в XX век.

П.р.

1

Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

58

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

Прослушивать в записях песни 1930-х годов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

59-60

Великая война и великая Победа.

 Страна, открывшая путь в космос.

Презентация проекта: “Великие победы России”

2

Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их.

Прослушивать в записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу.

Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе.

Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.

Готовить праздник ко Дню Победы.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

61

Контрольный тест

№ 4

1

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Правильно отвечать на вопросы теста

Тестирование

Контрольно-обобщающий

Современная Россия

(6ч., из них пр.работ -1,проекты – 1,к.работ-1)

62

Основной закон России и права человека.

Организация работы над проектом:  “Я - гражданин России”

1

Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон  страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

63

“Дети имеют право на особую заботу и помощь”

Славные символы России.

Подготовка к итоговому тесту

1

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственный герб, флаг и гимн.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

64

Итоговый тест

1

Правильно отвечать на вопросы теста

Итоговое тестирование

Контрольно-обобщающий

65

Такие разные праздники.

1

Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства,  День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные  наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

66-67

Путешествие по России. П.р.

« Работа с картой»”

2

Регионы и города России.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные  наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

Комбинированный

Электронное приложение к учебнику

Итоговое повторение (1ч.)

68

Обобщающий урок по курсу “Окружающий мир”.

Презентация роектов:  “Я - гражданин России”

1

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

презентация проектов

обобщающий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...