Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Дата: 19.12.16г.
Урок: Окружающий мир.
Тема: Наше питание. Органы пищеварения.
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- составить с детьми правила правильного питания;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- формирование УУД.
1.Личностные УУД
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
- осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
- принимать и сохранять заданную учебную цель,
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- адекватно понимать оценку взрослого,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- обобщать полученные знания,
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
- слушать собеседника,
- задавать вопросы,
- контролировать действия партнёра,
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков;
- письмо от Незнайки;
- карточки с заданиями, с тестами;
- смайлики для рефлексии, цветные карандаши, раздаточный материал, «крокодильчики» (прищепки)
- компьютер, программа Microsoft PowerPoint, интерактивная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.(Создание эмоционального фона урока ).
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльмира Руштыевна! Я сегодня у вас проведу урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
1) фронтальный опрос.
- Минутка синоптика.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел вы начали изучать?
( Мы и наше здоровье)
- Давайте с вами вспомним, что нового вы уже узнали из этого раздела?
Вспомогательные вопросы:
-Из чего состоит организм человека?
- Какие органы вы знаете и какую функцию они выполняют?
-Что называют системой органов? (органы выполняющие общую работу)
- Что изучает наука анатомия?
- Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? (Скелет)
- Какое значение имеет скелет для человека? (Скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве- осанку, и его подвижность.)
- Какая должна быть и от чего портится осанка?
- Какие органы чувств знаете? ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания)
Микроитог: я вижу, вы молодцы и все знаете, поэтому я думаю, что у вас не возникнет трудностей при выполнении следующего задания.
2) Индивидуальная работа, тестовый опрос учащихся.
Перед вами лежат тестовые задания. Ваша задача внимательно прочитать вопрос и выбрать один единственно верный ответ. Время выполнения 3 минуты. Будьте внимательны!
3) Самопроверка, взаимопроверка, оценивание, рефлексия
Ребята, время вышло! Обменяйтесь тестами, перепроверьте!
Оцените каждый свою работу. Если вы считаете, что справились с заданием, поставьте значок рядом с весёлым смайликом, если же вы справились, но у вас возникали трудности, поставьте значок рядом с нейтральным смайликом, а если тест показался вам сложным и у вас возникли большие трудности, то поставьте значок рядом с грустным смайликом. А я потом проверю, как вы оценили свои знания и силы)))
Микроитог: Я надеюсь, что грустных смайликов у нас сегодня не будет!
3. Сообщение темы и цели урока.
1) Вводная беседа
Ребята, сегодня нам пришло письмо от Незнайки. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Давайте узнаем почему.
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звездочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта и конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами». Ваш Незнайка.
- Ребята, как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу?
- Как вы думаете нужно ему поменять в своем рационе?
2) Целеполагание и мотивация
Давайте поможем составить меню для Незнайки. Но сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения).
- Все живые существа питаются.
- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).
- Чем питаются животные? растениями и другими животными)
- Чем питается человек? Что значит правильное питание?
- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)
3) «Открытие» нового знания
1) Беседа
- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма.
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?
Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10-15 дней он умрет.
- Сколько раз в день должен есть человек?
( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)
- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)
2) Практическая работа № 1
( работа в парах)
- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
(потому что ее дают животные)
- Отметьте буквой Ж те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.
- Какую пищу называют растительной?
( Пища, которая получена из растений)
- Отметьте буквой Р те продукты, которые можно отнести к растительной пище.
- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?
Рефлексия: Оцените свою работу в парах по шкале. Если вы справились с заданием верно, поставьте значок рядом с весёлым смайликом, если же вы справились, но допустили некоторые неточности, поставьте значок рядом с нейтральным смайликом, а если задание показалось вам сложным и у вас возникли трудности, то поставьте значок рядом с грустным смайликом.
3) Игра «Распредели»
( работа в группах)
- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. В конвертах слова с названиями продуктов. Вам нужно распределить их по тарелочкам. 1 группа: в 1 тарелку сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 тарелку – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 тарелку сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.
- Молодцы, сядьте на свои места.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Микроитог: Посмотрите, какой вывод можно сделать?
Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.
- Но как, же понять, полезен продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержаться в них.
- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.
4) Работа с учебником с.138
Откройте учебники на стр. 138. 1 ряд – белки, 2 ряд – жиры, 3 ряд углеводы. Готовят краткий рассказ.
- Что такое белки и для чего они нужны расскажет – 1 ряд.
Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.
- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся? 2 ряд.
Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жир содержится в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.
Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся? – 3 ряд.
Углеводы- вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.
- Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно. (окон)
- Чем больше окон, тем наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
- знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.
Что вы знаете о витаминах?
Витамины- содержатся в овощах, фруктах и ягодах.
Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.
Микроитог:
Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной
4. Физминутка.
«Верно утверждение или нет?»
- Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.
- Ребята, сейчас я вам буду называть правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, встаньте на носочки и руки вытяните вверх, если услышите вредный совет, приседаем. Приготовились!
1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.
3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.
5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.
6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.
7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.
8. Утром перед школой надо обязательно завтракать.
9. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
10. Перед сном надо плотно покушать.
Микроитог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?
- Знать содержание питательных веществ в продуктах.
- Помнить правила правильного питания.
Продолжение работы на уроке.
5. Работа с органами пищеварения.
- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.
- Представьте, вы пришли из школы домой, мама для вас приготовила вкусный обед, то что вы любите!
- Что вы почувствуете?
Давайте с помощью бельевой верёвки продемонстрируем и укажем органы пищеварительной системы.( К доске выходят 7 учеников и растягивают верёвку в 8 -10 метров.
По ходу объяснения учителя по таблице и рисункам, на каждого из ребят надевается
шапочка с названием органа пищеварительной системы: ротовая полость, пищевод, желудок, 12-ти перстная кишка, печень, тонкая кишка, толстая кишка.)
-Ребята, вы должны запомнить какую функцию выполняет каждый орган.
- итак, посмотрим как это происходит. Пища проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.
- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?
- Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.
- Язык перемешивает пищу и продвигает
её в глотку.
- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)
- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.
- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.
Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.
Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику! Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.
А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).
Итак, полюбуемся со стороны на длину кухонного конвейера в натуральную величину.
Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
6. Практическая работа.
- Игра "Найди своё место". Учащиеся, которые выполняли роль органов пищеварения, выстраиваются в правильном порядке и повторяют свои функции:
Ротовая полость-пища размельчается зубами, перемешивается, смачивается слюной. Пищевод- по нему пища попадает в желудок.
Желудок- с помощью желудочного сока пища переваривается, растворяется.
12-ти перстная кишка - растворяет жирные пищевые части с помощью горькой желчи.
Тонкая кишка- через тонкие ворсинки на её стенках питательные вещества всасываются в кровь, а ненужные отправляются в толстую кишку.
Толстая кишка - всасывается вода, а ненужные вещества выбрасываются.
7. Итог урока. Итоговая рефлексия.
Рефлексия: оцените свою работу.
Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…
- какие питательные вещества получает человек с пищей?
- из каких органов состоит пищеварительная система?
- что нужно помнить, чтобы правильно питаться?
А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит в корзинку яблоко.
А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – положит в корзинку булочку.
Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.
- Ребята, а теперь возьмите наших «Крокодильчиков» и прикрепите к смайликам, которые соответствуют вашему настроению после нашего урока.
Я благодарю Вас за урок!
8. Домашнее задание.
Составить и красиво оформить меню правильного питания для Незнайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...