Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_2_klass_garmoniya.docx73.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир», 2 класс разработана в соответствии с ФЗ № 273, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 15785) и авторской программы  О.Т.Поглазова «Окружающий мир» с использованием учебников образовательной системы «Гармония», рекомендованных Приказом  от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015»:  

  1. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2/ Поглазова О. Т.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012. – (Гармония)
  2. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Поглазова О.Т. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.- (Гармония)
  3. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Поглазова О. Т. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.- (Гармония)

Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир»

        Цель курса — создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребёнка и последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.

Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные и воспитательные задачи:

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире.
  • Ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества.
  • Усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира.
  • Воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважение к прошлому своих предков.
  • Формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, в обществе.
  • Социализация ребёнка.
  • Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
  • Уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика курса

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

        Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.

        При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

        Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

        Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

        В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.),создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

        Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

        Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

        Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

        Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединятьзнания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

        Таким образом  в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на  68 ч  (34 учебных недель). Из них 61 часов на изучение предмета +7 часов  на модуль «Искусство жить вместе»в в 3 четверти 3 часа, в 4 четверти 4 часа (программа прилагается)  и 20% (6 часов другие формы работы) на другие формы учебной деятельности. Количество часов в неделю 2 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
  • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Формируемые личностные действия:

- ориентироваться в социальных ролях (член семьи, член классного коллектива,

горожанин, селянин, гражданин России) и межличностных отношениях;

- выделять нравственный аспект поведения;

- соотносить поступки и события с принятыми этическимипринципами;

- соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотныенормы поведения в

обществе (семья, школа, общественные места)и природе.

Формируемые регулятивные действия:

- анализ своего знания и незнания;

- постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;

- определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана

учебных  действий;

- коррекция своих действий (сличение с образцом, эталоном,ответом);

- оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и

на каком    уровне)

Формируемые познавательные действия:

(Работа с информацией)

- осмысливать цель чтения;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- определять основную и второстепенную информацию;

- сопоставлять информацию из разных источников;

- систематизировать и структурировать информацию, отображать её в разной форме (план

описания, рисунок, схема, таблицаи др.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную – в наглядную и

 наоборот);

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и

создавать собственные.

Формируемые коммуникативные действия:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно

использовать речевые средства для решения задачобщения (приветствие, прощание,

игра, диалог);

- сотрудничество с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, планирование общего

дела, распределение функций участников и определение способов их взаимодействия;

- проявление инициативы в поиске и сборе информации длявыполнения коллективной

работы, желание помочь взрослым исверстникам;

- оперирование в речи предметным языком- правильно (адекватно) использовать

естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать

свои мысли, строитьмонологическую речь, вести диалог;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, уважение

 позиции партнёра, выявление конфликтнойситуации при сотрудничестве, поиск

вариантов её разрешения, принятие общего решения и его реализация.

Национально–региональный компонент

На изучение национально-регионального компонента в курсе «Окружающий мир» отводится 4 часа:

  1. Семейные заботы и традиции бурятского народа – 1ч.
  2. Байкал –жемчужина России – 1ч.
  3. Родной город (село), его достопримечательности – 1 ч.
  4. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев – 1ч.

Учебно- тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Человек и природа

10ч

Человек и общество

8 ч

Природа вокруг тебя

25 ч

Наша Родина – Россия

10 ч

Человек – творец

7 ч

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
  2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

Методические пособия

1.Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986.

2.Географический атлас для детей. По морям и океанам. – М.: ПКО«Картография»,

1996.

3. Герман Вейль. Симметрия. – М.: Наука, 1968.

4.Горелова Н. А. «Город чудный, город древний...» – М., Мирос, 1994.

5. Депман И. Мир чисел. – Л.: Детская литература, 1982.

6.Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии.

7. Журнал «Мастерилка». – М.: Карапуз, 1996.

8. Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагенство, 1995.

9. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или О чём неузнаешь на уроке. –

Ярославль: Академия холдинг, 2003.

10.Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.

11.Левитан Е. П. Малышам о звёздах и планетах. – Петрозаводск:Кругозор, 1995.

12.Лесненко В. К. Мир озёр. – М.: Просвещение, 1989.

13.Ликум А. Всё обо всём. – М.: 1993.

14.Маркуша А. А Б В... – М.: Малыш, 1971.

15.Муждина Т. Д. Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду». Мирлюдей. – Ярославль:

Академия холдинг, 2000.

16.Поломис К. Дети в летнем лагере. – М.: Профиздат, 1991.

17.Тарасов Л. В. Этот удивительный симметричный мир. 1982.

Методические рекомендации

  1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
  2. Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
  3. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  4. Поглазова О.Т.,  Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Информационно- образовательные ресурсы

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

2.   Ресурсы Интернета

       - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

Таблицы, плакаты, коллекции

1 Карты: физическая, карта природных зон, исторические.

2.   Коллекции гербариев.

3.   Коллекции полезных ископаемых

Учебно-тематический план по окружающему миру во 2 классе

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов обязательной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

Другое

Человек и природа

10

9

Путешествие «Чистота - залог здоровья» - 1

Человек и общество

9

9

Проектная задача. Родословная семьи -1

Природа вокруг тебя

25

23

Проектная задача "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов.» - 1

Экскурсия. «Формы суши родного края» - 1

Наша Родина - Россия

10

9

Посещение музея природы Бурятии. «Разнообразие музеев. Экспонаты музея.» - 1

Человек - творец

8

7

Творческая мастерская "Красота природная и рукотворная"- 1

   Календарно-тематическое планирование                                             Приложение2

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения п/п

Дата проведения п/ф

Кимы

Формы организа-циилеятельности

Виды  деятельностиуч

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

Раздел I. Человек и природа – 10 часов

Здоровые дети – в здоровой семье.

1

2

Что нас окружает

1

ТЕСТ №1 С.6-7

Вспоминают три компонента окружающего

мира: живая и неживая

природа, изделия человека; называют изученные

группы растений и животных, их основные

признаки;

учатся осуществлять

самоконтроль и самооценку своих знаний и

умений.

закрепляем полу-

ченные в 1 классе

предметные знания

о живой природе

Личностные:- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке.

Регулятивные:-способность к волевому усилию;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные

умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

-умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный  вопрос

-умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы;

Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;-использовать речь для регуляции своих действий;

-формулировать собственное мнение.

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

3

Тела окружающего мира

1

умение принимать

и решать познава-

тельные и учебные

задачи; выбирать

нужнуюинформа-

цию из текста, ил-

люстрации, схемы

4

Человек – часть живой природы

1

ТЕСТ №2 С. 8-9

человек – часть живой природы, разумное существо

умение работать сосхемами (считывать

информацию);

умение обосновывать  (аргументировать) свой ответ на

поставленный вопрос

5

Человек – разумное существо

1

изобретатель, орудие труда, инструменты, научные

приборы, бытовая

техника; средства

передвижения

умение извлекать

информацию из

иллюстраций, соб

ственныхнаблюде-

ний, учебного текста; умение обобщать полученную

информацию, про-

верять свои выводы

6

Здоровье человека. Значение природы дляздоровья

1

здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная

физкультура, режим дня

умение выбирать

нужную информацию из учебного, художествен-ного текстов, иллюстраций, собственных

наблюдений и пред-

ставлять её в виде

схемы

7

Органы чувств, их гигиена

1

ПРАКТИКУМ

функции органов

чувств, их гигиена;

правила безопасного поведения; первая помощь при порезах, ожоге кожи и

обморожении

умение собирать

и анализировать

нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах

8

Чистота – залог здоровья

ТЕСТ  №3 С12-15

Болезнетворные

микробы, правила

ухода за кожей

формировать чистоплотность какважную для здоровья черту характера

человека;умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ

9

Зелѐная аптека

1

ПРАКТИКУМ

лекарственное рас-тение, целебное

свойство, ядовитое

растение; правила

сбора лекарствен-

ных растений и

способы использования их целебных свойств

умение узнаватьпредмет (растение)по описанию егопризнаков;

умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной

литературой, составляя краткое сообщение

10

Азбука безопасного поведения

1

ТЕСТ  №3  С 12-15

разыгрывание сценок безопасного поведения

правила безопасного поведения в природе, дома, на улице

развивать осознанное отношение к

безопасному поведению в природе, быту, обществе,

сохранению своей

жизни; умение моделировать различные

ситуации, опасные

для детей

11

Раздел II. Человек и общество – 8 часов

Человек – член общества

1

человек – обще-

ственное существо;

условияблагопо-

лучия общества,

общественный порядок

развивать осознание учащимися себя

как части общества,

важности труда в

жизни человека

и на благо общества; формировать

умение выделять

в тексте основную

мысль, находить ответы на поставленные вопросы

Личностные:-положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Регулятивные:

- умение контролироватьсвоюдеятельность по результату;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные:

-умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах;

- умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

12

Разнообразие профессий людей

1

ВИКТОРИНА

труд, профессия, мастерство;

искусство, формы

представления окружающей действительности (литература,театр, музыка, художественные полотна);эколог, экологическая

проблема

формировать систему ценностей,

уважительное отношение к людям труда, важность профессийучитель, эколог;

умение выбирать

нужную информацию из текстаи иллюстраций

13

Как мы общаемся. Правила этикета

1

РОЛЕВАЯ  ИГРА

общительный человек, умение вести беседу;

язык мимики и жестов; правила вежливогообщения с людьмиразного возраста, сродными и близкимилюдьми, с незнакомыми людьми

Формироватькультуру общения,

Моделироватьситуации общения с использованием разных

его форм; умение следовать правилам этикета, вежливогообщения;

умение работатьв паре

14

Физическая и духовная красота человека

1

физическая и духовная красота человека,

нравственные ценности красивого человека, черты его характера; настроение,

положительные и отрицательные эмоции, умение управлять ими

Формироватьумение даватьнравственную

оценку поступкам, взаимоотношениям с

друзьями, одноклас-сниками, взрослыми;

умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживатьотрицательные

эмоции

15

Друзья, их значение в жизни людей

1

ТЕСТ №4 С16-18

друг, дружба, дружныйколлектив

умение даватьоценку своимпоступкам, друзей, одноклассников.

16

Семья. Родственники

1

семья, поколение, родственники, дядя, тётя,двоюродные братья исёстры, родословная

умение работать со схемами;

умение выделять

главную мысль втексте

17

Семейные

заботы и традиции бурятского народа

1

ПРАКТИКУМ

забота, обязанность,

взаимопомощь; личные дела и семейные,мужские и женские

умение даватьоценку значениюсемьи в жизни

человека и своему отношению ксвоим родным

18

Родословная

семьи

1

ТЕСТ №5 С 19-20

семейная традиция,

реликвия; потомственная профессия

умение выполнять проектную работу:

выбор темы и проблем,

которые исследуются, выбор источников ин-

формации, как с ними работать, возможные формы презентации

результатов исследования

19

Раздел III. Природа вокруг тебя – 25 часов

Кто и как изучает природу

1

наука, учёный; способы познания: наблюдения, опыт; лаборатория, приборы длянаблюдений и измерений

умение ставить

познавательную

задачу, выбирать

способ её решения, планировать ход исследования

Личностные:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Регулятивные:

- умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Познавательные:

-умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах;

- умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;

Коммуникативные:

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;

-умение  произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по сотрудничеству

- понимание  возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учет разных мнений и стремление к координацииразличных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

20

Природные тела и явления

1

явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы

развивать эстетическое восприятие окружа-

ющего мира;

умение читать и

составлять простые схемы, таблицы

21

Разнообразие облако

ТЕСТ №6

ПРАКТИКУМ

водяной пар, облако,

туман, кучевые, перистые, слоистые облака

умение соотносить текстовую,

иллюстративную

и графическую

информации;

умение высказывать и аргументировать свои

гипотезы; умение моделировать

22

Солнце – ближайшая к Земле звезда

1

космическое тело,

звезда;

Солнце – ближайшая

к Земле звезда

умение находить

в тексте основную и второстепенную инфор-

мацию; умение

соотносить видимые и реальные размеры тел,

расстояний

23

Солнце и жизнь

1

положительные и от-

рицательные действия

солнечных лучей на

живые организмы;

правила безопасного

пребывания на солнце

умение анализировать рисунки;умениеобоб-

щать, собранную

из разных источников информацию

24

Звѐзды и созвездия

1

ПРАКТИКУМ

представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до

них; созвездие – участок неба; невооружённый глаз и телескоп

развивать воображение, эстетическое восприятие природы;

умение наблюдать природныетела;

умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение

25

Кометы, метеоры, метеориты

1

образные представления о кометах, метеорах, метеоритах

развитиепростран-ственного мышления;

умение выполнять творческие работы

26

Земля – планета. Формы Земли

Земля – планета, холодное космическое

тело шарообразной

формы; космонавт,

космический корабль

умение ставить

познавательную

задачу, решать её, работая в паре; умение выбирать нужную

информацию из

учебного текста;

умение оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою

точку зрения

27

Движение Земли

1

глобус – модель Земли; ось Земли, экватор, Северный и Южный полюса; сутки – период вращения Земли

вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца

развивать наглядно-образное и логическое мышление;  умение работать

с рисунками-схемами и предметными моде-

лями; умение выпол-нять практические задания, работая в паре

28

Луна – естественный спутник Земли

1

Луна – естественный

спутник Земли; умение наблюдать Луну

развивать интерес к наблюдению небесных

тел, пространственное мышление;

умение работать

с учебным текстом, схемами, умение моделировать природные явления

29

Исследования Луны. Человек на Луне

1

астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о

формах рельефа лунной поверхности

развивать воображение, фантазию; умение находить в тексте нужную информацию, обобщать полученные

знания

30

Планеты, движущиеся вокруг Солнца

1

представление о 9

больших планетах, обращающихся вокруг  Солнца, астероидах –

малых планетах

умение моделировать расположение предметов

в пространстве;

умение работать

с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца

31

Разнообразие космических тел.

Обобщающий урок

1

ТЕСТ №7

проверяем усвоение

следующих основных

понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты

проверяем умения различать предметы, выделять их существен-ные признаки, распре-делять в группы;

умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов и оценивать результат

32

Поверхность Земли. Материки и

океаны

1

наука география; карта, глобус, условные

обозначения на картах(легенда карты);океан, материк, остров, полуостров

Развивать пространст-венное мышление;

умение работать

со схемами, круговыми диаграммами, готовыми

моделями;

умение пользоваться условными обозначениями

33

Плоские и холмистые равнины. Овраги и

борьба с ними

1

формы суши – равнины и горы; плоская и

холмистая равнины;

холм, овраг, курган;

способы борьбы с

оврагами

умение работать

с текстом: соотносить текстовую, иллюстра-

тивную и графическую информации, выделять

новые понятия,

определять их

существенные

признаки

34

Горы, их разнообразие

1

гора, её части (вершина, склон, подошва склона);

горный хребет, высокие, средние, низкие  горы, их изображение

на карте; Эверест – высочайшая вершина мира,

Эльбрус – высочайшая

вершина Кавказских

гор

развивать наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие природы;

умение извлекать информацию с помощью условных знаков (карты); моделировать объекты

окружающего мира

35

Горы и люди. Безопасное поведение в горах

1

горная долина, пропасть, тоннель;

снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах

формироватьсозна-тельное отношение к безопасному образу

жизни; умение соотно-

сить информацию из разных источников;

умение работать

с блок-схемами

алгоритмов

36

Экскурсия. Формы суши родного края

1

ЭКСКУРСИЯ

умение различать разные формы суши

развивать экологическое мышление, эстетическое восприятие

природы; умение представлять результаты

наблюдений в

разной форме

37

Земля и еѐ поверхность. Обобщающий урок

1

проверяем усвоение понятий: материк,океан, гора, равнина,овраг, холм, вершина,склон, подошва (подножие); знание правил безопасного поведения в горах

проверяем умения выполнять и оформлять тестовые задания

разных типов,

работать со схемами, оценивать результаты своего труда

38

Вода на Земле. Океаны и моря. Значение

моря для жизни людей.

1

Мировой океан, океан, море, морская вода; экологические

проблемы, связанные

с деятельностью людей; правила безопасного

поведения на море

умение работать

с разными источниками информации; умение

давать оценку действиям и поведению людей

(в том числе своё

Собственное)

39

Пресные воды суши. Река, еѐ части. Значение рек для людей

1

ЭКСКУРСИЯ

пресная вода;

река – постоянный

поток пресной воды; части реки – исток, приток, устье, русло;

водохранилище, канал, водопад, родник,

наводнение, плотина,

гидроэлектростанция

развивать экологическое мышление;

умение выбирать

необходимую

информацию из

учебного текста

и иллюстраций;

умение работать

со схемами, моделировать природные объекты

40-41

Озѐра, пруды, болота. Байкал –жемчужина России

2

естественный, искусственный водоёмы;

озеро, пруд, болото;

правила экологически

грамотного и безопасного поведения на водоёмах

развивать эмоциональное, эстетическое и

сознательное отношение к ценностям природы; умение работать текстовой

и графической

информацией,

с рисунками-

схемами

42

Проектная задача "Значение воды»

1

питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды;

меры экономного расходования питьевой

воды

развивать экологическое мышление, умение работать с разными источниками информации;

давать нравственную оценку отношению людей к природе

43

Экскурсия. Водоѐмы родного края

1

ЭКСКУРСИЯ

умение различать разные виды водоёмов

развиватьэкологичес-кое мышление, эстетическое восприятие

природы; умение

представлятьрезуль-таты наблюдений в разной форме

44

Разнообразие водоѐмов. Обобщающий урок

1

ТЕСТ №9

Проверяем усвоение понятий: естественный и искусственный

водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище,

пруд, канал; пресная и морская (солёная)вода; части рек– исток, приток. устье. Правила безопасного поведения на воде

умение различать

объекты окружающего мира по существен-

ным признакам,

объединять и

распределять их

в группы; умение

работать со схемами; выполнять и оформлять тестовые задания

разных типов

45

Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч.

Родина. Родной край. Россия –

многонациональное государство

1

Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая

родина, родной край

формировать

патриотическое

отношение к

Родине, к своей

малой родине;

умение работать с текстовой

и графической

информацией,

анализировать

составлять небольшое сообщение по заданной теме

Личностные

-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

-стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

-способность к самооценке.

Регулятивные:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

-умение осуществлять действие по образцу и заданному  правилу;

-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные:

-умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре.

-умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение.

выделять главную мысль каждого абзаца.

Коммуникативные:-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;

-умение договариваться, находить общее решение;

46

Российская Федерация, еѐгосударствен

ные

символы

1

Р о с с и й с к а я

Федерация, республика, край, область;

государственная граница (сухопутная,

морская), армия;

герб, флаг, гимнРоссии

формировать

осознание учащимися себякак граждан

своей Родины

– России; умение отличать государствен-

ные символы

Р о с с и й с к о й

Федерации от

других государств

47

Конституция – основной закон

государства. Государствен

ные праздники

1

ТЕСТ №10

президент, закон,

Конституция, права

и обязанности гражданина России, ребёнка;

международный, государственный, национальный и др.праздники

формировать

ответственное

отношение к государст-венным законам; умение работать с текстом, выделять основную

мысль, находить

информацию

для ответа на вопросы

48

Москва – столица России

1

ПРОЕКТ

столица, досто-

примечательность,

основные исторические памятники

Москвы, Санкт-

Петербурга

воспитание чувства гордости за

столицу своей

Родины;

умение выполнять проектную работу

49

Российские города.

1

ТЕСТ  №11 С. 42-43

город-герой, город

воинской славы,

город-миллионер;

культурный, промышленный, торговый центр, кремль,

герб города

патриотические чувства гордостиза свою Родину,её народ, чувство признательности и уважения к защитникам своего Отечества;

умение осуществлять поиск информации в дополнительной

литературе, умение представлять её

50

Родной город (село), его достопримеча-

тельности

1

ТЕСТ С.   49  

З.АД 1

РОЛЕВАЯ ИГ-РА « Я ЭКС-

воспитывать

любовь и патриотические чувства к родному краю;

Умение выполнять тестовыезадания разных

типов, работатьс блок-схемамиалгоритмов

51

Горожане и селяне. Проблемы современного

города

1

архитектор, небо-

скрёб, сквер, парк,

улица, проспект,

бульвар, площадь

воспитывать

ответственное

отношение ксвоему местужительства;

умение ставить

познавательную и учебнуюзадачи; умение

работать со словарём

52

Проблемы современного города

(продолжение)

1

отходы городскогохозяйства, свалка,

контейнер для сбора отходов;

правила экологически грамотного поведения в городе и на природе

умение ставить

познавательную

задачу, выбирать способ её решения, планировать действия по достижению цели; умения проводить наблюдения, выполнять опыты, оценивать результаты

53

Наземный, водный и воздушный транспорт.

Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании

1

ТЕСТ С46-47  ЗАД 10-15

наземный, подземный, водный, воздушный транспорт;

пассажирский, грузовой, специальный,

общественный, личный транспорт;правила безопасного поведения на транспорте

развиватьэкологичес-кое мышление, воспитывать экологиче-

скую культуру; умение обсуждать проблемы, предлагать способы их решения; умение

классифицировать предметы, работать со

схемами, блок-схемами алгоритмов

54

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев.

1

ЭКСКУР-СИЯ

музей, экспонат музея; исторический,

краеведческий, политехнический и другие музеи

развивать интерес к познанию

исторического

наследия наших

предков;

воспитывать бережное отношение к памятникам прошлого

55

Раздел V. Человек –творец – 11часов

Старинные и современные средства

письменности, счѐта, связи

1

знаки, буквы, иероглифы, алфавит;

арифмометр, калькулятор, компьютер;

глашатай, гонец, почта, телеграф, телефон, радио, телевизор

развиватьпознаватель-ный интерес;

умение анализировать рисунки и текстовую

информацию;

выполнять проектную работу и презентовать её

Личностные:

-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение;

-сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценке

Регулятивные:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

Познавательные:

-умение извлекать информацию с карты, моделировать объекты окружающего мира.

-умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников

-умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов

-умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное.

-умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного) из иллюстрации, умение работать со словарём.

Коммуникативные:

-умение договариваться, находить общее решение

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать

-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию

-ориентация на партнера по сотрудничеству

56

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.

1

художественное и научное представление

знаний об окружающем мире

формировать

умение работать

с дополнительными источниками информа-

ции, выполнять

и презентовать

проектную работу

57

Красота природная и рукотворная. Осевая

симметрия

1

симметричный и

несимметричный

предметы, признак

симметрии; осевая

симметрия, линия

симметрии; умение

определять линию

симметрии

развивать интерес к наблюдению гармонии

в природе, в изделиях людей, произведениях

искусства; умение выделять существен

ные признаки предметов;

умение наблюдать и делать выводы из своих

наблюдений

58

Центральная (поворотная) симметрия.

Центр симметрии

1

центральная (пово-

ротная) симметрия,

центр симметрии;

умение различать

предметы, обладающие центральной

симметрией, находить центр симметрии; элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент;

умение находить

ячейку переноса в

бордюрах и орнаментах

развивать воображение ,наглядно-образное и логическое мышление,

творческие способности, чувство гармонии;

умение работать

с разными источниками информации;

умение применять знания в практической

деятельности

59

Орнаментальная (переносная) симметрия.

1

умение целенаправленно наблюдать

объекты окружающего мира; проверка

усвоения понятий и

умений: симметричный и несимметричный предмет, осевая, центральная,

переносная виды

симметрии; умение

изображать предметы, обладающие сим-

метрией, проводить

линии симметрии

развиватьпознаватель-ный интерес, эмоционально эстетическое восприятие окружающего мира;

умение применять знания в практической

деятельности умение проверять и оценивать результатысвоего учебноготруда

60

Виды симметрии в изделиях людей Контрольный урок. Что узнали, чему

научились во 2 классе

1

ТЕСТ С52-53 ТЕСТ С54-56

знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления

живой и неживой

природы

умение работать

с иллюстрациями, текстом, на-

ходить нужную

информацию,

использовать

её для решения

учебных задач,

умение оценивать результаты

учебного труда

61

Творческая мастерская «Красота природная и

рукотворная»

1

умение целенаправленно наблюдать

объекты окружающего мира; проверка

усвоения понятий и

умений: симметричный и несимметричный предмет, осевая, центральная,

переносная виды

симметрии; умение

изображать предметы, обладающие симметрией, проводить

линии симметрии

развивать познавательный интерес, эмоционально эстетическое восприятие окружающего мира;

умение применять знания в практической

деятельности;

умение проверять и оценивать результаты

своего учебного

труда

Календарно-тематическое  планирование уроков окружающего мира 2 класс УМК «Гармония»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 2 класс

Программа создана  в соответсвии с ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс

Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( автор Поглазова О.Т..)...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 2 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые предметные результаты, планируемые УУД, развёрнутое тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся, домашним заданием к...