Конспект урока Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
конспект урока по теме: "Полезные ископаемые" 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема «Полезные ископаемые»
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в жизнедеятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательные:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающие:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;
- Развивать умение составлять схемы, таблицы.
Воспитательные:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности;
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование, урок-игра.
Форма организации учебной деятельности : индивидуально групповая, фронтальная.
Методы: частично- поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка – инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, листы для проверки усвоения изученного материала.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга и глазкам пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам интересного урока.
Мотивация и целеполагание .
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в земле. (слайды 1,2)
Какие хитры секреты
Таят обычные предметы;
Блестят в солонке минералы!
Солинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнёшься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?
– Подождите, подождите, а это кто? Почему она такая печальная? (слайд 3)
– Да и нам сегодня нужно с этим разобраться. Итак, ребята, какие поставим для себя вопросы? Что нам нужно знать, чтобы найти гномиков? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где они находятся? Как их добывают?)
– У Белоснежки есть послания от гномиков, но сама разгадать она их не может. Посмотрим может у нас получится? (слайд 4 – 10)
– Да это же загадка! Но где, же гномик? Давайте вспомним, что мы знаем об этом полезном ископаемом?
Загадки о полезных ископаемых.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (известняк)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (уголь)
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (железная руда)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
Работа над новым материалом
Нефть (слайды 11-15). Исследование. Показ учителем опытов и заполнение таблицы. Вывод.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученные не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысяч веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотоплёнки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины. Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
нефть | Житкая, лёгкая, маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Природный газ (слайды 16-18)
Природный газ – смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ, газ относится к группе осадочных пород. Природный газ относится к полезным ископаемым. Природный газ в условиях залегания в земных недрах находится в газообразном состоянии – в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. При нормальных условиях природный газ находится только в газообразном состоянии. Также природный газ может находиться в кристаллическом состоянии.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
газ | газообразное | Бесцветный прозрачный | горючесть | топливо |
Физкультминутка (слайд 19)
По горам мы погуляем
И немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете;
Стали гномиками дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И ни сколько не устали!
Обобщение. Полезные ископаемые.
- Кроме рассмотренных нами полезных ископаемых, есть ещё и другие, посмотрите. (слайд 20)
- Все полезные ископаемые можно разделить на группы. (слайд 21)
Фронтальная работа.
- Что такое «полезные ископаемые» (слайд 22)
- Теперь попробуйте дать определение. (Полезные ископаемые – природные богатства, останки растений и животных, которые сохранились в недрах Земли слайд 22)
- Вы, ребята, молодцы! Мы хотели бы принять вас в свою семью гномов, но чтобы с вами не случилась такая, же беда, вам необходимо сдать экзамен «Знатоков полезных ископаемых»
- Как называют людей, которые занимаются поиском полезных ископаемых? (слайд 23)
- Дети, вы знаете кто такие геологи?(выслушать ответы детей) геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работу у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить на костре пищу. Сейчас геологам помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда же спускаются геологи! Геолог должен быть сильным, смелым и выносливым человеком, умел находить дорогу по карте и компасу. И ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая работа!
Работа с учебником
- Как добывают полезные ископаемые? (слайд 24,25)
Физкультминутка (слайд 26)
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до «5» считаем –
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют?)
- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что ещё мы должны о них знать? (свойства)
Работа в группах.
- Каждое полезное ископаемое обладает каким – либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.
Практическая работа в группах.
- Название полезного ископаемого ________________________
- Твёрдое или жидкое ___________________________________
- Цвет _________________________________________________
- Прозрачное или непрозрачное ___________________________
- Горючее или негорючее _________________________________
- Где применяется _______________________________________
- Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует? (отчет о работе в группах слайд 27)
Тестовая работа. (слайд 28)
Тест (имя, фамилия) _________________________________________
- Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) врачи
б) геологи
в) строители
- Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глина
б) гранит, торф
в) каменный уголь, соль
- Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) медные руды
б) каменный уголь, природный газ
в) гранит, сера
- Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) мрамор, гранит
б) природный газ, нефть
в) золото
Вывод. Посвящение. (вручаются колпаки гномиков слайд 29)
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить . а как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
Рефлексия (слайд 30)
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Как вы думаете, справились мы с поставленной задачей?
- Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?
Домашняя работа.
- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение?
- Много ещё полезных ископаемых на Земле. Вот и я вам предлагаю подготовить сообщение, о каком – либо полезном ископаемом.
Приложения
План изучения свойств каменного угля
- Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет. Имеет ли он блеск?
- Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет? (плавает – легче воды, тонет – тяжелее воды)
- Проведите пинцетом по породе ( остался след – порода мягкая; сталась царапина – порода твёрдая; нет следа – порода очень твердая)
- Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
- Где используют и на основании какого свойства?
План изучения свойств гранита
- Рассмотрите через лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
- Определите легче или тяжелее воды?
- Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя царапины пинцетом.
- Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом, углём. Что оставит след или царапину на стекле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...