Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Пернатые изобретатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
открытый урок в 3 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pernatye_izobretateli.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пернатые изобретатели.
Цели:
1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и приспособлениями к полёту; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Оборудование: перья, ножницы, стакан с водой, лист самооценки, карточки.
1. Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Блиц-опрос.
- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. А сейчас вспомним группы изученных животных. Я читаю признаки животных, а вы отгадываете название.
1) Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие) слайд 1.
2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые) слайд 2.
3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные) слайд 3.
4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Откладывают икру. (Рыбы) слайд 4.
5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные) слайд 5.
6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся) слайд 6.
3. Проверка домашнего задания.
- О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (О пресмыкающихся)
- Назовите их (Крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи)
- Что общего у всех пресмыкающихся? (Дышат легкими, холоднокровные, откладывают яйца на суше)
- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (Молодое животное выходит из яйца уже самостоятельным, яйца откладываются в горячий песок)
- Кто расскажет мне о ящерицах, змеях, крокодилах, черепахах?
Работа по карточкам.
Карточка №1.
1.Кто относится к земноводным?
2.Чем они дышат?
3.Чем питаются?
4.Как размножаются лягушки?
Карточка №2.
1.Назовите разновидности рыб.
2.Чем они дышат?
3.Чем питаются?
4.Для чего рыбам нужны плавники?
Карточка №3.
1.Кто относится к сухопутным восьминогим охотника?
2.Чем они питаются?
3.Как они едят пищу?
4.Для чего им нужна паутина?
Карточка №4.
1.Кто относится к водным членистоногим? Назовите их.
2.Чем они дышат?
3. Сколько у них ног?
4.Для чего нужны ракообразные?
4. Сообщение темы и целей урока. Слайд 7.
- О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения гуся, страуса, пингвина. (О птицах)
- Озвучьте тему урока. (Пернатые изобретатели) слайд 8.
- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)
- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.)
- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать).
5. Практическая работа. Слайд 9.
-Мы будем исследователями, исследовать перо (работать в парах).
-У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их.
- Сравните их, посмотрите внимательно.
- Как вы думаете, чем они похожи? (строением)
- Каждое перо имеет стержень, найдите его.
- Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня.
- Найдите их. Бородки соединены с друг другом крючочками.
- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.
-Что случилось?
-Почему полетели перья? (они лёгкие)
- Почему перья лёгкие?
-Давайте разрежем перо и посмотрим.
-Что у них внутри? (внутри перо полое, пустое)
- Давайте обмокнём перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками
скатилась.
- О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится
над хвостом, и перья не намокают.
-Как вы считаете, а чем они различаются? (размером, цветом оперения)
- Самые большие перья находятся у птицы на крыльях. Они помогают птицам летать и называются маховые. Немного меньше называются рулевыми.
- В какой части тела птицы находятся, такие перья? (в хвосте). Они помогают менять направление полёта.
- А теперь найдите среднее пёрышко. Такими перьями покрыто всё тело птицы, но большее количество находится на груди и называются покровными.
-А самые маленькие перышки, называются пуховыми, находятся они, на
брюшке птицы. Они согревают птицу всю зиму.
6. Физминутка.
Птичьи голоса. Релаксация.
– Все встали. То, о чем я буду говорить, вы должны будете показать движениями рук.
– Закройте глаза. Мы отправляемся с вами в лес. Поют птицы. Каждый из вас видит свою птицу. Покажите руками, какой клюв у вашей птицы, голова, крыло, хвост, ноги. Вот ваша птица взмахнула крыльями и полетела. Движения у неё быстрые. Сначала мы её видим большой, потом меньше, затем она превратилась в точку и исчезла. Проводили её взглядом и открыли глаза.
7. Работа в группах.
– Перед вами птицы. Для вас они распределены по группам.
Цель: дать название группам птиц в зависимости от среды обитания и внешних признаков.
– Выберите подходящее название для вашей группы птиц и подготовьте отчёт о вашей группе птиц. Назовите внешние признаки, строение лап, длина ног, строение клюва. Время выполнения 2 минуты.
Отчеты групп.
Древесные – острые когти, помогающие лазить по деревьям, короткие лапы. (ворона, синица, дятел). Древесные птицы по земле не ходят, а прыгают. В целом же они проводят жизнь в небе и на деревьях и в кустарниках, по которым они тоже прыгают.
Наземные – длинные пальцы, небольшой клюв, передвигаются с большой скоростью. (фазан, куропатка, журавль). Наземные птицы очень хорошо бегают и ходят. У них длинные ноги, особенно у птиц, обитающих на болотах Околоводные – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания, строение клюва зависит от характера пищи, перья смазывают жиром, выделяемым копчиковой железой. Водоплавающие птицы, кроме того, что они умеют и летать, и ходить, умеют еще и плавать Эти птицы ходят по земле неуклюже, "вразвалку".
Хищные – острый загнутый клюв, мощные ноги и когти, острое зрение.(орёл, сова, ястреб)
– Полезны или вредны хищные птицы? (Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна мышь за это время съедает 1 кг зерна. В природе все взаимосвязано. Истребление птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах).
- Что происходит в жизни птиц весной? ( Птицы строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их). Слайд 14
- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)
-В чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. (Сходство в том, что откладывают яйца, различие в том, что птицы заботятся о птенцах, а пресмыкающиеся нет).
-Что даёт забота о потомстве? (Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому они хорошо растут и чаще выживают).
- Например, самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу.
-Птенцы у разных птиц рождаются разными, и родители заботятся о них по-разному. Что вы узнали о птенцах наземных и околоводных птиц? (У наземных и околоводных птиц птенцы рождаются зрячими, покрыты пухом, бегают и сами ищут корм).
-Как заботится о них мать? (Она охраняет и греет их).
Какими рождаются птенцы древесных и хищных птиц? (У древесных и хищных слепыми и беспомощными).
- О них заботятся и мать и отец, как? (кормят, греют, охраняют, поэтому птенцы лучше растут и чаще выживают).
-Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг).
-Назовите причину, по которой птицы улетают на юг. (С наступлением холодов становится меньше пищи).
-Как называются такие птицы? (Перелётные).
-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Осёдлые).
- На какие группы можно разделить этих птиц? (перелетные, оседлые,)
- Какие птицы в первой группе? (перелетные) слайд 15
-Почему их называют перелетными? (на зиму улетают в теплые края)
- Зачем птицы улетают на зиму? (из-за временного отсутствия корма)
- Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.
- Какие птицы во второй группе? (оседлые) слайд 16
- Почему их так называют? (осели на одном месте)
-Почему снегирь в третьей группе? (Кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.)
8. Подведение итогов.
-Подведём итог урока.
- О ком мы сегодня говорили?
-Какие изобретения помогают птицам лететь?
- На какие группы делятся птицы?
-В чём сходство и различие размножения птиц и пресмыкающихся?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Фамилия, имя____________________________________ | «+» или «-» |
Я могу объяснить особенности строения птиц |
|
Я могу различать виды птиц по месту и условиям обитания |
|
Я активно работал на уроке и смог правильно ответить на поставленные вопросы |
|
Я смогу рассказать или поделиться своими открытиями с другими детьми |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...