Конспект урока Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

конспект урока по теме: "Полезные ископаемые" 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема «Полезные ископаемые»

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых  в жизнедеятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;
  • Развивать умение составлять схемы, таблицы.

Воспитательные:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности;

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование, урок-игра.

Форма организации учебной деятельности : индивидуально групповая, фронтальная.

Методы: частично- поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка – инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, листы для проверки усвоения изученного материала.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

– Посмотрите друг на друга и глазкам пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам интересного урока.

Мотивация и целеполагание .

 – Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в земле. (слайды 1,2)

Какие хитры секреты

Таят обычные предметы;

Блестят в солонке минералы!

Солинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

 – Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?

– Подождите, подождите, а это кто? Почему она такая печальная? (слайд 3)

– Да и нам сегодня нужно с этим разобраться. Итак, ребята, какие поставим для себя вопросы? Что нам нужно знать, чтобы найти гномиков? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где они находятся? Как их добывают?)  

– У Белоснежки есть послания от гномиков, но сама разгадать она их не может. Посмотрим может у нас получится? (слайд 4 – 10)

– Да это же загадка! Но где, же гномик? Давайте вспомним, что мы знаем об этом полезном ископаемом?

Загадки о полезных ископаемых.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится  сразу. (глина)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (известняк)

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (уголь)

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (железная руда)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (торф)

Работа над новым материалом

Нефть (слайды 11-15). Исследование. Показ учителем опытов и заполнение таблицы. Вывод.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученные не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысяч веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотоплёнки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины. Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

нефть

Житкая, лёгкая, маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Природный газ (слайды 16-18)

Природный газ – смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ, газ относится к группе осадочных пород. Природный газ относится к полезным ископаемым. Природный газ в условиях залегания в земных недрах находится в газообразном состоянии – в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. При нормальных условиях природный газ находится только в газообразном состоянии. Также природный         газ может находиться в кристаллическом состоянии.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

газ

газообразное

Бесцветный

прозрачный

горючесть

топливо

Физкультминутка (слайд 19)

По горам мы погуляем

И немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете;

Стали гномиками дети,

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И ни сколько не устали!

Обобщение. Полезные ископаемые.

- Кроме рассмотренных нами полезных ископаемых, есть ещё и другие, посмотрите. (слайд 20)

- Все полезные ископаемые можно разделить на группы. (слайд 21)

Фронтальная работа.

- Что такое «полезные ископаемые» (слайд 22)

- Теперь попробуйте дать определение. (Полезные ископаемые – природные богатства, останки растений и животных, которые сохранились в недрах Земли слайд 22)

- Вы, ребята, молодцы! Мы хотели бы принять вас в свою семью гномов, но чтобы с вами не случилась такая, же беда, вам необходимо сдать экзамен «Знатоков полезных ископаемых»

- Как называют людей, которые занимаются поиском полезных ископаемых? (слайд 23)

- Дети, вы знаете кто такие геологи?(выслушать ответы детей) геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работу у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить на костре пищу. Сейчас геологам помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда же спускаются геологи! Геолог должен быть сильным, смелым и выносливым человеком, умел находить дорогу по карте и компасу. И ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая работа!

Работа с учебником

- Как добывают полезные ископаемые? (слайд  24,25)

Физкультминутка (слайд 26)

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до «5» считаем –

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют?)

- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что ещё мы должны о них знать? (свойства)

Работа в группах.

- Каждое полезное ископаемое обладает каким – либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Практическая работа в группах.

  1. Название полезного ископаемого ________________________
  2. Твёрдое или жидкое ___________________________________
  3. Цвет _________________________________________________
  4. Прозрачное или непрозрачное ___________________________
  5. Горючее или негорючее _________________________________
  6. Где применяется _______________________________________

-  Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует? (отчет о работе в группах слайд 27)

Тестовая работа. (слайд 28)

Тест (имя, фамилия) _________________________________________

  1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи

б) геологи

в) строители

  1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глина

б) гранит, торф

в) каменный уголь, соль

  1. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) медные руды

б) каменный уголь, природный газ

в) гранит, сера

  1. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) мрамор, гранит

б) природный газ, нефть

в) золото

Вывод. Посвящение. (вручаются колпаки гномиков слайд 29)

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить . а как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

Рефлексия (слайд 30)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились мы с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

Домашняя работа.

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение?

- Много ещё полезных ископаемых на Земле. Вот и я вам предлагаю подготовить сообщение, о каком – либо полезном ископаемом.

Приложения

План изучения свойств каменного угля

  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет. Имеет ли он блеск?
  2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет? (плавает – легче воды, тонет – тяжелее воды)
  3. Проведите пинцетом по породе ( остался след – порода мягкая; сталась царапина – порода твёрдая; нет следа – порода очень твердая)
  4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
  5. Где используют и на основании  какого свойства?

План изучения свойств гранита

  1. Рассмотрите через лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
  2. Определите легче или тяжелее воды?
  3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя царапины пинцетом.
  4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом, углём. Что оставит след или царапину на стекле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...