Календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Герасимова Елена Николаевна

КТП по окружающему миру  "Школа России" 1-2 класс "Московская началка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

1 класс (16 часа)

Тема, раздел примерное количество часов.

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся.

Родная страна

(1 ч.)

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве». Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по вы бору) на тему «Москва — столица России», о родном крае, труде людей. Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России. Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках.

Общение

(1 ч.)

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе». Беседа по теме, например, «Как содержать рабочее место в порядке». Учебный диалог по теме, например, «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?». Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям. Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.). Учебный диалог по теме, например, «Послушаем  друг друга, расскажем о своей семье». Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых. Практическая работа по теме, например, «Составление схемы родословного древа семьи»

Природа

(11 ч. )

Природа и предметы, созданные человеком. Наше отношение к миру. Неживая  и живая  природа. Связи между неживой и живой природой. Явления природы. Как измерит температуру. Что такое погода? Почему идёт дождь и дует ветер? Как предсказывают природу. В гости к осени. Неживая природа осенью. Живая природа осенью.

Учебный диалог по теме, например, «Почему люди должны оберегать и охранять природу». Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой». Практическая работа по теме, напри мер, «Измеряем температуру».

Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа».

Что у нас под ногами? Заглянем в кладовые Земли. Замечательная коллекция. Про воздух. Красота неба. …И про воду. Красота воды. Что у нас над головой? Звёздное небо. Путешествие по зодиаку. Почему Солнце светят днём, а звёзды и Луна – ночью? Почему Луна бывает разной?

Практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа - определителя; различать гранит, кремень, известняк;

работать с взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо. Созвездия».

Комнатные растения. Красота растений. Дикорастущие и культурные растения. Сорта культурных растений. Что общего у разных растений? Растения цветника.

  Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две     группы — дикорастущие и культурные.

«Чем различаются дикорастущие и культурные растения?». Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части». Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору). Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы»

Какие бывают животные. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Красота животных. Невидимые нити. Дикие и домашние животные. Породы домашних животных. Про кошек и собак.

Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше   назовёт насекомых (птиц, зверей…)». Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов).

Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно. Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец»

Красная книга. Лотос. Дровосек реликтовый.

Наши проекты: «Красная книга, или Возьмём под защиту». Природа в опасности! О маленьких ранах. О ранах больших. Охрана природы. Будь природе

другом!

Учебный диалог по теме, например, «Что такое Красная книга?». Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и  других  материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги». Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу». Коллективное составление памятки по теме, например, «Правила поведения  в  заповедных  местах». Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о  Красной книге. Коллективное  составление  плана  рассказа о редком растении и животном.

Жизнь города и села.

(3 ч.)

Город и село. Наш дом. Из чего что сделано. Это всё из глины. Как рождается книга. Как делаются шерстяные вещи. Как построить дом. Откуда в наш дом приходят вода и электричество?

Какой бывает транспорт. Специальный транспорт. Что такое экономика. Из истории денег. Все профессии важны. В мире мудрых мыслей. Наши проекты: «Профессии».

Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек трудится?».

Дидактическая игра по теме, например, «Профессии  города и села». Логическая задача по теме, например, «Разделим картинки на три группы: профессии, которые есть только в городе; профессии села; профессии, которые есть и в селе, и в городе»

В гости к зиме. Неживая природа зимой. Откуда берутся снег и лед? Живая природа зимой. Где зимуют птицы? Как зимой помочь птицам?

Учебный диалог по теме «В  гости  к зиме»,

практическая работа в группе: проведение опытов по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировка выводов из опытов;

наблюдение формы снежинок и отображение её в рисунках;

ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

Ролевая игра по теме, например, «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме».

Тематическое планирование

2 класс (36 часов)

Тема, раздел примерное количество часов.

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся.

Путешествия

(18 ч.)

На что похожа наша планета? Зачем люди осваивают космос? Посмотри вокруг. Глобус – модель Земли. Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по местным природным признакам. Формы земной поверхности. Холм и гора. Красота гор. Водные богатства. Части реки. Куда текут реки? Красота моря.

Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля отличается от других планет».

  Практическая работа с глобусом. Рассказ учителя, работа с    текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле. Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте». Работа в паре: нахождение ориентиров по дороге от дома до школы,  практическая работа в паре: знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним, освоение приёмов ориентирования по компасу, знакомство со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам, оценка своих достижений на уроке, анализ цветового обозначения равнин и гор на глобусе, работа в паре: сравнение по схеме холм и гору,

Россия на карте. Путешествие по родной стране. Как читать карту. Путешествие по Москве. Достопримечательности Москвы. Московский Кремль и Красная площадь. Строительство Московского Кремля. На Красной площади. Город на Неве. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Наши проекты: «Города России». Земля на карте. Вокруг света с фотоаппаратом. Где живут белые медведи, а где – слоны?

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны. Игра-путешествие по теме, например, «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу». Рассказ учителя по теме, например, «История возникновения Москвы». Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте РФ. Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополни- тельных источников информации).

Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме, например, «Где живут слоны, а где  - белые медведи?» Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни других животных.

Путешествие по материкам и частям света. Материки и части света.

Страны мира. Вокруг света с фотоаппаратом. Наши проекты «Страны мира». В гости к весне. Неживая природа весной. Живая природа весной.

Практическая работа с глобусом. Рассказ учителя,  работа с текстом учебника: описание и особенности  океанов и материков на Земле. Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте».

Учебный диалог по теме, например, «Изменения в живой и неживой природе весной».

Здоровье и безопасность.

(16 ч.)

Строение тела человека. Как работает наш организм. Если хочешь быть здоров. Режим дня. Зачем мы спим ночью? Как правильно питаться. Личная гигиена.

Учебный диалог по теме, например, «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?».

Почему звенит звонок? Зачем нам телефон, телевизор и компьютер? Что умеет компьютер?

Практическая работа в паре: исследование возникновения и распространения звуков; обсуждение темы, почему и как следует беречь уши;  высказывание предположений о причине возникновения эха.

Практическая работа (при наличии условий) по теме, например, «Правила пользования компьютером».

Домашние опасности. Давайте пройдём по квартире. Пожар! Берегись автомобиля. Знаем ли мы сигналы светофора? Знаем ли мы дорожные знаки? Словарь пешехода и велосипедиста. Мы – пассажиры. Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? В автомобиле. В поезде и на железной дороге. На корабле. В самолёте.

«Правила пользования газовой и электроплитой». Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб».

Дидактическая игра по теме, например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки». Беседа по теме,  например,  «Что  может  случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности». Ролевая игра по теме, например, «Мы — пешеходы». Анализ дорожных ситуаций. Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков. Практическая работа по теме, например, «Учимся  соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя». Беседа по теме, например, «Правила поведения в общественном транспорте».

На воде и в лесу. Как нужно купаться. Лесные опасности.

Наши проекты: «Подробнее о лесных опасностях». Опасные незнакомцы. Как избежать беды. Почему мы часто слышим слово «экология»? Впереди лето. Почему радуга разноцветная? Летние наблюдения.

Составление памятки «Правила поведения во время купания». Работа в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета,  определять с помощью атласа – определителя жалящих насекомых. Выполнение тестовых заданий учебника; выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; обсуждение  выступления учащихся; оценка своих  достижений  и  достижений  других учащихся.

Резерв 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс

КТП составлено в соответствии с ФГОС -нового поколения...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Школа 2100. 3 класс. 68 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 31 страница.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс

Календарно-тематическое планирование  по окружающему миру.  "Школа России", 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России". 2 класс

Календарно-темаатическое планирование по предмету "Окружающий мир". Программа "Школа России". 2 класс....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 4 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс...