урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по теме "Лес и его обитатели" 3 класс по программе УМК "Перспективная начальная школа". Цель урока: применение способов учебных действий в условиях решения учебных задач. Задачи: углублялть знания учащихся о лесе, многообразии растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Лес", 3 класс | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Крутько Вера Ивановна МБОУ «СОШ№4», с Сотниковское
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 класс
Тип урока: «Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями»
УМК: «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта
Тема | Лес и его обитатели | |||||
Цель | Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий), продолжение формирования УУД | |||||
Задачи |
Развивать познавательные способности речь, память, расширять кругозор.
| |||||
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |||||
Основные понятия | Природное сообщество, лес, ярусы, обитатели леса | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | О.Н. Федотова «Окружающий мир», 3 класс Мультимедиапроектор, экран, карточки | |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности (мотивация уч-ся) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы. | Слайд 1 «Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать». Н. И. Сладков Учит. - Ребята вы готовы к уроку? | Внутренняя позиция школьника. | ||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. Читают стихи, слушают музыку. | – Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка) (слайды 3-11) – 1-й ученик: Много на нашей земле разных чудес: 2-й ученик Мы сегодня входим в лес, | Знать что такое лес. | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся определению природного мсообщества – лес. В форме подводящего диалога организует работу со словарями, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Вписывают слова в кроссворд, подчеркивают удвоенную согласную. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют кроссворд. Формулируют тему урока. | Слайд 12. -- Дети определите тему сегодняшнего урока. (по оглавлению) Лес – и его обитатели. - Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник - Какие сообщества мы изучим в этой главе? (см. в словаре Ожегова сообщество) Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе. (из словаря С.И.Ожегова) - Чему мы будем учиться на уроке? - Какие сообщества мы изучим в этой главе? - Для чего нам нужны эти знания?) Пиктограмма «Повтори пройденное» стр. 43 учебник (чтение уч-ся) - О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? - Есть ли в твоём крае лес? (Есть, но мало) - Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик) Работа в парах по словарику в конце учебника. - Определим по словарику в конце учебника значение этих слов. - Какие леса же преобладают в нашем крае? (лиственные) - Какие растения встречаются в наших лесах? - Животные? | Уметь определять природное сообщество – лес, виды леса, животных леса. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с природным сообществом лесом и его обитателями | В форме поводящего диалога организует наблюдение над природным сообществом лесом и его обитателями. | Определяют что такое лес, ярусы леса, корней растений, животных ярусов леса. | Слайд7 - Что же такое лес? Лес нередко называют «царством деревьев». Вы согласны с этим? (Принимаются все ответы детей, но не комментируются). - Давайте познакомимся с текстом из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. (Ученик читает текст вслух): «Один художник решил нарисовать лес. - Что такое лес?- размышлял он - Конечно, деревья! Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. - Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. - А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. - Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок – лесовичок. Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет. - Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. - Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». - Удалось уточнить некоторые сведения о лесе? Какие? -Что же такое лес? -- Как же жителям леса удаётся не мешать друг другу? Пиктограмма «Выскажи предположение» (Ученик читает в учебнике) - Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты, растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. (см. в словаре Ожегова ярус) Согласишься ли ты с Костей? (Заслушиваем мнения учащихся). (один ученик выступает с презентацией «Ярусы леса»( Презентация) -Вывод: Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. | Уметь различать леса, ярусы леса, корней растений, животных леса. | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний | |
V. Динамическая пауза | Слайд 9 Физкультминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. | |||||
VI. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о ярусах леса.. | Проводит инструктаж обучающихся. | Работают в группах, в парах по рисунку. Обосновывают правильность ответа. |
Работа в группах. - Дети, где можно быстро найти текст в хрестоматии? (по оглавлению) стр. 85 хрестоматия - Рассаживаемся в группы. Получаем задания. Вопросы:
6. Пиктограмма «Выскажи предположения». - А знаешь ты, что корни растений тоже располагаются ярусами? Чтение уч-ся отрывка текста. стр. 45 учебник( О корнях) 7. Работа по рисунку. Пиктограмма «Работа в парах».стр. 45-46 учебник - Расскажите, какие животные живут в лесу и на каком ярусе? | Уметь находить ярусы леса, ярусность корней растений, животных различных ярусов | подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; | |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения применять полученные знания | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | Работа в тетради для самостоятельных работ. № 18 стр. 16. Дорисуй животных. (работа консультантов). (Проверка по слайду) | Уметь выделять изображать животных различных ярусов.. | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; | |
VIII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Слайд 11. - Пиктограмма «Выскажи предположения». - Индивидуальное сообщение «Кто в лесу на дереве живет, а кто под деревом?» ( по хрестоматии) | Уметь применять поученные знания. | смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие | |||
IХ. Подведение итогов урока | .Организует фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организует фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | . фиксируют новое содержание изученного на уроке. Фиксируют неразрешенныезатруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности. | -Вспомните какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы этой цели? -Какие существуют ярусы леса? -Что такое лес? | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | ||
Х. Информация о домашнем задании | Организует обсуждение и запись домашнего задания | Слайд 12 с.43-49, по выбору: 1)Прочитать рассказ в хрестоматии «Кто в лесу живёт на дереве, а кто – под деревом?» (стр.91) Ответить на вопросы. 2) Подготовить с помощью дополнительной литературы сообщения о животных леса. Оно должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные, какие у них враги. 3) Желающие могут написать или нарисовать правила поведения в лесу. | ||||
ХI. Рефлексия деятельности Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, . | Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - А теперь я попрошу вас закончить предложения (текст не слайде). «Раньше я не знал, а теперь знаю, что…» «Я работал на уроке с … настроением, потому что …» «Я …доволен собой, потому что …» Спасибо за урок | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...