Жизнь в пресных водах
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Жизнь в пресных водах", "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_27._zhizn_v_presnyh_vodah.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 27. ЖИЗНЬ В ПРЕСНЫХ ВОДАХ
Цели | Создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема |
Основные | Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читает стихотворение: Лежит кувшинка на листке, Как на плоту упругом, И поплыла бы по реке К приветливым подругам, Да вот беда: привязан плот – Он никуда не поплывет. – О каком природном сообществе рассказывается – Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка фронтальный опрос. Кроссворд | – Чем луг отличается от леса? – Какие живые существа встречаются на лугу? – Почему луг называют природным сообществом? – Приведите примеры экологических связей луга. Предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова | Отвечают Отгадывают кроссворд | Фронтальная, коллективная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика- | Устные ответы |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» в учебнике (с. 192–193) и найти, каких животных еще не назвали. – Кто такие головастики? – Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим – Назовите, какие хищники обитают в водоемах. – Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» в учебнике (с. 196–198). Какие беды принес человек водоему? – Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме? | Отвечают Внимательно слушают. Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы | речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |||
IV. Практическая деятельность | Составление цепей питания. Сценка. | – Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания: 1. Растения → карась → щука. 2. Растения → головастики → утки. Автор. Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. Задергался поплавок у одного, дер- | Составляют цепи питания. Разыгрывают сценку: | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; устанавливают причин- | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Игра «Плюс – минус». | нул он удочку и выловил старый башмак. 1-й рыбак. Вот так-так! Автор. Задергался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока. 2-й рыбак. Вот это – да-а! Автор. Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку. 3-й рыбак. Ух, ты! Автор. Жалко стало ему рыбку, решил отпустить ее. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом. Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!.. – Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – ее родной дом! – Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? 1. Мусорить на берегах. 2. В водоемы не бросать отходы. 3. Не мыть машины в водоемах. 4. Не сбрасывать промышленные отходы. 5. Вырубать леса по берегам водоемов. 6. Ограничить вылов рыбы. 7. Не рыбачить сетями и во время нереста. 8. Разрешить неограниченную рыбалку. 9. Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес. | сидят трое учеников Высказывают свое мнение. Отвечают | но-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волеую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. | ненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задания | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С каким настроением вы уходите с урока? – Дополните предложения: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске). – Над какой темой работали? – Что нового узнали? – Какие задания вызвали у вас затруднения при их выполнении? – Какие задания не вызвали у вас затруднения при их выполнении? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 191–200. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Ответить на вопрос: надо ли охранять болота? | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка.)
2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве. (Кузнечик.)
3. Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель.)
4. Эта птица звонко поет «пить-полоть». (Перепел.)
5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком. (Трясогузка.)
6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый. (Василек.)
7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
8. Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! – удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)
9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
11. Земноводное, которое можно встретить на лугу. (Лягушка.)
12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)
Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛУГА.
Схема «Растения водоема»
Загадки
1. Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (Рак.) 2. Длинным клювом тонким Схватит лягушонка – Капнет с клюва капля. Кто же это?.. (Цапля.) 3. У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь – в котел попала. (Щука.) 4. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.) | 5. Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры.) 6. У кого глаза на рогах, А дом на спине? (Улитка.) 7. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) 8. Пестрая крякушка Ловит лягушек, Ходит вразвалочку – Спотыкалочку. (Утка.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Пресная вода"
Цель урока-формирование представления о пресной воде, её значении в жизни всего живого на Земле....
Жизнь в пресных водах
Тип урока: Комбинированный урокФормирование УУД:Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.Регулятивные действия: постановка учебной задачи; оцен...
Конспект и презентация по окружающему миру (Пресные воды суши. Реки и люди)
для учащихся 2 класса....
Река - пресная вода
Урок по окружающему миру для 3 класса...
Река - пресная вода
Урок по окружающему миру для 3 класса...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
презентация к внеурочному занятию по математике "Расчетно-конструкторское бюро" по теме "Где хранится пресная вода?"
Данная презентация является приложением внеурочного занятия. Она может быть использована педагогами начальных классов при подготовке к внеурочному занятию по "Перспективной начальной школе...