Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_gorbunovoy_a.v.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе
А.В. Горбунова
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №7» пгт Талинка Октябрьского района, ХМАО
Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Цель: Обучающая: показать зависимость окружающего мира от развития человека; привести детей к пониманию того, что человечество должно жить в гармонии с окружающей природой; расширять словарный запас и кругозор детей;
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, связную устную речь;
Воспитательная: воспитывать дружеские отношения, бережное отношение к природе, интерес к историческому прошлому.
Оборудование: Учебник для 1 класса «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.
Картины: «Деревня», «Город». Напечатанное словосочетание
«Каменный мешок». Рисунки гнезда ос на разных исторических этапах (одинаковые). Картинки, отражающие разные этапы развития человеческого общества: давно, очень давно, сейчас:
Первобытный человек в пещере. |
Крепость, |
Вид современного города, ЭВМ, автомобиль, предметы быта современного человека. |
Магнитофон, аудиозапись «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Улыбка».
Три фигурки человека: первобытный, рыцарь, современный человек.
Для рефлексии и оценки деятельности: листы белой бумаги и карточка с изображением улыбающегося человечка.
Ход урока.
I. Организационная часть.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас этот урок и надеюсь, что мы подружимся, и у меня будет ещё больше друзей. Ведь вас так много!
II. Подготовка к усвоению нового материала.
У: А в вашей школе много детей учится?
Д: Да, много.
У: А в вашем городе много жителей?
Д: Очень много!
У: А во всём мире вы знаете, сколько людей живут?
Д:- Много! Миллиард!
У: (пишу на доске число: 6 000 000 000)
Дети ахают, удивляются, пытаются прочитать число.
У: Во всём мире живут 6 миллиардов человек.
III. Работа над новым материалом.
У: Где живут эти люди?
Д: В городах и деревнях.
У: Кто был в деревне? Расскажите, что вы там видели, что было вокруг?
Д: Рассказывают о том, что видели в деревне, дополняют ответы друг друга, исправляют неточности.
У: (Вывешиваю на доску картинку с изображением деревни).
Посмотрите и назовите то, что вы ещё не называли.
Д: Дополняют свои ответы.
У: Ребята, а где вы живёте?
Д: В городе Нягани.
У: Отличается ли окружающий мир деревни и города?
Д: Да. В деревне дома маленькие и из бревен построены, а в городе – большие и каменные.
В деревне нет асфальта и там можно на речку идти и там загорать.
А ещё в деревне есть коровы, собаки, петушки и курочки.
А мы с бабушкой ходили в лес, он близко.
У: Вижу, что вам очень нравится в деревне. А вам нравится свой город?
Д: Да.
У: Все ли города одинаковые?
Д: Нет. Бывают большие и маленькие.
У: Вы когда - нибудь были в большом городе?
Вывешиваю картинку с изображением большого города.
У: Рассмотрите картинку. Что вы видите?
Д: Город.
У:- Бытует мнение, что горожане всю свою жизнь проводят в «каменном мешке». (Над картинкой города вывешиваю словосочетание «каменный мешок»).
Объясните, как вы это понимаете?
Д: Это значит, что они живут в каменных домах. И ещё даже работают в таких зданиях, и дети учатся в каменных школах.
У: Обходятся ли горожане без природы?
Д: Да. Нет.
У: Докажите своё мнение.
Д: Не обходятся, потому что мы без природы не проживём. Вода-это природа.
А ещё мы едим морковку и яблоки - это тоже даёт природа.
На улице деревья растут и цветы.
Воздух – это тоже природа.
У: Так значит, какой вывод мы можем сделать?
Д: Человек не может прожить без природы.
Нас всегда окружает природа.
У: Если мы не можем прожить без природы, скажите, как мы должны относиться к ней?
Д: Нужно беречь её. Нельзя мусорить в лесу и на речке.
У: Правильно, ребята. Человек должен беречь природу, сохранять чистыми воду, леса, воздух.
IV. Работа с учебником (страницы 26-27)
У: Рассмотрите картинку.
Почему художник нарисовал в одном хороводе и людей, и животных, и даже дом?
Д: Потому что всем нужно дружить и все живут вместе.
Все друг другу нужны.
У: Какую песню поют друзья? О чём она?
Д: О дружбе.
У: Что значит жить дружно?
Д: Помогать друг другу.
Защищать слабых.
Жить вместе.
У: А вы живёте дружно?
Кто вас окружает каждый день?
Д: Друзья.
Родственники (мама, папа, сестра, бабушка)
Соседи.
У: (вывод) - Значит, человек живёт в обществе, его всегда окружают люди.
- Ребята, как вы думаете, только ли человек живёт обществом и всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?
Д: Всегда.
Нет. Раньше жил по-другому.
(Возникает коллизия)
У: (пишу на доске ? )
Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы.
Для этого я предлагаю отправиться в путешествие на миллион лет назад.
V. Физминутка. Звучит песня из м/ф «Бременские музыканты».
VI. Путешествие во времени.
У: Итак, мы перенеслись на миллион лет назад. Чтобы нам не заблудиться, давайте пригласим с собой в путешествие друга.
(Дети выбирают из трёх фигурок человека, который жил очень давно: на нём вместо одежды – шкура и в руках копьё).
У: Ответим на первый вопрос: «Только ли человек живёт обществом?»
Рассмотрите рисунки в учебнике. Можно ли сказать, что осы живут обществом?
Д: Да. Они живут в одном домике.
Домик они построили все вместе.
И защищают свой домик все вместе. Они нападают на врагов.
У: Изменилась ли жизнь этих общественных животных за миллион лет?
Д: Нет. Ничего не изменилось.
У: А теперь посмотрим, всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?
( Открываю доску: картины перепутаны.) Дети исправляют ошибки, причём делают это с огромным удовольствием.
У: Расскажите, как жил древний человек? (На рисунок с пещерой и первобытными людьми прикрепляется фигурка человека в соответствующей одежде).
Дети рассказывают об условиях жизни, занятиях, питании первобытных людей с опорой на рисунки.
У: Зависела ли жизнь человека от окружающего мира или окружающий мир зависел от него?
Д: Не зависел человек от окружающего мира.
Зависел, потому что у него ещё ничего не было, чтобы защищаться даже от зверей.
У: Да, жизнь первобытного человека зависела от окружающего мира, и он должен был приспосабливаться к этому.
Что происходило дальше? Как изменилась жизнь человека позже, спустя тысячи лет? Чему он научился?
С кем мы отправимся путешествовать дальше?
Дети выбирают фигурку человека в рыцарских доспехах.
Рассматривают картинку с изображением крепости, всадника и рассказывают о том, что изменилось по сравнению с первобытным обществом.
У: Рассмотрите картинку и скажите, как изменилась жизнь человека.
Д: Научились строить замки и делать железное оружие, а раньше были палки и камни.
Научились ездить верхом на лошадях.
Одежда теперь хорошая, а не шкуры и доспехи у рыцаря.
На коне тоже одежда (учитель: попона).
У: Значит, какой вывод можно сделать?
Д: Человек стал жить лучше, много научился.
У: Как живёт человек сейчас? Изменился ли окружающий мир современного человека?
Дети рассматривают картинку с фрагментами жизни современного человека. На картинку прикрепляется оставшаяся фигурка человека.
Д: (сравнивают и рассказывают) Теперь у человека много чего есть: телевизоры, компьютеры, телефоны и т.д.
Машины и самолёты.
Дома огромные и с лифтами и т.п.
У: Посмотрите на все картинки и скажите, чему должен был научиться человек, чтобы перебраться в тёплые дома и квартиры, чтобы сменить шкуры на удобную одежду и обувь?
Д: Человек научился строить дома, шить одежду.
Многому научился, машины придумал и ракеты.
Всему научился… почти.
У: Так значит, теперь мы сможем ответить на вопрос «всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?» (Возвращаемся к написанному на доске ?)
Вывод: Человек не всегда жил так, как живёт сейчас. Развиваясь, он изменял окружающий его мир. Человек не может существовать отдельно от окружающего мира. Мы – часть окружающего мира.
VII. Рефлексия.
У: Вам понравилось путешествие?
Д: Да, интересно было.
У: Что узнали нового?
Д: Я узнал, как живут в деревне. Я там никогда не был. А я узнал, что город называют каменным мешком. А мне понравился замок с рыцарем.
У: Молодцы. А теперь возьмите рисунки, которые лежат на ваших партах и дорисуйте их так, чтобы было понятно, чему учился человек с древности до наших дней, как изменился окружающий его мир. Каждый должен нарисовать один предмет.
Д: Рисуют: книги, машины, компьютеры, ракеты, телевизоры и т.д.
У: А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
На доску прикрепляется картинка с изображением современного человека и дополняется рисунками детей.
Д: (Радуются) Здорово у нас получилось! Красиво.
У: Чем нужно дополнить наш общий рисунок? Без чего невозможна жизнь человека?
Д: Без природы! Давайте дорисуем небо, солнце, деревья…
У: Молодцы, ребята, теперь вы еще раз убедились в том, как важно всему учиться, думать и развиваться. И самое главное, дружить и делать все сообща, вместе, заботиться о природе и друг о друге.
VIII. Оценка деятельности.
У: А теперь, нам нужно отметить тех ребят, которые лучше всех поработали на уроке. Возьмите на партах улыбающегося человечка и подарите его тому, чья работа вам понравилась больше всех.
Д: С удовольствием дарят «улыбки».
У: Кто получил 5 «улыбок», 4»улыбки» и т.д.
Молодцы, а я дарю свою «улыбку» всем вам, потому что мне сегодня понравилась работа всех учащихся и рада нашему знакомству.
Звучит песня «Улыбка»
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Зачем летают в космос»
УМК "Школа России"...
открытый урок Окружающий мир 3 класс тема: Животные- часть природы. Роль животных в природе.
Урок по программе Н.Ф.Виноградовой,...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»
Урок окружающего мира 2 классТема урока: «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить правила безопасности, которые ну...
Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"
Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...