Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_2_klass_garmoniya.docx | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир», 2 класс разработана в соответствии с ФЗ № 273, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 15785) и авторской программы О.Т.Поглазова «Окружающий мир» с использованием учебников образовательной системы «Гармония», рекомендованных Приказом от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015»:
- Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2/ Поглазова О. Т. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012. – (Гармония)
- Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Поглазова О.Т. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.- (Гармония)
- Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Поглазова О. Т. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.- (Гармония)
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Цель курса — создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребёнка и последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.
Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные и воспитательные задачи:
- Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире.
- Ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества.
- Усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира.
- Воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважение к прошлому своих предков.
- Формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, в обществе.
- Социализация ребёнка.
- Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- Уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика курса
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.),создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединятьзнания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недель). Из них 61 часов на изучение предмета +7 часов на модуль «Искусство жить вместе»в в 3 четверти 3 часа, в 4 четверти 4 часа (программа прилагается) и 20% (6 часов другие формы работы) на другие формы учебной деятельности. Количество часов в неделю 2 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
- Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Формируемые личностные действия:
- ориентироваться в социальных ролях (член семьи, член классного коллектива,
горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях;
- выделять нравственный аспект поведения;
- соотносить поступки и события с принятыми этическимипринципами;
- соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотныенормы поведения в
обществе (семья, школа, общественные места)и природе.
Формируемые регулятивные действия:
- анализ своего знания и незнания;
- постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
- определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана
учебных действий;
- коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном,ответом);
- оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и
на каком уровне)
Формируемые познавательные действия:
(Работа с информацией)
- осмысливать цель чтения;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- определять основную и второстепенную информацию;
- сопоставлять информацию из разных источников;
- систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план
описания, рисунок, схема, таблицаи др.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную – в наглядную и
наоборот);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и
создавать собственные.
Формируемые коммуникативные действия:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно
использовать речевые средства для решения задачобщения (приветствие, прощание,
игра, диалог);
- сотрудничество с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, планирование общего
дела, распределение функций участников и определение способов их взаимодействия;
- проявление инициативы в поиске и сборе информации длявыполнения коллективной
работы, желание помочь взрослым исверстникам;
- оперирование в речи предметным языком- правильно (адекватно) использовать
естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать
свои мысли, строитьмонологическую речь, вести диалог;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение
позиции партнёра, выявление конфликтнойситуации при сотрудничестве, поиск
вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация.
Национально–региональный компонент
На изучение национально-регионального компонента в курсе «Окружающий мир» отводится 4 часа:
- Семейные заботы и традиции бурятского народа – 1ч.
- Байкал –жемчужина России – 1ч.
- Родной город (село), его достопримечательности – 1 ч.
- Разнообразие музеев. Экспонаты музеев – 1ч.
Учебно- тематическое планирование
Тема раздела | Кол-во часов |
Человек и природа | 10ч |
Человек и общество | 8 ч |
Природа вокруг тебя | 25 ч |
Наша Родина – Россия | 10 ч |
Человек – творец | 7 ч |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
Методические пособия
1.Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986.
2.Географический атлас для детей. По морям и океанам. – М.: ПКО«Картография»,
1996.
3. Герман Вейль. Симметрия. – М.: Наука, 1968.
4.Горелова Н. А. «Город чудный, город древний...» – М., Мирос, 1994.
5. Депман И. Мир чисел. – Л.: Детская литература, 1982.
6.Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии.
7. Журнал «Мастерилка». – М.: Карапуз, 1996.
8. Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагенство, 1995.
9. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чём неузнаешь на уроке. –
Ярославль: Академия холдинг, 2003.
10.Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
11.Левитан Е. П. Малышам о звёздах и планетах. – Петрозаводск:Кругозор, 1995.
12.Лесненко В. К. Мир озёр. – М.: Просвещение, 1989.
13.Ликум А. Всё обо всём. – М.: 1993.
14.Маркуша А. А Б В... – М.: Малыш, 1971.
15.Муждина Т. Д. Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду». Мирлюдей. – Ярославль:
Академия холдинг, 2000.
16.Поломис К. Дети в летнем лагере. – М.: Профиздат, 1991.
17.Тарасов Л. В. Этот удивительный симметричный мир. 1982.
Методические рекомендации
- Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
- Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
- Поглазова О.Т., Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Информационно- образовательные ресурсы
- Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
Таблицы, плакаты, коллекции
1 Карты: физическая, карта природных зон, исторические.
2. Коллекции гербариев.
3. Коллекции полезных ископаемых
Учебно-тематический план по окружающему миру во 2 классе
Тема | Общее кол-во часов | Кол-во часов обязательной части | Неурочные формы организации образовательного процесса (Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса) | ||||
Проекты, решение проектных задач | Познавательные лаборатории | Творческие мастерские | Учебные занятия | Другое | |||
Человек и природа | 10 | 9 | Путешествие «Чистота - залог здоровья» - 1 | ||||
Человек и общество | 9 | 9 | Проектная задача. Родословная семьи -1 | ||||
Природа вокруг тебя | 25 | 23 | Проектная задача "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов.» - 1 | Экскурсия. «Формы суши родного края» - 1 | |||
Наша Родина - Россия | 10 | 9 | Посещение музея природы Бурятии. «Разнообразие музеев. Экспонаты музея.» - 1 | ||||
Человек - творец | 8 | 7 | Творческая мастерская "Красота природная и рукотворная"- 1 |
Календарно-тематическое планирование Приложение2
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения п/п | Дата проведения п/ф | Кимы | Формы организа-циилеятельности | Виды деятельностиуч | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||||
1 | Раздел I. Человек и природа – 10 часов | Здоровые дети – в здоровой семье. | 1 | |||||||
2 | Что нас окружает | 1 | ТЕСТ №1 С.6-7 | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. | закрепляем полу- ченные в 1 классе предметные знания о живой природе | Личностные:- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные:-способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. -умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос -умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы; Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя;-использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение. - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; | ||||
3 | Тела окружающего мира | 1 | умение принимать и решать познава- тельные и учебные задачи; выбирать нужнуюинформа- цию из текста, ил- люстрации, схемы | |||||||
4 | Человек – часть живой природы | 1 | ТЕСТ №2 С. 8-9 | человек – часть живой природы, разумное существо | умение работать сосхемами (считывать информацию); умение обосновывать (аргументировать) свой ответ на поставленный вопрос | |||||
5 | Человек – разумное существо | 1 | изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения | умение извлекать информацию из иллюстраций, соб ственныхнаблюде- ний, учебного текста; умение обобщать полученную информацию, про- верять свои выводы | ||||||
6 | Здоровье человека. Значение природы дляздоровья | 1 | здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня | умение выбирать нужную информацию из учебного, художествен-ного текстов, иллюстраций, собственных наблюдений и пред- ставлять её в виде схемы | ||||||
7 | Органы чувств, их гигиена | 1 | ПРАКТИКУМ | функции органов чувств, их гигиена; правила безопасного поведения; первая помощь при порезах, ожоге кожи и обморожении | умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах | |||||
8 | Чистота – залог здоровья | ТЕСТ №3 С12-15 | Болезнетворные микробы, правила ухода за кожей | формировать чистоплотность какважную для здоровья черту характера человека;умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ | ||||||
9 | Зелѐная аптека | 1 | ПРАКТИКУМ | лекарственное рас-тение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарствен- ных растений и способы использования их целебных свойств | умение узнаватьпредмет (растение)по описанию егопризнаков; умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение | |||||
10 | Азбука безопасного поведения | 1 | ТЕСТ №3 С 12-15 | разыгрывание сценок безопасного поведения | правила безопасного поведения в природе, дома, на улице | развивать осознанное отношение к безопасному поведению в природе, быту, обществе, сохранению своей жизни; умение моделировать различные ситуации, опасные для детей | ||||
11 | Раздел II. Человек и общество – 8 часов | Человек – член общества | 1 | человек – обще- ственное существо; условияблагопо- лучия общества, общественный порядок | развивать осознание учащимися себя как части общества, важности труда в жизни человека и на благо общества; формировать умение выделять в тексте основную мысль, находить ответы на поставленные вопросы | Личностные:-положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: - умение контролироватьсвоюдеятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; Познавательные: -умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах; - умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||
12 | Разнообразие профессий людей | 1 | ВИКТОРИНА | труд, профессия, мастерство; искусство, формы представления окружающей действительности (литература,театр, музыка, художественные полотна);эколог, экологическая проблема | формировать систему ценностей, уважительное отношение к людям труда, важность профессийучитель, эколог; умение выбирать нужную информацию из текстаи иллюстраций | |||||
13 | Как мы общаемся. Правила этикета | 1 | РОЛЕВАЯ ИГРА | общительный человек, умение вести беседу; язык мимики и жестов; правила вежливогообщения с людьмиразного возраста, сродными и близкимилюдьми, с незнакомыми людьми | Формироватькультуру общения, Моделироватьситуации общения с использованием разных его форм; умение следовать правилам этикета, вежливогообщения; умение работатьв паре | |||||
14 | Физическая и духовная красота человека | 1 | физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера; настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять ими | Формироватьумение даватьнравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с друзьями, одноклас-сниками, взрослыми; умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживатьотрицательные эмоции | ||||||
15 | Друзья, их значение в жизни людей | 1 | ТЕСТ №4 С16-18 | друг, дружба, дружныйколлектив | умение даватьоценку своимпоступкам, друзей, одноклассников. | |||||
16 | Семья. Родственники | 1 | семья, поколение, родственники, дядя, тётя,двоюродные братья исёстры, родословная | умение работать со схемами; умение выделять главную мысль втексте | ||||||
17 | Семейные заботы и традиции бурятского народа | 1 | ПРАКТИКУМ | забота, обязанность, взаимопомощь; личные дела и семейные,мужские и женские | умение даватьоценку значениюсемьи в жизни человека и своему отношению ксвоим родным | |||||
18 | Родословная семьи | 1 | ТЕСТ №5 С 19-20 | семейная традиция, реликвия; потомственная профессия | умение выполнять проектную работу: выбор темы и проблем, которые исследуются, выбор источников ин- формации, как с ними работать, возможные формы презентации результатов исследования | |||||
19 | Раздел III. Природа вокруг тебя – 25 часов | Кто и как изучает природу | 1 | наука, учёный; способы познания: наблюдения, опыт; лаборатория, приборы длянаблюдений и измерений | умение ставить познавательную задачу, выбирать способ её решения, планировать ход исследования | Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Познавательные: -умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах; - умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя. -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учет разных мнений и стремление к координацииразличных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | ||||
20 | Природные тела и явления | 1 | явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы | развивать эстетическое восприятие окружа- ющего мира; умение читать и составлять простые схемы, таблицы | ||||||
21 | Разнообразие облако | ТЕСТ №6 | ПРАКТИКУМ | водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака | умение соотносить текстовую, иллюстративную и графическую информации; умение высказывать и аргументировать свои гипотезы; умение моделировать | |||||
22 | Солнце – ближайшая к Земле звезда | 1 | космическое тело, звезда; Солнце – ближайшая к Земле звезда | умение находить в тексте основную и второстепенную инфор- мацию; умение соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний | ||||||
23 | Солнце и жизнь | 1 | положительные и от- рицательные действия солнечных лучей на живые организмы; правила безопасного пребывания на солнце | умение анализировать рисунки;умениеобоб- щать, собранную из разных источников информацию | ||||||
24 | Звѐзды и созвездия | 1 | ПРАКТИКУМ | представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – участок неба; невооружённый глаз и телескоп | развивать воображение, эстетическое восприятие природы; умение наблюдать природныетела; умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение | |||||
25 | Кометы, метеоры, метеориты | 1 | образные представления о кометах, метеорах, метеоритах | развитиепростран-ственного мышления; умение выполнять творческие работы | ||||||
26 | Земля – планета. Формы Земли | Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль | умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в паре; умение выбирать нужную информацию из учебного текста; умение оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения | |||||||
27 | Движение Земли | 1 | глобус – модель Земли; ось Земли, экватор, Северный и Южный полюса; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца | развивать наглядно-образное и логическое мышление; умение работать с рисунками-схемами и предметными моде- лями; умение выпол-нять практические задания, работая в паре | ||||||
28 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | Луна – естественный спутник Земли; умение наблюдать Луну | развивать интерес к наблюдению небесных тел, пространственное мышление; умение работать с учебным текстом, схемами, умение моделировать природные явления | ||||||
29 | Исследования Луны. Человек на Луне | 1 | астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о формах рельефа лунной поверхности | развивать воображение, фантазию; умение находить в тексте нужную информацию, обобщать полученные знания | ||||||
30 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца | 1 | представление о 9 больших планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах – малых планетах | умение моделировать расположение предметов в пространстве; умение работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца | ||||||
31 | Разнообразие космических тел. Обобщающий урок | 1 | ТЕСТ №7 | проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты | проверяем умения различать предметы, выделять их существен-ные признаки, распре-делять в группы; умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов и оценивать результат | |||||
32 | Поверхность Земли. Материки и океаны | 1 | наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах(легенда карты);океан, материк, остров, полуостров | Развивать пространст-венное мышление; умение работать со схемами, круговыми диаграммами, готовыми моделями; умение пользоваться условными обозначениями | ||||||
33 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними | 1 | формы суши – равнины и горы; плоская и холмистая равнины; холм, овраг, курган; способы борьбы с оврагами | умение работать с текстом: соотносить текстовую, иллюстра- тивную и графическую информации, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | ||||||
34 | Горы, их разнообразие | 1 | гора, её части (вершина, склон, подошва склона); горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор | развивать наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие природы; умение извлекать информацию с помощью условных знаков (карты); моделировать объекты окружающего мира | ||||||
35 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах | 1 | горная долина, пропасть, тоннель; снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах | формироватьсозна-тельное отношение к безопасному образу жизни; умение соотно- сить информацию из разных источников; умение работать с блок-схемами алгоритмов | ||||||
36 | Экскурсия. Формы суши родного края | 1 | ЭКСКУРСИЯ | умение различать разные формы суши | развивать экологическое мышление, эстетическое восприятие природы; умение представлять результаты наблюдений в разной форме | |||||
37 | Земля и еѐ поверхность. Обобщающий урок | 1 | проверяем усвоение понятий: материк,океан, гора, равнина,овраг, холм, вершина,склон, подошва (подножие); знание правил безопасного поведения в горах | проверяем умения выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами, оценивать результаты своего труда | ||||||
38 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. | 1 | Мировой океан, океан, море, морская вода; экологические проблемы, связанные с деятельностью людей; правила безопасного поведения на море | умение работать с разными источниками информации; умение давать оценку действиям и поведению людей (в том числе своё Собственное) | ||||||
39 | Пресные воды суши. Река, еѐ части. Значение рек для людей | 1 | ЭКСКУРСИЯ | пресная вода; река – постоянный поток пресной воды; части реки – исток, приток, устье, русло; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция | развивать экологическое мышление; умение выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций; умение работать со схемами, моделировать природные объекты | |||||
40-41 | Озѐра, пруды, болота. Байкал –жемчужина России | 2 | естественный, искусственный водоёмы; озеро, пруд, болото; правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах | развивать эмоциональное, эстетическое и сознательное отношение к ценностям природы; умение работать текстовой и графической информацией, с рисунками- схемами | ||||||
42 | Проектная задача "Значение воды» | 1 | питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды; меры экономного расходования питьевой воды | развивать экологическое мышление, умение работать с разными источниками информации; давать нравственную оценку отношению людей к природе | ||||||
43 | Экскурсия. Водоѐмы родного края | 1 | ЭКСКУРСИЯ | умение различать разные виды водоёмов | развиватьэкологичес-кое мышление, эстетическое восприятие природы; умение представлятьрезуль-таты наблюдений в разной форме | |||||
44 | Разнообразие водоѐмов. Обобщающий урок | 1 | ТЕСТ №9 | Проверяем усвоение понятий: естественный и искусственный водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище, пруд, канал; пресная и морская (солёная)вода; части рек– исток, приток. устье. Правила безопасного поведения на воде | умение различать объекты окружающего мира по существен- ным признакам, объединять и распределять их в группы; умение работать со схемами; выполнять и оформлять тестовые задания разных типов | |||||
45 | Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч. | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство | 1 | Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край | формировать патриотическое отношение к Родине, к своей малой родине; умение работать с текстовой и графической информацией, анализировать составлять небольшое сообщение по заданной теме | Личностные -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; -способность к самооценке. Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: -умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. выделять главную мысль каждого абзаца. Коммуникативные:-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -умение договариваться, находить общее решение; | ||||
46 | Российская Федерация, еѐгосударствен ные символы | 1 | Р о с с и й с к а я Федерация, республика, край, область; государственная граница (сухопутная, морская), армия; герб, флаг, гимнРоссии | формировать осознание учащимися себякак граждан своей Родины – России; умение отличать государствен- ные символы Р о с с и й с к о й Федерации от других государств | ||||||
47 | Конституция – основной закон государства. Государствен ные праздники | 1 | ТЕСТ №10 | президент, закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребёнка; международный, государственный, национальный и др.праздники | формировать ответственное отношение к государст-венным законам; умение работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы | |||||
48 | Москва – столица России | 1 | ПРОЕКТ | столица, досто- примечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт- Петербурга | воспитание чувства гордости за столицу своей Родины; умение выполнять проектную работу | |||||
49 | Российские города. | 1 | ТЕСТ №11 С. 42-43 | город-герой, город воинской славы, город-миллионер; культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города | патриотические чувства гордостиза свою Родину,её народ, чувство признательности и уважения к защитникам своего Отечества; умение осуществлять поиск информации в дополнительной литературе, умение представлять её | |||||
50 | Родной город (село), его достопримеча- тельности | 1 | ТЕСТ С. 49 З.АД 1 | РОЛЕВАЯ ИГ-РА « Я ЭКС- | воспитывать любовь и патриотические чувства к родному краю; Умение выполнять тестовыезадания разных типов, работатьс блок-схемамиалгоритмов | |||||
51 | Горожане и селяне. Проблемы современного города | 1 | архитектор, небо- скрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь | воспитывать ответственное отношение ксвоему местужительства; умение ставить познавательную и учебнуюзадачи; умение работать со словарём | ||||||
52 | Проблемы современного города (продолжение) | 1 | отходы городскогохозяйства, свалка, контейнер для сбора отходов; правила экологически грамотного поведения в городе и на природе | умение ставить познавательную задачу, выбирать способ её решения, планировать действия по достижению цели; умения проводить наблюдения, выполнять опыты, оценивать результаты | ||||||
53 | Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании | 1 | ТЕСТ С46-47 ЗАД 10-15 | наземный, подземный, водный, воздушный транспорт; пассажирский, грузовой, специальный, общественный, личный транспорт;правила безопасного поведения на транспорте | развиватьэкологичес-кое мышление, воспитывать экологиче- скую культуру; умение обсуждать проблемы, предлагать способы их решения; умение классифицировать предметы, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов | |||||
54 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. | 1 | ЭКСКУР-СИЯ | музей, экспонат музея; исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи | развивать интерес к познанию исторического наследия наших предков; воспитывать бережное отношение к памятникам прошлого | |||||
55 | Раздел V. Человек –творец – 11часов | Старинные и современные средства письменности, счѐта, связи | 1 | знаки, буквы, иероглифы, алфавит; арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, почта, телеграф, телефон, радио, телевизор | развиватьпознаватель-ный интерес; умение анализировать рисунки и текстовую информацию; выполнять проектную работу и презентовать её | Личностные: -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение; -сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке Регулятивные: -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) Познавательные: -умение извлекать информацию с карты, моделировать объекты окружающего мира. -умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников -умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов -умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. -умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного) из иллюстрации, умение работать со словарём. Коммуникативные: -умение договариваться, находить общее решение -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию -ориентация на партнера по сотрудничеству | ||||
56 | Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. | 1 | художественное и научное представление знаний об окружающем мире | формировать умение работать с дополнительными источниками информа- ции, выполнять и презентовать проектную работу | ||||||
57 | Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия | 1 | симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии; осевая симметрия, линия симметрии; умение определять линию симметрии | развивать интерес к наблюдению гармонии в природе, в изделиях людей, произведениях искусства; умение выделять существен ные признаки предметов; умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений | ||||||
58 | Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии | 1 | центральная (пово- ротная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии; элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах | развивать воображение ,наглядно-образное и логическое мышление, творческие способности, чувство гармонии; умение работать с разными источниками информации; умение применять знания в практической деятельности | ||||||
59 | Орнаментальная (переносная) симметрия. | 1 | умение целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира; проверка усвоения понятий и умений: симметричный и несимметричный предмет, осевая, центральная, переносная виды симметрии; умение изображать предметы, обладающие сим- метрией, проводить линии симметрии | развиватьпознаватель-ный интерес, эмоционально эстетическое восприятие окружающего мира; умение применять знания в практической деятельности умение проверять и оценивать результатысвоего учебноготруда | ||||||
60 | Виды симметрии в изделиях людей Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе | 1 | ТЕСТ С52-53 ТЕСТ С54-56 | знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы | умение работать с иллюстрациями, текстом, на- ходить нужную информацию, использовать её для решения учебных задач, умение оценивать результаты учебного труда | |||||
61 | Творческая мастерская «Красота природная и рукотворная» | 1 | умение целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира; проверка усвоения понятий и умений: симметричный и несимметричный предмет, осевая, центральная, переносная виды симметрии; умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии | развивать познавательный интерес, эмоционально эстетическое восприятие окружающего мира; умение применять знания в практической деятельности; умение проверять и оценивать результаты своего учебного труда |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 2 класс УМК «Гармония»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 2 класс
Программа создана в соответсвии с ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс
Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( автор Поглазова О.Т..)...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 2 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые предметные результаты, планируемые УУД, развёрнутое тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся, домашним заданием к...