Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс
проект (4 класс) на тему
Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monastyr.pptx | 2.71 МБ |
proekt_4_klass.docx | 76.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь 17 век
19 век Начало 20 века
19 век Начало 20 века
1941 год
2005 год 2014 год
Карта Ново-Иерусалимского монастыря
Святые ворота с Надвратной церковью
Карта Ново-Иерусалимского монастыря
Карта Ново-Иерусалимского монастыря
Воскресенский собор
Воскресенский собор. Вид снаружи
Воскресенский собор Вид внутри
Подземная церковь св . Константина и Елены
Колокольня
Ротонда
Предварительный просмотр:
Проект «Гордость моего края»
Методический паспорт учебного проекта
Название проекта: Гордость моего края
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края». Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности; формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми и детьми.
2.Формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
3.Развить конкретно-образное восприятие действительности
4.Организовать совместную деятельность родителей и детей в выполнении проекта.
Сроки реализации проекта: февраль- март 2018 года.
Практическая значимость: Применение проекта на уроках истории, внеурочных занятиях.
Тип проекта: исследовательский, ознакомительно-ориентировочный (информационный).
Необходимые начальные знания, умения, навыки.
Ученик должен уметь работать с компьютером, уметь самостоятельно найти необходимую информацию в информационном пространстве, уметь работать в программе презентации, уметь слушать и дискутировать.
План реализации проекта
1 этап - подготовительный
Диагностика знаний обучающихся о достопримечательностях г.Истры, Истринского района: проведение опроса «Сколько и какие достопримечательности города и района тебе известны?», проведение анкетирования «Воскресенский Новоиерусалимский монастырь- гордость моего края»
Обработка полученных данных.
Составления плана работы над проектом.
Формирование проектных групп по интересам: «История Воскресенского Новоиерусалимского монастыря», «Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в период Великой Отечественной войны», «Знаменитые люди в монастыре»
Определение заданий для каждой группы
2 этап – организация и осуществление деятельности
- изучение истории монастыря
- посещение экскурсии в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
- подбор фотографий, видеоматерила.
- помощь в составление мини-сообщений детей по группам.
- участие родителей в создании книжки-малышки.
3 этап – презентация проекта
-защита проектов по группам
-составление карты-схемы монастыря
-презентация книжки-малышки «Знаменитые люди, посетившие Воскресенский Новоиерусалимский монастырь»
-проведение анкетирования
-проведение беседы.
Предполагается, что выполнение данного проекта будет способствовать формированию следующих умений:
1. Личностные:
-формирование самоопределения школьников как граждан России.
-формирование ценностно-смысловой ориентации обучающихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
-формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Метапредметные:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
3. Предметные:
–– расширение кругозора об истории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, его архитектурного ансамбля.
4.Познавательные
–– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.
5.Коммуникативные
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
6. Регулятивные
– формирование умений обучающихся организовать их учебную деятельность.
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Критерии оценки эффективности проекта:
- Умение представлять творческо-поискового продукта индивидуальной, коллективной деятельности.
- Умение искать информацию в различных источниках.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектной деятельности
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие
с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы
- информационно-коммуникативная деятельность обучающихся,
- созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др)
- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
Предполагается уверенное использование обучающиимся мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Критерии оценки защиты проекта:
- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;
- объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
- культура речи;
- чувство времени;
- использование наглядных средств;
- умение удерживать внимание аудитории;
- умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
- готовность к дискуссии;
- доброжелательность, контактность.
Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект. Проект «Гордость моего края» помогает в воспитание уважения и чувства любви к своей малой Родине; в развитие познавательных способностях детей в процессе практической деятельности; в формирование наглядно-образного мышления, творческих способностей, самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и детьми; в развитие интереса к изучению истории своего края; в организации совместной деятельности родителей и детей в выполнении проекта.
Продуктом проекта является карта-схема Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, презентация, книжка- малышка.
Ресурсное обеспечение проекта
Реализация проекта осуществляется совместно с МОУ СОШ №2 г.Истра. Используются материалы из краеведческого музея, библиотечного фонда сельской и школьной библиотек г.Истры, официального сайта монастыря.
Порядок контроля и оценки результатов проекта
Проведение опроса, анкетирования и сравнение результатов с предварительных опросов в начале проекта. Составление диаграммы, которая наглядно покажет изменения в представлениях и знаниях обучающихся по тематики проекта.
Описание проекта
Данный проект относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности и реализуется через туристско-краеведческую деятельность. В реализации проекта участвовали ученики 4-б класса СОШ №2 г.Истра.
Предварительно был проведен опрос детей на предмет того, какие достопримечательности города и района они могут назвать. 60% детей назвали 2-3 достопримечательности, 15%- 1, 25% не смогли назвать ни одного. С одной стороны, результаты опроса удивили, а с другой, подтвердили актуальность выбранной темы проекта.
Знакомство детей с историей и культурой родного края началось с самой главной достопримечательности нашего города Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Но сначала мы провели анкетирование детей (Приложение 1).
Вопросы анкеты
- Ты когда-нибудь бывал в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре?
- Если да, с кем ты его посещал?
- Если нет, хотел бы там побывать?
- Тебе известно, кто основал монастырь?
- В каком веке его основали?
- Почему он называется Воскресенский Новоиерусалимский монастырь?
- От кого ты впервые о нем услышал?
Было опрошено 15 детей, результаты оказались следующими: 10(67%) из 15 детей бывали в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре вместе с родителями, 2-из 5 (13%), не хотели бы там побывать.
3 из 15 (20%) известно кем основан, 5 из 15 (34%) знают, в каком веке его основали, 4 из 15 (27%) знают, почему он так называется. Рис 1.
7 человек из 15 (47%) впервые услышали о нем от родителей, 3 (20%) человека читали в интернете, 2 (13%) прочитали в газете, 3 (20%) услышали прочитали в книге.
Результаты анкетирования так же подтвердили актуальность данной темы.
На 1 занятии мы познакомились с целями и задачами нашего проекта, распределились на группы, обсудили сроки выполнения проекта.
Одна из форм внеурочной деятельности- экскурсия. Для нас это очень эффективный и преемственный метод, но увы, использовать данный метод было очень трудно: во-первых, требуется определенные документы и разрешения, а второе,-часть монастыря была еще на реконструкции, поэтому на помощь нам пришли икт: с их помощью нам удалось побывать на виртуальной экскурсии. В ходе нее мы познакомились не только с внешними элементами монастыря, а так же и внутренними.
У нас было 6 экскурсий, каждая длилась около 20 минут.
Так же, мы рассматривали фотографии уникальных фресок, узоров и других мелких деталей, которые невооруженном глазом трудно рассмотреть. Ребят очень заинтересовали старинные фотографии города, монастыря- их мы нашли на официальном сайте монастыря.
Экскурсии проходили в игровой форме, с выполнением разных заданий.
После изучения материала, мы с ребятами решили сделать карту – схему монастыря и его территории. Но сначала мы изобразили модель карты на интерактивной доске, и только потом перенесли ее в бумажный вариант: мы распечатали фотографии архитектурных элементов с помощью принтера, а затем приклеили их на нашу карту.
Так же проходила защита своих проектов.
После завершения проекта было проведено повторное анкетирование (Приложение 2):
- В каком веке основан монастырь?
- Кто его основал?
- Почему он так называется?
- Какие основные архитектурные элементы ты можешь называть?
- Ты бы хотел еще больше узнать о культуре и истории своего города?
Результаты показали, что 13 из 15 человек (91%) запомнили в каком веке был основан монастырь, 14 из 15 человек (95%) кто основал его, 11 из 15 человек (80%) знают почему он так называется. рис. 2
Таким образом, анализируя данные первого и второго анкетирования можно сказать, что уровень знаний стал намного выше и глубже, чем был до проекта. Рис.3
Итак, проект «Гордость моего края» был успешно реализован в МОУ СОШ №2 г.Истра. Проект соответствует программе внеурочной деятельности по краеведенью «Юный краевед», а также требованиям ФГОС НОО.
Заключение
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, включающая в себя все виды деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и имеет следующие виды игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); и т.д. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков и т.д. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, который может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Юный краевед» направленна на развитие личных и общеучебных компетенций обучающихся посредством овладения знаниями о культурно- исторических и природно- географических факторах своего родного края, т.е. Московской области, рассчитана на 4 года обучения, а также по своей форме организации соответствует требованиям ФГОС НОО.
Проект «Гордость моего края» был успешно реализован во время преддипломной практике в МОУ СОШ №2 г.Истра. Проект соответствует программе внеурочной деятельности по краеведенью «Юный краевед», а также требованиям ФГОС НОО.
Таким образом, задачи ВКР выполнены, цель достигнута, а, следовательно, тема выпускной квалификационной работы «Организация проектов по краеведению во внеурочной деятельности младших школьников» раскрыта.
Список использованной литературы
- Аверина, Н.Г. Внеурочная деятельность в начальной школе// Начальное образование. – 2012. - №1 - С. 68-71.
- Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010. -223 с.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.- С. 45-49.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2. – С.78-84.
- Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. – Воронеж, 2012. – 192 с.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014. - № 5. – С. 47.
- Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности. Пособие для учителей. – М.: Учитель, 2016. – 157 с.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, - 2010. - №7. – С. 74-81.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2013. - 112с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.:Владос, 2012.- 400 с.
- Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова. М.: Российская академия образования, 2010. - 154 с.
- Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении. Исследовательская работа школьников.- М.: Первое сентября, 2012. - 275 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.:Владос, 2011.- 288 с.
- Стефановская Т.А. Классный руководитель. - М.: Академия, 2013.- 192 с.
- http://asyaazretovna.ucoz.ru/news/vneurochnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/2014-11-04-71 -Внеурочная деятельность в начальной школе.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/07/proekt-po-kraevedeniyu - Обучение проектной деятельности младших школьников через средства краеведческой работы.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/05/11/referat-vneurochnaya-deyatelnost-i-ee-osobennosti-v-uchebno - Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном процессе.
- http://минобрнауки.рф/documents/922- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приложение 1.
Анкета «Воскресенский Новоиерусалимский монастырь- главная достопримечательность нашего города»
1.Ты когда-нибудь бывал в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре?_________________________________________________________
2.Если да, с кем ты его посещал?_______________________________________
3.Если нет, хотел бы там побывать?____________________________________
4.Тебе известно, кто основал монастырь?_________________________________
5.В каком веке его основали?___________________________________________
6.Почему он называется Воскресенский Новоиерусалимский монастырь?_________________________________________________________
7.От кого ты впервые о нем услышал?___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение планирование внеурочной деятельности во 2 классе
планирование 2 класс краеведение...
Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".
Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...
Воспитание патриотизма через краеведение во внеурочной деятельности «Мар-Кюель- мой родной край»
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии,...
рабочая программа во внеурочной деятельности в 1 классе по краеведению "Осетия- мой край родной"
рабочая программа по краеведению "Осетия-мой край родной" 1 кл....
Краеведение. "Красная книга моего края"
кроссворд...
Методический проект: «Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»
Методический проект:«Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»...
Памятка Проект по краеведению «Деревья и кустарники Пермского края».
Памятка Проект по краеведению «Деревья и кустарники Пермского края»....