Урок по краеведению (внеурочная деятельность) 1 класс "Ягоды нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
Цели урока:
- Сформировать знания о ягодах Югорского края.
- Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
- Развитие речи, коммуникативных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kraevedeniyu.docx | 28.22 КБ |
yagody_nashego_kraya.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по краеведению (внеурочная деятельность) 1 класс "Ягоды нашего края"
Составила: учитель начальных классов Сапогина С.Ю.
МАОУ «Средняя школа № 8» г. Когалым
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Сапогина Светлана Юрьевна
Класс: 1 - Г
Предмет: Краеведение «Край, в котором я живу» Внеурочная деятельность.
Тема урока: «Ягоды нашего края»
Цель урока:
- Формировать знания о ягодах Югорского края.
Задачи урока:
- Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
- Знакомство с поэтами и писателями Югры.
- Формировать коммуникативные УУД, развитие речи.
№ этапа | Этапы урока | Виды деятельности на уроке | Коммуникативные УУД |
1 | Актуализация опорных знаний. | 1.Отгадайте загадку, куда сегодня мы отправимся? 2.Вводная беседа. 3.Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина (читает ученик) | Слушать и понимать речь других. Формирование навыка выразительного чтения. |
2 | Знакомство с новым материалом (Ягоды нашего края) | 1.Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» 2.Составим слово по загадке (карточки с буквами и загадки) 3.Попробуйте на вкус ягодки. 4.Просмотр презентации. | Формирование умения слушать и понимать речь других. Участвовать в парной и групповой работе. Оформлять свою мысль в устной речи. |
3 | Обобщение и закрепление полученных знаний. | 1.Работа с тетрадью. 2.Задание повышенной трудности на дом. | Участвовать в парной и групповой работе. Формирование умения находить информацию из разных источников. |
4 | Подведение итогов. Рефлексия. | Составь рассказ по плану. | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Оформлять свою мысль в устной речи. |
5 | Дополнительное задание для читающих учащихся. | Еремей Айпин. Сказка «Клюковинка и травяная косичка» | Формирование навыков чтения. Оформлять свою мысль в устной речи, используя пересказ текста. |
Цели урока:
- Сформировать знания о ягодах Югорского края.
- Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
- Развитие речи, коммуникативных УУД.
Общеобразовательные задачи курса краеведения " Мы дети природы":
- Дать знания о природном богатстве края, быте, традициях коренных народов, хозяйственной деятельности.
- Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру
- Обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка.
Формы и методы:
Наблюдения, демонстрация наглядных пособий, практическая работа, словесные методы: рассказ, беседа, объяснения.
Региональный компонент помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ "Об образовании": воспитание гражданственности и любви к Родине; защита национальных, культурных и религиозных традиций.
Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Значение приобщения подрастающего поколения к жизненно важным ценностям своего народа никогда не потеряет актуальности. Уроки, включающие в себя региональный компонент, формируют у учащихся личную ответственность за сохранение природных богатств, их приумножение.
Цели урока:
- Формирование знаний о ягодах Югорского края, значении ягод для человека.
- Воспитание бережного отношения к ягодным полянам и кустарникам.
Оборудование к уроку: картинки с изображением ягод, карточки с названием ягод, замороженные образцы ягод, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний:
- Отгадайте загадку, куда сегодня мы отправимся?
Весной веселит,
Голосами птиц говорит.
Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами, ягодами угощает.
Зимой от вьюги защищает.
(лес)
Вводная беседа:
- Богат наш Югорский край лесами и болотами. Красив лес в любое время года. Но сегодня мы постараемся вспомнить, какой бывает осень в нашем крае. Осень в нашем крае начинается уже с августа. В конце лета и осенью лес похож на праздничный город. Белоствольные берёзы нарядились в жёлтые и красные сарафанчики. Красавицы осины стали ярко - оранжевыми. Свой зелёный наряд не меняют только хвойные деревья. А на болотных кочках каждое утро, словно жемчужины, блестят на солнце капли росы. В календаре народов ханты это время называют порой жёлтых листьев или "осенины".
- Многие поэты описывали красоту осени. Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина.
Читает ученик:
Над лесом и над полями
Плывут облака несмело,
Словно костры, поляны
Красны от брусники спелой.
Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студёными росы,
Стали багряными листья.
- Микуль Шульгин называет осень щедрой. Почему?
- Одно из богатств нашего края - ягоды.
2. Знакомство с новым материалом.
с ягодами, растущими в Югорском краю:
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик»
- Почему у девочки не получалось собрать ягоды? (она ленилась)
- Какие предметы ей помогали собирать ягоды? (дудочка и кувшинчик)
- А мы лениться не будем, и возьмем с собой только кувшинчик.
Составим слово по загадке. (карточки с буквами и загадки)
- Прочитайте загадку и соберите слово – отгадку.
- Что у вас получилось? (читаем загадку и отгадку)
1. Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сама - кусточки
Не выше кочки.
(брусника)
2. Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло.
(клюква)
3. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(черника)
Просмотр презентации.
На доске появляются названия ягод.
- В наших лесах есть и ядовитые ягоды - это волчье лыко и вороний глаз (показ картинок с изображением этих ягод) Как вы думаете, почему они так называются?
(рассуждения детей)
Несъедобные грибы и ягоды могут приносить вред и пользу. Неумение их распознавать приводят к отравлениям. В то же время животные и люди лечатся ими. Эти растения не нужно трогать руками, нельзя их сбивать и растаптывать.
3. Обобщение и закрепление полученных знаний.
- Работа с тетрадью (15, 16 задание)
- Задание 17 частично, остальное узнайте дома.
Попробуйте на вкус ягодки.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Составь рассказ по плану.
ПЛАН
- Название ягоды.
- Как выглядит ягода?
- Какая на вкус ягодка?
- Что интересного я узнал о ягодке?
5.Дополнительное задание.
Еремей Айпин. Сказка «КЛЮКВИНКА И ТРАВЯНАЯ КОСИЧКА»
Еремей Айпин
КЛЮКВИНКА И ТРАВЯНАЯ КОСИЧКА
Сказка
Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в чувале разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.
Однажды утром Клюквинка говорит подруге:
— Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи. Встающий первым всегда огонь разжигает.
— У меня же косичка... — тихо напомнила Травяная Косичка.
— Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведешь! — сказала Клюквинка.
— Ладно, огонь разведу, — согласилась Травяная Косичка.
Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в чувале разводить. Береста-растопка загорелась, дрова загорелись. Тут порыв ветра пламя подхватил — и вспыхнула травяная коса Травяной Косички.
Увидела это сидевшая на постели Клюквинка, увидела и так расхохоталась — что тотчас лопнула.
Тут и сказке конец.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по внеурочной деятельности "Символы моего края"
Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема "Сомволы моего края"...
Занятие интегрированного кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведение. Тема: Зимующие птицы нашего края
конспект занятия...
программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"
Программа внеурочной деятельности в 3 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс....
Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс
Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жи...
Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.
Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...
Рабочая программа по краеведению (внеурочная деятельность)
Адаптированная рабочая программа по краеведению в 1-4 классах , используемая во внеурочной деятельности...