| Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения |
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт |
Где мы живём (4 ч) |
1 | Родная страна. | Урок «открытия» нового знания | - Принятие учебных задач раздела и данного урока, стремление их выполнить; различение государственных символов России (герб, флаг, гимн), отличие герба и флага России от гербов и флагов других стран; исполнение гимна РФ; - анализ информации учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; примеры народов России; различение национальных языков и государственного языка России; обсуждение, почему народы России называют братскими; - работа со взрослыми: извлечение из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведений о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; - формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке | УО | Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества, формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. | Ученик научится: понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; строить речевое высказывание в устной форме; структурировать знания. Учитывать разные мнения, задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера. | Ученик научится: различать государственные символы России; объяснять характерные особенности городских и сельских поселений, собирать информацию для проекта; оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; оценивать свои достижения. |
|
|
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)».
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнивание с помощью фотографий и по личным наблюдениям города и села;
- работа в паре: нахождение изображения города и села, обозначение их цветными фишками, осуществление контроля и коррекции; рассказ о своём городе (селе) по плану;
- работа в паре: сравнивание городского и сельского домов; описывание интерьера городской квартиры и сельского дома; оценивание преимущества и недостатков городских и сельских жилищ;
- рассказ о своём доме по плану;
- формулирование вывода из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;
- собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;
- оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
- проводить презентацию с демонстрацией фотографии, слайдов;
- ухаживать за памятниками;
- помогать взрослым в благоустройстве;
- проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;
- оценивать свои достижения в реализации проекта
| УО |
|
|
3 | Природа и рукотворный мир.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- различение объектов природы и предметов рукотворного мира;
- работа в паре: классификация объектов окружающего мира, обозначение их цветными фишками, осуществление контроля и коррекции;
- приведение примеров объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнение таблицы в рабочей тетради;
- работа в группе: обсуждение и оценивание отношений людей к окружающему миру, отбор из списка необходимых слов для характеристики отношения к миру, рассказ о своём отношении к окружающему;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО |
|
|
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | Урок развивающего контроля | - Выполнение тестовых заданий учебника;
оценивание своих достижений и достижений других учащихся | СР |
|
|
Природа (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебных задач раздела и данного урока и стремление их выполнить;
- классификация объектов природы по существенным признакам;
- различение объектов неживой и живой природы; обозначение объектов природы цветными фишками; осуществление контроля и коррекции;
- примеры объектов живой и неживой природы; заполнение таблицы в рабочих тетрадях;
- работа в паре: анализ существенных признаков живых существ, обсуждение своих выводов, осуществление самопроверки;
- установление связи между живой и неживой природой;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Широкая мотивационная основа учебной деятельности. | Ученик научится: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения; наблюдать звездное небо; использовать модели. Осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя. Осознавать значение воздуха и воды для растений, животных и человека. Выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Строить понятные для партнера высказывания; учитывать различные мнения и стремится к координации различных позиций сотрудничества. Задавать вопросы, контролировать действие партнера. | Ученик научится: различать объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; наблюдать и описывать состояние погоды, выбирать одежду по погоде; осознавать необходимость бережного отношения к природе; рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; различать изученные созвездия; различать составные части гранита, горные породы и минералы; рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; делить растения и животных по группам, выделять и сравнивать признаки этих групп; находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознавать ответственность за сохранение природы; анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы; оценивать свои достижения. |
|
|
6 | Явления природы.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в паре: различение объектов и явлений природы, рассказ об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
- примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
- анализ иллюстрации учебника, определение сезона по характерным природным явлениям;
рассказ (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; опыты с термометром, измерение температуры воздуха, воды, тела человека и фиксирование результатов измерений; — формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке | УО |
|
|
7 | Что такое погода.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- наблюдение и описывание состояния погоды за окном класса;
- характеристика погоды как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
- примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);
- работа в паре: составление плана рассказа о погодных явлениях и рассказ по этому плану;
- сопоставление научные и народные предсказания погоды;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке;
- работа со взрослыми: наблюдения за погодой, фиксирование результатов в «Научном дневнике»; использование для фиксации наблюдений метеорологических знаков; составление сборника народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервью взрослых членов семьи
| УО |
|
|
8 | В гости к осени (экскурсия).
| урок-экскурсия | - Выделение учебных задач экскурсии и стремление их выполнить;
- наблюдение за изменения в неживой и живой природе, установление взаимозависимости между ними;
- определение природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);
- оценивание результатов своих достижений на экскурсии
| ПР |
|
|
9 | В гости к осени.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в группе: знакомство по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступление с сообщениями по изученному материалу;
- рассказ об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
- сопоставление картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживание взаимосвязи осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнение сведений учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; работа со взрослыми; наблюдения в природе, подготовка фоторассказа или серии рисунков на тему «Красота осени»;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО |
|
|
10 | Звёздное небо.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить
- нахождение на рисунке знакомых созвездий;
- сопоставление иллюстраций учебника с описанием созвездий;
- моделирование созвездий Орион, Лебедь, Кассиопея;
- знакомство по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществление самопроверки;
- работа со взрослыми: наблюдение звёздного неба, нахождение в нем изученных созвездий; пользование для поиска созвездий на небе атласом-определителем; нахождение информации о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО |
|
|
11 | Заглянем в кладовые Земли.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- практическая работа: исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образца полевого шпата, кварца и слюды;
- различение горных пород и минералов;
- работа в паре: с помощью атласа-определителя привести примеры горных пород и минералов, подготовка кратких сообщений о них;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО |
|
|
12 | Про воздух…
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказ о значении воздуха и воды для растений, животных и человека,
- работа в паре: анализ схем, показывающих источники загрязнения воздуха и воды;
- описывание эстетического воздействия созерцания неба и водных просторов на человека;
наблюдение неба за окном и рассказ о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; - работа со взрослыми: нахождение информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдение неба, водных пейзажей, описание своих впечатлений; подготовка фоторассказов о красоте неба и воды;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО |
|
|
13 | …И про воду.
| Урок «открытия» нового знания | УО |
|
|
14 | Какие бывают растения.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- установление по схеме различия между группами растений;
- работа в паре: классификация растений, осуществление самопроверки; примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
- определение растений с помощью атласа-определителя;
- оценивание эстетического воздействия растений на человека;
- работа со взрослыми: наблюдение и подготовка рассказов (фоторассказов) о красоте растений;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке
| УО |
|
|
15 | Какие бывают животные.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в паре: соотнесение группы животных и их существенных признаков;
- работа в группе: знакомство с разнообразием животных, нахождение в рассказах новой информации о них, выступление с сообщениями;
- сравнение животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявление зависимости строения тела животного от его образа жизни;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
16 | Невидимые нити.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- установление взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
- работа в паре: моделирование изучаемых взаимосвязей; выявление роли человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
- чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете», вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
17 | Дикорастущие и культурные растения.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнивание и различение дикорастущих и культурных растений, обозначение соответствующих рисунков цветными фишками, осуществление контроля и коррекции;
- работа в группе: примеры дикорастущих и культурных растений; классификация культурных растений по определённым признакам;
- нахождение новой информации в текстах о растениях,
- сочинение и пересказ сказочной истории о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
18 | Дикие и домашние животные.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнение и различение диких и домашних животных, обозначение соответствующих рисунков цветными фишками, осуществление контроля и коррекции;
- работа в группе: примеры диких и домашних животных, моделирование значения домашних животных для человека, рассказ о значении домашних животных и уходе за ними;
- сочинение и пересказ сказочной истории о диком или домашнем животном (по своему выбору);
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
19 | Комнатные растения.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- узнавание комнатных растений на рисунках, осуществление самопроверки;
- работа в паре: определение с помощью атласа-определителя комнатных растений своего класса, нахождение в атласе-определителе информации о них;
- оценивание роли комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
- практическая работа в группе: уход за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
20 | Животные живого уголка.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказ о животных живого уголка и уходе за ними;
- работа в паре: определение животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использование информации из атласа-определителя для подготовки сообщения;
- рассказ о своем отношении к животным живого уголка, объяснение их роли в создании благоприятной психологической атмосферы;
- практическая работа в группе: приёмы содержания животных, живого уголка в соответствии с инструкциями; характеристика предметов ухода за животными в зависимости от их назначения;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
21 | Про кошек и собак.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- определение породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;
- примеры пород собак с помощью атласа-определителя;
- обсуждение роли кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснение необходимости ответственного отношения к домашнему питомцу;
- работа в группе: использование текстов учебника как образца для выполнения заданий (составление словесного портрета своего питомца, извлечение из дополнительной литературы нужной информации, составление плана рассказа о домашнем питомце);
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
22 | Красная книга.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в паре: выявление причины исчезновения изучаемых растений и животных и обсуждение мер по их охране;
- работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составление плана рассказа о редком растении и животном; рассказы о редких растениях и животных по составленному плану;
- работа со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовка с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщения о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в паре: по схеме в учебнике анализ факторов, угрожающих живой природе, рассказы о них;
- знакомство с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договор о соблюдении этих правил; предложение аналогичных правил, рисование условных знаков к ним;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- извлекать информацию из различных источников;
- готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);
- составлять собственную Красную книгу;
- презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;
оценивать свои достижения в выполнении проекта | УО |
|
|
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
| Урок развивающего контроля | - Выполнение тестовых заданий учебника;
- оценивание правильности/неправильности предложенных ответов;
- оценивание бережного или потребительского отношения к природе;
- формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами
| СР |
|
|
Жизнь города и села (10 ч) |
25 | Что такое экономика.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказы об отраслях экономики по предложенному плану;
- работа в паре: анализ взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделирование взаимосвязей отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлечение из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях своей республики и своего города и подготовка сообщения;
чтение предложенного текста , нахождение в нём ответов на поставленные вопросы, формулирование собственных вопросов к тексту, оценивание ответов одноклассников; - определение по фотографиям денег разных стран;
- работа со взрослыми: нахождение в дополнительной литературе информации о деньгах разных стран, подготовка сообщения;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | Ученик научится: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Осуществлять поиск необходимой информации; строить рассуждение в форме связи простых суждений. Обобщать и делать выводы. Формулировать собственное мнение, задавать вопросы. Строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению. Владеть диалогической формой речи. | Ученик научится: объяснять, что такое экономика, и называть ее основные части; классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; выявлять характерные особенности возведения городского и сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. Классифицировать транспортные средства; набирать номера телефонов экстренных служб; различать учреждения культуры и образования; определять названия профессий по характеру деятельности; наблюдать за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. |
|
|
26 | Из чего что сделано.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- классификация предметов по характеру материала, обозначение соответствующих иллюстраций цветными фишками, осуществление контроля и коррекции;
- работа в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
27 | Как построить дом.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказ (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;
- работа в паре: сравнивание технологий возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавание на иллюстрациях учебника строительных машин и строительных материалов, объяснение их назначения, самопроверка, рассказ о строительных объектах в своём городе;
- чтение текста учебника, нахождение названных в нём машин на рисунке, рассказы о строительных машинах, пользуясь информацией учебника,
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
28 | Какой бывает транспорт.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в паре: классификация средств транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);
- узнавание по фотографиям транспорта служб экстренного вызова, соотнесение его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначение соответствия стрелками из цветной бумаги, осуществление контроля и коррекции; запоминание номеров телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;
работа в группе: рассказы об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составление общего плана рассказа об истории различных видов транспорта; - формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке | УО |
|
|
29 | Культура и образование.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- различение учреждений культуры и образования, распознавание их по фотографиям, примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
- извлечение из текста учебника нужной информации, предложение вопросов к тексту, ответы на вопросы одноклассников;
- обсуждение роли учреждений культуры и образования в нашей жизни;
- работа со взрослыми: посещение музеев и подготовка рассказов о них; с помощью Интернета совершение виртуальной экскурсии в любой музей (по своему выбору);
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии».
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказы о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
- работа в паре: определение названий профессий по характеру деятельности и нахождение их представителей на фотографиях;
- обсуждение роли людей различных профессий в нашей жизни;
- чтение и обсуждение рассказа «Кто сделал хлеб», установление взаимосвязи труда людей разных профессий;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);
брать интервью у людей разных профессий; - подбирать фотографии из семейных архивов;
- составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;
- собирать материал в «Большую книгу профессий»;
- презентовать работы;
- оценивать результаты выполнения проекта
| УО |
|
|
31 | В гости к зиме ( экскурсия).
| Урок экскурсия | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- наблюдение над зимними погодными явлениями;
- обсуждение зимних явлений в неживой природе в прошедшие дни;
- исследование пласта снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
- определение деревьев по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;
- распознавание осыпавшихся на снег плодов и семян растений и следов животных;
- наблюдение за поведением зимующих птиц;
- формулирование выводов по материалу экскурсии; оценивание своих достижений и поведения во время экскурсии
| ПР |
|
|
32 | В гости к зиме.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- обобщение по результатам наблюдений за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;
- работа в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, подготовка сообщений и выступления с ними;
- формулирование правил безопасного поведения на улице зимой;
- обсуждение правил охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;
- работа со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», подготовка фоторассказа или серии рисунков на тему «Красота зимы»; подкормка зимующих птиц;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Урок развивающего контроля | - Выполнение тестовых заданий учебника;
- оценивание правильности/неправильности предложенных ответов;
- формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами
| СР |
|
|
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». | Урок развивающего контроля | - Выступления с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами;
- обсуждение выступления учащихся;
- оценивание своих достижений и достижений других учащихся
| УО |
|
|
Здоровье и безопасность (9 ч) |
35 | Строение тела человека.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в группе: показ внешних частей тела человека; определение на рисунке учебника или на муляже положения внутренних органов человека; моделирование внутренних строений тела человека;
- работа в паре: извлечение из текста учебника информации о строении и работе внутренних органов человека, предложение вопросов по содержанию текста, оценивание ответов одноклассников;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Ориентация на здоровый образ жизни. | Ученик научится: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Строить рассуждения, обобщать и делать выводы. Использовать знаково-символические средства. Строить понятные для партнера высказывания, владеть диалогической формой речи. | Ученик научится: называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; соблюдение режима дня. Узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают; осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов, осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; вызывать экстренные службы по телефону; избегать опасности на воде и в лесу, выполнять правила поведения во время купания, при контакте с незнакомцами. Оценивать свои достижения. |
|
|
36 | Если хочешь быть здоров.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказы о своём режиме дня; составление рационального режима дня школьника;
- обсуждение сбалансированного питания школьника;
- работа в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;
- формулирование правил личной гигиены; характеристика назначения предметов гигиены, выделение среди них тех, которые у каждого человека должны быть собственными;
- демонстрирование умения чистить зубы, дополнение правил ухода за зубами основе текста учебника;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
37 | Берегись автомобиля!
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- моделирование сигналов светофора; характеристика своих действий как пешехода при различных сигналах;
- работа в паре: соотнесение изображения и названия дорожных, знаков, обозначение соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществление контроля и коррекции;
выбор и отметка фишками дорожных знаков, встречающихся на пути в школу; - формулирование, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществление самопроверки;
оценивание своих достижений на уроке | УО |
|
|
38 | Школа пешехода.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в группе: формулирование правил безопасности на основе прочитанных рассказов;
- практическая работа: соблюдение изученных правил безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
39 | Домашние опасности.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- объяснение с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
- работа в группе: на основе текста учебника формулирование правил безопасного поведения в быту, моделирование их с помощью условных знаков, распознавание правил по предложенным в учебнике знакам, сравнивание своих знаков с представленными в учебнике;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
40 | Пожар!
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- характеристика пожароопасных предметов (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);
- запоминание правил предупреждения пожара;
- моделирование вызова пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;
- работа в паре: рассказ о назначении предметов противопожарной безопасности;
- работа со взрослыми: нахождение в Интернете информации о работе пожарных, подготовка сообщений;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
41 | На воде и в лесу.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- характеристика потенциальных опасностей пребывания у воды и в лесу;
запоминание правил поведения во время купания; - работа в паре: различение съедобных и ядовитых грибов, обозначение их на рисунке фишками разного цвета, осуществление контроля и коррекции;
- определение с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществление самопроверки;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
42 | Опасные незнакомцы.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- характеристика потенциальных опасностей при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предложение и обсуждение вариантов поведения в подобных ситуациях, запоминание правил поведения при контактах с незнакомцами;
- моделирование звонка по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;
- работа в группе: по материалам учебника осваивание правил поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделирование их в ходе ролевых игр;
- работа со взрослыми: обсуждение других опасных ситуаций, связанных с незнакомыми людьми, сочинение об этом рассказа по аналогии с рассказами в учебнике;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Урок развивающего контроля | - Выполнение тестовых заданий учебника;
- оценивание правильности/неправильности предложенных ответов;
- формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами
| СР |
|
|
Общение (7 ч) |
44 | Наша дружная семья.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебных задач при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремление её выполнить; - рассказы по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
- формулирование понятия «культура общения»;
- обсуждение роли семейных традиций для укрепления семьи;
- моделирование ситуации семейного чтения и семейных обедов;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Знание основных моральных норм. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | Ученик научится: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Задавать вопросы, строить монологическое высказывание. Контролировать себя и своего партнера. | Ученик научится: объяснять, что такое культура общения; составлять родословное древо своей семьи; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознавать себя членами классного коллектива; использовать вежливые слова в общении с другими людьми; формулировать правила этикета; вести себя в общественных местах; оценивать свои достижения. |
|
|
45 | Проект «Родо словная».
| Урок «открытия» нового знания | В ходе выполнения проекта дети учатся: - брать интервью у родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
- отбор фотографий из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);
- составление родословного древа семьи;
- презентация своих проектов с демонстрацией родословного древа;
оценивание своих достижений | УО |
|
|
46 | В школе.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказы о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
- обсуждение вопроса о культуре общения в школе;
- формулирование правил общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
- оценивание с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
- моделирование различных ситуаций общения на уроке и переменах;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
47 | Правила вежливости.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- обсуждение, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
- формулирование правил поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
- моделирование ситуаций общения в различных ситуациях;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
48 | Ты и твои друзья.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- обсуждение морально-этических аспектов дружбы на примере пословиц народов России;
- обсуждение проблемы подарка в день рождения друга;
- обсуждение правил поведения за столом;
- моделирование правил поведения за столом (практическая работа);
- формулирование правил этикета в гостях;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
49 | Мы – зрители и пассажиры.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- обсуждение правил поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулирование их, возражая Советам Попугая;
- обсуждение правил поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулирование их на основе иллюстраций учебника;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Урок развивающего контроля | - Выполнение тестовых заданий учебника;
- оценивание правильности/неправильности предложенных ответов;
- формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами
| СР |
|
|
Путешествия (18 ч) |
51 | Посмотри вокруг.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнение фотографий в учебнике, нахождение линий горизонта;
- различение сторон горизонта, обозначение их на схеме;
- работа в паре: нахождение на схеме и называние указанных сторон горизонта, моделирование сторон горизонта;
- анализ текста учебника, на его основе объяснение различий внешнего вида нашей планеты, сопоставление вида Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулирование вывода о форме Земли;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. | Ученик научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства; строить рассуждения, проводить сравнения. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Строить понятные для партнера высказывания. Осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению. | Ученик научится: различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; ориентироваться на местности с помощью компаса, по местным признакам; различать формы земной поверхности, замечать и ценить красоту природы. Называть части реки, анализировать схему; наблюдать за состоянием погоды; замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. Узнавать новую информацию о городах России; находить их на карте, называть основные достопримечательности. Находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознавать масштабность нашей планеты, а себя – ее жителями; выступать с подготовленными сообщениями, расширять и углублять знания по выбранной теме. |
|
|
52 | Ориентирование на местности.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- работа в паре: нахождение ориентиров на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);
- практическая работа в паре: знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним, освоение приёмов ориентирования по компасу;
- знакомство со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
53 | Ориентирование на местности.
| Урок «открытия» нового знания | УО |
|
|
54 | Формы земной поверхности.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сопоставление фотографий равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализ цветового обозначения равнин и гор на глобусе;
- работа в паре: сравнение по схеме холма и горы, осуществление самопроверки с помощью текста учебника; характеристика (на основе наблюдений) поверхности своего края;
- описание красоты гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);
- работа со взрослыми: составление фоторассказа на тему «Красота гор»;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
55 | Водные богатства.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- различие водоёмов естественного и искусственного происхождения, узнавание их по описанию;
- работа в паре: анализ схемы частей реки, рассказ о частях реки по схеме, осуществление самопроверки; рассказы на основе наблюдений о водных богатствах своего края;
- обсуждение эстетического воздействия моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);
- работа со взрослыми: составление фоторассказа на тему «Красота моря»;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
56 | В гости к весне ( экскурсия).
| Урок-экскурсия | - Выделение учебной задачи экскурсии и стремление её выполнить;
наблюдение за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулирование выводов о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;
оценивание своих достижений на экскурсии | ПР |
|
|
57 | В гости к весне.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- рассказы о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
- работа в группе: знакомство по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; различение известной и новой для себя информации; узнавание перелётных птиц на рисунке, осуществление самопроверки; выступление с сообщениями в классе;
- моделирование взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
- работа со взрослыми: наблюдение весенних явлений в природе, фиксирование результатов наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составление фоторассказа или выполнение серии рисунков на тему «Красота весны»;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
58 | Россия на карте.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнивание изображений России на глобусе и карте;
- работа в паре: соотнесение пейзажей России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначение их фишками с соответствующими номерами; осваивание приемов чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);
- показ объектов на настенной карте (по инструкции учебника);
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
59 | Проект «Города России».
| Урок «открытия» нового знания | В ходе работы над проектом дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
- составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);
- презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);
- оценивать достижения свои и товарищей;
оформлять стенд «Города России» | УО |
|
|
60 | Путешествие по Москве.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- нахождение Москвы на карте России; знакомство с планом Москвы, нахождение на нём достопримечательностей столицы;
- работа в паре: соотнесение фотографий достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, выделение фишками знакомых объектов, описывание достопримечательностей по фотографиям и своим впечатлениям;
- отличие герба Москвы от гербов других городов;
- работа со взрослыми: совершение виртуальной экскурсии по Москве с помощью Интернета;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
61 | Московский Кремль.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- обсуждение значения Московского Кремля для каждого жителя России;
- работа в паре: нахождение на фотографиях в учебнике достопримечательностей Кремля, рассказы о них по фотографиям; извлечение из дополнительной литературы информации о достопримечательностях Кремля и подготовка сообщения по предложенному плану;
- чтение текста учебника, нахождение в нём сведений из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставление современного облика Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;
- рассказы о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывание достопримечательностей Красной площади по фотографиям;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
62 | Город на Неве.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- Нахождение Санкт-Петербурга на карте России; знакомство с планом Санкт- Петербурга, нахождение на нём достопримечательностей города;
- работа в паре: соотнесение фотографий достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, выделение фишками знакомых объектов, описывание достопримечательностей по фотографиям и своим впечатлениям; рассказы по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;
- отличие герба Санкт-Петербурга от гербов других городов;
работа со взрослыми: совершение виртуальной экскурсии по Санкт- Петербургу с помощью Интернета; - чтение рассказа об истории создания памятника Петру Первому, предложение вопросов к рассказу, оценивание ответов одноклассников;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
63 | Путешествие по планете.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнение глобуса и карты мира; нахождение и показ на глобусе и карте мира океанов и материков;
- работа в паре: соотнесение фотографий, сделанных на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначение их фишками с соответствующими номерами;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
64 | Путешествие по материкам.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- нахождение материков на карте мира;
- работа в группе: знакомство с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; подготовка сообщения и выступление с ними перед классом;
- предложение вопросов по содержанию сообщений, оценивание ответов одноклассников;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке
| УО |
|
|
65 | Страны мира. Проект «Страны мира».
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- сравнение физической и политической карты мира;
- нахождение и показ на политической карте мира территорию России, других стран;
- работа в паре: соотнесение фотографий достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначение эти стран соответствующими фишками; рассказ по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; о странах, расположенных на разных материках;
- определение, каким странам принадлежат представленные флаги;
- формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;
- подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);
- презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;
оценивать свои достижения в выполнении проект | УО |
|
|
66 | Впереди лето.
| Урок «открытия» нового знания | - Выделение учебной задачи урока и стремление её выполнить;
- определение цветущих летом трав, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществление самопроверку;
- примеры летних явлений в неживой и живой природе;
- рассказ о красоте животных по своим наблюдениям;
- работа со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить
рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; - формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание достижений на уроке | УО |
|
|
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Урок развивающего контроля | - Выполнение тестовых заданий учебника;
- Оценивание правильности/неправильности предложенных ответов;
- формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами
| СР |
|
|
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Урок развивающего контроля | - Выступления с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами;
- обсуждение выступлений учащихся,
оценивание своих достижений и достижений других учащихся | УО |
|
|